Алябьев неоконченное трио ноты

Александр Александрович Алябьев «Неоконченное трио»

Среди инструментальных сочинений Александра Алябьева важное место занимают два фортепианных трио. Обращение композитора к этому жанру выглядит закономерным – Алябьев был прекрасным пианистом, и фортепианная партия в этих ансамблевых сочинениях весьма развита, а роль ее значительна. За первым из этих произведений – Фортепианным трио ми-бемоль мажор – утвердилось наименование «Неоконченное трио», что объясняется его одночастностью. Но среди исследователей нет единого мнения о том, насколько это определение соответствует реальности. Нельзя с уверенностью сказать, действительно ли композитор в силу каких-то обстоятельств не завершил произведение, или он изначально намеревался сделать его одночастным. В пользу последнего предположения свидетельствует большая протяженность Трио. Столь масштабное сонатное allegro сложно было бы соотнести с медленной частью или финалом в форме рондо. Сонатная форма интерпретируется композитором весьма свободно, каждая тема очень детально разрабатывается у разных инструментов, а в коде возвращается музыкальный материал главной темы, словно подводя итог драматическому развитию, благодаря чему произведение выглядит вполне завершенным и самодостаточным. По форме сочинение Алябьева приближается не столько к образцам камерно-инструментальной музыки, сколько к увертюрам, и если именно они послужили композитору образцом, то одночастность, действительно, может быть не следствием неоконченности, а изначальным замыслом.

Основная тональность произведения – ми-бемоль мажор – примечательна потому, что в ней были написаны еще два камерно-инструментальных сочинения Алябьева: струнный квартет и фортепианный квинтет. Разгадка такой любви композитора к ми-бемоль мажору может заключаться в том, что в то время она считалась музыкальным символом масонства, а члены масонских лож были среди друзей Алябьева.

В главной партии, имеющей квадратную структуру, можно усмотреть параллель с традициями венского классицизма: тема слагается из двух контрастных элементов. Один из них – напевный, основанный на сексте – является носителем лирического начала, второму присуща маршеобразность, выраженная в четком пунктирном ритме. Контрастность подчеркивается инструментовкой: первый элемент излагается фортепиано на фоне тянущихся звуков струнных, второй – в туттийном звучании (в этом можно усмотреть параллель и с традициями инструментального концерта, и с оперой, где солисту «отвечает» хор). В Трио Алябьева подобные сопоставления становятся одним из главных драматургических принципов. Энергичный второй элемент становится основой связующей партии. Она проводится в разных регистрах на фоне движения шестнадцатых, благодаря которому тема приобретает особую активность. Связующая партия выполняет в Трио свою обычную функцию – модуляция в си-бемоль мажор, тональность доминанты, в которой по традиции должна излагаться побочная партия. Но, когда эта тональность достигнута, происходит неожиданный сдвиг, и новая тема излагается в тональности третьей низкой ступени – соль-бемоль мажоре. Хрупкая, томная тема проводится виолончелью. Этому инструменту Алябьев уделил в «Неоконченном трио» большое внимание, очень детально разработав его партию. Далее тема развивается и достигает кульминации в партии скрипки. После лирического соль-бемоль-мажорного эпизода, наконец, устанавливается си-бемоль мажор, в котором излагается побочная партия, состоящая из двух тем, каждая из которых обладает своим индивидуальным обликом. Первая – восьмитактовая – украшена многочисленными фиоритурами, ассоциирующимися с вокальной музыкой. Диапазон второй темы очень широк (полторы октавы), в ней неоднократно используется секстовый ход, часто встречающийся у многих русских композиторов XIX столетия. Интенсивность музыкального развития усиливается движением шестнадцатых в фортепианной партии. Заключительная партия основана на ритме второго элемента главной.

Читайте также:  Методические сообщения для гитары

Разработка начинается интонациями, связанными со второй темой побочной партии, но они омрачены минорным ладом. Постепенно в музыкальное развитие вовлекаются элементы других тем, представленных в экспозиции. Разработка очень динамична благодаря ярким тембровым сопоставлениям, частым сменам эмоционального состояния, но при этом в развитии тем сохраняется их мелодическая напевность. Ложная реприза отделена от разработки паузой. В ми мажоре появляются элементы заключительной партии. Повторение связки, осуществлявшей переход от экспозиции к разработке, подводит к репризе, начинающейся в основной тональности. В ней особенно примечательно вторжение лирической темы в энергичную заключительную партию. Возвращение материала главной партии в коде подчеркивает ее особое значение в музыкальной драматургии.

Источник

УКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. А. АЛЯБЬЕВА, УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ

Список сочинений русского композитора Александра Алябьева

УКАЗАТЕЛЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. А. АЛЯБЬЕВА, УПОМИНАЕМЫХ
В КНИГЕ Б. Доброхотова

В Указатель включены, по возможности, сведения о временя сочинения, наличии в архивах рукописных экземпляров и о времени первого издания упоминаемых в книге произведений Алябьева. В связи с тем, что датировка сочинения представляет значительные трудности, в аннотации введены все авторские даты, имеющиеся в рукописях; предположительно установленные годы приводятся в квадратных скобках. Даты выхода в свет определены для прижизненных изданий по объявлениям в прессе. В отношении рукописей, не являющихся автографами композитора, сделаны оговорки («авторизованная копия», «копия»).
Все вокальные сочинения, сопровождение которых не указано, написаны для голоса с фортепиано, театральные произведения — с сопровождением оркестра. Обычный симфонический оркестр указывается кратко — оркестр. Небольшой, камерный, состав оркестра назван оркестром-ансамблем. В сведениях о местонахождении рукописей театральных сочинений, камерных инструментальных ансамблей и хоров указывается характер изложения рукописи («партитура», «для хора с фортепиано», «воловая партия»); для тех произведений, состав которых ясен из заглавия (романсы, пьесы для фортепиано и для сольных инструментов с фортепиано), характер изложения в этих сведениях не указывается; оговорены все сочинения, сохранившиеся в эскизах.

Оригинальные сочинения

«Адели» («Играй, Адель, не знай печали»), песня для голоса соло и женского хора с фортепиано на слова А. С. Пушкина. Партитура
«Аммалат-бек», опера в пяти действиях, либретто А. Ф. Велътмана, по повести А. А. Бестужева-Марлинского. Соч. 1842—1847; фрагменты партитуры и эскизы
«Ах, точно ль никогда», романс на слова А. С. Грибоедова, Соч. [1836]
Башкирская увертюра D-dur, для оркестра.
«Баюшки-баю» («Спи спокойно, не пугайся»), романс на слова неустановленного автора. Соч. 1828
«Безумная», драматическое происшествие в одном действии, извлеченное из повести И. И, Козлова (увертюра, два номера для мелодрамы, речитатив и три песни безумной и песня ямщика). Соч. 1841
«Блажен, кто мог на ложе ночи» — см. Три элегии
«Богомолец» («Я принял крест»), романс на слова А. Ы. Муравьева, поев. Ф. Н. Корфу.
«Боже, царя храни», гимн для хора с оркестром на слова В. А. Жуковского, поев. В. А. Перовскому. Соч. 1834
Большая ария Просперо с хором, гс пьесе А. А. Шаховского «Буря», по В. Шекспиру (вся остальная музыка К. А. Кавоса), Соч. 1827
Большая симфония — см. «Прощание с Севером».
Большое трио a-moll, для фортепиано, скрипки и виолончели — см. Трио a-molL
Большой вальс для оркестра-ансамбля. Соч. [1848]; черновая партитура и эскиз- (фонд Алябьева, №№ 106 и 386). Записан (в ред. Б. В. Доброхотова) на грампластинку как часть «Танцевальной сюиты». — 217.
Большой полонез Es-dur — см. Полонез Es-dur.
«Буря», пьеса А. А. Шаховского, по В. Шекспиру, музыка К. А. Кавоса, один номер Алябьева—см. Большая ария Просперо с хором,
«Буря», опера в трех действиях, либретто неустановленного автора, по одноименной пьесе В. Шекспира. Соч. [1830-е гг.]; партитура (утрачено второе действие и финал оперы; фонд Алябьева, № I); эскизы (в них два из девяти номеров второго действия;
«В реке бежит гремучий вал» — см. «Черкесская песня».
«В сей день вы, Россы, торжествуйте», для смешанного хора с оркестром. Соч. [1826]; партитура (фонд Алябьева, № 80) — 94, 95, 238.
«В танце»—см. раздел «Обработки собственных сочинений», «Глазки голубые».
Вальсы (C-dur и g—moll) для фортепиано. И з д. М.; Ф. Кс. Вейнсгербер. (указаны в каталоге музыкального магазина Г. Ы. Рейнсдорпа 1818 г.) — 10, 258.
«Вакхическая песня» («Что смолкнул веселия глас») для голоса соло п смешанного хора с оркестром на слова А. С. Пушкина. Партитура (утрачены начало и окончание; фонд Алябьева, № 308) —237.
Вариации на тему песни «Ах! Что ж ты, голубчик», для скрипки с оркестром (возможно, сочинение Алябьева) —94, 95.
Вариации d-moll на тему песни «Взвейся выше, понесися, сизый голубочек», для скрипки с оркестром. Партитура (интродукция, тема «я семь вариации. В последней вариации записано лишь 12 тактов партии солирующей скрипки; фонд Алябьева, № 374); изд. вперело-^кении Для скрипки с фортепиано Г. В. Киркора. М—Л., 1949—104—
Вариации d-moll на тему песни «Во саду ли, в огороде», для скрипки с оркестром. Черновая партитура (интродукция, тема и шесть вариаций, фонд Алябьева, № 120)—22.
Вариации,g-molI на тему песни «Во саду ли, в огороде», для двух скрипок и виолончели. Черновая партитура (вступление, тема и пять вариаций, окончание утрачено; фонд Алябьева, Лг° 471); изд (ред. Б. В. Доброхотова), М.—Л., 1951 — 156, 240.
Вариации a-moll на тему песни «Ехал козак за Дунай», для скрипки с оркестром. Партитура (интродукция, тема и «девять вариации; фонд Алябьева, № 373) —22,
Вариации a-moll на тему романса «Увы, зачем она блистает», для скрипки и фортепиано. Черновая рукопись (интродукция, тема и шесть вариаций; фонд Алябьева № 155); изд. (ред. И. Н. Иордан) М„ 1953—156—157, 217, 240.
«Верность до гроба» («Младой Рогер свой острый меч берет»), романс на слова В. А. Жуковского. Соч. [1810-е гг.]; изд. М., 1959, в книге «Страницы из жизни Алябьева» — 24.
«Веселой толпою с глубокого дна» — см. «Русалка» (3).
«Веселый час» («Нынче весел я, пирую»), романс на слова А. Майкова. Изд. М., 1831—262.
«Веточка» («В бесценный час уединенья»), романс на слова Д. В. Веневитинова. Соч. [1829]; эскиз (фонд Алябьева, Jsfe 427) — 99.
«Вечерком румяну зорю», русская песня для голоса с фортепиано, на слова
И. П. Николева. Соч. [1827]; чистовая рукопись (фонд Алябьева № 422); и з д. М., 1827—63, 80, 246, 247. «Вечерний звон», романс на слова И. И. Козлова (из Т. Мура) (в серии
«Северный певец 1828 года»). Соч. [1828]; чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 90); изд. М., 1829—80, 90, 248. «Взамен разлуки и печали, что впереди тебе дано?», романс па слова
И. С. Аксакова. Изд. СПб., «Нузеллист», 1850, № 1—224.
«Вижу бабочка летает», романс на слова П. И. Шаликова. Изд. М_, «Дамский журнал», 1823, ч. 4—32.
«Виндзорские кумушки», музыка к комедии В. Шекспира (три номера для мелодрамы, два инструментальных эпизода, дуэт Квикли-Цир-цеи и Фальстафа, два хора и танцы с хором). С о ч» 1838 («Музыка А. Алябьева 1838 года. Москва»); партитура (фонд Алябьева, № 291; ГЦММК, фонд.Малого театра, fca 896) — 165—167, 243.
«Влюблен я, дева-красота!» — см. сб. «Кавказский певец» (10).
«Волшебная ночь», опера в трех действиях, либретто А. Ф, Вельтмана, по комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (не окончена). Соч. 1838—1839; фрагменты партитуры и эскизы (фонд Алябьева, ЖЧе 276, 277, 4, 5, 6 а, 10, 446) — 181 — 182, 201, 244.
«Волшебный барабан, пли Следствие Волшебной флейты», балет,в двух действиях, либретто Ф. Бернарделли (увертюра, антракт ко второму действию и музыка к 11 сценам). Соч. 1827; партитура (ЦМБ 14 А 60/п. о. В. Б., инв. № 4290) — 64-72, 243, 250, 251, 271. То же. Партии флейт (ЦМБ 14 А 60/п. о, В. Б., инв. № 4290)— 71—72.
«Воспоминание» («Прошли, прошли вы, дни очарованья»), романс па слова В, А. Жуковского. Изд. М„ 1959,.в книге «Страницы и» жизни Алябьева» — 23.
«Всегда надежною броней пусть будет грудь-моя одета»,.романс на слова пеустановленного автора. С оч. [1828—1832]; лерновая рукопись (фонд Алябьева, Ад 341) —99.
«Всему приходит свой черед», романс на слова А. Майкова. Изд М.» 1831-262.
«Всех цветочков боле розу я любил» — см. сб. «Собрание разных русских песен».
«Встреча дилижансов», опера-водевиль, текст А. И. Писарева (некоторые куплеты П. Н. Арапова и М. А. Дмитриева), музыка А. А. Алябьева совместно с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем (Алябьевым написано 10 из 15 вокальных номеров; 5 номеров — Берстовского, увертюра —Шольца). Соч. [1824—1825]; партитура (ЦМБ VII I В 357/п, о. В. Д., инв. № 7384) — 38.
«Выбор жены» («Не женись на умнице, на лихой беде», песня на слова А, В. Тимофеева. Изд. М., 1838—174.

Галоп князя Оболенского (G-dur), для духового оркестра. Партитура (фонд Алябьева, № 355) — 16.
«Где ты, где ты, друг мой милый» — см. Шесть романсов, посвященных Е. А. Офросимовой (4).
«Где ты, прелестный край», элегия для голоса с фортепиано на слова v неустановленного автора. Соч. [1838]; изд. «Собрание музыкальных пиес, составленное М. Глинкою», тетрадь I. СПб., 1839— 173—174.
«Гимн на случай посещения его превосходительством бароном Александром Гумбольдтом училища Сибирского линейного казачьего войска» («Сыны Сибири отдаленной»), для смешанного хора с оркестром, на слова И. Л. Черкасова. Соч. [1829]; партитура (фонд Алябьева, № 472) —98, 238.
«Глазки голубые» — см. сб. «Новоселье» и «Собрание разных русских песен».
«Голова ль моя, головушка», русская песня для голоса с оркестром, на слова А. А, Дельвига. Соч. 1834; партитура (утрачено окончание; фонд Алябьева, № 89) — 142, 144, 246.
«Господи помилуй» для смешанного четырехголосного хора. Соч. [1843]; партитура (фонд Алябьева, № 44) —209.
«Гремит во всех концах вселенной», для смешанного хора с оркестром.
Соч. около 1826; партитура (фонд Алябьева, № 81)—61.
«Гроб» («Мрачен и ужасен безмятежный гроб»), романс на слова П. Г. Ободовского (из И. Г. Салиса). Изд. М., 1830—100, 248. «Грузинская песня» — см, сб. «Кавказский певец» (8).

«Давно ли цвет младыя розы», романс для голоса с оркестром на слова неустановленного автора. Партитура (фонд Алябьева, № 86) —251.
«Два ворона» («Ворон к ворону летит»), романс на слова А. С. Пушкина. Соч. [1828]; изд. М., 1830 — 100, 237.
«Две записки, или Без вины виноват», опера-водевиль в одном действии, текст А. И. Писарева, музыка А. А. Алябьева совместно с А. Н, Верстовским. Соч. [1826—1827]; копия партитуры (ЦМБ, I, 3, А. 60/п, о. Д. 3., инв. № 6785) — 64, 73.
«Девичий сон» («Мимо дома все хожу, все в одно окно гляжу»), романс на слова П, А. Вяземского, поев. Н, А. Иеленьевой. И з д. М, 1832—112.
«Дедушка» («Дедушка! девицы раз мне говорили»), романс на слова А, А. Дельвига. Изд. М., 1831 (в серии «Северный певец 1831 года») — 110,
«Деревенский сторож» («Ночь темна, на небе тучи»), романс на слова Н. П, Огарева, Рукопись с цензурным разрешением 1851 г. (ЦГАЛИ, «Собрание фондов мелких музыкальных издательств», on. 1, ед. xp. 32); изд. M., 1851, в «Музыкальном сборнике в память А. Е. Варламова» —215, 225, 236.
«Деревенский философ», опера-водевиль в одном действии, текст М. Н. Загоскина (увертюра и 16 вокальных номеров). Партитура оперы-водевиля (ЦМБ, 13 А 60/п. Дер., инв. № 11319); увертюра (фонд Алябьева, № 353); увертюра (в ред. Б. В. Доброхотова) записана на грампластинку — 31, 38, 39, 242.
«Други, други, радость нам дана судьбой» — см. сб. «Застольные русские песни».
«Дружбы нежное волненье», романс на слова неустановленного автора, поев. Ф. Н. Корфу. И з д. М., 1835 — 140.

«Если жизнь тебя обманет», романс на слова А. С. Пушкина, поев, «а l’airnable contialto». Изд. М., 1829 — 99, 100, 237, 277.

«Жалоба» («Над прозрачными водами»), романс на слова В. А. Жуковского. Изд. М., 1827, в «Музыкальном альбоме на 1827 год» А. Н. Берстовского. В «Альбом» вошли еще два романса Алябьева («Коль правда то» и «Как счастлив тот»), а также фортепианная мазурка C-dur — 64.
«Жаль мне и грустно, что ты, молодая, будешь томиться в глуши», романс на слова И. С. Аксакова. Изд. СПб., «Нувеллист», 1849, № Ю— 127.
«Желание» («Если б ты любил меня»), романс на слова Н, И., поев. Ы. А. Исленьевой. Изд. М„ 1827—64.
«Живой мертвец» («Что грустишь ты одинокий?»), романс на слова Д, Раевского. Изд. М., 1831, в серии «Северный певец 1831 года».

«Забавы калифа, или Шутки па одни сутки», опера-водевиль в трех действиях A. PL Писарева. Музыка А. А. Алябьева (второе действие), совместно с А. Н. Верстопским (третье действие) и Ф. Е. Шольцем (первое действие). Соч. [1825]; копия партитуры (ЦМБ, I. 1. Л. 60/п. о. Иг. К., инв. № 7967) — 56, 65, 243.
«Застольные русские песни» для хора с фортепиано. Сб. поев. В. А. Перовскому. Изд. М„ 1839— 175.
1. «Песня о добром царе», для смешанного хора с фортепиано, на слова Н. М. Карамзина — 175.
2. «Сем попьем, сем погуляем», для смешанного хора с фортепиано, на слова С. И. Стромилова— 175.
3. «Ну-ка первый бокал», для смешанного хора с фортепиано, па слова С. И. Стромилова — 175.
4. «Други, други», для смешанного хора с фортепиано, на слова А. А. Дельвига—-175.
5. «Из страны, страны далекой», для смешанного хора с фортепиано, на слова Н. М. Языкова — 175, 221.
6. «Песня солдат в Грузии» («Друзья! не будем тосковать»), дли мужского хора с фортепиано, на слова неустановленного автора—175.
7. «Песня сибирская старика Луки», для мужского хора с фортепиано, на слова П. П. Ершова из драматической повести «Фома Кузнец» — 175.
«Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы»), романс на слова А С Пушкина. Изд. М., 1831, в серии «Северный певец ¦ 1831 года»— 109-110, 237.
*И моя звездочка» («Море воет, море стонет»), романс на слова Д. В. Давыдова в рукописном сб. романсов («Сиротинушка», «Она моя», «Совет», «И моя звездочка»), поев. 3. Н. и Л. Н. Шатиловым. Черновая рукопись (фонд Алябьева, № 475) — J73.
«И я выйду ль на крылечко», русская песня на слова А. А. Дельвига. Изд. М., 1837, в «Альбоме любителям пения» А. А. Миллера, поев, издателем А. Алябьеву «в знак дружбы и почитания» — 246.
«Из страны, страны далекой» —см. «Застольные русские песни» (5).
«Изба» («Небо в час дозора»), романс на слова Н, П. Огарева, Изд. М., конец 40-х гг. —215, 236.
«П sont passes* («Они прошли») французский романс, изданный совместно с вальсом для фортепиано. Изд. в Москве Ф. Кс. Вейнсгербером (указан в каталоге музыкального магазина Г. Н. Рейисдорпа па 1818*> — 10, 258.
«Иртыш» («Певец младой, судьбой гонимый, при бреге быстрых вод сидел»), романс на слова И. И. Веттера (в серии «Северный певец 1828 года»). Изд. М., 1830 — 82, 90—91, 113, 128, 277.
Итальянская ария (Andante росо soslenuto, F-dur, V2Js для скрипки с. форте, пиано. Соч. 1836 (авт. дата: «Соч. в селе Пущине. 1836-го.»); чистовая рукопись (окончание утрачено; фонд Алябьева, Ле 421) —163.

«К иен» («Я помню вечер незабвенный»), романс на слова Ы. Е. Панина, Изд. М, 1849 — 218.
«К порфироносной вдовице» («Ты будешь с ним»), для смешанного хора с оркестром, на слона Н. Д. Иваичина-Писарева. С о ч. 1825; партитура (фонд Алябьева, № 320) —57.
«Кабак» («Выпьем, что ли, Ваня»), романс (песня) на слова Н. П. Огарева. Изд. М., 1843—201—202, 215, 236.
«Кабардинская песня» — см. сб. «Кавказский певец» (5),
Кавказские мазурки — см. Мазурки кавказские.
«Кавказский певец», сборник романсов и песен. Изд. М., 1834—135, 142—143, 280.
1. «Молитва» («Молю святое провиденье»), романс на слова Н. М, Языкова — 135.
2. «Я жизнь любил», элегия на слова неустановленного автора (стихотворение приписывалось А. С. Пушкину) —135.
3. «Ясны очи, черны очи», романс на слова Д. П. Ознобишина — 126, 135.
4. «Как за реченькой слободушка стоит», русская песня на слова А. А. Дельвига — 135, 144, 246.
5. «Кабардинская песня» («На Казбек слетелись тучи»), на сло-А. А. Бестужева-Марлинского — 133, 135, 203, 246, 247.
6. «Что поешь, краса-девица», романс на слова В. В. Домопто-вича— 135, 247.
7. «Песнь Баяна» («Война, война! Прощай, Сиана»), на слова Н. М. Языкова — 135.
8. «Грузинская песня» («Плачет, плачет дева гор»), на слова Л. А. Якубовича — 132, 135, 246, 248.
9. «Я вас любил», романс на слова А. С. Пушкина—126—127, 135, 237, 248.
Г0. «Влюблен я, дева-красота!», романс на слова PI, М, Языкова— 135.
11. «Песнь Баяна» («Бойцы садятся на коней»), на слова Н, М. Языкова — 135.
12. «Песнь разбойника» («Что затуманилась, зоренька ясная»), на слова А. Ф. Вельтмаиа— 134—135, 144, 244.
«Кавказский пленник», мелодрама па текст второй части поэмы А. С. ПУШ-кина. Соч. [1828); изд. М., 1859 <в переложении для голоса с фортепиано А. И. Дюбюка) —81—87, 188, 228, 238, 244, 248, 276.
Кадрили (две) для фортепиано. Изд. М., 1828 — 81.
Кадриль B-dur— 240.
«Как за реченькой слободушка стоит» — см. сб. «Кавказский певец» (4).
«Как счастлив тот, кто в бурном свете», романс на слова В. А. Жуковского. Изд. М, 1827, в «Музыкальном альбоме на 1827 год» А. Н; Берстовского. В «Альбом» вошли еще два романса Алябьева («Жалоба» и «Коль правда то»), а также фортепианная мазурка C-dur—64.
«Канареечка» («Канареечка любезна, утешай хоть ты меня»), романс., на слова неустановленного автора. Изд. М., 1831 (в серии «Северный певец 1831 года») — ПО.
Квартет Es-dur, для двух скрипок, альта и виолончели (1. Allegro, Es-dur; V.;; 2. Andante sostenuto, B-dur, 4Д- Черновая партитура (первоначальная запись двух первых частей квартета № 1; остальные части, указанные на первой странице, утрачены; фонд Алябьева,.Nb 178) — 18—19.
Квартет № 1 (Es-dur) для двух скрипок, альта и виолончели (1. Allegro spirito, Es-dur, 4Д; 2. Adagio, B-dur, 4Д; 3. Менуэт, allegro, Es-dur, 3Д; 4. Финал, Andante sostenuto—Allegro vivace, Es-dur, aA). Соч. 1815. Партитура* (фонд Алябьева. Jsfi> 395): Изд. (ред. Б. В. Доброхотова) М., 1952— 17, 18—22, 231, 240.
Квартет № 3 (G-dur) для двух скрипок, альта и виолончели (I. Allegro, G-dur, 3Д; 2. Менуэт, allegro, G-dur, 3Д; 3. Adagio на тему русской песни «Соловей» (Tire d’un air ru.sse «Rossignob), аД; 4. Финал. G-dur, %), поев. Ф. Е. Шольцу. Соч. 1825; партитура (фонд Алябьева, № 396); изд. (ред. Б. В. Доброхотова),
Квартет g-moll для двух скрипок, альта и виолончели. Соч. 1842; два неоконченных варианта партитуры
Квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Отрывок партитуры (в одной рукописи с произведениями, записанными в 1846 г. в селе Василёво; фонд Алябьева, № 423) — 211.
Квартет для четырех флейт (1. Allegro, G-dur, 4Д; 2. Adagio, C-dur, 4Д)-Соч. [1827]; неоконченные партитуры (фонд Алябьева, NbjNb 143 и 398); изд. (ред. Н. И. Платонова). М.—Л., 1950 — 72—73, 234, 241.
КЕиптег c-moll для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (Andante, c-moll, 3Д —Allegro, C-dur, 4Д). Черновая, неоконченная партитура (фонд Алябьева, Н°. 399); изд. (ред. Б. В. Доброхотова), М., 1953— 101, 233, 240.
Квинтет Es-dur (одночастный) для фортепиано, двух скрппок, альта и виолончели. Партитура (фонд Алябьева, №144); изд. (ред. Б. В. Доброхотова) М., 1954 — 22, 231, 240
Квинтет B-dur. Эскиз (фонд Алябьева, Кя 43S) —233.
«Когда, душа, просилась ты», элегия для голоса с фортепиано на слова А. А. Дельвига, поев, графине Г. Россн. Чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 91); изд. М„ 1962, вместе с романсом «Люблю тебя» на слова неустановленного автора (ред. И. II. Иордан) — 17о.
«Коль правда то, что быть вдвоем есть точно счастие прямое», романс на слова В. А. Алябьева. Изд. Мм 1827, в «Музыкальном альбоме на 1827 год» А. Н. Берстовского. В «Альбом» вошли еще два ромаиса Алябьева («Жалоба» и «Как счастлив тот»), а также фортепианная мазурка C-dur — 64.
«Кольцо» — см. Шесть романсов, посвященных Е. Л. Офросимовой (1).
«Кольцо души-девицы», русская песня на слова В, А. Жуковского. Изд. М., в «Музыкальном альбоме па 1828 год» А. Ы. Вер-стовского — 64.
Контрданс F-dur, для оркестра-ансамбля. Партитура (фонд Алябьева, № 371) — 151.
Концерт на текст 30-го псалма («На тя, Господи, уповах») для смешанного хора. Соч. 1832 («для Котлярова»); партитура (фонд Алябьева, № 328) — 136.
«Кончен, кончен дальний путь» — см. Цыганская песня.
«Кудри» («Наяву и в сладком сне»), русская песня на слова А. А. Дельвига. Изд. М., 1831 (в серии «Северный певец 1831 года») —110.

«Лунная ночь, или Домовые», комическая опера в двух действиях, либретто П. А. Муханова и П. Н. Арапова (увертюра, вступление ко второму действию и 16 вокальных номеров). Соч. 1821—1822; партитура оперы (фонд Алябьева, № 375); увертюра (фонд Алябьева, tY» 275); копия партитуры оперы (ЦМБ, VII. 1. А. 60/п. Л, и., инв. № 7967) — 27 — 32, 38 — 40, 243, 261, 262.
«Луч надежды» («Месяц светел серебрится»), романс на слова неустановленного автора. Изд. СПб., «Нувеллист», 1846, № 7 — 212.
«Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам», опера-водевиль в двух действиях, текст Н. И. Малышева, музыка А. А. Алябьева, совместно с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем (увертюра и 19 вокальных номеров). Копия партитуры ( ЦМБ, VII. I. В. 357/п. Л. день, инз, № 8567) —74, 271.
«Люблю, когда пташка моя защебечет» — см. «Саше» в сб. Шесть романсов, посвященных Е, Л, Офросимовой (6).
«Любовник розы, соловей» —см. сб. «Новоселье»,

Мазурка для смешанного хора с оркестром («Осень седая, скройся от глаз»), слова И. Л. Черкасова. Соч.; «Тобольск, 1829 г. 20 ноября»; партитура (фонд Алябьева, № 318) —81.
Мазурка C-dur для фортепиано. Изд. М, 1827, в «Музыкальном альбоме на 1827 год» А. Н, Верстовского. В «Альбом» вошли также три романса Алябьева («Жалоба», «Как счастлив тот» и «Коль правда то») — 64.
Мазурка для фортепиано — см. сб. «Новоселье».
Мазурка D-dnr для фортепиано («Сочинена во сне 1836 года»). В той же рукописи эскиз романса на слова А. С. Грибоедова «Ах, точно ль никогда» (фонд Алябьева, № 415). Изд. (ред. Б. В. Доброхотова) в хрестоматии «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х гг. XIX века», сост. В. А. Натансон и А. А. Николаев, выпуск второй, М., 1956 — 263.
Мазурки кавказские (две) для фортепиано. Изд. М., 1833, в сб. «Подарок любителям танцев» —134.
Мазурки, вальсы и французская кадриль для фортепиано. И з д. М., 1826—63.
Марш для духового оркестра, для погребения Д. В. Голицына. С о ч. 1844; изд. в авторском переложении для фортепиано под заголовком «Марш, игранный на трубах прн погребении его светлости, г. московского военного генерал-губернатора, генерала от кавалерии князя Д. В. Голицына 19-го мая 1844 года», М., 1844 — 209.

Марши для духового оркестра (1. Марш C-dur; 2. Марш Es-dur; 3. Скорый марш C-dur; 4. Скорый марш F-dur; 5. Скорый марш Es-dur — «1829, февраля 18-го»; 6. Скорый марш F-dur; 7. Тихой марш B-dur—«на отъезд коменданта, 1829 г. марта 10»; 8. Тихой марш
C-dur; 9. Печальный марш c-moll; 10. Похоронный марш c-moll —
«для полковника Керстича» «1831 г. октября 8»).

Партитуры (фонд Алябьева, №№ 127, 391, 387, 388, 389, 130 129 477 125 390) — 6 — 98.
«Мечта» («Сердцем в первые дни жизни, по не к счастью я расцвел»), романс на слова М. А. Максимовича. Изд. М., 1834—127
«Молитва» — см. сб. «Кавказский певец» (1).
«Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль», опера-водевиль в двух действиях, текст А. А, Шаховского (увертюра, антракт 1 ко второму действию и 27 вокальных номеров). Соч. 1826- партитура (ЦМБ. 13 А 60/п.о. М. М, нив. №> 7806); другой экземпляр партитуры, без 14-го номера (фонд Алябьева, Хя 293); дуэт Княгини и Юрьина (фонд Алябьева, № 304); увертюра «(фонд Алябьева, № 310) — 73-74, 242, 271.
«Москве благотворительной» («Москва! Москва! прошли года»), гимн на слова Ф. Н. Глинки для голоса соло, хора и оркестра—186.
«Моя жена выходит замуж», опера-водевиль в двух действиях, текст И. И. Малышева, музыка А. А. Алябьева совместно с А. И. Вер-стовским. Соч. 1827; копия партитуры (ЦМБ, I, 3. А. 60/В.О. Моя., инв. № 18506) —73.
«Моя молитва» («Души невидимый хранитель»), романс на слова Д. В. Веневитинова. Черновая рукопись (фонд Алябьева, №№ 344 и 427) — 99.
«Музыкальный альбом Северного певца», поев. Д. Н. и С. Н. Шатиловым. Изд. СПб., 1832— 107, 108, 277-278.
1. «Тоска больной Нины» («С тех пор, как мы разлучены судьбой»), романс на слова Ф. Н. Глинки — 107.
2. «Цветок» («Цветок засохший, безуханный»), романс на слова А. С. Пушкина — 107, 237,
3. «Предчувствие» («Снова тучи надо мною»), романс на слова А. С. Пушкина — 107, 110, 237, 278.
4. «Я помню чудное мгновенье», романс на слова А. С. Пушкина — 107—109, 146, 237, 278.

«На Казбек слетелись тучи» — см. «Кабардинская песня» в сб. «Кавказский певец» (5).
«Не говори: любовь пройдет» —см. Три русских романса, посвященных В. Л. Сабуровой (2). j
«Не для меня» («Когда я necin/ твою внимаю»), романс на слова А. Ф. Вельтмана. Изд. М., 1844—209.
«Не задумывайся, мой друг» («Когда расстанусь я с тобою»), романс на слова Д А. Путилова. Чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 100); Изд. СПб., «Нувеллист», 1850, № 11 ив «Музыкальном альбоме с карикатурами» А. С. Даргомыжского и Н. А, Степанова. СПб, 1851 — 213.
«Не скажу никому» — см. «Цыганская песня».
«Недоумение» («Какое чувство, я не знаю, мне сердце наполняет вновь»), романс на слова Г. П. Ржевского, поев.: «а I’aimable contralto*. «Изд. М., 1830-100, 277.
«Незабудочка» («Вокруг тебя луч радости светлеет»), романс на слова П. А Вяземского, поев. А, И. Бунаковой. Изд. М., 1831 ПО.
«Нераздельные, или Новое средство платить долги», комедия-водевиль в одном действии, текст Н. А. Шатилова, музыка А. А. Алябьева совместно с Ф. Е. Шольцем (увертюра, рондо для голоса с сопровождением бассетгерна и 12 вокальных номеров написаны Алябьевым 4 —Шольцем). Соч. [1827]; партитура (ЦМБ. 13. А. 60/п. о.В., инв. № 7774) —74,271.
Рондо для голоса с сопровождением бассетгорна — /4.

«Нищая» («Зима, метель, и в крупных хлопьях»), романс на слова Д. Т. Ленского (из Беранже). Изд. М., 1841 — 187—188, 236, 218. «Новая шалость, или Театральное сражение», опера-водевиль в одном действии, текст Н. И. Хмельницкого, музыка А. А. Алябьева, А. Н. Берстовского и Л. В. Маурера (увертюра и 20 вокальных номеров). Соч. 1821—1822; копия партитуры с пометками Алябьева (ЦМБ, 13 В 357/п.о.Н.Ш., инв. № 6670); вокальные номера 5, 11 и; 12-й; партитура, автограф Алябьева (фонд Алябьева, №№ 299, 300,. 297) — 28.
«Новоселье», музыкальный альбом. Среди произведений разных композиторов четыре сочинения Алябьева: 14 з д. М., 1834— 136. «Песнь Баяна» («О ночь, о ночь, лети стрелой!»), на слова Н. М. Языкова, для голоса и хора с фортепиано— 135—136. «Любовник розы соловей», на текст из «Невесты Абидосской» Дж. Байрона в переводе И. И. Козлова— 132, 135, 246. «Глазки голубые» («Глазки, глазки голубые»), мазурка с хором на слова А. В. Иванова — 136. Мазурка для фортепиано — 136.
«Новый Парис», опера-водевиль в одном действии, текст Н. И. Хмельницкого (вокальные номера с 3-го по 12-й). Нотный текст иной, чем в музыке, написанной к этому водевилю совместно — Алябьевым, Л. В. Маурером и А. Н. Верстовским. Партитура (фонд Алябьева, № 13) — 162, 242
Ноктюрн C-dur для валторны, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. Партитура (фонд Алябьева, № 145) —22.
«Ну-ка, первый бокал», застольная песня для мужского хора с оркестром на слова С. И. Стромилова к его пьесе «Русский инвалид па Бородинском поле». Соч. [1839]; партитура (фонд Алябьева, № 21); изд. М., 1839, в авторском переложении для смешанного хора с фортепиано в сб. «Застольные русские песни», поев. В. А. Перовскому — 175.
«Ну, дружней, веселей, поднесите скорей», застольная песня на слова М. Владимирова, для четырехголосного мужского хора с духовым оркестром. Партитура (фонд Алябьева, № 26)—223.

«О, друг младой, прекрасный друг», романс на слова Ф. Н. Глппки. Изд. СПб., 1831, в «Музыкальном альбоме на 1831 год» И, Рома-нуса — 101.
«Один еще денек», романс на слова Кантакузена, Соч. 1815; черновая
рукопись (фонд Алябьева, № 99) — 17. «Одинок месяц плыл», русская песня на слова А. А. Дельвига, для двух
голосов и хора с фортепиано. Изд. М., 1838—174—175, 246. «Она моя!» («Прекрасный день, счастливый день»), романс на слова
А. А. Дельвига в рукописном сб. романсов («Сиротинушка», «Она
моя», «Совет», «И моя звездочка»), поев. 3. Н. и Л. И. Шатиловым.
Чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 475); изд. М., 1836—173. Оперы-водевили с неустановленными названиями — 241.
1. Опера-водевиль в двух действиях (действующие лица: Сеймур, доктор, г-жа Бельмом, Аглая). Увертюра, антракт ко второму действию и 23 вокальных номера (из них утрачены 4 номера). Партитура (фонд Алябьева, №№ 157, 158, 307, 309)— 241.
2. Опера-водевиль в одном действии (действующие лица; Любим, Людмила, Ветров). 13 вокальных номеров, Партитура (3 номера утрачены; фонд Алябьева, № 159)—241.
«Отворяй, барон, ворота», похоронная песня на слова И. И. Лажечникова (из его романа «Последний Новик, или. Завоевание-, Лнфляндии»), поев. Е. А. Офросимовой. Чистовая рукопись.- (фонд Алябьева, № 327); из д. М., 1834—147, 290. ¦ -v ¦.
Отрывки из водевилей («Деревенский философ», «Хлопотун, или «Дело» мастера боится», «Встреча дилижансов»). Изд. 1826, «Драматический альбом для любителей театра и музыки» А, Н. Верстов-ского и А. И. Писарева —61.
«Отступник, или Осада Коринфа», музыка к трагедии В. А. Алябьева (увертюра, мужской хор, смешанный хор, голос соло, инструментальный номер, заключительная декламация на фоне музыки). Соч.: «1837 года 20 февраля, село Рязанцы»; партитура » (фонд. Алябьева № 354); изд. увертюра (ред. Б. В. Доброхотова). М.„ 1957-163-164, 199, 243, 251.
«Отче наш», для трехголосного смешанного хора. Соч. 1844; Партитурам (фонд Алябьева, № 52) —209.
«Отче наш», для смешанного четырехголосного хора. Соч.: «1842 года, 30 сентября г. Коломна»; партитура (фонд Алябьева, №52). — 201.
«Очи» («Что с прелестью ее очей»), романс на слова А. Д. Никитина. Изд. М., 1828—76.

Pas redouble для духового оркестра. Три (все в B-dur) несомненно написаны в Тобольске. Копии партитуры (фонд Алябьева, Ks№ 133, 134, 385); одно Pas redouble (фонд» Алябьева, № 384) написано д&-1825 г. * —97.
«Пастушка, старушка, волшебница, пли Что нравится женщинам», опера-водевиль в трех действиях, текст А. И. Писарева, музыка* А. А. Алябьева совместно с А. Н. Верстовскнм. Копия партитуры (ЦМБ, VII. 1. А. 60/п. П. С. В., инв. № 7855)—64, 73.
«Певец» («Слыхали ль вы»), романс на слова А. С. Пушкина. Чистова» рукопись (начало утрачено; фонд Алябьева, Л° ГО 1) — 237.
«Пела, пела пташечка» — см. сб. «Собрание разных русских песен».
«Пенджарая пои тюшты» —см. «Песня Кичкине».
«Песнь Баяна» («Бойцы садятся на коней»)—см. сб. «Кавказский певец» (11).
«Песнь Баяна» («Война, война! Прощай Спана») — см, сб. «Кавказский певец» (7).
«Песнь Баяна» («О ночь, о ночь, лети стрелой») — см. сб. «Новоселье».
«Песнь на смерть Лаврова», для голоса соло с оркестром, па слова’ С. И. Стромилова. С о ч. 1841 — 186.
«Песнь разбойника» — см. сб. «Кавказский певец» (12).
«Песня девицы» («Кто там вдали, на вороном коне»), для голоса с фортепиано, па слова А. Ф. Вельтмана из поэмы «Ратибор Холмоград-ский». Чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 430); изд. кНувел-лист», 1846, 7а — 185.
«Песня Кнчкине» («Для чего ты, луч Востока»), для голоса с фортепиано, на слова А. А Бестужева-Марлнпского. Чистовая рукопись,-‘ (утрачено начало; фонд Алябьева, № 421) — 134, 246, 247.
«Песня Ольги» («Скажите мне: зачем пылают розы?»), на слова А. А. Бестужева-Марлинского (из повести «Испытание»), поев. С. Н. Сталь фон Гольштейн (урожд. Шатиловой). Изд. М. 1836— 108.
«Песня Ратнбора» («Что-то ты, моя желанная, многоцепная жемчужина»), для голоса с фортепиано, па слова А. Ф. Вельтмана из поэмы «Ратибор Холмоградский». Изд. (в приложенни к поэме). М., 1841; отдельное издание —М., 1841 — 185.
«Песня сибирская старика Луки» («Вдоль по улице широкой») — см. со. «Застольные русские песни».
«Песня солдат в Грузии» — см. сб. «Застольные русские песни».
«Печальная песня» («Затмилась зарница, краса наших дней»), для голо са с фортепиано, на слова А. Найденова, поев, памяти императрн цы Марии Феодоровны, Изд. М., 1829 — 99.
«Печальная песня на кончину блаженной памяти государя император; Александра I» («Чей гроб спешит Москва встречать»), для голос; и хора с фортепиано, на слова Н. Д. Иванчина-Писарева. Соч 1825; чистовая рукопись (фонд Алябьева, №’254)—56, 60—61, 270
«Печально на кольцо заветное гляжу» — см. «Кольцо» в сб. Шесть ро мансов, посвященных Е. А. О ф рос имев ой (2).
«Печальный марш» для духового оркестра — 100.
«Пламенные очи» — см. Три русских романса, посвященных В. А. Сабу ровой (3),
«Плачет дева гор» — см. «Грузинская песня» в сб. «Кавказский певец» (8),
«Пляски (танцы) черкесские». Эскизный клавир (фонд Алябьева, №66) — 203, 247.
«По камушкам, по желтому песочку» — см. «Русалка» (2).
«Погасло дневное светило», элегия для голоса (бас) с фортепиано. Черненая рукопись (фонд Алябьева, № 342)—24—26, 237.
«Под небом голубым» — см. Три элегии.
«Подарок родным», сборник романсов 1. Старинная песня («Ах, когда б я прежде знала, что любовь родит беды») для голоса и хора с фор-тепиано на слова И. И. Дмитриева; 2.
«Солома» («На что, скажите, нет стихов?») на слова П. А. Межакова; 3.
«Саша, Саша, я страдаю безотрадною тоской» на слова А. С, Пушкина; 4.
«Песнь несчастного» («Нет, не солнышко прежде вечера за темные леса закатилось») на слова неустановленного автора; 5.
«Песня пастушка» («Что с тобою, ангел, стало? Не слыхать твоих речей») па слова И. И. Дмитриева. Изд. М., 1833— 127.
Полонез (Польский) D-dur, «сочиненный для именин ген. Бриля», Партитура (фонд Алябьева, № 116); записан (в ред. Г. В. Киркора) на грампластинку как часть «Танцевальной сюиты» — 81, 151—152, 247.
Полонез (Большой польский Es-dur для фортепиано, поев. Дж, Фильду. Соч. [1811]; изд. М., 1811—10-11,239,258.
Полонез с хором («Тебе, наш царь, краса царей»), слова И, Л. Черкасова, для смешанного хора с оркестром. Соч.: «1829 г. 20 ноября»; партитура (фонд Алябьева, № 318) —81.
Полонез с хором, исполненный на празднике горцев в окрестностях Кисловодска — 125.
Полька C-dur, для духового оркестра. Партитура (фонд Алябьева, № 392) — 97.
Полька B-dur. Эскизная партитура (не окончена; фонд Алябьева, № 328) —219.
«Полька-цыганка», для фортепиано. Изд. 1852 — 239.
Польский для голоса с оркестром к «шутливому водевилю» П. Н. Арапова «Медведь и паша» — 39.
«Похоронная песня» — см, «Отворяй, барон, ворота».
«Почтальон» («Скачет, форменно одет, вестник радостей и бед»), романс на слова Е. Н. Гребенки, Изд. М„ 1843—202.
«Предчувствие»— см, «Музыкальный альбом Северного певца» (3).
«Пробуждение» («Мечты, мечты, где ваша сладость?»), элегия для голоса с фортепиано на слова А. С. Пушкина. Изд. М., 1830— 101, 237, 248.
«Проситель», опера-водевиль, текст А. И. Писарева, музыка А. А. Алябьева, совместно с Мих. Ю. Виельгорским, А. Н. Верстовским и Ф/Е. Шольцем. Соч. 1824, партитура (ЦМБ, 1.3. В. 427/п,о. Пр.) —38.
«Прости! как грустно это слово» — см. «До свидания» в сб. Шесть романсов, посвященных Е. А. Офросимовой (5).
«Прости, прости, ты мне сказала», романс на слова П. Е. Бурцова Изд. М., 1835-147. Р
«Прости, уж полночь», романс на слова И. И, Козлова. Изд. СПб, «Нувеллист», 1843, VII — 247.
«Прощальная кадриль», для оркестра-ансамбля. Соч.: «1848 г. август 5»; партитура (фонд Алябьева, № 118) —217, 218.
Прощальная полька, для оркестра-ансамбля. Соч.: «Г848, 3 августа»; партитура (фонд Алябьева, № ПО); записана (ред. Б. В. Доброхотова) на грампластинку как часть «Танцевальной сюиты» — 217* 218.
Прощальная увертюра — см. «Прощание с Севером».
«Прощание гусара» («Товарищи! на ратном поле»), романс на слова Н. Н. Оржицкого. И з д. М., 1823 — 24, 32.
«Прощание с соловьем» («Ты прости, наш соловей»), романе на слова
Н. А. Кашшщова. Изд. М., 1829—76, 77, 240. 273.
«Прощание с Севером», увертюра для оркестра. Соч. 1831 —112 142г
144, 162.
«Прощание с соловьем на Севере» («Улетай, наш соловей»), романс па слова И. И. Веттера. Изд. М., 1831 — 113, 247.
«Путешественник» («Дней моих еще весною»), романс на слова В. А. Жуковского. Изд. М, 1959, в книге «Страницы из жизни Алябьева»,— 23.
«Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты», комедия-водевиль П. Н. Арапова (музыка «перемещена» Алябьевым из «Деревенского философа»). Воловая партия (ЦМБ. I. ЗА 60/В.т Пут., инв. № 17296) —39, 65, 242, 243.
Пьеса для трубы с фортепиано. Черновая рукопись (фонд Алябьева, № 423); изд. М., 1954 (ред. Б. В. Доброхотова) — 211.
Пьесы для фортепиано. Автографы (кроме полонеза; фонд Алябьева* №№? 150, 415, 413, 417, 418, 149, 414); изд. (ред. Б. В. Доброхотова) в хрестоматии «Русская фортепианная-музыка с конца XVIII до 60-х гг. XIX века» (Полонез, Вальс, Мазурка — «Сочинена во сне 1836 года»,—Кадриль, Рондо, Соната «Прощанье с соловьем»*), сост. В. А. Натансон и А. А. Николаев, выпуск второй. М., 1956—234.
Пять романсов на французские тексты: «Le soir» («Вечер»), «Stances sur l’Esperance» («Стансы к надежде») и три романса с неустановленными текстами. Изд. М., [1827] —64, 263.

«Разлука» («И так с тобою я расстался»), романс на слова А. Найденова (в серии «Северный певец 1828 года»). Изд. М., 1829 — 90.
«Разлука с милой» («Тебя ли, милая, забуду»), романс на слова И. А. Шепелева. Изд. М., 1828 — 76, 77, 273.
«Разочарование» («Протекших дней очарованья»), романс на слова А. А. Дельвига, поев. Ф. Н. Корфу. Изд. М., 1835— 140.
«Редкая наследница, или Муж по завещанию», комедия А. М. Редкина с музыкой Алябьева — «Окончательные куплеты» («Ты сделалась моей женой»). Соч. [1827]; и з д, с текстом второго куплета —«Ах, внучка, убегай любви». М., «Дамский журнал», 1827, ч. 19, № 13 (июль) — 64.
Романс, написанный в 1846 г. в селе Василёво. Чистовая рукопись (текст, вписанный карандашом, неразборчив; фонд Алябьева, № 423) — 211.
Романс о графе Гвариносе («ХУДО, худо, ах, французы») из 9-и главы «Дон-Кихота» М. Сервантеса, перевод Н. М. Карамзина —92— 277.

Рондо A-clur для фортепиано, Соч. (1810-е гг.); неоконченная рукопись (фонд Алябьева, № 417); изд. (ред. Б. В. Доброхотова) в хрестоматии «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х гг. XIX века», сост. В. А. Натансон и А. А. Николаев, выпуск второй, М., 3 956— 11.
«Русалка», пьеса А. С. Пушкина. Соч.; «1838 года 8 апреля»; партитура (ГЦММК, фонд Малого театра, № 898) — 167—168, 172, 192, 199, 238, 243, 246, 251, 2S6.
1. «Сватушка, сватушка», смешанный хор — 168, 172,
2. «По камушкам, по желтому песочку», голос соло — 168—171.
3. «Веселой толпою, с глубокого дна», трехголосный женский хор— 168, 172.
4. «Что, сестрицы, в поле чистом не догнать ли их скорей», двухголосный женский хор— 168, 172.
Русская песня с хором для концерта «Общества поощрения бедных в музыкальном отношении» — 219.
«Русый локон» («Русый локон, длинный локои»), дуэт для женских голосов с фортепиано на слова И. Голдинского. 14 з д. М., 1831 — 110.
«Рыбак и русалка, пли Злое зелье», опера в трех действиях, на либретто неустановленного автора. Соч. 1841—1843; фрагменты партитуры» (фонд Алябьева, AoJVb 283, 287а, 2876, 289а, 287в, 2896, 285и, 287г, 2856, 288, 286, 284, 292) — 172, 192—199, 201, 207, 243—246, 250, 292,

-«Сарафанчик» («Мне наскучило, девице»), романс па слова A. И. Полежаева. Изд. М, 1838—174, 184.
«Сватушка, сватушка» — см. «Русалка» (J).
«Северная полька» для фортепиано. Изд. М„ 1846 — 210.
«Северный вальс п полонез для фортепиано, поев.: «Своим друзьям* l«Valse et Polonais du Nord dediees a ses amis»). Изд. M., 1831—113.
«Северный полонез» — см. «Северный вальс и полонез». «Северный узник» — см. Три элегии. (2).
-«Сельская элегия» («В тиши села уединенной младой страдалец грустно жил»), романс на слова И. И. Козлова, поев. С. Н. Сталь фон Голыитейн (урожд. Шатиловой). Чистовая рукопись с цензурным разрешением от 16 апреля 1836 г. (фонд Алябьева, № 342); печатное издание не обнаружено — 160.
¦«Сем попьем, сем погуляем», застольная пьеса для мужского хора с оркестром на слова С. И. Стромилова к его пьесе «Русский инвалид на Бородинском поле». С о ч. [1839]; партитура (ГЦММК, фонд Малого театра, № 898); изд. М., 1839 — в авторском переложении для смешанного хора с фортепиано в сб. «Застольные русские песни», поев. В. А. Перовскому — 175.
«Сердцем в первые дни жизни, но не к счастью я расцвел» —см. «Мечта».
«Сибирская песня» («Душистая ягодка, спелая княжничка»), для голоса с фортепиано, на слова И. И. Веттера. Изд. М., 1845 — 210.
«Сижу на береге потока», романс на слова Д. В. Давыдова (вольный перевод из Парни), поев. А. Н. Вергтовскому. Соч. 1833; чистовая рукопись (ГЦТМ, фонд А. Н. Верстовского, ед. хр. 157308); изд. М., 1833 — 128.
Симфония. Соч. 1850, Сохранилась лишь обложка с заголовком: «Sim-phonie 1850» (фонд Алябьева, № 274) —219.
Симфония G-dur (I. Allegro,. G-dur, V4; 2. Larghetto, B-dur, 6/s не окончена). Соч. (1810-е гг.]. Партитура (фонд Алябьева, № 357) — 22.
Симфония Es-dur с концертирующими валторнами (1. Andantino, Es-dur, 4Л; 2. Tempo di.marzia, Es-dur, 4Д; 3. Rondo, allegro, Es-dur, й/й). Соч. (1810-е гг.). Партитура (фонд Алябьева, № 105)—22.
Омфония e-moll (одночастная). Соч. 1830 (на титульном листе пометка: «1830 года 30 октября г. Тобольск», па 15-м листе: «1830-го декабря 7-го дня»); партитура (фонд Алябьева, № 121); изд. (ред. Б. В. Доброхотова). М., 1955—101 — 104, 241, 248, 251.
«Сирота» («Ах ты, темный лес, Милетинский лес»), чешская песня для голоса с фортепиано на слова Н. В. Берга. Изд. СПб., «Нувеллнст», 1847, №4 — 212, 236.
«Сиротинушка» («Сиротинушка, девушка»), русская песня в рукописном сб. романсов («Сиротинушка», «Она моя», «Совет», «И мой звездочка»), поев. 3. Н. и Л. Н. Шатиловым. Чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 475) — 173.
«Сиротка» — см. Три русских романса, посвященных В. Л. Сабуровой (О-
«Скажи, друг несчастный» — см. «Тайна».
Скорые марши (C-dur, F-dur, Es-dur, F-dur) для духового оркестра. Первый марш F-dur датирован: «31 май, ночью в 11-м час». Соч.
[1S28—1832]; партитуры (фонд Алябьева, 387, 388, 389 130)— 97.
Скорый марш Es-dur, для духового оркестра. Соч: «Тобольск, 1829 г.
февраля 18»; партитура (фонд Алябьева, № 389)—96. Скорый марш A-dur, для оркестра-ансамбля. Партитура (фонд Алябьева.
JS& 369) — 151, 251.
¦«Сладко пел душа-соловушко», заунывная песня на слова И. И. Лажечникова (из его романа «Последний Новик, или Завоевание Лифлян-дпн»), для голоса и женского хора с фортепиано, поев. Е. А. Офро-снмовой. Партитура (фонд Алябьева, № 327); изд. М., 1834;— 147. 246, 291.
«Слезав («Вчера за чашей пуншевою»), романс на слова А. С. Пушкина. И з д. М., 1860 — 26—27, 237, 260.
«Собрались мы к боярину, хлебосолу-хозяину», смешанный хор на слова С. П. Стромилова (для маскарада в доме’С. А. Рнмского-Корсако-ва). Соч. 1846; изд. М., 1846 — 211, 223, 247.
«Собрание разных русских песен» для хора. Некоторые номера щ этого сборника были изданы ранее в Москве в изложении для готоса с фортепиано. № 3 и 6 изд. в 1834, в сб. «Кавказский певец»; № 7 из л. в 1827; № 8 изд. в 1833; № 9, изд. в 1884 в Музыкальном альбоме «Новоселье»; № 10 изд. в 1831 для голоса и хора с фортепиано. Первое издание сборника (кроме №№ 1 и 3). М.—Л., 1952, Сб. «А. Алябьев. Песни для хора без сопровождения» (ред. Б. До0ро. Алябьева; фонд Алябьева, № 375)—97, 100, 277.
Тема с вариациями a-moll Г. К. фон Криденера — обработка для кларнета с оркестром. Партитура (фонд Алябьева, № 178) — 100.
Турецкое рондо Д. Штейбельта для фортепиано — обработка для фортепиано с оркестром. Партитура (фонд Алябьева, № Ш) — №4,

Увертюра к опере «Фаниска» Л. Керубини. По-видимому, обработка Алябьева для духового оркестра. Копия партитуры (фонд Алябьева, № 377) — 100.
Увертюра к опере «Швейцарское семейство» И. Веигля. По-видимому, обработка Алябьева для духового оркестра. Копия партитуры (фонд Алябьева, № 141) — 100.
Теоретические работы
Таблица трелей, исполняемых на флейте. Автограф (фонд Алябьева, 453) — 72.
Таблицы диапазонов медных духовых инструментов. Автограф, (фонд Алябьева, № 168) —97.

Упражнения по гармонии (примеры и правила). Текст на французском языке. Автограф (фонд Алябьева, № 165) — 9, 258.

Обработки произведений Алябьева, выполненные другими композиторами
«Прощальный соловей» («Прощанье с соловьем»), транскрипция для фортепиано К. Гертума — 76.

Романсы (свыше 60), транскрипция для фортепиано А. 14. Дюбюка — 212.

«Соловей», вариации для фортепиано М. И, Глинки на тему песни Алябьева —3, 174.
«Соловей», выполненная М. И. Глинкой инструментовка сопровождения
песни Алябьева —3, 174. «Соловей», транскрипция для фортепиано А. И. Дюбюка — 212. «Соловей», транскрипция для фортепиано Ф. Листа — 207. «Соловей», транскрипция для скрипки с фортепиано А. Вьетана—3. «Черкесская песня», транскрипция для фортепиано К. Гертума — 84.

Источник

Оцените статью