Анализ работы по фортепиано

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФОРТЕПИАНО В ДШИ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ГРАЩЕНКОВОЙ Т. В. ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2017-2018Г.

Современная ситуация в педагогике является отражением состояния общества, его глобальных преобразований. Соответствовать времени, значит быть готовым к этим преобразованиям. Инновации должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципа доступности, массовости обучения я развиваю творческие способности детей разной степени одарённости, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная моя задача состоит в приобщении обучающихся к творческой и культурно-просветительской деятельности, целями которой является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, богатым культурным традициям. С этой целью широко популяризирую ансамблевое музицирование, это не только фортепианные ансамбли, но и дуэты, трио и квартеты. Обучающиеся имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях, проводимых в школе и поселке. Вот перечень мероприятий, в которых приняли участие дети моего класса.

Скачать:

Вложение Размер
otchyot_po_innovatsiyam.docx 24.82 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФОРТЕПИАНО В ДШИ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ГРАЩЕНКОВОЙ Т. В. ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2017-2018Г.

Современная ситуация в педагогике является отражением состояния общества, его глобальных преобразований. Соответствовать времени, значит быть готовым к этим преобразованиям. Инновации должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципа доступности, массовости обучения я развиваю творческие способности детей разной степени одарённости, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная моя задача состоит в приобщении обучающихся к творческой и культурно-просветительской деятельности, целями которой является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, богатым культурным традициям. С этой целью широко популяризирую ансамблевое музицирование, это не только фортепианные ансамбли, но и дуэты, трио и квартеты. Обучающиеся имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях, проводимых в школе и поселке. Вот перечень мероприятий, в которых приняли участие дети моего класса.

01.10 Классный концерт: «Я хочу услышать музыку» к Международному Дню Музыки.

30.09. Посвящение в первоклассники

05.10 День учителя

14.11. Музыкально-литературное представление для воспитанников детского сада: «Веселые нотки»

23.11 Музыкально-литературная гостиная: «Осенние зарисовки в произведениях композиторов»

06.12. Отборочный тур фестиваля «Сердце-детям»

13.12. КЮМ «Мастер фортепианной музыки» к 150-летию со дня рождения С.М. Майкапара

15.12. Фестиваль «Сердце- детям»

16.12. Классный конкурс на лучшее исполнение пьесы: «Вдохновение»

20.12.Внутришкольный конкурс «Вдохновение»

18.12. Классный час: «Мимолетное виденье» с концертом учащихся к 150-летию со дня рождения С. М. Майкапара

26.12 «Новогодний серпантин»

Карта мониторинга личностных достижений учащихся за 1 полугодие 2017-2018 учебный год.

Количество учащихся на начало учебного года

Количество учащихся на конец 2 четверти

Количество учащихся, принявших участие в конкурсах:

Стали лауреатами из количества участников

Процент детей, имеющих опыт выступления на сцене:

Особую роль в формировании музыкальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации . Содержание программы и репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут . Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к концертным выступлениям нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:

  • тренинга (репетиции в разных вариантах);
  • изготовление печатной продукции (оформление силами учеников
  • рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении)
  • рассылки по сайтам (поиск стихотворений);

здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта обучающихся и зрителей).

В соей педагогической практике я пользуюсь такими образовательными технологиями , как :

-технология использования в обучении игровых методов : ролевых, деловых и других видов обучающих игр — они способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, развитию универсальных учебных действий. В своей практике я использую игровой метод на уроках-обобщениях, когда закрепляется пройденный материал.

— проблемное обучение -создание на уроке проблемной ситуации и организация самостоятельной работы обучающихся по её решению. В результате чего развиваются мыслительные способности детей. Чаще сего я пользуюсь таким методом, когда обучающиеся знакомятся с новым репертуаром.

-проектный метод : этот метод даёт возможность развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся, более осознанно подходить им к профессиональному и социальному самоопределению. Темы проектов могут быть различны, но чаще всего они берут темы, связанные с юбилеями композиторов, историческими датами, полюбившимися музыкальными произведениями. Свой проект «Мимолетное виденье» к 150-летию С.М. Майкапара в декабре в день рождения композитора защищала Михалёва Мария (7кл.). В основном методом проекта пользуются обучающиеся старших классов.

-использование элементов ИКТ: — поиск информации в интернете, скачивание музыки разных жанров, скачивание видеороликов. Обучаюшиеся учатся находить дополнительную информацию о музыкальных, стилях и направлениях музыки. А также умеют скачивать фрагменты музыкальной классики и текстов песен.

Несколько слов о работе с начинающими пианистами. Известно, что именно на начальном этапе обучения закладывается развитие индивидуальности ребёнка. Эффективность начального обучения может быть достигнута путём осмысления и внедрения в образовательную практику педагогических инноваций, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потенциала ребенка и становление его субъективной позиции в процессе обучения. В связи с этим в своей практике использую собственную методическую работу « Инновационные подходы в работе над чувством ритма с начинающими», в которой выявлены и раскрыты основные проблемы обучения и развития чувства ритма у ребенка. Опираясь на собственный опыт, я привожу ряд интересных упражнений для ученика, направленны на воспитание чувства ритма. Это и подтекстовки (так называемый декламационный метод), способствующие освоению длительностей нот, и упражнения, позволяющие ученику практически использовать полученные теоретические знания.Ученики со средними музыкальными способностям плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию или забывают, в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы на данном этапе работы и даю задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть на фортепиано как преподаватель. Считаю этот метод в сочетании и чередовании с декламационным целесообразным и эффективным.

Инновация данной работы, о которой говорилось ранее, состоит в том, что необходимое для любой музыкальной деятельности чувство ритма, которое считается «трудновоспитуемым», можно развивать гораздо эффективнее в процессе систематического использования системы музыкально-ритмического воспитания детей, включающей в себя специально подбранные пьесы, задания, упражнения, ритмические дидактические игры, ансамблевое музицирование с преподавателем с самого первого урока, использование элементов ИКТ (фонограмм-минус, ритм-остинато, встроенных ритмов синтезатора, запись мелодии на Андроид для подбора по слуху или создания аккомпанемента, просмотр или прослушивание музыкальных произведений из своего репертуара и анализ исполнения разными пианистами, информация с сайта rkmuzyka.com и т.д.).

Использование ИКТ по сравнению с традиционными формами обучения обладают преимуществами: демонстрация информации на экране компьютера или телефона с интернетом в игровой форме вызывает у детей огромный, неподдельный интерес к деятельности. ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятной детям: движение, звук, мультипликация. Для знакомства с нотной грамотой использую материалы программы «Поющая ФА-СОЛЬ» телеканала «Карусель», где в доступной форме при помощи серии мультфильмов цикла «Сказки старого пианино» постигаются азы нотной грамоты, а для детей более старшего возраста используется материал программы «Культура». В то же время важно помнить, что урок –это общение с искусством, а не общение с компьютером и не «засушить» его, не превратить в технический практикум.

Особое внимание уделяю внедрению в учебный процесс информационных технологий и ресурсов на уроках, предполагается обучение с использованием средств телекоммуникации, баз данных, находящихся как в сети «Интернет», так и в локальных сетях. Благодаря широкому доступу к базам данных снимается ряд проблем, связанных с получением необходимых знаний гуманитарного, общемузыкального, специального характера.

Применение информационных технологий – мощный стимул для обучения и открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний:

— сведения о композиторах;

— сведения об исполнителях;

— прослушивание видеозаписей в сети Интернет;

— поиск новой нотной литературы;

— участие в Интернет конкурсах и фестивалях и др.

Всё это позволяет заинтересовать, оживить сложную, кропотливую, подчас, изнурительную и трудоёмкую работу над музыкальным произведением.

Необходимы новые, инновационные подходы к работе над произведением, начиная с его разбора до полного завершения.

Использую следующие положения инновационной педагогики:

— от знания к действию ;

— компетентностный подход к обучению;

— духовно – нравственное развитие личности;

— использование современных теорий воспитания

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.

Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. Мы вместе с учеником слушаем те произведения, которые он играет. Потом обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается ителлектуально-творческое мышление.

Я часто использую ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Не всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами. В интернете можно найти и скачать любые ноты. Например: А. Пьяцолла «Либертанго», Лерума «Река, плывущая вдаль» (из к/ф « Сумерки»), Баста-Д.Крюков «Моя игра», Ю.Весняк «Карлсон», «Элегия», «Актриса» и т.д..

Я модернизирую образовательный процесс путем совершенствования и корректировки содержания индивидуальных планов в соответствии с приоритетами современной образовательной политики, а также потребностями заказчиков образовательных услуг ДШИ (родителей, обучающихся)

Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения личности учащихся и доступности музыкального образования. Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы сказать ,что развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.

Источник

Анализ крупной формы в классе фортепиано
учебно-методический материал по музыке на тему

Произведения крупной формы, гибкие и эстетически совершенные, выражают глубоко народное содержание, полное людских образов, их движения, красок, свежих и здоровых чувств, художественной правды и неиссякаемой радости жизни.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_krupnoy_formy_v_klasse_fortepiano.docx 19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ крупной формы в классе фортепиано

Работа над крупной формой является, пожалуй, самой сложной, начиная с 1 класса. Как трудно бывает порой педагогу подобрать даже самую первую крупную форму в конце 1 года обучения, будь то простейшая сонатина, маленькое рондо или вариации. Именно анализ крупной формы помогает ученику осмысленному исполнению произведения. Уже при первом знакомстве с крупной формой, педагог должен обратить внимание ученика на частое использование композитором тонического трезвучия (вверх, вниз, или ломаное), движение терциями (секстами) вверх и вниз, на гаммообразные пассажи то в правой, то в левой руке, а также частое использование октав, возможные скачки. Эти опорные моменты очень пригодятся ученику в дальнейшем в работе над любым произведением.

Вариации . Эта форма является любимой для многих учащихся, т.к. открывает богатый простор для фантазии ребенка. Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными. Возможность спеть тему со словами – большое подспорье для ученика. Иногда преподаватель сталкивается с большими проблемами именно в варьировании, поэтому ученик должен ясно представлять задачи каждой вариации (варьирование, как варианты). Тема вариаций — как правило, простая, легко узнаваемая, с типичными оборотами, тонально замкнута, чаще всего 2х-частная и квадратная.

Гармония меняется мало, а распространены гармонические фигурации. Иногда в вариациях встречаются полифонические элементы, основанные на мотивах темы (Бах, Гендель, Бетховен, Вебер, Глинка). Вариационная форма вносит некоторый контраст внутри отдельных вариаций и между ними. Становится обычным контраст темпов (особенно в минорной вариации). Чем хороша форма вариаций для самого среднего ученика, так это возможность отдельно учить, например, вариацию на левую руку, или контрастную вариацию. Двигаясь от простого к более сложному, постепенно «собрать» все вариации в единое целое.

Рондо . В младших классах это может быть Маленькое рондо и в нем всего один эпизод, но контрастный. Форма рондо открывает большой простор для творческого роста ученика. Он ищет новые, непохожие образы, контрастные главной теме. Одна и та же тема проводится не менее з-х раз, чередуясь с контрастными эпизодами — ABACA (рондо — «круг» от франц.). Темы рондо чаще носят песенно-танцевальный характер, в главной тональности, подвижные и изящные, период 8 или 16 тактов. Эпизоды чаще всего в другой тональности и оттеняют тему тонально и образно. (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Вебер, Кулау, Глиэр). Чередование темы и эпизодов вносит своеобразный колорит в форму рондо и, как правило, эти произведения быстро выучиваются детьми наизусть, однако требуют определенных навыков в развитии техники. Именно в начальных классах закладывается основная база для анализа крупной формы в дальнейшем — точные штрихи, артикуляция, стиль.

Старинная сонатная форма – знакомство происходит в средних классах. Здесь мы говорим о тональном плане, когда 1 часть движется от Т к неустойчивости Д, а 2 часть наоборот. Эти уроки очень интересны еще и знакомством со старинными инструментами — клавикордом и клавесином и их многочисленным семейством.

Изобретая и совершенствуя музыкальные инструменты, люди стремились к тому. Чтобы их звучание напоминало интонацию речи, красивый человеческий голос, пение птиц. Старинные инструменты были во многом несовершенны. Дети любят рассматривать иллюстрации, одновременно прослушивая музыкальные примеры. Вот тут как раз и пойдет разговор о динамике, почему все время чередуются форте и пиано. Чаще всего это знакомство с сонатами Скарлатти, с ритмически острым рисунком, выразительными фразами, с порой дерзкими бросками на широкие интервалы. Темы сонат Скарлатти очень яркие и легко запоминаются. Причина в том, что они сочинены в духе народных итальянских мелодий. В его сонатах слышится гитара с ее характерными «переборами или перекличка охотничьих рогов и валторн, а порой кажется, что звучит целый оркестр. В старинных сонатах главная и побочная партии часто похожи друг на друга и не создают контраста.

Работа над старинной сонатой чаще всего идет очень тяжело, особенно если в сонате много полифонических приемов. Но все упорные усилия с лихвой окупаются, когда текст выучен наизусть и начинается «ювелирная» работа над деталями. Таким образом, преподаватель постепенно подводит ученика к сонатной форме, основанной на противопоставлении двух тем — главной и побочной. Особая роль отводится музыкальной литературе, где не только выучиваются названия разделов: экспозиция, разработка, реприза, а все подкрепляется слуховым опытом, конкретными примерами произведений венских классиков с их подробным разбором. Ученик должен четко представлять не только каждый раздел, но и каждую тему, ее начало и окончание, тональность. Гайдн и Моцарт поставили себе грандиозную задачу – раскрыть в фортепианных сонатах духовный мир человека со всеми его мыслями и чувствами. Если Гайдн и Моцарт еще использовали иногда для своего творчества клавесин, то Бетховен признает только фортепиано (особенно в зрелый период). Целый мир откроется каждому, кто услышит бетховенские фортепианные сонаты. Печаль и победный восторг, бурный порыв и безоблачная радость – всего не перечислить.

Сонатная форма — основана на противопоставлении тем главной и побочной уже при первом изложении. Чаще всего главные партии яркие, подвижные, изящные, с сочетанием узоров фигураций, различных штрихов, украшений, часто захватывают крайние регистры. (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Григ, Прокофьев). Сама по себе главная тема уже доставляет исполнителю художественную радость и требует высокой техники, культуры звука, блеска и тонкого вкуса. Чаще всего это период повторного строения.

Связующая партия часто основана на элементах главной, ее задача связать обе темы плавным переходом. Как правило, это гаммообразные пассажи. Иногда связующая партия может отсутствовать.

Побочная партия совершенно новая тема. Контраст определяется уже началом, т.к. она проходит в подчиненной тональности. Побочные партии чаще всего лирические, песенные, очень трогательные.

Заключительная партия строится иногда на материале главной или связующей партии. Реже отсутствует. Разработка может быть развита мотивом одной темы, иногда вместо нее эпизод. Тональная неустойчивость, полифонические элементы, уход в далекие тональности — ее характерные черты. Контраст тем в форме зародыша в экспозиции, получает широкое развитие в разработке. Реже она отсутствует.

Реприза повторяет весь материал экспозиции с главным изменением — тональным. Возможен и пропуск тем. Кода иногда носит разработочный характер, а к концу кадансирование и утверждение основной тональности.

Сонатная форма в старших классах еще и довольно объемна, поэтому очень уместно ее разучивание по разделам, с точным тональным планом экспозиции и репризы. Объединение всех тем основной тональностью в репризе ученикам дается тяжело и анализ исполняемого произведения помогает скорейшему осознанию и выучиванию произведения по специальности. В старших классах ученик должен уметь начать играть с любого раздела (реприза, кода, разработка), с любой темы (связующая, заключительная, побочная). В разработке можно вычленить отдельные эпизоды, проанализировать аккорды, секвенции, отклонения в далекие тональности.

В произведениях крупной формы запечатлены нравы, движения, быт многочисленных народов разных стран Европы. Подражание щипковым инструментам — лютни, мандолины, испанской гитары требуют огромной октавной и аккордовой техники. Произведения крупной формы, гибкие и эстетически совершенные, выражают глубоко народное содержание, полное людских образов, их движения, красок, свежих и здоровых чувств, художественной правды и неиссякаемой радости жизни.

Список используемой литературы:

Е.Б. Лисянская. Музыкальная литература. Методическое пособие. М.Росмэн,20011г.

Е.М.Тимакин. Воспитание пианиста.1989г.

С.Савшинский. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.Л. 1964г.

Источник

Читайте также:  Лимонное масло для гитары зачем нужен
Оцените статью