Анализ стихотворения гитара вознесенский кратко

Срочно! Анализ стихотворения.

Стихотворение написано в 1984 г.
Стихотворение относится к гражданско-патриотической лирике.
Жанр – элегия.
Тему памяти о защитниках Родины.
А. Вознесенский прославляет мужество погибших, доказывает,
что нельзя забывать о подвигах предков, следует передавать
память о них от поколения к поколению.

Стихотворение создано как обращение лирического героя
к невидимым слушателям, к современникам и к следующим
поколениям.
В первом катрене лирический герой призывает возложить венки
на море, чтобы почтить погибших.
Далее он рассказывает, что море стало могилой для десяти
тысяч скелетов:» Здесь, ныряя, нашли рыбаки десять тысяч
стоящих скелетов».
Об утонувших не известно ничего.
Лирическому герою кажется, что они тянутся к живым.

Три катрена посвящены рассказу о тех, чьи жизни унесло море.
Они «прикованы» к этому кладбищу. На скелетах остались вещи,
свидетельствующие о том, что когда-то это были живые люди.
Лирический герой соболезнует вдовам.
Для описания смерти моряков автор создает интересную
метафору: «души их, покидавшие тело, на воде оставляли круги».

Рассказ о моряках завершается призывом возложить на море
венки из сирени, жасмина, роз. Не зря автор выбирает именно эти
цветы. Сирень как символ имеет несколько значений.
В данном контексте ее следует толковать как печаль,
расставание. Жасмин – символ верности и благородства.
Роза – символ любви.

В какой-то момент лирический герой осознает, что погибшие
есть не только под водой, но и под землей, поэтому он просит
возложить венки на землю. В память погибших пилотах
призывает возложить венки на небо.
Поэт уверен, что такие венки будет видно пришедшим
поколениям.
В последнем катрене А. Вознесенский подчеркивает идею
вечной памяти о погибших, поэтому просит возложить венки
на Время.

Читайте также:  Классификация гитар по форме

Стихотворение состоит из семи катренов и двух пятистиший.
Особенность формальной организации – повторение строк,
в которых зашифрована главная мысль произведении.
Для объединения строк автор использует разные виды
рифмовки: кольцевую, перекрестную параллельную.
Написаны строки трехстопным анапестом.
Преобладают в тексте женские рифмы.
По смыслу стихотворение делится на три части:
призывы лирического героя возложить венки на море,
небо и землю.

Для раскрытия темы и реализации идеи А. Вознесенский
использовал художественные средства.
В тексте преобладаю метафоры: «безымянные страшные ландыши».
Также в строки вплетены эпитеты: живые (венки), вечный (огонь),
белая (сирень)
сравнение («как ведро, сапоги»).

Источник

Анализ стихотворения Вознесенского Сага

История создания. Стихотворение было написано Вознесенским в 1977г. Строки стихотворения легли в основу романса в рок-опере «Юнона и Авось». Стихотворение имеет под собой реальную историческую основу. Между Вознесенским и актрисой Татьяной Лавровой был роман, продолжавшийся в течение семи лет, но этот роман не имел счастливого финала. Оба были женаты, и в один момент страсть стала приносить возлюбленным больше страдания, нежели любви. Тем не менее строки стих-ия говорят о том, что возлюбленные друг другом не забыты.

Вид лирики. Любовная (интимная).

Тема, основная мысль. Тема: любовь двух людей, которые по воле рока не могут быть вместе, но которые всегда будут помнить друг друга и сохранят в своей памяти самые светлые чувства об этих отношениях.

Основная мысль: любовь – прекрасное чувство, но оно способно приносить не только радость и удовольствие, но и печаль и разочарования.

Основное настроение. Все стихотворение пронизано грустью и тоской. Главные герои понимают, что им больше не суждено увидеться и быть вместе, но они питают друг к другу чувства и не смогут подавить их. Грустно от того, что такое светлое чувство любовь дало героям познать боль, тоска связана с тем, что любимым приходится расстаться.

Образ лирического героя. Лирический герой здесь автор. Он испытывает на себе все чувства и является носителем эмоций и переживаний: забота («заслонивши тебя от простуды»), отчаяния («Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни») и др.

Литературное направление. Реализм (любовь не только светлое чувство, но и чувство разрушающее).

Композиция. Стихотворение имеет кольцевую композицию, т.е. начинается с определенных слов и заканчивается («я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду»). Уникальность данного стихотворения в том, что эти строки не только встречаются в начале и в конце, а сопровождают все произведение.

Средства художественной выразительности. Эпифора (я тебя никогда не увижу), эпитеты (безнадежные вишни, пустота неживая, бессмысленная высь), метафоры (вода в мурашках запруды, качнется пара фраз), сравнение (карие вишни, т.е. глаза), ассонанс ( наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою).

Актуальность. Любое произведение о любви (в первую очередь поэтической формы) является актуальным во все времена, поэтому стихотворение Вознесенского актуально для современного читателя.

Картинка к стихотворению Сага

Популярные темы анализов

Есенин в стихотворении пишет о том, что приехал в отчий дом больше чем через десять лет. Он не узнал родную деревню и был удивлен изменениям в ней. В деревни все стало чуждо и незнакомо Есенину, кроме большой горы с камнем у подножия.

Игорь Северянин — поэт Серебряного века. Стихи Северянина были под запретом в советские времена потому что считалось, что они плохо влияют на психику читателей. Но в современное время, мы можем наслаждаться стихами такого замечательного

Был февраль 1826 года, и Тютчев проходил службу в Мюнхене. Там он повстречал девушку, которая пленила его своей хрупкостью и красотой. Она тоже влюбилась в Тютчева, с первого взгляда. Эта девушка была Элеонора Петерсон.

И.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов,

Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.

Источник

А. Вознесенский «Ты меня на рассвете разбудишь…» (Анализ стихотворения, стиха)

Стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь…» создано автором в 1977 г.

В 1970 году Вознесенский А. пишет поэму «Авось». Пишет под впечатлением романтической истории любви русского путешественника Николая Резанова к шестнадцатилетней красавице Кончите из Сна-Франциска. Влюбленные обручились. Резанов вынужден расстаться с возлюбленной на 2 года, чтобы вернуться из России с разрешением на брак.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но тяжело заболев, умер в Красноярске. Кончита ждала возлюбленного 30 лет, не желая верить в смерть любимого. Жизнь она кончила монахиней. В Красноярске установлен на могиле Н. Резанова памятник, на нем слова: «Я тебя никогда не увижу». Эта история потрясла поэта Вознесенского.

Поэма «Авось» больше известна по рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось», спектаклю московского театра режиссера М. Захарова. Для театральной постановки Вознесенский в 1977 году написал романс «Ты меня на рассвете разбудишь».

В стихотворении прослеживается и личная история любви поэта. Поэт Андрей Вознесенский был влюблен и актрису Татьяну Лаврову. Это были сильные и прекрасные чувства. Но оба влюбленных были несвободными людьми. Решили расстаться. Слова, звучащие речитативом в романсе-стихотворении — «Ты меня никогда не увидишь! Ты меня никогда не забудешь!» — были сказаны при прощании.

Жанр — сага, потому что это повествование, рассказ о великой любви и горькой разлуке в стихах.

Тема. Лирический герой.

Тема — история большой любви и боль человека, расстающегося с любимой. Слова «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду», звучащие почти в каждой строфе, говорят о неотвратимости потери, о прощании без надежды на встречу. Тяжелые мысли о разлуке заслоняют все. Какие-то детали внешнего мира возникают в сознании лирического героя, но только как дополнение к его боли: еще хочется защитить от простуды любимую, еще шепчут губы обращение к Всевышнему, но всё с теми же «никогда». И безрадостный пейзаж: вода в мурашках, Адмиралтейство, Биржа — говорит: «Никогда! Никогда!». Безнадежно смотрят и глаза любимой — «безнадежные карие вишни». Прощание дается очень нелегко, потому что двоих связывает очень сильное чувство. Ведь и она и он «никогда не забудут друг друга».

Всего невероятнее и больнее звучит уверенность героя, что встреча не состоится и в другой жизни — они непременно разминутся. Откуда такая безнадежность? Или настолько сильна боль от разлуки, что рушится всякая надежда? Такая пустота переполняет душу? Неужели над веками будут «будут качаться бессмысленной высью» эти слова о «никогда»?

Романс, прозвучавший в рок-опере «Юнона и Авось» в исполнении актера Николая Караченцева полон любви, боли и отчаяния. Наверное, были какие-то предчувствия у Резанова, прощающегося с Кончитой. Предчувствия, переходящие в уверенность. Были, наверное, основания и у поэта Вознесенского для такой невозвратимости любви.

А сила любви только увеличивается от такой страшной безнадежности. Стихотворение Вознесенского А. убеждает: есть великая любовь на земле. Поэтому и сама сага, и романс звучат как гимн влюбленным.

Сага состоит из 7 строф, связанных одной темой. Каждая строфа углубляет переживания лирического героя, доводя боль до отчаяния. Сквозные строки «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду» придают стихотворению цельность.

Художественные средства выразительности.

Главное из них — анафора в конце каждой строфы, кроме предпоследней – подчеркивает главную тему саги.

Образ лирического героя, его переживания, сила чувств создают:

метафоры: мурашки воды, карие вишни, залетевшие фразы, качнется пара фраз

эпитеты: безнадежные, неживая пустота, бессмысленная высь.

антонимы: живых — неживою (пустотой).

Рифма, стихотворный размер.

Перекрестная рифма, анапест трехстопный.

Мое восприятие стихотворения.

Я с удовольствием смотрела рок-оперу Алексея Рыбникова. Романс, звучавший в кульминационном моменте, тронул силой чувств. Сценарий, музыка, игра актеров, стихи — всё слилось воедино и создало очень мощные ощущения. Отдельно стихотворение до спектакля я не читала. И оно для меня связано навсегда с музыкой.

Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Тематика поэзии А. Вознесенского очень разнообразно. Большое внимание уделено поэтом теме любви. Считаю, что сага о любви и прощании — одно из самых ярких стихотворений А. Вознесенского. Соединение слов с музыкой и исполнителем романса произведение производит сильное эмоциональное впечатление. Сами стихи звучат тоже эмоционально, очень искренне. Такая лирика всегда нужна человеку.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id81399

Источник

Анализ стихотворения «Сага» (А. А. Вознесенский)

Периоду «оттепели» характерен подъем интереса к поэзии. Нельзя сказать, что до этого времени лирика не интересовала общество, вовсе нет! Но 50-е – 60-е годы можно сравнить с Серебряным веком в литературе, когда поэзия была неотъемлемой частью жизни каждого человека. В описываемый период было несколько «модных» авторов, в списке которых числился и Андрей Андреевич Вознесенский. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомится с разбором одного из известных произведений поэта Вознесенского. Перед Вами анализ стихотворения «Сага» по плану.

История создания

Произведение «Сага» было написано в 1977 году. Сразу же оно было переложено на музыку О. Б. Фельцманом. Песня вышла под названием «Разлука». Текст её был немного изменён и урезан.

Но «известность» к произведению пришла в 1981 году, когда оно стало «Романсом морских офицеров» в рок-опере «Юнона и Авось». Текст стихотворения в опере также звучит не полностью. К слову, «Юнона и Авось» до сих пор является актуальным, востребованным спектаклем Ленкома.

Сам Андрей Вознесенский говорил, что стихотворение пришло ему во сне. Также существует версия, что произведение написано поэтом после разлуки с возлюбленной, актрисой Татьяной Лавровой. Во время их романа у каждого из них были законные супруги, но этот факт не остановил никого из них. Расставание их было также взаимным, так как сильное чувство, одолевшее их, стало со временем мучить.

Жанр, направление, размер

Жанровая принадлежность произведения «Сага» – романс.

Романс – это лирическое стихотворение, которое описывает довольно простые события, но эти события пробуждают глубокие чувства в душе читателя, пробуждают его фантазию. Данная формулировка характерна для произведений испанской литературы, тогда как «французский» термин подразумевает произведение только лишь любовной направленности. В России романсом называют произведение любовного содержания, переложенное на музыку. Все расшифровки данного жанра подходят к «Саге» Вознесенского.

Нельзя не заметить, что название произведения тоже является литературным жанром. Сага – это повествование событий достаточно большого отрезка времени, с точной хронологией происшествий, с большим количеством героев, с подробным описанием некоторых из них. Что немаловажно, сага – это прозаический жанр.

Почему Андрей Андреевич назвал своё произведение именно так? Возможно, что автор обратил внимание на такие черты этого «заграничного» жанра, как правдивость. Обычно саги описывают события прошлых лет, в подлинности которых нет поводов сомневаться. Хотя известны такие саги, которые имеют фантастический оттенок.

«Мир предстает в стихах Вознесенского таким, каким он может представляться лишь при стремительном движении, — смазано мелькающим, хаотично смещенным. Он переполнен врубающимися в глаза и тут же исчезающими яркими цветовыми пятнами, на секунду выхваченными, как лучом прожектора, лицами». (Е. А. Евтушенко)

Андрей Вознесенский – поэт авангардист. Особенностью авангарда в литературе стал отказ от разделения литературы на «профессиональную» и «непрофессиональную», поэты стали использовать «простонародную» лексику в своих произведениях. Также характерно размывание граней между жанрами, между видами искусств.

Размер «Саги» — трёхстопный анапест. Рифмовка неточная, перекрёстная с женской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Сага» состоит из 7 строф. Вся композиция построена на повторении строк в каждом четверостишие – анафоре. Такая организация усиливает эмоциональный окрас произведения, обращая внимание читателя на основное и главное.

Каждая новая строфа – это отрывистые мысли лирического героя. Он прощается то с возлюбленной, то с Адмиралтейством и водами, затем его внимание вновь переключается на возлюбленную, на её глаза, а потом он «ныряет» совсем глубоко, обращаясь к теории поэта Хафиза (Гафиза), теории возрождения.

Две последних строфы – это размышления о вечности! Лирический герой абстрагируется от происходящего, рассуждая о мелочности нынешних событий, проблем и горестей по отношению к бесконечности, по отношению к жизни в целом.

Также можно предположить, что лирический герой «вырывает» теплое чувство у себя из груди, там образуется пустота и холод, вследствие чего герой и его возлюбленная обезличиваются, становясь просто «двумя живыми».

Образы и символы

Лирического героя стихотворения «Сага» охарактеризовать конкретно, в данном случае, сложно. Это собирательный образ. Даже не собирательный, а общий, «распространенный». Поэт написал о каждом любящем человеке в момент вынужденного расставания, о его мучениях, об образовавшейся пустоте, а также о мужестве, проявляющимся в такие моменты.

Основным образом стихотворения «Сага» Андрея Вознесенского является возлюбленная лирического героя, с которой он ведёт невербальный диалог, иногда повторяя одни и те же отчаянные слова:

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Первая строфа, а точнее первые две строки являются описательными в отношении главного образа – возлюбленной.

«Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь…»

Она смиренна, сильна духом, кротка.

Следующее четверостишие можно считать «переломным» в данном произведении, самым напряженным в эмоциональном плане. Оно рассказывает о лирическом герое, о его внезапном осознании своей обреченности, осознании своей любви к женщине.

Поэт пишет «Заслонивши тебя от простуды…», то есть лирический герой обнимет возлюбленную, но автор не пишет об этом обычными словами, а перефразирует в более «возвышенное» действие, объясняющее желание лирического героя оградить любимую женщину от «холода» окружающего мира, от болезней и невзгод, сберечь её, защитить даже тогда, когда его не будет рядом.

Следующие строки – это прощание героя с «водами в мурашках запруды», с «Адмиралтейством и Биржой». Можно предположить, что автор пишет только о местах, ассоциирующихся у лирического героя с возлюбленной, с приятными моментами. Но также имеет место быть и другое предположение.

Держа в крепких объятьях любимую женщину, лирический герой обводит глазами окружающий пейзаж, обращая внимание на рябь воды в запруде. Поэт называет это «вода в мурашках», чем самым олицетворяет её, сравнивает с человеком, испытывающим сильные чувства, ведь именно во время эмоционального возбуждения появляются на теле мурашки.

Вода – это неоднозначный символ. Вода – это символ женского начала, а также вода – это вечность. Перекладывая данную символику на разбираемое стихотворение, можно предположить, что поэт этими строками говорит о вечности люби, о её многогранности и постоянстве.

«Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни…»

Вишня – символ доброты, символ надежды, символ женской красоты. Сравнение глаз любимой женщины именно с этим плодом неслучайно, хотя,
возможно, что автор употребил данную метафору лишь из-за внешнего сходства глаз с вишней. В любом случае, данное сравнение очень красивое и глубокое.

Следующая строка написана автором будто в утешение, для поднятия настроения себе, возлюбленной, читателю, она написана в оправдание действий лирического героя.

«Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.»

Дальше поэт немного отчаянно, но в то же время смиренно пишет, что, даже если они возродятся, то всё равно им не суждено быть вместе, они расстанутся.

Последующие две строфы отдалены от происходящих событий, они абстрагированы. Автор пишет о будущем. Когда тяжело в настоящем пережить какое-то событие, смириться с чем-то, обычно думаешь о том, как ты будешь смотреть на данное событие потом, в будущем, через время…Становится немного легче. Быть может, поэт написал два последних четверостишия именно из этих соображений.

И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Темы, проблемы, настроение

Тема разбираемого произведения – расставание. «Расставанье – маленькая смерть», как писал Илья Резник. Лирика поэта А. Вознесенского очень чувствительна. Л. А. Озеров заметил, что у Андрея Андреевича и Владимира Маяковского схож жизненный девиз, творческий принцип: «Я — где боль, везде…». Поэт чувствует боль! Боль народа, боль человека. Он чуток и неравнодушен к этому, он сочувствует и сопереживает.

Тема расставания – это подтема любви, но если любовь – это описание чего-то «полного», чего-то прекрасного, пусть не всегда настоящего, но живого, то расставание – это описание разрывающей «пустоты», боли от безысходности, боли от сковывающей смиренности с нежеланным, но необходимым.

Как справиться с этим? Естественно ли это чувство? Так ли необходима и безопасна эта рана? Эти актуальные вопросы связанны с проблематикой произведения.

Настроение «Саги» трагичное, но не безысходное. Боль и страдания лирического героя передаются читателю с каждым последующим прочтением все сильнее, но в то же время становится спокойнее на душе. Немного эгоистичное осознание того, что ты не одинок в своих мучениях облегчает страдание, или же осознание того, что твоя «рана» менее тяжела по сравнению с раной лирического героя, перебивает личностную боль, на первый план выходит чувство жалости к герою произведения.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – обратная сторона любви. Конечно, не всегда отношения заканчиваются расставанием, но бывает и так… Спокойствие, смирение, мужество героев поражают читателя, удивляют. Ни каждый может расстаться с необходимым и желанным так спокойно, достойно.

Данное произведение, хоть и трагичное, но оно учит читателя послушанию, смирению, безропотности и даже надежде на лучшее. Смысл стихотворения «Сага» заключается в том, что далеко не всегда жизненные пути людей, полюбивших друг друга, сходятся. Далеко не всегда у романа счастливый финал. Иногда во имя любви нужно не сойтись, а разминуться. Это болезненно, но прекрасно, ведь чувства обогащают нашу жизнь впечатлениями и делают ее прекраснее.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Сага» подчеркивают основную мысль стихотворения и расставляют правильные акценты.

  1. Эпитеты: «безнадежные, карие вишни», «минимальное непонимание», «двух живых», «пустота неживая», «бессмысленная высь».
  2. Сравнения: «качнется бессмысленной высью пара фраз…».
  3. Метафора: «карие вишни».
  4. Олицетворение: «вода в мурашках».
  5. Антитеза: «двух живых с пустотой неживою».
  6. Анафора:

«Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.»

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу»

Источник

Оцените статью