Алфавит нот для гитары

Учимся играть по нотам

Добрый день, дорогие читатели! Эта статья для тех, кого ещё мучают сомнения, а также для тех, кто не знает с чего начать. Насколько необходима нотная грамота для гитары музыканту?

Для чего нужны ноты?

Можно всю жизнь сочинять музыку, записывать в студии песни, выступать на сцене, совсем не зная нот. Однако, здесь есть один существенный момент.

К примеру, возьмём иностранный язык. Представим, что человек уехал в другую страну, где говорят на неизвестном ему языке. Сможет ли он адаптироваться, стать полноценным гражданином? Где-то лет через пять будет свободно общаться.

Но, когда понадобится нечто большее – например, написать статью или книгу, то у него возникнут проблемы. Отсутствие знания грамматики, основ культуры речи, жанровой стилистики. Он будет говорить простыми фразами, его словарный запас окажется недостаточным. После первой же публикации станет понятно, что он просто неуч.

Современному музыканту саморазвитие доставляет значительно большее удовольствие, чем сцена или деньги. Знания дают гораздо больше – творческую свободу, неограниченные возможности. Можно общаться с профессиональными музыкантами, обмениваться идеями. А теперь подумайте — необходимо ли знать ноты, если вы хотите стать музыкантом, который способен общаться на языке музыки.

Читайте также:  Ноты капитанова попурри золотые мелодии советских комедий ноты

Могу вас уверить, что если этим заниматься, то умение читать ноты приходит очень быстро. Это все равно, что алфавит. Кто вспомнит, как когда-то начинал учить алфавит? Ведь каким-то образом он запомнился.

Нотная грамота для гитары мало чем отличается. Только знаков поменьше. Главное не бояться нот. Если практиковаться, они так или иначе начинают сами запоминаться.

Как появились ноты?

Нотам уже много лет. В неизменном виде как сегодня они существуют примерно с 16 века. Но сначала это были церковные песнопения, Григорианские хоралы Гвидо д’Ареццо. Управляя церковным хором, он столкнулся с проблемой, которая его беспокоила.

Каждый раз, когда приходили новенькие, он помогал им учить вокальные партии. На следующий день всё начиналось с нуля — никто ничего не помнил. Мало кому удавалось с первой репетиции выучить мелодии. В то время запоминали только по слуху.

Гвидо д’Ареццо тратил много времени и сил. Каждый раз приходилось возвращаться, показывать всё заново. Тогда он придумал нотную систему с помощью, которой стало возможным записывать музыку. Теперь каждый участник хора имел при себе ноты. Глядя в них он мог исполнить свою вокальную партию.

История говорит о том, что сам Папа Римский проявил к этому интерес. После того как он познакомился с нотами их стали применять во многих католических храмах.

С чего начать?

Представьте обычные уличные провода, свисающие вежду столбами. Представили? Назовём их линейками. Теперь вообразим, что на проводах сидят птички. Назовём их нотами.

Итак, провода – это неподвижные линейки, а птички, наоборот, всё время перемещаются, издают разные звуки и поют. Переносим это на бумагу.

Из чего состоит нотный стан?

Место, где располагаются ноты, называется нотным станом, состоящим из 5 линеек.

Что такое ноты?

Знаки, с помощью которых музыканты знают, какой звук следует играть и сколько по времени он длится. Внешне они выглядят как точки на линейках.

Расположение и добавочные линии

Положение на нотном стане обозначает высоту звука, а внешний вид показывает время звучания.

Диапазон музыкальных звуков, которые воспринимает наше ухо, невозможно разместить на пяти линейках. К тем, которые выходят за пределы добавляются короткие линии. Их называют добавочными и пишутся они на самой ноте, под ней или над ней.

Что такое гамма?

Что обозначает скрипичный ключ?

Указывает линейку, на которую назначена определенная нота.

Самообучение приносит хорошие плоды, когда теория и практика идут вместе, не отставая друг от друга.

Возьмите нотную тетрадь или лист бумаги. Сначала нарисуйте 5 параллельных линеек, а затем ноты. После этого напишите название каждой.

Повторите это несколько раз.

Назовите вслух все ноты из упражнения №1, как вверх, так и вниз. Потом поднимитесь на одну ступень вверх и подряд назовите от Ре до следующего Ре. Далее от Ми до следующего Ми. Так постепенно поднимаясь, пройдите всю гамму, к самому верхнему звуку До.

Желательно не только проговаривать названия вслух, но и записывать их на бумаге. Когда достигните уверенности в написании, сделайте также, но в обратном порядке.

Что такое тон и полутон?

К семи ступеням прибавились пять производных (черные клавиши), они получают свои названия от повышения или понижения основных.

Знаки альтерации

На грифе гитары

Пожалуй, это самое необходимое для начинающих изучать нотную грамоту. Но только одним чтением не обойтись. Во всем изложенном следует разобраться и выучить.

Продолжение темы в следующей статье. Где мы детально рассмотрим, как это применяется на гитаре.

Пишите отзывы, задавайте вопросы.

Источник

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Алфавит гитариста

А

Аккомпанемент — исполнение фоновой музыки, помощь другому музыканту, сопровождение основной мелодии одним или несколькими второстепенными инструментами.

Аккорд — музыкальный термин обозначающий сочетание трёх или более звуков. Аккорд создаёт объёмный красивый звук из сочетаемых нот. Бывает минорным и мажорным.

Анкер — металлический стержень, который располагается во всю длину гитарного грифа и служит для регулирования его прогиба. Другими словами, анкерный болт помогает держать гриф ровным, не поддаваясь силе натяжения струн.

Аппликатура — ряд специальных обозначений, помогающих музыканту сэкономить движения во время игры, правильно при этом расставив пальцы; последовательность задействования каждого пальца во время игры. Аппликатура проставляется в нотных записях с помощью цифр, букв и других символов.

Аранжировка — адаптация музыкального произведения под какой-то другой инструмент или голос. Аранжировка композиции подразумевает исполнение в другом составе инструментов. А также — удобное и простое переложение песни на конкретный музыкальный инструмент.

Атака — сила удара по струнам / нарастание звука. Чаще всего используется по отношению к электрогитарам, где разная сила удара медиатором позволяет добыть разный яркости звук. Термин используются и средь вокалистов.

Б

Бридж — устройство отвечающее за удержание струн, располагается на корпусе. Также носит название «машинка», в случае, если имеет возможность регулировки высоты звука с помощью специального рычага. Также бриждем называют переходные моменты в песне (бридж с англ. – мост).

Бэнд — подтяжка струны. Специальный гитарный приём, часто применяемый на всех видах гитар, кроме классической. Характерен плавным переходом с одного звука в другой. Плавным — значит постепенным, а не медленным, так как бэнды могут быть как резкими, так и медленными.

Г

Гитар про (Guitar Pro) – программа для компьютера, которая значительно облегчает труд гитариста, разбирающего табы для гитары, позволяя воспроизводить их с помощью миди, замедлять, делать повтор определённых отрезков табулатуры и т.п.

Д

Дека — второе название гитарного корпуса, точнее его лицевой и нижней части. Больше применяется по отношению к акустическим гитарам, так как принято считать деку — усилителем акустического звука.

Дисторшн — способ искажения звука / перегруз. Этот звуковой эффект часто используется на электрогитарах (реже бас-гитарах) в разных музыкальных направлениях, широко распространённый среди рок-исполнителей. Добывается с дополнительных гитарных устройств.

К

Каподастр — специальный аксессуар, напоминающий прищепку, служит для быстрого изменения гитарного стоя, путём укорочения рабочего отрезка струны. Крепиться непосредственно на гитарный гриф.

Катавей — специальный вырез в акустической гитаре, служит для удобного доставания пальцами до последних ладов.

Колок — одна из важнейших гитарных деталей, находиться на головке грифа и служит для регулировки натяжения струн. С помощью колков настраивается правильное звучание инструмента.

Комбик — это гитарный звукоусилитель (комбоусилитель). К комбику подключаются гитары, на которых установлены звукосниматели: электрогитара, полуакустическая и бас-гитара. Делятся на ламповые и транзисторные.

Л

Лады — металлические порожки, которые поперечно располагаются по всему грифу, служат для изменения звучания струны. Каждый следующий лад увеличивает звук на полтона или тон.

М

Метроном — прибор, который делит короткие промежутки времени ритмичными ударами. Часто применяются начинающими музыкантами (не только гитаристами) для наработки чувства ритма.

Медиатор — специальный пластмассовый «треугольник», который используют гитаристы в качестве элемента, позволяющего добыть яркий и звонкий звук.

Мензура — это название рабочей длинны струны (часть струны, которая служит для извлечения звука), то есть от первого и до последнего порожка. На разных типах гитар она отличается.

Н

Ноты для гитары — специальные графические обозначения, с помощью которых можно передать на бумаге информацию понятную гитаристу о ритме, высоте и длительности звука. В общепринятой современной нотации, запись нот для гитары ведётся в скрипичном ключе и на октаву выше чем они звучат. Это связано с необходимостью избежать записи большого количества дополнительных линеек на нотоносце.

О

Обечайка — часть гитарного корпуса, которая объединяет нижнюю и верхнюю деки. То есть, правильней будет сказать «катавей на обечайке» чем «катавей на корпусе / деке»

П

Палм мьютинг — приём лёгкого глушения струн правой рукой. Добавляет звуку определённой сухости и жёсткости, в основном применяется на электрогитарах в жанрах тяжелой музыки.

Пауэр аккорд — мощный аккорд (двузвучие), часто используемый в написании риффов, применяется с эффектом «Дисторшн». Аккорд состоит из квинтового и основного тонов.

Р

Розетка — вырез на верхней деке акустических и классических гитар. Цель розетки — служить выходом для акустического звука, усиленного гитарным корпусом.

С

Сустейн — это время звучания (продолжительность) извлечённой ноты. С помощью разной силы глушения струн и разного положения правой руки во время глушения можно задавать разный сустейн. Для искусственной регулировки сустейна используют разного рода компрессоры.

Т

Табулатура (табы) — упрощённый вид музыкальной нотации. Часто используется музыкантами без музыкального образования.

Ф

Флажолет — гитарный приём, с помощью которого извлекают звук-обертон. Флажолеты делятся на искусственные и натуральные. Натуральные исполняются путём лёгкого прижатия струны в особых местах её деления.

Х

Хамбакер — двойной магнитный звукосниматель, состоит из двух катушек синглов. Стал широко применяться в тяжелой музыке. Предназначен для подавления шумов.

Источник

Оцените статью