Альтерация аккордов двойной доминанты

Альтерация аккордов доминантовой группы

1.а) Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладу целотоновых тяготений без изменения функций аккордов и без выхода за пределы данной тональности.

б) Измененные таким образом аккорды называются альтерированными.

в) Альтерированные созвучия возникли от хроматических проходящих звуков в разных голосах в аккордах диатонического склада. Основной источник альтераций в аккордах разных функций связан с изменениями II ступени лада. Она может быть повышена и понижена в мажоре, понижена в миноре. Возможно также понижение VI ступени в мажоре.

2. Альтерированная доминанта в мажоре. Повышение и понижение II ступени в мажоре дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой, с повышенной квинтой; VII7 и VII53 с пониженной терцией, с повышенной терцией. Альтерированные VII7 и D9 употребляются и в натуральном, и в гармоническом ладах.

Наиболее распространены следующие обращения: D53 #5 , D7 #5 , D7 b5 , VII7 #3 .

D7 b5 чаще встречается в основном виде и в виде D43

D7 #5 — в основном виде и в виде D65

VII7 #3 — в основном виде и в виде VII43

Наиболее естественно звучат альтерированные аккорды с ув.6, а не с ум.3.

3. Подготовление. Подготавливаются аккорды альтерированной доминанты аккордами диатонической доминанты. Сохраняя полутоновое движение к альтерированному звуку, можно также естественно подготовить альтерированную доминанту аккордами II ступени — II7, W.

После T6, S, W альтерированный звук может также вводиться скачком.

W м.б. также альтерированной, что создает последовательность альтерированных аккордов.

4. Разрешение идет по ладовому тяготению. Повышенная квинта в D и повышенная терция в VII идет в III ступень лада (тоническую терцию).

Пониженная квинта в D и пониженная терция в VII идет в I ступень лада (тоническую приму).

При этом в T после D7 #5 и VII7 #3 удваивается терцовый тон (нужно следить за правильным разрешением ув.6 и ум.3)

5. Альтерированная доминанта в миноре. В миноре II ступень только понижается и используется только гармонический минор.

Это дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой; VII53 и VII7 с пониженной терцией. Условия применения аналогичны мажору.

6. Опасность возникновения параллелизмов в VII7 b3

7. Многозвучные доминанты: D7 b#5 , VII7 b#3 , D9 b#5 , в миноре D7 b5, 6 , Прометеев аккорд D9 b5, 6 .

Бетховен. Соната №11, I часть, з.т. VII7 b3 на D орг. пункте.

Шуберт. Ворон средняя часть — D6 #5 .

Шуман. Карнавал. Пьеро D #

Шопен. Ноктюрн op.9 №1, b-moll, конец D b5

Бородин. Каватина Кончаковны.

Лист. «Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/

Григ. «Весенний цветок» op.26 №4

Римский-Корсаков. «Царская невеста», цифра 208.

Римский-Корсаков. Снегурочка, клавир стр. 333

Скрябин Прелюдия до-диез минор, соч.11

Скрябин. Прелюдия op.13 №1 VII2 #3 (конец).

Скрябин. Прелюдия op.31 №4 VII7 #3

Скрябин. Листок из альбома op.45 №1.

Скрябин. Прелюдии op. 33 №3, op.35 №3, op.31 №1, op.37 №2, 3, op.39 №2

Источник

Применение альтерации: что такое двойная доминанта

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы посмотрим как использовать альтерацию на примере двойной доминанты.

В двойной доминанте работает принцип, который мы рассматривали уже в статье о золотой секвенции. Только с другими ступенями.

Почему в миноре рекомендуется повышать на полтона седьмую ступень и использовать именно гармонический минор? Это на самом деле и есть альтерация. Делается это для того чтобы повысить тяготение седьмой неустойчивой ступени (вводной) в натуральном миноре к устойчивой тонике. То есть расстояние межу ними становится не тон, а полтона и соответственно вводная седьмая ступень тянуться в тонику будет сильнее. Мы этим подчеркнули тонику можно сказать.

рис 1

Таким образом, принято для построения гармонии в миноре использовать именно гармонический минор, чтобы аккорд от пятой ступени доминантовый звучал более резко сильнее тянулся в тонику.

Для чего же мы все это напомнили себе? Дело в том, что от второй ступени можно построить не только субдоминантовый аккорд. Как мы уже строили, например ре минор при тонике до мажор (рис 2).

рис 2

Можно построить и аккорд доминантовый. Он будет называться доминантой к доминанте или двойной доминантой (пишется как DD).

В этом случае мы будем использовать как раз принцип, описанный в начале с гармоническим минором, только альтерировать ступень будем другую.

рис 3

Нам надо в аккорде от второй ступени повысить третью ступень на полтона (см. рис 3). Так и получится у нас двойная доминанта и аккорд будет не ре минор, а ре мажор при тонике До мажор или ре семь если мы оперировали септаккордами.

Мы использовали альтерацию здесь, повысив на полтона ноту фа (она в гамме до мажор четвертая ступень, которую можно альтерировать в сторону повышения). То есть мы на время при построении аккорда от второй ступени использовали гамму натурального мажора с повышенной четвёртой ступенью.

Заметьте что получается — мы опять усилили тяготение неустойчивой ступени в устойчивую. Очень напоминает то, что мы делали в натуральном миноре, делая его гармоническим не так ли? В нашем случае правда тяготение усилилось не в тонику — ноту до, а в пятую ступень ноту соль. Получается мы можем использовать и Ре минор и Ре мажор для развития гармонии в тональности C.

Итак, почему же полученный аккорд называется двойной доминантой? Всё очень просто. Нота ре, от которой он отстроен является доминантовой ступенью (пятой) для нашего стандартного доминантового аккорда (G).

рис 4

Поэтому и называется он доминантой к доминанте — то есть фактически Ре мажор можно рассматривать как доминанту для тональности Соль мажор. А Соль мажор в свою очередь доминанта для До мажора. Вот цепочка такая.

Можно на самом деле такое проделывать не только с доминантой, но и с любой другой ступенью гаммы, например с верхней вводной, с медиантой, субдоминантой, с субмедиантой. Аккорды отстроенные от них представлять тониками и там уже находить опять доминанты. Так у нас уже будет получатся не двойная доминанта, а например доминанта к медианте или доминанта к субдоминанте и так далее.

Источник

Аккорды двойной доминанты

Особенности трактовки двойной доминанты, ее признаки. Хроматически измененные звуки. Виды ладовой альтерации. Аккорды с IV повышенной ступенью. Соотношение аккордов двойной доминанты с доминантой. Аккорды DD внутри построения. Подвержение альтерации.

Рубрика Музыка
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.04.2013

Министерство культуры Украины

Колледж Луганской государственной академии культуры и искусств

по теме: Аккорды двойной доминанты

1. Особенности трактовки DD, её признаки

Различные виды мажора и минора — натуральный, гармонический, мелодический — объединяются одним общим признаком: все эти лады — диатонические; их созвучия в своей совокупности подчиняются тонике непосредственно в качестве её доминанты, субдоминанты или побочных аккордов.

Художественная практика в течении многих веков пользуется хроматикой, которая постепенно преобразовала и расширила диатоническую музыкальную систему. Хроматизмом называется любое повышение или понижение на полтона диатонических ступеней.

Хроматически изменённые звуки называются альтерационными. В музыке понятие «альтерация» связано с ладотональностью и такими изменением ступеней лада, которое повышением или понижением звуков усиливает тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые или создаёт новые тяготения. Альтерация ступеней лада используется по-разному.

С одной стороны, альтерация неустойчивых ступеней лада (II, IV, VI и VII) может обострять натуральные внутриладовые тяготения (II — II- I; IV- IV- III и т.п.). С другой стороны, альтерация любой ступени лада может стать средством выхода из данной диатоники и перехода в другую ладотональную систему, в другую тональность. В зависимости от результата альтерационных изменений различается внутритональная и модуляционная альтерация. Хроматика и обострение тяготения придают альтерированным аккордам не только особую ладовую напряженность, но и особую красочность.

Ладовая альтерация делится делится на 2 группы: альтерация аккордов доминантовой и субдоминантовой групп. В данной работе мы рассматриваем альтерацию аккордов доминантовой группы, так как среди хроматических аккордов они являются наиболее распространёнными.

Аккорды DD могут рассматриваться двояко:

— как альтерированные аккорды группы S;

— как D к D главной тональности (отсюда и название).

К аккордам доминантовой группы относятся D7 и VII7. Эти же аккорды по отношению к доминанте образуют группу DD7 и DDVII7. Среди аккордов DD различают группу аккордов построенных на II ступени лада: DD53, DD7, DD9; и аккорды построенные на IV повышенной ступени, так называемые — вводные к D: DDVII53, DDVII7.

Важнейшей отличительной чертой аккордов этой группы является повышенная IV ступень гаммы; IV натуральная ступень служит признаком S гармонии (S, SII, SII7), но будучи повышенной, она меняет свою функцию, тяготение, становясь вводным звуком к доминанте. Применяются аккорды DD в каденциях и внутри построения.

2. Аккорды DD в каденциях

Аккорды с IV повышенной ступенью представляют вид S альтерации. Эта альтерация способствует более острому, напряженному тяготению к каденционному басу — V, так как образует яркое полутоновое соотношение между IV повышенной и V ступенью лада.

При разрешении этих аккордов в консонирующую гармонию V ступени возникает как бы краткое отклонение в тональность V ступени, в которой аккорды с IV повышенной ступенью трактуются как вводный тон в доминанте.

Ф. Шопен. Прелюдия №20

двойной доминанта аккорд альтерация

Приготовление аккордов DD чаще всего происходит T и S гармониями, а именно: Т,VI, II, II7, S. При этом в басу аккорда DD помещается один из тех звуков, которые окружают бас К64, то есть или IV повышенная или VI ступень гаммы. Вводный звук DD (IV повыш.) идет при разрешении по своему тяготению, то есть на малую секунду вверх, общие звуки остаются на месте. Таким образом, каденционными являются: DD65, DD43, DDVII7, DDVII65.

М. Глинка. Романс «В крови горит огонь желанья»

При приготовлении S53 или S6 удвоенная IV ступень в другом голосе должна идти противоположно восходящему хроматическому ходу, т.е. плавно вниз.

П.И. Чайковский. Времена года. «Осенняя песнь»

Соотношение аккордов двойной доминанты с доминантой аналогично соотношению доминанты с тоникой. Поэтому аккорд DD7 разрешается в D53, как D7 в Т53.

Л. Бетховен. Соната №8.І ч. Ор.13

3. Аккорды DD внутри построения

Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается S, то вне каданса, в середине построений она вводится преимущественно после тонической гармонии, изредка D или D6.

Аккорды DD, применяемые внутри построений могут:

— переходить в аккорды группы D;

— переходить в неустойчивые аккорды группы D (обращения D7,VII7);

— переходить в неустойчивые аккорды группы S (обращения ІІ7);

— разрешаться в аккорды Т.

Применение DD внутри построения отличается разнообразием типов оборотов:

Известный проходящий оборот, соединяющий Т53 и Т6 через D43, служит основой проходящего оборота с DD, плавно соединяющего D43 и Т6. Хроматический ход IV — IV повышенная находится в одном голосе .

П.И. Чайковский. Симфония №5. ІІ ч.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Возможны проходящие обороты, соединяющие два аккорда доминантовой фукнции.

Это обороты главная особенность которых — ведение IV повышенной ступени в IV натуральную (отмена альтерации). Дезальтерация происходит через аккорды II7, D7 и их обращения. Голосоведение плавное, общие звуки остаются на месте (скольжение голос вниз). Переход DD7 в D7 аналогичен переходу II7 в D7(Септима и квинта идут вниз, общий звук на месте и происходит дезальтерация IV ступени).

Ф. Шопен. Вальс cis-moll Соч.64 №2

П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Вступление

Аккорды двойной доминанты могут быть вспомогательными к аккордам тоники и консонирующией доминанты.

Вспомогательные обороты к тонике

Между Т и его повторением возможен DD2#1. В мажоре он звучит резковато, в миноре более употребителен.

П.И. Чайковский. Детский альбом. Шарманщик.

Между Т6 и её повторением возможен DDVII2.

К Т53 вспомогательными служат DD43, DD65

К Т6 — DD7 или DDVII2.

4. Альтерация аккордов DD

Аккорды DD могут альтерироваться. Альтерации подвергаются в DDVII7 — терцовый тон, а в DD7 — повышенный основной и пониженный квинтовый.

Альтерация представляет собой полутоновое обострение существующих в ладе мелодических целотоновых тяготений.

Отличающей чертой альтерации является то, что она не меняет функцию аккорда (как при хроматизме), т.е. не создаёт выхода за пределы данной тональности.

В группу созвучий альтерированной DD входит несколько различных аккордов, в интервальном составе которых обязательно находится увеличенная секста. Поэтому эти аккорды прийнято называть — DD с увеличенной секстой.

Интервал ув.6 образуется между VI минора и гарм. мажора и IV повышенной ступенью.

Эти аккорды приготавливаются Т53, его обращением, аккордами D или S групп.

Э. Григ. Смерть Озе

Даргомыжский. Романс « Мне грустно»

Как привило, аккорды S группы располагаются таким образом, чтобы VI или IV повышенная ступень находились в басу

При разрешении DD в D образуются параллельные чистые квинты (введенные Моцартом и поэтом называющиеся «моцартовскими»), допускаемые между басом и одним из средних голосов. Эти квинты могут быть избегнуты посредством предварительного перевода увеличенного трезвучия в увеличенный терцквартаккорд DD или разрешением аккорда альтерированной DD в D с секстой. ( реже альтерированную D)

Аккорды группы DD получили широкое распространение в музыке различных национальных школ и стилистических направлений. Это связано с яркостью и обострённостью звучания аккордов группы DD привносимыми этими гармониями.

Подобные документы

Основание римской певческой школы. Различие типов хоральных мелодий по стилю их изложения и по месту их в богослужении. Мелодический стиль грегорианского хорала. Аккорды и их обращения. Виды трезвучий, их построение. Построение аккордов в тональности.

контрольная работа [939,0 K], добавлен 14.01.2010

Основные принципы джазовой гармонии. Буквенно-цифровое и ступеневое обозначение аккордов, их состав. Изложение мелодии в аккордовой фактуре. Основные аккорды тонической, доминантовой и убдоминантовой функции. Специфика расположения аккордов в джазе.

курсовая работа [6,5 M], добавлен 16.01.2012

Консонантные и диссонантные интервалы. Классификация аккордов и их тональная принадлежность. Квинтовое соотношение доминанты и тоники. Понятие контрапункта и гармонии, полифонические формы. Построение доминантсептаккорда, его разрешение и обращение.

реферат [52,9 K], добавлен 14.01.2010

Гармония в окружающем мире и ее философско-эстетическое понятие, представление о согласованности целого и частей, о красоте. Роль гармонии в музыке, конкретные представления о гармонии как звуковысотной слаженности. Аккорды, консонансы и диссонансы.

реферат [3,1 M], добавлен 31.12.2009

Изучение музыкальной категории романтической гармонии и общая характеристика гармонического языка А.Е. Скрябина. Анализ логики гармонического содержания прелюдий Скрябина на примере прелюдии e-moll (ор.11). Собственные аккорды Скрябина в истории музыки.

курсовая работа [25,7 K], добавлен 28.12.2010

Пейзажная лирика. Общая характеристика музыкального и хорового искусства России рубежа XIX–XX веков. Основные образные и жанрово-стилевые доминанты светской хоровой лирики русских композиторов. Классические традиции в произведениях для хора С. Танеева.

дипломная работа [66,6 K], добавлен 10.01.2014

Иерархия жанров, предустановленная классицистской эстетикой XVIII столетия. Особенности концертов Л.В. Бетховена. Форма оркестровой и фортепианной экспозиции. Сравнительный анализ трактовки жанра концерта в творчестве В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена.

курсовая работа [5,3 M], добавлен 09.12.2015

С. Рахманинов как один из величайших пианистов в истории фортепианного искусства. Влияние творчества С. Рахманинова на исполнительское искусство ХХ столетия. Динамика могучих аккордов – отличительная черта пианиста. Особенности рахманиновского исполнения.

доклад [25,9 K], добавлен 24.11.2010

Способы переборки пальцев на музыкальном инструменте, расстановка, постановка пальцев. Факторы, определяющие удобство. Упражнения на основном ряду левой клавиатуры аккордеона. Основные правила распределения пальцев. Исполнение гамм, арпеджио и аккордов.

методичка [601,6 K], добавлен 27.11.2012

Основные черты гармонического стиля С. Рахманинова, его специфика. Использование композитором аккордов с побочными тонами. Теория натуральных, альтерационных и производных ладов. Роль и значение побочных ступеней (шестой, третьей, второй) у Рахманинова.

Источник

Читайте также:  Стойка для двух гитар напольная своими руками
Оцените статью