Анализ урока по гитаре

Тема: « Работа с начинающими в классе гитары».

1. Образовательные: научить правильно пользоваться такими приемами звукоизвлечения как «апаянодо» и «тирандо».

2. Развивающие: Развитие внимания, музыкального слуха, памяти.

3. Воспитательные: Работа над культурой исполнения, воспитание терпения и настойчивости.

4. Здоровьесберегающие: Формирование правильной посадки и постановки рук.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: Стул, 2 гитары, пульт для нот, подставка под ногу, нотная тетрадь ученика.

1. Организационный момент, вступительное слово.

2. Проверка домашнего задания:

— работа над правильным чередованием пальцев правой руки в исполнении упражнений Г. Григорьва «Путь к гитаре» стр. 14 и 15;

-Р.н.п. «Лепешки» со счетом вслух;

-исполнение р.н.п. «Петушок»

3. Игра с учителем в ансамбле.

4. Изучение нового материала. Р.н.п «Во саду ли в огороде» с басами.

5. Домашнее задание, анализ урока.

Скачать:

Вложение Размер
otkr_urok_2017.docx 19.97 КБ
otkr_urok_2017.docx 19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по гитаре.

Тема: « Работа с начинающими в классе гитары».

Преподаватель: Парицкая Анастасия Викторовна

На начальном этапе обучения закладываются основы техники и исполнительского мастерства будущего музыканта. И надо стараться преодолеть этот важный этап так, что бы с самых первых уроков ученик получил много ярких впечатлений и положительных эмоций. На пример изучаем звукоряд с помощью простых, интересных, знакомых мелодий: на 3 струне «Сорока», на 1 струне Г. Григорьева «Полька» и т.д. И пока мы играем эти пьесы, звукоряд изучается непринужденно и легко.

При изучении длительностей очень полезно поиграть ансамблем со счетом вслух. На пример Г. Григорьев «Полька», « Сорока», «Я на горку шла», «Блины». Совместная игра преподавателя и ученика – ансамбль, интересная и нужная форма работы на уроке. Гитара – инструмент многоголосный, и по технике звучания довольно сложный. В дуэте же ученик может играть совсем простые партии, в то время как исполнение партии второй гитары преподавателем дополняет произведение, расширяет диапазон инструмента. Дуэтом можно играть любые несложные многоголосные произведения. Совместная игра повышает интерес ребенка к занятиям, вносит творческий элемент, дисциплинирует, развивается чувство ритма и ответственности.

Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения — технические, ритмические, интонационные.

Дата: 28 ноября 2017 г.

Продолжительность: 40 мин.

Ф.И.О. уч-ся: Климов Ярослав 8 лет, 1 класс.

Тема: « Работа с начинающими в классе гитары».

Цель урока: Формирование и развитие исполнительских навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

1. Образовательные: научить правильно пользоваться такими приемами звукоизвлечения как «апаянодо» и «тирандо».

2. Развивающие: Развитие внимания, музыкального слуха, памяти.

3. Воспитательные: Работа над культурой исполнения, воспитание терпения и настойчивости.

4. Здоровьесберегающие: Формирование правильной посадки и постановки рук.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: Стул, 2 гитары, пульт для нот, подставка под ногу, нотная тетрадь ученика.

1. Организационный момент, вступительное слово.

2. Проверка домашнего задания:

— работа над правильным чередованием пальцев правой руки в исполнении упражнений Г. Григорьва «Путь к гитаре» стр. 14 и 15;

-Р.н.п. «Лепешки» со счетом вслух;

-исполнение р.н.п. «Петушок»

3. Игра с учителем в ансамбле.

4. Изучение нового материала. Р.н.п «Во саду ли в огороде» с басами.

4. Домашнее задание, анализ урока.

На начальном этапе обучения надо уделять большое внимание посадке ученика, положению инструмента, постановке рук.

1. Игра упражнения. Что бы развить первичные двигательные навыки играем упражнения.

— «Паучек». С 5 лада на первой струне 1.2.3.4 палец на 5,6.7 и 8 ладах, далее так же на всех струнах по порядку. На всех гитарных форумах это упражнение рекомендуют как лучшее для развития «сцепления» пальцев с гитарой и развития техники левой руки. Так же рекомендую играть его двойными нотами, что бы ученик успевал выиграть и дожать каждую ноту. Особое внимание следует уделять мизинцу, что бы он нависал надо грифом, а не «прятался» под ним. Упражнение играется приемом «апояндо»

-«Скакалка» (С. Лабутин). От 12 лада к 1 на каждый ставится 2-й палец, затем играется открытая струна. Можно повторить с 1-м,3-м, 4-м пальцами. Следить за правильной постановкой пальцев, не прятать свободные пальцы под гриф, не поднимать высоко рабочий палец. Сначала играть очень медленно, следить за чередованием пальцев правой руки.

-«Лошадка» (С. Лабутин). От 12 лада к 1, от каждого лада играется 3-й, 2-й пальцы, открытая струна. Играть медленно, следить за руками.

— «Гусеница» (С. Лабутин). Гусеница ползет по ветке вверх на дерево. От 1 лада вверх пальцы 1-2-3-4. Расставляем и оставляем на ладах. Затем первый палец скользит на следующий лад и все повторяется. Гусеница доползла до 12 лада. Съела яблоко и ползет вниз по ветке, довольная и сытая. Возможно сначала поиграть одной левой рукой.

2. Переходим к исполнению ранее выученных пьес.

— Г. Григорьев «Полька». Пьеса играется на 3 струне. Исполняем вместе с учеником со счетом вслух.

-«Петушок». Эту пьесу играем на память.

— Г. Григорьев «Полька» на 1 струне. Исполняем вместе с учеником со счетом вслух.

— Следующие песенки вплотную подводят нас к изучению звукоряда: «Я гуляю» и «Прилетели к нам грачи». Играем с названием нот.

-Р.н.п. «Я на горку щла». В этой песне закрепляем ноты на 1,2,3 струнах.

-Переходим к басовым струнам: В. Калинин «Во поле береза стояла». Играется на 4 и 5 струне большим пальцем. Следим, что бы большой палец не сгибался в суставе, и играл ребром. При этом остальные пальцы стоят на 1 струне. Играем приемом «апояндо» и «тирандо».

3. Изучаем новый материал. Р.н.п. «Во саду ли в огороде». Пьеса двухголосная, играется с басами. Исполняем сначала мелодию, затем подключаем бас. Следим внимательно, что бы большой палец играл ребром.

4. Домашнее задание.

Продолжать работать над упражнениями. Повторять все пройденные пьесы для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.

Р.н.п. «Во саду ли в огороде» учить с басами.

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

-четкость и ясность поставленных задач;

-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;

-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Методическая разработка открытого урока по гитаре.

Тема: « Работа с начинающими в классе гитары».

Преподаватель первой квалификационной категории Парицкая Анастасия Викторовна

На начальном этапе обучения закладываются основы техники и исполнительского мастерства будущего музыканта. И надо стараться преодолеть этот важный этап так, что бы с самых первых уроков ученик получил много ярких впечатлений и положительных эмоций. На пример изучаем звукоряд с помощью простых, интересных, знакомых мелодий: на 3 струне «Сорока», на 1 струне Г. Григорьева «Полька» и т.д. И пока мы играем эти пьесы, звукоряд изучается непринужденно и легко.

При изучении длительностей очень полезно поиграть ансамблем со счетом вслух. Например Г. Григорьев «Полька», «Сорока», «Я на горку шла», «Блины». Совместная игра преподавателя и ученика – ансамбль, интересная и нужная форма работы на уроке. Гитара – инструмент многоголосный, и по технике звучания довольно сложный. В дуэте же ученик может играть совсем простые партии, в то время как исполнение партии второй гитары преподавателем дополняет произведение, расширяет диапазон инструмента. Дуэтом можно играть любые несложные многоголосные произведения. Совместная игра повышает интерес ребенка к занятиям, вносит творческий элемент, дисциплинирует, развивается чувство ритма и ответственности.

Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения — технические, ритмические, интонационные.

Дата: 28 ноября 2017 г.

Продолжительность: 40 мин.

Ф.И.О. уч-ся: Климов Ярослав 8 лет, 1 класс.

Тема: « Работа с начинающими в классе гитары».

Цель урока: Формирование и развитие исполнительских навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

1. Образовательные: научить правильно пользоваться такими приемами звукоизвлечения как «апаянодо» и «тирандо».

2. Развивающие: Развитие внимания, музыкального слуха, памяти.

3. Воспитательные: Работа над культурой исполнения, воспитание терпения и настойчивости.

4. Здоровьесберегающие: Формирование правильной посадки и постановки рук.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: Стул, 2 гитары, пульт для нот, подставка под ногу, нотная тетрадь ученика.

1. Организационный момент, вступительное слово.

2. Проверка домашнего задания:

— работа над правильным чередованием пальцев правой руки в исполнении упражнений Г. Григорьва «Путь к гитаре» стр. 14 и 15;

-Р.н.п. «Лепешки» со счетом вслух;

-исполнение р.н.п. «Петушок»

3. Игра с учителем в ансамбле.

4. Изучение нового материала. Р.н.п «Во саду ли в огороде» с басами.

4. Домашнее задание, анализ урока.

На начальном этапе обучения надо уделять большое внимание посадке ученика, положению инструмента, постановке рук.

1. Игра упражнения.Что бы развить первичные двигательные навыки играем упражнения.

— «Паучек». С 5 лада на первой струне 1.2.3.4 палец на 5,6.7 и 8 ладах, далее так же на всех струнах по порядку. На всех гитарных форумах это упражнение рекомендуют как лучшее для развития «сцепления» пальцев с гитарой и развития техники левой руки. Так же рекомендую играть его двойными нотами, что бы ученик успевал выиграть и дожать каждую ноту. Особое внимание следует уделять мизинцу, что бы он нависал надо грифом, а не «прятался» под ним. Упражнение играется приемом «апояндо»

-«Скакалка» (С. Лабутин). От 12 лада к 1 на каждый ставится 2-й палец, затем играется открытая струна. Можно повторить с 1-м,3-м, 4-м пальцами. Следить за правильной постановкой пальцев, не прятать свободные пальцы под гриф, не поднимать высоко рабочий палец. Сначала играть очень медленно, следить за чередованием пальцев правой руки.

-«Лошадка» (С. Лабутин). От 12 лада к 1, от каждого лада играется 3-й, 2-й пальцы, открытая струна. Играть медленно, следить за руками.

— «Гусеница» (С. Лабутин). Гусеница ползет по ветке вверх на дерево. От 1 лада вверх пальцы 1-2-3-4. Расставляем и оставляем на ладах. Затем первый палец скользит на следующий лад и все повторяется. Гусеница доползла до 12 лада. Съела яблоко и ползет вниз по ветке, довольная и сытая. Возможно сначала поиграть одной левой рукой.

2. Переходим к исполнению ранее выученных пьес.

— Г. Григорьев «Полька». Пьеса играется на 3 струне. Исполняем вместе с учеником со счетом вслух.

-«Петушок». Эту пьесу играем на память.

— Г. Григорьев «Полька» на 1 струне. Исполняем вместе с учеником со счетом вслух.

— Следующие песенки вплотную подводят нас к изучению звукоряда: «Я гуляю» и «Прилетели к нам грачи». Играем с названием нот.

-Р.н.п. «Я на горку щла». В этой песне закрепляем ноты на 1,2,3 струнах.

-Переходим к басовым струнам: В. Калинин «Во поле березастояла». Играется на 4 и 5 струне большим пальцем. Следим, чтобы большой палец не сгибался в суставе, и играл ребром. При этом остальные пальцы стоят на 1 струне. Играем приемом «апояндо» и «тирандо».

3. Изучаем новый материал. Р.н.п. «Во саду ли в огороде». Пьеса двухголосная, играется с басами. Исполняем сначала мелодию, затем подключаем бас. Следим внимательно, что бы большой палец играл ребром.

4. Домашнее задание.

Продолжать работать над упражнениями. Повторять все пройденные пьесы для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.

Р.н.п. «Во саду ли в огороде» учить с басами.

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

-четкость и ясность поставленных задач;

-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;

-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

Источник

Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»

Содержимое публикации

Открытый урок на тему

«Повышение техники игры в классе гитары»

Преподаватель по классу гитары

МБУ ДО «ДМШ №4» НМР РТ

Освоение и применение способов улучшения техники игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДМШ и упражнениях.

Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры и способы их успешного усвоения на инструменте.

Развитие внимания и аккуратности при исполнении на гитаре;

Развитие технических навыков и способов мышления для их улучшения.

— Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.

Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.

Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.

Вид урока: комбинированный

Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (3 гитары), 3 пюпитра, 3 подставки для ног.

Результат урока. Вывод.

1. Организационный этап.

Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.

Тема моего открытого урока: « Повышение техники игры в классе гитары »

Сегодня открытый урок мне помогут провести:

Учащийся 2 класса Юсупов Адель и учащиеся 5 класса Белоусов Даниил, и Зименков Никита.

Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и техники игры на инструменте и умение применять ее на практике для достижения художественной выразительности музыкального произведения.

Технические возможности игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и в тоже время увлекательное занятие.

Безусловно, чем большим количеством возможностей и технических приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Я хочу рассмотреть лишь некоторые из них.

2. Основной этап:

2.1.На Начальном этапе обучения встречается способ игры, который называется АРПЕДЖИО.

— Адель, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?

Арпеджио – это поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.

Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:

1) прямое движение: p — i — m — a

2) обратное движение: p — a — m — i

3) полное прямое : p-i-m-a-m-i

4) полное обратное : p-a-m-i-m-a

5) ломаное : на 8.p-i-m-i-a-i-m-i

(все виды играет учащийся)

Нужно помнить, что пальцы правой руки расставляются над струнами заранее.

Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –

Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.

Конечно для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.

Сейчас прозвучит Аллегро М. Джулиани , где встречается этот способ.

Играет Юсупов Адель .

2.2. В другом Этюде М. Каркасси A dur встречается особый способ прижимать струны, – это приём БАРРЭ.

Этот способ сложен тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.

Основными считаются 2 вида баррэ:

1) большое (прижимается 5 или 6 струн)

2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)

Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.

Так же может быть строение указательного пальца рельеф которого мешает удобному нажатию на струны

Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.

Адель сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:

Упражнения на баррэ — (малое 2 упр. и большое — 1 упр.).

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, нужно давать руке отдых, играть упражнения по частям.

2.3.Так как гитара является инструментом, у которого звук при неумелом контроле пальцев рук будет невнятным и неприятным, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.

Чтобы добиться качественной, хорошей кантилены необходимы синхронные движения пальцев обеих рук.

Играет Белоусов Даниил:

Здесь встречается приём ЛЕГАТО:

Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.

Легато может быть восходящим, нисходящим.

1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.

Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)

2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.

Педагог: Приём легато имеет очень важное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.

Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.

Педагог показывает упражнение на восходящее легато.

Кантилена при синхронном движении пальцев обеих рук достигается внимательным контролем за опусканием и подниманием пальцев левой руки, и одновременным извлечением звука правой рукой. Не раньше и не позже.

2.4.Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмомВИБРАТО.

Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.

Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.

Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.

На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.

Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.

Играет Зименков Никита

Л. Валькер Маленький романс.

3. Заключительный этап

Сегодня на уроке мы узнали, как нужно осваивать технические возможности гитары, о том как правильно добиваться результата, какими должны быть движения и усилия обеих рук для достижения наилучшей музыкальной выразительности.

4. Результат урока

Обучающийся знает, владеет и умеет применять приёмы игры на гитаре в произведениях.

Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их на практике.

Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента – гитара.

Используемая учебно-методическая литература:

1. Н. Михайленко. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы.

2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.

Источник

Читайте также:  Как выбрать гитару для металкора
Оцените статью