Алисия де лароча фортепиано

Алисия де лароча фортепиано

ЛАРОЧЧА Алисия де (р. 23. V 1923)

. Это произошло в Лондоне в середине 70-х годов. На афишах концертов Маурицио Поллини появилась наклейка, извещавшая, что заболевшего итальянского артиста заменит пианистка Алисия де Ларочча. Публика, убежденная, что речь идет об очередной «скороспелой» лауреатке, бросилась сдавать билеты. Зал оказался полупустым. «Но тех, кто остался,- свидетельствует музыковед Б. Морриссон,- угостили демонстрацией такого блестящего профессионализма и владения инструментом, с которыми мало кто мог бы соперничать — будь то Поллини или кто угодно другой. Неукротимая жизненность, красочность и блеск игры де Лароччи доказали то, что некоторые уже давно предполагали — она является ныне самой очаровательной и обладающей самыми широкими возможностями женщиной-пианисткой в мире».

Да, артистическая биография де Лароччи сложилась так, что к пятидесяти годам ее искусство по достоинству оценили лишь на родине — в Испании, и за океаном; в Европе же она оставалась практически неизвестной широким кругам посетителей концертов, любителей грампластинок. Впрочем, так бывает нередко: в одной стране искусство артиста сразу приходится по вкусу публике, в другой ему приходится приложить немало усилий, чтобы завоевать доверие — и не всегда это удается. Тем более, если за спиной нет звучных лауреатских званий — а Ларочча никогда и не гналась за ними, в отличие от большинства своих коллег даже не помышляла об участии в конкурсах.

И при всем том де Ларочча недавно отметила. 50-летие своей артистической деятельности. Дебютировала она в родной Барселоне в 5-летнем возрасте. «Правда, это не был дебют в полном смысле слова,- говорит артистка.- Я играла для очень узкой аудитории, которую составляли друзья моего учителя Френка Маршалла (друга и ученика Э. Гранадоса), в том числе композитор Хоакин Турина». Опытный педагог, Маршалл не собирался, впрочем, делать из нее вундеркинда, а просто решил устроить ей нечто вроде экзамена, который она, заметим, с честью выдержала. И хотя в следующем году Ларочча дала уже настоящий публичный концерт, а еще три года спустя играла с Мадридским симфоническим оркестром, учеба шла своим чередом. Девушку воспитывали на классической литературе — Бахе, Моцарте, романтиках (особенно Шумане) и лишь постепенно открывали ей мир родной испанской музыки; Маршалл считал, что для ее освоения необходим солидный технический базис. Ученица делала быстрые успехи, относясь к музыке с недетской серьезностью. Однажды педагог взял ее с собой в студию, где знаменитая испанская певица Кончита Супервиа записывала очередную пластинку. После того, как запись была закончена, Супервиа шутя обратилась к девочке: «Теперь твоя очередь». Алисия села за рояль и превосходно сыграла Вальс и Ноктюрн Шопена. Тогда было трудно предположить, что сделанная запись будет первой из многих.

Читайте также:  Французский вальс евгений соколовский ноты для фортепиано

Карьера молодой артистки развивалась медленно. Закончив учебу, она стала ассистенткой своего педагога, изредка выступала в концертах. В начале 50-х годов дирижер Альфред Валленштейн заметил ее и пригласил на несколько выступлений с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром. Спустя некоторое время ей удалось получить концерт в нью-йоркском «Туан-холле». Она играла «Карнавал» Шумана, Сонату (соч. 110) Бетховена, испанскую музыку. Дебют оказался удачным, авторитетный журнал «Мюзикал куриер» назвал его «одним из самых приятных сюрпризов» сезона, но импресарио оставались глухи к ней. Пианистка вернулась на родину и продолжала пребывать в безвестности, лишь изредка появляясь на эстрадах Испании, и еще реже — в других европейских странах.

Поворотным моментом в карьере де Лароччи стал 1965 год, когда ей удалось вторично дебютировать в Нью-Йорке. То ли обстоятельства сложились удачнее, то ли ее мастерство к этому времени созрело, но на сей раз успех был полным: контракты посыпались со всех сторон. Она стала знаменитой в США, ее признали в Испании, но потребовалось еще полтора десятилетия, чтобы ее искусство по достоинству оценили повсюду. За эти полтора десятилетия артистка гастролировала в Австралии и Новой Зеландии, Японии и Гонконге, многих странах Африки и Латинской Америки, выступала в крупнейших залах Европы. Помимо сольных концертов, она зарекомендовала себя и как отличная ансамблистка: в 50-е годы выступала совместно с виолончелистом Г. Кассадо, а впоследствии регулярно сотрудничала со своей знаменитой соотечественницей певицей В. де лос Анхелес и с квартетом «Гварнери». Она удостоена десятков международных отличий и почетных званий. В 1978 году журнал «Мюзикал Америка» избрал ее «музыкантом года» в США.

Сегодня многие критики разных стран сходятся в том, что Алисии де Ларочче по праву приндлежит почетное место в элите мирового пианистического искусства. «Де Ларочча — величайшая среди испанских пианистов и одна из лучших среди мировых пианистов вообще!»,- пишет солидный лондонский критик Джон Дуарте. С ним полностью согласен обозреватель американского журнала «Ньюсуик» Чарлз Митчнер: «Несмотря на крохотную фигуру и маленькие руки, которые едва охватывают по девять клавиш, это гигант фортепианного искусства, обладающий непогрешимой ритмичностью, напевной естественностью звука и тонким ощущением градаций, которое позволяет ее фортиссимо звучать гораздо сильнее, чем оно есть на самом деле».

Читайте также:  Маленький ежик четверо ножек под гитару

Пожалуй, самым примечательным и своеобразным в искусстве де Лароччи можно назвать ярко выраженную национальную характерность — начало, проявляющееся в неповторимом своеобразии фразировки, чувстве ритма. «Пианистка обладает исключительной техникой, ее стиль отличается элегантностью ритма и своеобразием приемов, заимствованных от фольклорных традиций ее родины: стаккато, словно воспроизводящее звуки кастаньет, арпеджии, имитирующие гитару; мелодии, которые извлекают ее непогрешимые пальцы, напоминают фламенко». Все это делает де Лароччу словно бы созданной для интерпретации испанской музыки, и действительно, в этой области ей сейчас нет равных. Она, кажется, единственная из пианистов наших дней, может позволить себе давать, клавирабенды (в. том числе монографические) целиком из произведений испанских авторов — Гранадоса, Альбениса, де Фальи. И можно утверждать, что закрепление их музыки в концертном репертуаре — не как отдельных «бисовых» пьес, а как важной области пианистического наследия- во многом связано именно с ней. Дважды она записала на пластинки целиком грандиозные циклы «Гойески» Гранадоса и «Иберия» Алъбениса, в ее интерпретации зафиксированы все фортепианные сочинения названных авторов, а также де Фальи, X. Турины, она возродила многие пьесы композиторов далекого прошлого-Маттео Альбениса и Антонио Солера.

И все же ни в коем случае нельзя утверждать, что слава пианистки зиждется только на испанской музыке; она сама категорически возражает, когда ее пытаются зачислить в «узкие специалисты», и возражает справедливо. Диапазон творческих интересов и возможностей де Лароччи очень широк и простирается «от Баха и Скарлатти до Прокофьева и Хачатуряна», как она сама определяет. Высокую оценку критики получили пластинки с ее записями произведений Баха, нескольких концертов и сонат Моцарта, сочинений Шумана, обоих концертов Равеля, Фантазии Форэ. В них неизменно проявляются лучшие достоинства игры де Лароччи: певучий звук и говорящая фраза», свобода и естественность музицирования, стилистическое чутье. «Для меня не только каждая эпоха, но и каждый композитор обладает своим собственным специфическим звуком»,- говорит она. При этом испанская пианистка прекрасно сознает, что ее виртуозные (в высоком смысле этого слова, а отнюдь не в плане чистой техники) возможности не безграничны, и не стремится конкурировать с «колоссами эстрады». Но это не мешает ей исполнять такие масштабные произведения, как Третий концерт Рахманинова, Соната си минор Листа, Четвертый концерт Бетховена, Концерт Хачатуряна, Симфонические вариации Франка — исполнять по-своему, не ошеломляя слушателей мощью и блеском, но покоряя законченностью и убедительностью концепции.

Концертная деятельность Алисии де Лароччи сегодня интенсивнее, чем когда-либо. К концу 70-х годов перед ней наконец, раскрылись двери лучших концертных залов Европы, а ее пластинки — буквально нарасхват. Это не оставляет ей времени для педагогической работы: хотя она и числится директором Музыкальной академии в Барселоне, но, по ее собственному признанию, появляется там нечасто. Однако артистка, перейдя рубеж 60-летия, продолжала совершенствоваться, искать. «Я всегда недовольна собой,- говорит она.- Я всегда в поисках чего-то совершенного и никогда не могу достичь идеала».

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. «Современные пианисты». Москва, «Советский композитор», 1990 г.

При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!

Источник

Алисия де Ларочча

Алисия де Ларочча

(исп. Alicia de Larrocha y de la Calle)

23 мая 1923, Барселона-25 сентября 2009,Барселона

«Испанская пианистка, одна из величайших мастериц фортепианной игры 20-го века и, пожалуй, величайшая пианистка за всю историю Испании. Неоднократная лауреатка премии ‘Грэмми’ и премии принца Астурийского (Prince of Asturias Award for the Arts). Именно Алисия познакомила широкие зрительские массы с творчеством Исаака Альбениса (Isaac Albéniz) и Энрике Гранадоса (Enrique Granados).

Родилась Алисия де Ларочча в Барселоне (Barcelona). Учиться играть на фортепиано она начала уже в три года; наставником её был известный испанский пианист Фрэнк Маршалл (Frank Marshall). В детстве де Ларочча была довольно низкорослой – меньше 1.5 метров – да и руки для пианистки у неё были довольно маленькие. Несмотря на все это, Алисия уже в те времена прекрасно справлялась с довольно сложными музыкальными произведениями – вроде крупных концертов Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven), Ференца Листа (Franz Liszt), Иоганнеса Брамса (Johannes Brahms), Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева и Мориса Равеля (Maurice Ravel). В особо сложных частях Алисии помогал довольно длинный мизинец и относительно широкое расстояние между указательным и большим пальцами; впрочем, никакие особенности организма не помогли бы девочке, не обладай она абсолютно уникальным врожденным талантом. В какой-то степени музыка была в крови Алисии – на фортепиано играли оба её родителя. В три года де Ларочча начала играть профессионально; уже в пять лет она в первый раз выступила перед публикой – на Международной выставке в Барселоне (International Exposition in Barcelona). Через год, на Всемирной ярмарке в Севилье (World’s Fair in Seville), Алисия дала своей первый концерт. Впервые с оркестром де Ларочча выступила уже в 11 лет. Разумеется, столь быстрое восхождение к вершинам успеха не могло не произвести должного впечатления на слушателей – к 1943-му Алисия по праву считалась одной из лучших испанских исполнительниц.

В 1947-м де Ларочча начала путешествовать с гастрольными турами по всему миру; в 1954-м она добралась до Северной Америки – и даже выступила с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром (Los Angeles Philharmonic). В 1969-м Алисия работал в Бостоне (Boston), в концертах серии ‘Peabody Mason Concert’.

Сольные фортепианные выступления Алисии неоднократно записывались на искусственные носители; особым успехом у покупателей пользовались записи испанских мелодий в её исполнении. Из всех записей де Лароччи более всего известна серия композиций авторства Мануэля де Фальи (Manuel de Falla), Энрике Гранадоса и Исаака Альбениса; ничуть не меньшим успехом пользовались выпущенные в 1967-м вариации клавишных сонат Антонии Солера (Antonio Soler). Записывалась Алисия, как правило, в компаниях ‘Hispavox’, ‘CBS/Columbia/Epic’, ‘BMG/RCA’ и ‘London/Decca’.

В 1975-м Алисия выиграла свою первую ‘Грэмми’; последнюю она получила в 1992-м – в без малого 70 лет.

В 1994-м достижения де Лароччи на музыкальной ниве были отмечены премией принца Астурийского.

В 1995-м Алисия стала первой в мире испанкой, выигравшей премию ЮНЕСКО.

Скончалась Алисия 25-го сентября 2009-го, в одном из госпиталей Барселоны. На момент смерти пианистке было 86 лет; за 5 лет до этого де Ларочча сломала себе бедро и так и не сумела окончательно оправиться от этого. Муж Алисии, пианист Хуан Торрья (Juan Torra), скончался еще в 1982-м.

С возрастом репертуар де Лароччи претерпел существенные изменения – она начала куда чаще обращаться к творчеству Бетховена и Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart).»

Рекомендуем:

Статья, вышедшая после смерти пианистки в 2009 году (на английском языке): Алисия де Ларочча, пиаснитка, умерла в 86 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Источник

Музыка и песни Larrocha Alicia de, piano / Ларроча Алисия де, фортепиано

Артикул: CDVP 061504

Состав: 2 CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 01-01-2010

Жанры: Концерт

Артикул: CDVP 020957

Состав: 2 CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 01-01-1996

Артикул: CDVP 2950970

Состав: 50 CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 01-01-2016

Артикул: CDVP 005066

Состав: 7 CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 01-01-2003

Артикул: CDVP 152149

Состав: 10 CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 01-01-2011

Артикул: CDVP 3484023

Состав: 223 (222 CD + 1 DVD)

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Источник

Оцените статью