Анализ сонаты 8 бетховена с нотами

Бетховен. Соната № 8 до минор «Патетическая»

Бетховен. «Патетическая соната» № 8 до минор

Бетховен был гениальным пианистом-виртуозом. Поэтому область фортепианной музыки была для него той родной стихией, в которой он чувствовал себя властителем. Если в области симфонии он воплощал свои монументальные замыслы, то фортепианная музыка была своеобразным дневником, в который он записывал свои непосредственные высказывания, жизненные наблюдения. Поэтому в его сонатах полнее раскрывается внутренний мир композитора, и это как бы «очеловечивает» его героику.

Фортепианные сонаты Бетховена можно назвать маленькими симфониями. В них тот же порыв, та же революционная страсть, тот же призыв к борьбе. Достаточно проиграть первую строчку сонаты «Аппассионата», чтобы почувствовать это.

По фортепианным сонатам можно проследить путь становления композитора. 32 сонаты написаны Бетховеном на протяжении его жизни, в разные этапы его творчества. В них как бы проявляются два начала творчества композитора: действенное, драматическое, ведущее к поискам новых форм и приёмов, и философское, созерцательное. Правда, границу между ними всегда провести трудно, они как будто переплетаются друг с другом, наслаиваются одно на другое.

«Патетическая соната» была создана в 1798 году и сразу была воспринята как сочинение смелое и новаторское.

Не будет преувеличением сказать, что первые аккорды «Патетической сонаты» сделали для жанра фортепианной сонаты не меньше, чем первые ноты «Героической симфонии» для симфонии (добавим, что соната была написана почти за четыре года до появления симфонии). Ни сам Бетховен, ни его предшественники никогда ещё не сочиняли для фортепиано музыку такой глубины.

С первых звуков она приковывает внимание слушателя и не отпускает его до самого конца. Эта простая и в то же время величественная мелодия – произведение зрелого композитора, в ней нет следа страсти и борьбы, традиционно ассоциирующихся с произведениями Бетховена. Композитор и сам прекрасно осознавал это – он просто заявляет тему, развивает и повторяет её. Финал сонаты искусно объединяет две предшествующие темы и превращает произведение в единое целое.

Читайте также:  Гитара для девушек 2013

Начало первой части написано в тональности до минор, помечено «мрачно» и исполнено пафоса, оправдывающего название сонаты (несмотря на то, что до сих пор остаётся неизвестным, сам ли Бетховен назвал так своё произведение или это сделал за него издатель).

Откуда такое горе, такая печаль?

Во время написания сонаты Бетховену было около 27 лет, именно тогда он начал испытывать первые проблемы со слухом.

К тому времени Бетховен жил в Вене уже шесть или семь лет, два его фортепианных концерта были исполнены на публике, он опубликовал несколько камерных произведений, начал занимать своё место в этом прославленном городе композиторов и виртуозов, и доказал, что отличается от всех них! И вот теперь, вдруг – глухота? Неужели судьба может быть к нему так жестока? Но в «Патетической сонате Бетховен словно говорит слушателям, что готов сражаться с недугом. Если начало сонаты исполнено печали, то дальше следует настоящий взлёт духа и решимости.

Звуки музыки

I. Grave-Allegro di molto e con brio. Первая часть написана в быстром темпе и наиболее напряжённа по своему звучанию. Обычна и её форма сонатного allegro. Сама же музыка и её развитие, по сравнению с сонатами Гайдна и Моцарта, глубоко своеобразны и содержат много нового.

Необычно уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжёлые аккорды. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы (основная тональность сонаты до минор). Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия, звучащая на фоне спокойных аккордов.

Кажется, что это две различные, резко контрастирующие между собой темы. Но если сравнить мелодическое строение обеих тем, то окажется, что они очень близки между собой, почти одинаковы. Как сжатая пружина, вступление затаило в себе огромную силу, которая требовала выхода, разрядки.

Начинается стремительное сонатное allegro. Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного движения баса тревожно взбегают и опускаются верхние голоса:

Связующая партия успокаивает волнение главной темы и приводит к мелодичной и певучей побочной партии.

Однако широкий «разбег» побочной темы (почти на три октавы), «пульсирующее» сопровождение, а главное — приём изложения в разных регистрах — всё это придаёт ей напряжённый характер. Вопреки правилам, установившимся в сонатах венских классиков, побочная партия «Патетической сонаты» звучит не в параллельном мажоре (ми-бемоль мажор), а в одноименном к нему минорном ладу (ми-бемоль минор).

Энергия нарастает. Она прорывается с новой силой в заключительной партии (ми-бемоль мажор). Короткие фигурации ломаных арпеджио, как хлёсткие удары, пробегают по всей клавиатуре фортепиано в расходящемся движении. Нижний и верхний голоса достигают крайних регистров. Постепенное нарастание звучности от pianissimo до forte приводит к мощной кульминации, к высшей точке музыкального развития экспозиции.

Следующая за ней вторая заключительная тема является лишь короткой передышкой перед новым «взрывом». В конце заключения неожиданно звучит стремительная тема главной партии. Экспозиция заканчивается на неустойчивом аккорде. На рубеже между экспозицией и разработкой вновь появляется суровая тема вступления. Но здесь её грозные вопросы остаются без ответа: лирическая тема не возвращается. Зато сильно возрастает ее значение в среднем разделе первой части сонаты — разработке.

Разработка невелика, но очень напряжённа. «Борьба» разгорается между двумя резко контрастными темами: порывистой главной партией и лирической темой вступления. В быстром темпе тема вступления звучит ещё более беспокойно умоляюще. Этот поединок «сильного» и «слабого» выливается в ураган стремительных и бурных пассажей, которые постепенно затихают, уходя все глубже и глубже в нижний регистр.

Реприза повторяет темы экспозиции в том же порядке в основной тональности — до миноре. Изменения касаются связующей партии. Она значительно сокращена, поскольку тональность всех тем едина. Зато главная партия расширилась, что подчёркивает её ведущую роль.

Перед самым окончанием первой части ещё раз появляется первая тема вступления. Но что это? Она «потеряла» свой первый «грозный» аккорд и начинается со слабой доли. В её вопросе осталась только тревога и даже отчаяние. Неужели опять не будет ответа? Ответ есть. Но не слабый, умоляющий, а энергичный, волевой.

Первую часть завершает главная тема, звучащая в ещё более стремительном темпе. Воля, энергия, мужество победили.

II. Adagio cantabile. Красота музыки в медленных частях бетховенских циклов всегда покоряет, а Adagio cantabile (медленно, певуче) из «Патетической» — одно из самых прекрасных. Это относительно раннее сочинение так совершенно, что может выдержать сравнение с наилучшими, созданными Бетховеном в расцвете творческих сил.

Вторая часть в ля-бемоль мажоре, — глубокое размышление о чём-то серьёзном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем. На фоне мерного сопровождения звучит благородная и величественная мелодия. Если в первой части патетика была выражена в приподнятости и яркости музыки, то здесь она проявилась в глубине, возвышенности и высокой мудрости человеческой мысли. Вторая часть удивительна по своим краскам, напоминающим звучание инструментов оркестра.

III. Rondo (Allegro). Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Возвращается и основная тональность до минор. Но здесь нет того мужественного, волевого напора, который так отличал первую часть. Нет в финале и резкого контраста между темами – источника «борьбы», вместе с ним и напряжённости развития.

Финал написан в форме рондо-сонаты. Основная тема (рефрен) повторяется здесь четыре раза. Именно она и определяет характер всей части. Эта лирически-взволнованная тема близка и по характеру и по своему мелодическому рисунку побочной партии первой части. Она тоже приподнята, патетична, но патетика её имеет более сдержанный характер. Мелодия рефрена очень выразительна. Она быстро запоминается, легко может быть спета. Рефрен чередуется с двумя другими темами.

Финал, а вместе с ним и вся соната заканчиваются кодой, которая несёт в себе основную идею сонаты. Энергичная волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.

Существует мнение, что музыка финала «Патетической сонаты» имеет лёгкий, нежный характер, выражает радость жизни, соединённую со светлой грустью. Думается, что такое представление идёт от утвердившейся издавна традиции исполнения и интерпретации произведений молодого Бетховена, основанной на известной близости ранних сочинений композитора к венской школе клавирной музыки Ф. Э. Баху, Гайдну, Моцарту.

Бальзак однажды назвал стиль классицистической литературы «пламенем, скрытым в кремне». Эта характеристика удивительно подходит и к драматизму «Патетической сонаты» Бетховена, в которой «огненно-страстный пафос» облачён в величественную строгость выражения.

Что же нового внёс Бетховен в «Патетическую сонату» по сравнению с фортепианными сонатами Гайдна и Моцарта? Прежде всего, стал иным общий характер музыки, отразившей более глубокие, значительные мысли и переживания человека. Отсюда — сопоставление резко контрастных тем, особенно в первой части.

Контрастное сопоставление тем, а затем их «столкновение», «борьба» придают музыке драматический характер. Большая напряжённость музыки вызвала и большую силу звука, размах и сложность техники. В отдельных моментах сонаты фортепиано как бы приобретает оркестровое звучание.

«Патетическая соната» имеет значительно больший объем, чем сонаты Гайдна и Моцарта, она дольше длится по времени.

Мировой хит

«Патетическая соната» стала первым произведением Бетховена, всемирная слава которого пережила века. Знаменитая тема из второй части использовалась в бесчисленном множестве музыкальных вариаций, от англиканских кантусов до популярных песен. Пожалуй, самой знаменитой интерпретацией стала песня Билли Джоэла «Эта ночь» из альбома «Невинный человек», вышедшего в 1983 году и переизданного в 1998 году. На конверте альбома под названием песни «Эта ночь» значится: «Музыка Л. ван Бетховена, слова Б. Джоэла».

Вопросы и задания:

  1. Когда была написана «Патетическая соната»? Что означает это название?
  2. Каково строение первой части сонаты? Дайте характеристику её тем.
  3. Какой характер имеет основная тема Adagio и в чём особенность её звучания? Расскажите о строении этой части.
  4. Охарактеризуйте форму финала. Какой теме из первой части родственна основная тема финала?
  5. Расскажите о коде финала — о её значении как итога всего произведения.

Презентация:
В комплекте:
1. Презентация — 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Соната № 8 Патетическая (в исполнении Анни Фишер) :
I. Grave-Allegro di molto e con brio:
Вступление, mp3;
Главная партия , mp3;
Побочная партия , mp3;
I. Grave-Allegro di molto e con brio (полностью) , mp3;
II. Adagio cantabile , mp3;
III. Rondo (Allegro) , mp3;
Бетховен (музыка), Билли Джоэл (слова) . This Night , mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

Источник

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО БЕТХОВЕНА. СОНАТА №8, ОР.13 «ПАТЕТИЧЕСКАЯ»

ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ Л. ВАН БЕТХОВЕНА.

СОНАТА №8, ОР.13 «ПАТЕТИЧЕСКАЯ»

«Сонаты Бетховена в целом – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных состояний, которые не преломились бы в музыкально-динамическом плане …»

Людвиг ван Бетховен – один из венских классиков. Композитор, которого постигла трагедия – глухота, и, тем не менее он продолжал жить и сочинять необыкновенную музыку.

Фортепианные сонаты считают «творческой лабораторией» Бетховена, именно в них он отрабатывает все приемы, которые появляются в симфонической музыке композитора. Некоторые современники называли сонаты Бетховена «симфониями для фортепиано». Сонаты Бетховена с давних пор стали драгоценным достоянием человечества. Их знают, играют и любят во всех странах мира.

Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. В отличие от Гайдна и Моцарта, в творчестве которых клавирная соната была все же побочной линией, у Бетховена фортепианная соната равнозначна симфонии. Приближение сонаты к симфонии проявилось и в самом фортепианном изложении, в котором нередко угадывается звучание оркестра. Поиски Бетховена в области фортепианного стиля шли параллельно с совершенствованием самого инструмента и нередко обгоняли его возможности.

Б. В. Асафьев, давая характеристику Патетической сонаты, отметил «огненно-страстный пафос первой части, возвышенное спокойно-созерцательное настроение второй части и мечтательно чувствительное рондо (третья заключительная часть)».

По мнению Улыбышева (музыкант-любитель, один из первых российских критиков), Патетическая соната – «шедевр с начала до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения».

Это произведение, впервые опубликованное в 1799 году и посвященное князю Карлу Лихновскому . «Патетическая» переводится как «возвышенная, приподнятая». Это название принадлежит самому автору. Основная тональность – c — moll , а форма – сонатное Allegro с вступлением и кодой.

1 часть. Ново и необычно в этой сонате то, что первая часть начинается с развёрнутого вступления. Излагается основной конфликт произведения – столкновение слабого человека с безжалостной судьбой. А. Рубинштейн, высоко ценивший Патетическую сонату, считал, что ее название подходит лишь к первым аккордам, — «потому что общий ее характер, полный движения, гораздо скорее драматический».

Первый элемент вступления – «аккорд-удар» — звучит в до миноре на форте, в низком регистре, как символ удара судьбы.

Второй элемент – «мотив мольбы» — в низком регистре, с применением гармонии уменьшенного вводного септаккорда, с пунктирным ритмом.

Тема главной партии – характеристика главного героя. Она решительная, волевая, стремительно взлетающая вверх, она состоит из постоянных разрешений неустоев. Затем мелодия плавно спускается вниз. Бетховен употребляет в аккомпанементе тремоло – оркестровый прием, таких приемов в фортепианных сонатах еще никто не употреблял.

Связующая партия очень короткая – всего восемь нот нисходящими секундовыми «стонущими» интонациями.

Побочная партия напоминает оперный дуэт (такой прием был использован раннее Моцартом в сонате с- moll , № по Кёхелю ). Бетховен выступает как смелый новатор: вместо параллельной тональности он использует одноименную к параллели, т.е. es — moll . Мелодия начинается решительным квартовым затактом («мужская партия»), но в верхнем регистре («женская партия») следует продолжение из нисходящих секунд, которые завуалированы украшениями. Долгожданный Es — dur наступает только в следующем разделе – во второй теме связующей партии.

Заключительная партия основана на общих формах музыкального движения, которые заканчиваются мажорным вариантом темы главой партии.

Перед разработкой вновь звучат аккорды из вступления в соль миноре.

Разработка небольшая, но очень интенсивная, начинается в e — moll (тональности, весьма далекой от основной!). Здесь «сталкиваются» темы главной партии и вступления на фоне тремоло.

Затем «вступает в игру» интервал секунды: из «жалобы» она превращается в «утверждение» — сместился ритмический акцент.

В репризе тема главной партии немного видоизменена за счет увеличения второго предложения, и ее характер меняется на более спокойный.

Побочная партия начинается в f — moll . Это тоже необычно, но объяснимо: композитор хотел сохранить тесситуру певческих голосов.

C — moll появляется только в связующем разделе к заключительной партии.

Перед кодой вновь появляется тематизм вступления, но без первого аккорда.

В коде звучит тема главной партии, которая очень бурно и гневно заканчивается.

2 часть . Если функцией первой части, сонатного Allegro , является борьба, то для второй части типично размышление.

Тональность второй части – As — dur , форма – рондо.

Главная партия – рефрен – начинается в низком регистре (диапазоне мужского голоса). Затем мелодия повторяется на октаву выше (герои не вместе, но думают об одном).

Первый эпизод (до-минор) декламационного характера (ещё один намёк на оперу). Рефрен сокращен.

Во втором эпизоде ( as — moll ) появляется сопровождение триолями. Триольное движение сохраняется до конца, и исчезает только в коде.

Двухдольность возвращается только в коде. Этот фактурный прием тоже впервые появляется у Бетховена. (Аналогичное развитие встречается у Шуберта в песне «Мельник и ручей» из «Прекрасной мельничихи» и в 13 до минорном ноктюрне Шопена).

3 часть. Основная тональность – c — moll , форма – рондо-соната. Рефрен основан на интонациях побочной партии первой части.

Первый эпизод – в Es — dur . Самая яркая его тема – мелодия хорального склада, которая повторится в третьем эпизоде в c — moll . Каждый раз перед проведением рефрена звучит виртуозный нисходящий пассаж.

Второй эпизод – в As — dur . Небольшая тема хорального склада варьируется. В процессе варьирования появляются все более короткие длительности, и создается иллюзия, что темп ускоряется. (Такой прием использован в 23й сонате, «Апассионате», во 2й части).

Предпоследнее проведение рефрена варьировано, после него повторяется первый эпизод в c — moll . Он также изменен. Появляется «суетливость» (создается впечатление, что герои сорятся). После рефрена звучит новая мелодия плясового характера – грубоватая, в народном духе. Кода начинается спокойно, но заканчивается гневной репликой.

«Патетическая соната» – одна из самых ярких и смелых экспериментов Бетховена. Уже при жизни композитора она вошла в репертуар концертных исполнителей и любителей домашнего музицирования, и остаётся любимой до наших дней.

1. Галацкая, В. Музыкальная литература зарубежных стран / вып.3 – М: Музыка, 2008, с. 44-62

2. Конен, В. История зарубежной музыки / вып.3, — М: Музыка, 1981, с. 113-120.

3. Кремлев, Ю. Фортепианные сонаты Бетховена – М: Музыка, 1970

4. Уланова М.А. «Этюд о музыкальной драматургии на примере «Патетической сонаты»» — Сборник конференций «Теоретические и практические аспекты культуры и искусства», Сургут, 2015г.

План рассказа и предполагаемые вопросы

1. Роль ф-п сонат в тв-ве Б. Виды драматургии в сонатах (лир. – в мажорных и драм. – в минорных. Ранние сонаты – выработка «симфонического» стиля. Орк. Приемы, 4-хчастность, близость к муз. театру, выработка инд. Черт стиля – «бетховенские» аккорды (1я соната, 4я ч, гп), внезапные динамические перепады (в ГП Апассионаты) и т.д.

Нарочитая виртуозность (фин. 1й сонаты; 2я соната, ЗП 1части , эпизод в р-ке 1части, 4я часть; 1ч 3й сонаты);

2. Смелые эксперименты в области форм цикла, муз. языка (к воплощению «оперной» тематики Б. прибегал неоднократно (8, 17). Сказать, что 1м в таких «инновациях» был Моцарт (см. Сонату до минор №13). Знать, что у Моцарта инструментальная музыка была тесно связана с его оперным творчеством. (Чигарёва). Знать разновидности сонат у Б.

3. История создания: год издания, кому посвящена, особенности строения и музыкального языка этой сонаты (и почему автор так её назвал);

4. «Количественно-статистические данные»: сколько частей. Тональности, формы.

5. Анализ частей – концепция с доказательствами из музыки, вывод по каждой части, общий вывод.

Источник

Оцените статью