- Аппликатуры аккорда Am11
- Полное название аккорда Am11
- Состав аккорда Am11
- Аппликатуры аккорда Am11
- Сложные аккорды на гитаре: обозначения и аппликатуры
- Обозначения aug, dim, no5
- Цифры – добавление/альтерация ступеней: #5/b5, 7/maj7, 9, 11,13
- «7» – седьмая ступень: септаккорды
- m (maj7)
- Септаккорды с альтерированной квинтой: 7#5, 7b5, maj7#5, maj7b5, m7b5
- maj7#5
- maj7b5
- «6» – шестая ступень: секстаккорды
- «9» – девятая ступень: нонаккорд
- Что такое add9
- Септаккорды с альтерированной 9-ой ступенью: 7#9, 7b9
- «11» – одиннадцатая ступень: ундецимаккорд
- maj11
- «13» – тринадцатая ступень: терцдецимаккорд
- maj13
- «Sus» – аккорды с задержанием: sus2, sus4, 7sus4
- 7sus4
- Сложные аккорды с несколькими надстройками
- 7b5b9
- maj9#11
- maj13#11
- Таблица всех сложных аккордов
- ТОП самых сложных аккордов
- 1. F7 – малый мажорный септаккорд в основном виде
- 2. C#sus2 – из известных песен Message In A Bottle (The Police) и Floods (Pantera)
- 3. Am add11 из «Tears in the rain» (Joe Satriani)
- 4. B add11 от Аллана Холдсворта
- 5. «Экстремальные» аппликатуры Теда Грина
Аппликатуры аккорда Am11
Полное название аккорда Am11
ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
Состав аккорда Am11
Ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда Am7+ (ACEG) образуется путем добавления одной большой терции (большой ноны от основного тона) B и одной малой терции (чистой ундецимы от основного тона) D.
Аккорд состоит из шести звуков:
- Ля (A) — основной тон аккорда
- До (C) — малая терция
- Ми (E) — большая терция (чистая квинта от основного тона аккорда)
- Соль (G) — малая терция (малая септима от основного тона аккорда)
- Си (B) — большая терция (большая нона от основного тона аккорда)
- Ре (D) — малая терция (чистая ундецима от основного тона аккорда)
Аппликатуры аккорда Am11
На схеме струны расположены сверху вниз с шестой по первую. Римские цифры над схемой — номера ладов. Арабские цифры в кружках на струнах — указание пальцев:
Источник
Сложные аккорды на гитаре: обозначения и аппликатуры
Бывает так, что в аккомпанементе к какой-то песне кроме уже хорошо знакомых простых аккордов типа Am, Dm, E или там каких-нибудь баррэ F, Bm, F#, Gm, Bb, нет-нет да и попадаются заковыристые, или, как ещё их называют, джазовые. Ну, например, E7#9, Am7 b5, или какая похлеще «математика» – Bbmaj13#11, G7#5b9 и т.д.
Некоторые товарищи за незнанием того, что все эти циферки означают в названиях аккордов, пытаются их откидывать. Короче, игнорировать. И берут простые мажоры или миноры. Иногда такое упрощение получается. И аккомпанемент звучит довольно сносно. Но всё-таки зря… В большинстве случаев в отсутствие указанных автором, аранжировщиком сложных аккордов теряется музыкальная изюминка, разнообразие гармонической палитры, да и звучание, наверняка, получается шаблонным.
Так что, конечно, лучше просто взять и разобраться, как играть сложные аккорды на гитаре. Поверьте, это не сверхзадача. На начальном этапе достаточно изучить обозначения и по несколько аппликатур каждого заковыристого аккорда. И вы сможете разучивать аккомпанемент с «наворотами», как есть, ничего не изменяя, не выкидывая в аккордах.
Далее в статье подробно разберём обозначения сложных аккордов и варианты их аппликатур. Особо не вдаваясь в глубины музтеории, только минимум для практики. А ещё – небольшой ТОП одних из самых-пресамых навороченных, сложнейших аккордов.
Все рассматриваемые в статье аппликатуры – это закрытые аккорды с баре и без баре в позициях от звука До (С). Их легко можно построить и от других звуков, ориентируясь по расположению тоники (на 6-ой, на 5-ой или 4-ой струне). Например, знаем как играть аккорд С9 с тоникой (с основным звуком аккорда – до) на 4-ой струне. Чтобы сыграть G9 в этой же аппликатуре, находим соль (основной звук) на 4-ой струне, и ставим пальцы в абсолютно таком же положении (как указано в аккордовой сетке для С9), но уже в другой позиции.
Обозначения aug, dim, no5
«Aug» – «augmented» – увеличенное трезвучие. Состоит из двух больших терций. Например, если от звука C: до – ми – соль диез. Записывается так – Caug. A иногда вместо «aug» просто добавляется «+» – С+, как сокращённый вариант записи.
На гитаре используются и четырёхструнные аппликатуры «aug». К увеличенному трезвучию ещё добавляется основной звук – то есть удваивается.
Caug, или С+ на гитаре: с основным звуком на 6-ой струне, 5-ой и 4-ой:
«Dim» – diminished – уменьшённое трезвучие. Состоит из двух малых терций. Например, Cdim: до – ми-бемоль – соль-бемоль.
Для гитары есть варианты аппликатур уменьшённого аккорда с удвоенной тоникой (на четыре звука).
Cdim:
Внимание! Не путайте уменьшённое трезвучие «dim» с уменьшённым септаккордом «dim7». Аккорды хоть и схожие по строению, родственные, но всё же имеют определённые отличия. O «dim7» подробно в главе статьи, посвящённой септаккордам.
«no5» – аккорд без квинты. В аппликатуре не звучит квинта (5-ая ступень), а берётся только основной звук (может быть удвоенный), терция и иногда какие-то дополнительные ступени. Обозначение используется как для мажорных, так и минорных аккордов.
С (no5) – аппликатура до мажор без квинты (звука соль):
Цифры – добавление/альтерация ступеней: #5/b5, 7/maj7, 9, 11,13
Цифра в названии аккорда указывает на добавление к мажорному или минорному аккорду соответствующей дополнительной ступени.
Например, Am7 – к минорному трезвучию добавить 7-ую ступень (малу септиму) – минорный септаккорд, Amaj7 – к мажорному трезвучию добавить большу септиму – большой мажорный септаккорд. Есть и сложные аккорды для гитары с несколькими надстройками: в названии может быть указана альтерация ступени и добавление дополнительных (C#5#9, С6/9, Cm7b5 и др.).
Давайте разберёмся, какие ступени добавляются, как называются такие аккорды и как играть их:
«7» – седьмая ступень: септаккорды
Если указывается только цифра «7», значит, добавляется малая септима к мажорному аккорду. И он называется малый мажорный септаккорд или доминант септаккорд.
Распространённые аппликатуры на примере С7:
В двух вариантах с тоникой на шестой струне: на 6 струн и в прогрессивной аппликатуре (без 5-ой и 1-ой):
С тоникой на 5-ой струне тоже две довольно распространённые формы:
«maj7» – большой мажорный септаккорд. К мажорному аккорду добавляется большая септима. Другие варианты обозначения – M7, Δ (символ «дельта»), Δ7.
Cmaj7, или CM7, CΔ, CΔ7:
«m7» – малый минорный септаккорд (минорное трезвучие + малая септима).
Cm7
m (maj7)
m (maj7) или mM7, mΔ, mΔ7, -Δ7 – большой минорный септаккорд (минорное трезвучие + большая септима).
Cm (maj7), или CmM7, CmΔ, CmΔ7, C-Δ7:
dim7, или символ «°», «°7» – уменьшённый септаккорд (уменьшённое трезвучие + уменьшённая септима bb7, или 6-я ступень).
Cdim7, или C°:
Септаккорды с альтерированной квинтой: 7#5, 7b5, maj7#5, maj7b5, m7b5
Ещё одна разновидность септаккордов (с «семёркой») – когда в основе аккорда (трезвучии) понижается или повышается 5-ая ступень (квинта) на полтона. Эта надстройка обозначается в двух вариантах: b5 (бемоль) или -5 (минус) – понижение, #5 (диез) или +5 (плюс) – повышение.
Итого получается в аккорде две надстройки – септима и альтерированная квинта.
7#5, или 7+5 – малый мажорный септаккорд с повышенной квинтой.
С7#5, или С7+5:
7b5, или 7-5 – малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой.
maj7#5
maj7#5 – большой мажорный септаккорд с повышенной квинтой.
maj7b5
maj7b5 – большой мажорный септаккорд с пониженной квинтой.
m7b5, или Ø, -7 (b5) – полууменьшённый септаккорд (уменьшённое трезвучие + малая септима).
Cm7b5, или CØ, C-7 (b5)
«6» – шестая ступень: секстаккорды
Аккорды с «шестёркой» (с 6-ой ступенью) называются секстаккордами.
«6» – мажорный секстаккорд (мажорное трезвучие + секста).
«m6» – минорный секстаккорд (минорное трезвучие + секста).
Внимание! Не путайте аккорды! Обращение трезвучия с терцовым тоном в басу тоже называется секстаккордом. Несмотря на одинаковое название, он ничего не имеет общего с аккордами с 6-ой ступенью (шестёрками).
«9» – девятая ступень: нонаккорд
«Девятки», аккорды с 9-ой ступенью – это нонаккорды.
В основном виде они состоят из пяти звуков: минорное или мажорное трезвучие (1-3-5) + септима (7) + нона (9).
Названия нонаккордов обозначаются без «семёрки», только «девятка» (C9, Cm9 и др.). То есть по определению звукового состава подразумевается, что должна быть и септима.
В силу того, что аккорд сложный для гитары – состоит из пяти звуков – довольно часто используются его упрощённые аппликатуры без квинты (без 5-ой ступени аккорда).
Если в названии аккорда с буквой только «9» указывается, без каких-либо других обозначений (С9, A9, F9 и др.) – значит это малый мажорный септаккорд с 9-ой ступенью.
Обратите внимание, эта пятиструнная аппликатура без тоники на 6-ой струне. То есть звук до есть в этой позиции (на 6-ой струне, 8-ом ладу), но в аккорде он не звучит. Такой приём (без основного звука в басу) в некоторой степени упрощает тяжёлые аппликатуры, аккорд брать удобней, легче.
Ещё формы С9 с тоникой на 5-ой и 4-ой струне:
«m9» – минорный нонаккорд: малый минорный септаккорд + 9-ая ступень.
Обозначение «T» в аккордовой сетке – струну нужно прижимать большим пальцем левой руки.
Немного полегче варианты Cm9:
maj9 – большой мажорный септаккорд с «девяткой». Его звуковой состав: мажорное трезвучие (1-3-5) – большая септима (maj7) – нона (9).
С9 и Cmaj9 – это два принципиально разных септаккорда с ноной по строению и звучанию! В первом – малая септима, во втором – большая. Будьте внимательны при разборе аккомпанемента песни.
Что такое add9
«add 9» – означает «добавить 9-ую ступень». Его отличие от нонаккорда в основном виде в том, что «девятка» просто добавляется к мажорному или минорному трезвучию. При этом септима в звуковом составе такого аккорда отсутствует.
Формула «add 9»: мажорное/минорное трезвучие + 9 (без 7-ой ступени).
Cadd9 – «девятка» к мажору.
Cm add9 – минорный аккорд с ноной.
Септаккорды с альтерированной 9-ой ступенью: 7#9, 7b9
В малых мажорных септаккордах также используется и альтерированная 9-ая ступень. Обозначается в двух вариантах: 7#9 или 7+9 – повышение ноны на полтона, 7b9 или 7-9 – понижение на полтона. При этом с пониженной/повышенной ноной указывается и 7-ая ступень.
Например, в С7#9: от звука до – 9-ая ступень это ре (через октаву), повышаем её на полтона – добавляем к септаккорду ре-диез (#9).
И C7b9: с пониженной ноной – ре-бемоль (или до-диез).
«11» – одиннадцатая ступень: ундецимаккорд
Аккорд с 11-ой ступенью – это ундецимаккорд. В основном виде состоит из шести звуков: трезвучие (1-3-5) + септима (7) + нона (9) + ундецима (11). Обозначается цифрой «11» в названии.
C 11-ой ступенью (ундецимой) по звуковому составу самые сложные аккорды в сравнении с обычными мажорами, минорами, септаккордами, нонаккордами. Но на гитаре можно использовать их в упрощённых удобных аппликатурах – с пропущенной квинтой, ноной. То есть не в полном виде, и при этом сохраняя характер звучания аккорда.
maj11
«maj11» – большой мажорный септаккорд с ундецимой.
Если в обозначении только цифра «11», без «maj» – это малый мажорный септаккорд с ундецимой.
«m11» – малый минорный септаккорд с «одиннадцатой».
«13» – тринадцатая ступень: терцдецимаккорд
С 13-ой ступенью – терцдецимаккорд. Ещё один самый сложный аккорд по строению. В его составе семь звуков: мажорное трезвучие + септима (7) + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Ещё этот аккорд можно представить как ундецимаккорд с 13-ой ступенью.
maj13
maj13 – c 13-ой ступенью на основе большого мажорного септаккорда.
Обратите внимание, с 13-ой самые тяжёлые аккорды или одни из самых тяжёлых. В том плане, что в основном виде (в полном звуковом составе) взять их на гитаре невозможно в силу особенностей инструмента. И чтобы было удобней сыграть терцдецимаккорд, применяются его аппликатуры с пропущенной квинтой (5), ноной (9), ундецимой (11). Например, в сетке Cmaj13 с тоникой на 6-ой струне: звучит только основной звук, терция, септима и терцдецима.
Когда в обозначении «13» без «maj» – это терцдецимаккорд на основе малого мажорного септаккорда (к мажорному трезвучию + малая септима (7) + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13) ).
«Sus» – аккорды с задержанием: sus2, sus4, 7sus4
«Sus» – suspended chord или sus chord – аккорды с задержанием или «задержанные аккорды». Они не имеют характерного минорного или мажорного звучания, так как в их составе нет малой или большой терции (от основного звука), определяющей эти типы аккордов.
«sus2» – с задержанием на секунде, т.е. вместо терции в трезвучии большая секунда: основной звук – большая секунда (2) – квинта (5).
«sus4» – с задержанием на кварте: основной звук – кварта (4) – квинта (5).
7sus4
«7sus4» – к задержанному sus4 добавляется малая септима.
Сложные аккорды с несколькими надстройками
В аккорде может быть не одна дополнительная ступень, надстройка, а несколько. Некоторые аккорды такого вида мы уже рассматривали в предыдущих частях статьи – 7#9, 7b5 и др.
А теперь изучим другие самые трудные аккорды – с добавлением 2-3 ступеней (в том числе и альтерированных – повышенных/пониженных).
«6/9» – мажорный аккорд с секстой (6) и ноной (9).
«m6/9» – к минорному аккорду добавляется 6-ая и 9-ая ступени.
Упрощённая аппликатура без тоники в басу (для ориентира построения аппликатуры –основной звук до на 6-ой струне, 8-ой лад).
С тоникой на 5-ой, 4-ой:
7b5b9
«7b5b9» – малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой и ноной.
«7#5#9» – малый мажорный септаккорд с повышенной 5-ой и 9-ой ступенью.
«7b5#9» – малый мажорный септаккорд с пониженной 5-ой (квинтой) и с повышенной 9-ой (ноной).
«7#5b9» – малый мажорный септаккорд с повышенной 5-ой, с пониженной 9-ой.
«13b9» – терцдецимаккорд с пониженной 9-ой.
«13#11» – терцдецимаккорд с повышенной 11-ой.
maj9#11
«maj9#11» – большой мажорный септаккорд с 9-ой и повышенной 11-ой ступенями.
maj13#11
«maj13#11» – большой мажорный септаккорд с 13-ой и повышенной 11-ой.
Таблица всех сложных аккордов
Таблица всех выше рассмотренных сложных аккордов от звука До в разных аппликатурах. Отдельно в колонках – с тоникой (основным звуком) на 6-ой струне, 5-ой и 4-ой струне.
Символом «*» отмечены аппликатуры без тоники в басу, или же с тоникой, но допускается упрощённый вариант без неё (то есть в басу основной звук можно не брать, если сложно с постановкой пальцев).
ТОП самых сложных аккордов
Некоторые гитаристы задаются вопросом, а какой самый сложный аккорд на гитаре в мире. Конечно, однозначно ответить нельзя. Всё относительно. Самые-самые трудные – это больше определённая группа аккордов. Их сложность можно охарактеризовать по звуковому составу – сколько в них добавлено дополнительных ступеней. И по аппликатуре – зачастую она расширенная, в позиции пальцы нужно растягивать на 5-6 ладов, а то и больше.
И, конечно, такие замудрённые аккорды предназначены не для того чтобы покрасоваться «акробатикой пальцев» и не для того чтобы удивлять знанием «музыкальной арифметики». Они призваны создать уникальное, красивое звучание, передать максимум эмоций, настроения композиции. И используются они не только для каких-то пьес, этюдов на отработку техники, но и для популярных песен, инструментальных тем.
Итак, ТОП самых заковыристых аккордов. Начнём с самых «безобидных» из этой группы и до аппликатур, экстремальных для пальцев, непомещающихся в стандартные аккордовые сетки на пять ладов.
1. F7 – малый мажорный септаккорд в основном виде
На первый взгляд, что тут сложного? Это же обычный септаккорд. А всё-таки есть нюанс. Все его звуки по порядку, как он есть по ступеням 1-3-5-b7, в закрытой позиции на гитаре взять не так-то и просто. Расширенная постановка получается.
2. C#sus2 – из известных песен Message In A Bottle (The Police) и Floods (Pantera)
Задержанный аккорд в расширенной аппликатуре. Ещё его можно представить как пауэр-аккорд: квинта + 9-ая ступень.
3. Am add11 из «Tears in the rain» (Joe Satriani)
Утончённое аккордовое художество на акустической гитаре от Joe Satriani. Am add11 – первый аккорд композиции. И уже с первых его звуков – и дождь, и слёзы…
4. B add11 от Аллана Холдсворта
По названию вроде бы и ничего затейливого, сложного нет. Добавляется 11-ая ступень. Только и всего. Но в своей теме House of Mirrors Аллан Холдсворт использовал этот аккорд в красивейшем звуковом сочетании. Ну, конечно, и аппликатура соответствующая…
5. «Экстремальные» аппликатуры Теда Грина
И в заключение ТОПа аккорды особой сложности из книги «Chord Chemistry» выдающегося джазового гитариста Теда Грина.
Без комментариев – попробуйте сыграть. Лучше на электрогитаре. Очень необычные, с невероятно оригинальным звучанием аккорды:
Emaj9 – в IV-ой позиции с 6 открытой струной.
Amaj9 – от 7-го лада до 14-го…
И ещё один «растянутый» Emaj9: в VII позиции, но аж до 13-го лада:
На этом завершаем статью. Успехов вам в изучении сложных аккордов!
Источник