Анализ по открытому уроку по фортепиано

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
план-конспект урока на тему

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения: индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

Скачать:

Вложение Размер
samoanaliz_otkrytogo_uroka_s_uchenitsey_1_klassa_fyodorovoy_yuliey.docx 23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» преподавателя музыкального отделения по классу фортепиано Хилько О.В. с обучающейся 1-го класса Фёдоровой Юлией

Фёдорова Юля — ученица 1 класса, 8 лет, обучается с дошкольной группы. Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, отличную музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна и заинтересована в обучении. Юля, доброжелательна и легко идёт на контакт с преподавателем, к занятиям относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, не смотря на то, что является левшой, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте, работоспособна и может объективно оценить свою работу.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения: индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

• Расширение багажа музыкальных впечатлений

• Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано

• Овладение игры на различные виды техники: non legato, legato, staccato на основе гаммы C — dur;

• Работа над рациональными приемами игры на фортепиано

• Закрепить знание музыкальной терминологии

• Закрепление умения чтения с листа, с применением метода «Игры вслепую»;

• Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора

• Развитие двигательно-игровых навыков

• Развитие навыка игры по нотам

• Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха

• Развитие чувства ритма

• Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

• Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке

• Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

• Воспитание навыков самоконтроля

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

1. Организационный этап.

• Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога.

2 Основной этап.

В начале урока целесообразно было подготовить руки к игре на инструменте, для этого играли несколько упражнений на различные виды техники:

• позиционные упражнения на мелкую технику

• гаммообразные упражнения на мелкую технику

  • В упражнении «Раз, два, три – ну-ка пальчики беги» играли 2-3 и 3-4 пальцем к.р.о. – особое внимание уделялось свободной кисти, округлости пальцев, опущенным локтям и плечам, и выигрыванию каждого звука.
  • При работе над упражнением «Дорожка» 1-2; 1-3 пальцем двумя руками в восходящем и нисходящем движении, было дано задание — на ровность исполнения, не акцентировать 2 и 3 палец, играть громко не пережимать руку и был использован приём «игры в слепую».
  • При работе над расходящейся гаммой До мажор в восходящем и нисходящем движении, была проработана аппликатура в каждой руке отдельно, после чего исполнилась гамма 2 руками, свободной, не зажатой в запястье рукой и не стучащим 1 пальцем.
  • Прежде чем перейти к работе над гаммой Соль мажор, повторили знаки альтерации, назвали знак в гамме, показали его на клавиатуре. Повторили аппликатуру в к.р.о. и исполнили гамму Соль мажор на следующие штрихи: легато, стаккато, маркато, нон легато — в восходящем движении играли крещендо, в нисходящем – диминуэндо.
  • При работе над гаммой До мажор для точности звукоизвлечения использовались следующие ритмические задачи:

играли с опорой на первый звук, проговаривая слово Мама, с опорой на второй звук Весна Красна, с опорой на третий звук – Гномики.

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

Физминутка — на расслабление мышц спины, шеи и рук.

При работе над закреплением нот были выполнены следующие задания:

• Повторение нот I; II и малой октавы. Работа по карточкам.

• Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови» — цель: развитие беглого чтения нот.

Работа над чтением нот с листа.

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: определены музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена.

Н. Баева и Т. Зебряк учебник Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ

№ 53 РНП «Да во городе»

Работа над этюдами.

Работа над этюдами проходила с опорой на художественные образы. При исполнении перед учащейся ставились различные практические задачи:

• А. Гедики «Этюд» C – dur, показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение крещендо, диминуэндо.

• А. Гедике «Этюд» G – dur, отработать стаккато, добиваясь лёгкости и колкости исполнения, отработать окончание каждой фразы, после чего было предложено исполнить Этюд в быстром темпе.

• Л. Шитте «Этюд» G – dur, работать над верной аппликатурой в арпеджио, исполнять в умеренном темпе, добиваясь плавности и ровности звучания.

Юля с заданием справилась успешно, работала увлечённо с интересом.

Учащийся были показаны портреты композиторов и предложено прослушивание «Этюда» Л. Шитте в видеозаписи.

Работа над исполнением произведения в сопровождении симфонического оркестра пьесы Е. Алёрской «Радость»

Юле была предложена репродукция и дано задание, определить какое чувство передаёт картина, затем повторили произведение и исполнили его под фонограмму. Учащаяся постаралась передать настроение, воспринятое ею и эмоционально исполнила пьесу в сопровождении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна, но были допущены неточности в нотном тексте.

Игра в ансамбле с педагогом

Игра в ансамбле мобилизует внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает гармонический слух.

При игре в ансамбле с преподавателем был сделан краткий анализ нотного текста, проработаны штрихи, динамика, звук, характер, после чего произведение было исполнено.

• К. Лонгшамп — Друшкевичова «Полька»

Работа над закреплением средств музыкальной выразительности.

Был поставлен вопрос, для чего в музыкальной речи применяются средства музыкальной выразительности, после чего повторили динамические оттенки.

  • Игра «Цветик — семи цветик»

• Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок, со всеми заданиями справилась.

• Домашнее задание: продолжать работу над «Этюдами», обратить внимание и проработать отдельно трудные места. Работать над гаммами и упражнениями.

На протяжении всего урока применялись следующие методы: словесный, наглядный, практический, метод активизации логического мышления, метод сравнения и обобщения, метод развития творческих способностей, метод стимулирования, игровой, была применена технология развивающего и здоровьесберегающего обучения.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» — раскрыта.

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ, считаю достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового .

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8.

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про.

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид.

Планируемые результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце.

в данном материале учащимся предложены ряд заданий для дистанционного обучения.

Источник

Открытый урок по фортепиано 2011 г.
план-конспект урока по теме

Урок с обучающейся 1-го класса по теме «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2011.doc 46 КБ
samoanaliz_uroka_kirilenko_may_2011doc.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 2 мин

— позиционные упражнения на мелкую технику

— гаммообразные упражнения на мелкую технику

— упражнения на крупную технику

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

— «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Скорова Евгения — учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом
  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

— развитие навыка игры по нотам

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

— развитие всех компонентов музыкального слуха

— развитие чувства ритма

— развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий ( подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений . 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

— «Утро», — «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения .

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

Открытый урок с обучающейся 2-го класса по теме»Работа над репертуаром во II классе фортепиано».

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Девочка мечта укулеле джизус
Оцените статью