Амплитудное вибрато для гитары

БЛОК ЭФФЕКТОВ ДЛЯ «СОЛО-ГИТАРЫ»

Прежде чем рассказать о работе прибора в целом, остановимся на одном из его составных элементов — преобразователе спектра электрического сигнала, или «FUZZ»-устройстве. Чтобы получить этот эффект, нужно обогатить исходный сигнал большим числом нечетных гармоник. Существует несколько способов, а соответственно и схем, для их достижения. Мы остановимся на преобразователе спектра, представляющем собой УНЧ с переусилением.

Простейшая схема «FUZZ»-устройства представлена на рисунке 1. Двухкаскадный УНЧ с большим коэффициентом усиления ограничивает сигнал по максимуму и минимуму. «Чистая» синусоида искажается. Повышается число нечетных гармоник. Звучание электрогитары обретает при этом самые различные оттенки, подражая «голосам» язычковых и смычковых инструментов или синтезируя совершенно новые, «электронные» звуки.

Схема практически не требует наладки. Однако она имеет одну особенность: в ней должны использоваться транзисторы с В > 150.

Рис. 1.

Работу устройства лучше всего проверить с помощью звукового генератора и осциллографа. Для этого на вход схемы со звукового генератора подают синусоидальный сигнал величиной около 25 мВ. На базе транзистора V2 сигнал — близкий к прямоугольному, а на выходе он имеет вид (по осциллографу) неправильной искаженной синусоиды.

Подключив электрогитару через преобразователь спектра к усилителю, с помощью резистора R2 подбирают нужную длительность звука, следя за тем, чтобы он не обрывался, а затухал постепенно. Резисторами R6 и R7 уравнивают громкости «чистого» и преобразованного звучания.

Читайте также:  Ноты для пианино вальс бостон

Общая принципиальная схема приставки изображена на рисунке 2. Устройство собрано в корпусе, выполненном в форме ножной педали.

Рис. 2.

Схема приставки состоит из четырех отдельных функциональных блоков. На транзисторах V1 и V2 собран «FUZZ»-блок. Включают его тумблером S1. Резисторы R9 и R10 — регулятора громкости соответственно высоких и низких частот. В качестве катушек индуктивностей L1 и L2 можно взять универсальные головки от любого лампового магнитофона.

Устройство «вау» собрано на транзисторах V3 — V5 (см. «М-К» № 3, 1980 г.). Регулируемым элементом перестраиваемого RC фильтра служит переменный резистор R24 группы «В» (с логарифмической зависимостью сопротивления). Подстроенный резистор R11 ограничивает сигнал электрогитары до 45—50 мВ. Блок «вау» включен постоянно и приводится в действие ножной педалью (рис. 3).

Рис. 3.

На транзисторах V7, V8 и V9, V10 собрано два идентичных симметричных мультивибратора. Вырабатываемое ими переменное напряжение низкой частоты меняет с определенной периодичностью внутреннее сопротивление (переход коллектор-эмиттер) транзисторов V6 и V11. При помощи тумблера S2 каскад V6 подключают к выходу предварительного усилителя V3. Изменение внутреннего сопротивления транзистора V6 (частота задается потенциометром R29) приводит к периодическому изменению амплитуды сигнала с той же частотой. Это и есть амплитудное «вибрато». Подбором резистора R25 регулируют глубину модуляции.

Второй мультивибратор работает аналогично и служит для получения эффекта «вибрато» Т (тембровое). Блок включается тумблером S3 и управляется педалью. Переменным резистором R34 регулируют частоту, а R37 — глубину модуляции. Частота изменяется в пределах 3—15 Гц.

Следует учесть, что для получения определенного звукового эффекта транзисторы V7, V8 и V9, V10 должны иметь попарно одинаковый и достаточно высокий (В = 100) коэффициент усиления. Транзисторы V6 и V11 — кремниевые КТ208 или КТ209.

Если одновременно включить «вибрато» тембровое и «вибрато» амплитудное с частотой каждого генератора 10—12 Гц, с относительным разбросом обеих частот на 5—10%, можно получить эффект, воспринимаемый, как «летающий» звук.

Приставка смонтирована на двух печатных платах (см. рис. 4, 5), изготовленных из фольгированного стеклотекстолита или гетинакса толщиной 2 мм.

Рис. 4.

Рис. 5.

В. КЕЗИКОВ, г. Усть-Катав Челябинской обл.

Источник

Академия Гитарной Электроники: Схема Несложного Амплитудного Вибрато — Академия Гитарной Электроники

  • Академия Гитарной Электроники
  • >Дополнительный раздел
  • >Лаборатория
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций

Схема Несложного Амплитудного Вибрато

#1 Vdm

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 122
  • Регистрация: 06 September 11

Предлагаю на обозрение простую схему амплитудного вибрато.

Схема срисована с внутренностей советской педали «Вибрато». Работает очень даже неплохо, мало уступает сложным устройствам: шумы малы, модулирующий сигнал не пролезает в звуковой тракт. Единственно — звуковой сигнал не подавляется полностью.
Но этого в большинстве случаев и не надо.
Генератор вибрато выдаёт экспоненциальный, почти треугольный сигнал. При увеличении частоты амплитуда сигнала сильно снижается.
Регулятор глубины вибрато соединён с педалью.

Основные параметры устройства:
Коэффициент передачи = 1
Максимальный размах вх-сигнала = 600 мВ (до появления заметных на слух искажений)
Потребляемый ток без входного повторителя — менее 6 мА

Размах сигнала в разных точках звукового тракта:
На входе — 600 мВ
На базе VT2 — 47 мВ
На истоке VT3 — 15 мВ
На эмиттере VT4 — 7,5 мВ
На выходе — 550 мВ

При изменении управляющего напряжения на затворе VT3 от -2,3в до -3,5в размах выходного сигнала будет меняться от 550 мВ до 1 мВ соответственно.

Режимы по постоянному току:
Uэ VT2 = -2,75в;
Uб VT2 = -2,86в
Uб VT4 = -2,9в

Вот, пожалуй, и всё. Кому надо — пользуйтесь на здоровье.

Прикрепленные изображения

#2 Маклауд

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 3964
  • Регистрация: 04 April 09

#3 Andy Ho

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 114
  • Регистрация: 09 June 11

#4 Вальмар

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 59
  • Регистрация: 08 May 10

Для звукового сигнала (или для переменного тока) абсолютно пофиг, какая шина выбрана общей — положительная либо отрицательная.

«ФузФейс» (оригинал), помнится, на германиевых транзисторах был, и земля «плюсовая», и Джимми Хендрикс лобал вовсю ивановскую, не вдаваясь в подробности о потенциале «земли».

#5 Маклауд

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 3964
  • Регистрация: 04 April 09

#6 steeler

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 369
  • Регистрация: 23 August 11

Прикрепленные изображения

Сообщение отредактировал steeler: 26 December 2011 — 07:36

Источник

Вибрато. Амплитудное вибрато, тремоло. Частотное вибрато.

При обработке звуковых сигналов применяются разнообразные интересные эффекты . Для обогащения тембра и добавления специфической краски в ваш трек довольно часто применяются различного рода модуляции, такие как вибрато. Вот о нём мы и поговорим в настоящей статье.

Вибрато

Суть этого эффекта заключается в том, что происходит периодическое изменение одного из параметров звукового колебания ( амплитуды, частоты и фазы ). Эти изменения происходят с очень небольшой частотой в единицы герц . В зависимости от изменяемого параметра и образуются разные виды вибрато: амплитудное, частотное, тембровое. Все перечисленные виды обогащают спектр исходного звукового колебания.

Амплитудное вибрато, тремоло

Амплитудное vibrato (vibr.) характеризуется циклическим изменением громкости. То есть происходит периодическое изменение амплитуды звукового сигнала. Частота такого vibrato, которое производит наиболее приятное эстетическое впечатление составляет 5-7 Гц. Если частота выходит за пределы 10-12 Гц, то необходимый эффект перестает достигаться.
Глубина вибрации (отклонение по громкости) может колебаться от 10-50%, в зависимости от художественных задач.

Возьмём, к примеру, плагин от Waves — MondoMod

Красным цветом выделен параметр AM Depth — глубина громкостной модуляции. Изменяя этот параметр, а также частоту модуляции от 0,0025 до 6000 Hz можно добиться различных интересных эффектов.

Вот как звучит флейта без и с этим эффектом (глубина модуляции всего 25%):

Форма естественной громкостной модуляции приближена к синусоидальной или треугольной. Но если глубину модуляции повысить до 100%, а форму приблизить к прямоугольной, то vibr. превратиться в тремоло (tremolo). Изменять форму в MondoMod можно Waveform (выделена синим цветом на картинке)

Звучать это может вот так (берём тот же исходный звук флейты):

Тембр с vibrato или tremolo становиться богаче исходного звукового сигнала.

Пример педали эффектов:

Педаль эффектов TC Electronic Choka Tremolo

Частотное вибрато

Помимо изменения амплитуды звукового сигнала, на свободно интонирующих инструментах (струнных, некоторых духовых, вокал) возможно ещё и небольшое изменение высоты звука. Получается эффект высотного vibrato.

Здесь нужно отметить, что tremolo (о котором мы уже сказали выше) иногда путают с трелью (trillo). Здесь основное отличие в том, что при тремоло (на свободно интонирующих инструментах) происходит высотное отклонение в пределах 5-7 центов. Если оно составляет полутон, тон (или даже больше), то здесь уже говорят о трели.

Трель струнной группы симфонического оркестра:

Как вы уже поняли частотное vibr. заключается в периодическом изменение частоты звукового колебания.
В музыки данный эффект получил широкое распространение лишь после создания электронных музыкальных инструментов. Ведь реализовать его на акустических инструментах довольно сложно. Здесь можно вспомнить разве что соло-гитару, где изменение натяжения струн, с помощью специального механизма — подвижной подставки для крепления струн и рычага позволяет в ручную исполнить частотное vibr.

некоторые существующие музыкальные инструменты в акустических условиях в принципе не могут исполнять как громкостное, так и высотное вибрато. Такие, как фортепиано, арфа, гусли, интонированные ударные. У этих инструментов фиксированная настройка и естественные процесс затухания звука.

Реализация частотного vibr. в электомузыкальных инструментах очень проста. Так как работу синтезаторов (в том числе и реализованных программным путём) синхронизирует опорный генератор. Если изменять его частоту, то будут изменяться частоты, синтезируемых им колебаний. В радиотехнике это процесс называется частотной модуляцией. Когда это процесс происходит по периодическому закону и получается частотное vibr.

В MondoMod за высотную модуляцию отвечает параметр FM Depth (выделен жёлтым цветом).

Прослушав тот же звуковой файл флейты, вы сразу поймете и узнаете этот эффект:

В итоге тембр также обогащается, перестает быть статичным и изменяется во времени.

А в следующей статье мы поговорим о тембровом vibrato .

Спасибо, что читаете New Style Sound. Подписывайтесь ( RSS-лента ). Делитесь этим материалами с друзьями.

Источник

Оцените статью