Анатолий чижевский поющие гитары

Инкубатор:Чижевский, Анатолий Николаевич

Эту статью Инкубатора предлагается удалить.
    Администраторам: ссылки сюда, история (посл. правка), проверить удаления, журналы; удалить как: О1, О2, О3, О4, О5, О8, О9, О11, С1, С2, С3, С5.

Анатолий Николаевич Чижевский

Белоруссия Белоруссия > Россия Россия

Поющие гитары, Тоника, Калинка, Дружба

Анато́лий Никола́евич Чиже́вский (род. 19 июля 1949, Минск, Беларусь) — советский и российский музыкальный педагог, композитор, музыкант, аранжировщик, почетный работник начального профессионального образования РФ.

Биография [ править ]

Музыкальный путь Чижевского начинается в 1958 году, когда ему исполняется 9 лет. Он посещает кружок по классу баяна средней школы № 10 в городе Минск. Затем переводится в центральную музыкальную школу №1 по классу баяна (1960). В 1964 году поступает в музыкальное училище им. Глинки. Анатолий исполняет на баяне любую музыку того времени – от классической до современных зарубежных хитов: блюз, спиричуэл, песни The Beatles, Animals, Monkeys, Shadows. С появлением роковых (ударение поставить) исполнителей Анатолий начинает увлекаться гитарой и посвящает ей не меньше пяти часов в день. На гитаре он переигрывает все композиции Ричи Блэкмора, а любимым музыкантом Анатолия становится J. Hendrix.

Позже Чижевский бросает училище и на базе ДК Тракторного завода создает с другими музыкантами первую группу. В составе группы – Борис Антоненко (барабаны), Виталий Реманов (вокалист), Александр Лымарев (гитара), Александр Друкт (рояль), Анатолий Чижевский (соло-гитара). Тесно дружат с ребятами из ансамбля радио-технического института Евгения Коновалова (если известный, тогда ссылку на любой годный источник, в т.ч. википедивский). Группу Чижевского звали на различные мероприятия города, будь то школьный вечер или дискотека. Получили известность на весь Минск.

В 1967году Юрий Антонов ищет гитариста для ансамбля «Тоника» Народного артиста Белорусской ССР Виктора Вуячича, где является музыкальным руководителем (худ. руководитель — Лев Моллер). Прослушивая местные ансамбли Минска, приглашает Чижевского работать. Состав: Иван Васильев — труба, Анатолий Гордиенок — саксофон-тенор, Марк Шмелькин — ударные, Олег Жуков — басс-гитара (автор стихов ), Чижевский — соло-гитара, Антонов — клавиши. (на них всех – гиперссылки, на кого ещё не ставили).

Первый концерт в КГБ г. Минск. После этого отправились в гастрольный тур. Первый гастрольный город — Магадан, далее Владивосток, Хабаровск, Южный Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и т.д. Тур длился 1.5 месяца. На деньги, заработанные во время турне, Анатолий покупает себе фортепиано Zimmerman, которое и по сей день находится в рабочем состоянии у него дома.

В 1969 году «Тоника» приезжают на гастроли в Ленинград. БКЗ «Октябрьский» –2 концерта в день, 10 дней подряд. Состоялся аншлаг. В этом же году в Ленинград приезжает ансамбль «Поющие Гитары» (далее «ПГ»). Ю. Антонов предлагает Чижевскому прослушаться у них. После прослушивания обоих приглашают работать в «ПГ». Чижевскому на тот момент было 20 лет. Переезжают в Петербург. Некоторое время Анатолий живёт у барабанщика «ПГ», Сергея Лавровского. В это время Чижевский познакомился и очень подружился с Альгирдасом Паулавичюсом.

Через год работы в «ПГ» Антонову предложили работу в Москве, а Чижевский, по наставлению А А. Паулавичюса, поступает в училище при Консерватории им. Римского-Корсакого на дирижерско-хоровое отделение.

В начале учебы встречает свою будущую жену Людмилу Солодухину, которая на тот момент училась на отделении музыкальной комедии. Жили вместе в общежитии консерватории на улице Зенитчиков. Жизнь для Чижевского резко меняется со знакомства с Людмилой. Он перестает чувствовать себя чужим в Петербурге – становится любимым мужем и отцом. В конце второго курса у Чижевского умирает отец. Анатолий бросает учебу и идет работать в Ленконцерт в ансамбль «Калинка», куда его пригласил руководитель ансамбля Сергей Лавровский (барабанщик «Пг»). Работал здесь с 1972 по 1974 годы, позже здесь работала и его жена Людмила.

В 1974 году Чижевского забирают в армию, там он работает в ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа. Первый год службы пел в хоре, второй играл на гитаре в оркестре.

В 1976 году Анатолию предложили работать в ансамбле «Дружба» (худ. руководитель Александр Броневицкий). Солисткой в ансамбле выступала Эдита Пьеха, Чижевский работал в качестве соло-гитариста. Проработал с Пьехой 2 года, за которые ансамблем было исполнено 6-7 песен Чижевского. Получил опыт как аранжировщик и композитор. В этот период Анатолием были написаны песни на стихи Роберта Рождественского с его согласия, на стихи Юлии Друниной, Глеба Гарбовского, Галины Немчонок, Владимира Морева. (гиперссылки на них). Созданы песни для Ларисы Долиной (гиперссылка): «Ты любовь» (муз. Чижевский, стихи Г. Немчонок) и «Все начинается с любви» (муз. Чижевский, стихи Р. Рождественского). А также романсы на стихи Афанасия Фета, Николая Рубцова, Евгения Баратынского, Вадима Шефнера. После ухода Э. Пьехи из ансамбля, Чижевский проработал в Дружбе в течение 6 лет, где впоследствии работала и его жена Людмила Чижевская.

С 1983 года вместе с женой работают в ДК Проф Тех образования (ныне Дворец Молодежи) в качестве музыкальных руководителей ансамбля «Голос юности» , который впоследствии заслужил звание народного коллектива, являлся лауреатом всероссийских конкурсов. Состав ансамбля: ударные, бас-гитара, гитара, клавиши, рояль, саксофон и вокальная группа из 6 человек. Художественный руководитель — народный артист России, хореограф, балетмейстер Леонид Федорович Носихин. В исполнении ансамбля звучали русские народные песни, известные шлягеры мира, произведения собственного сочинения, а также советские песни прошлых лет в оригинальных аранжировках Анатолия Чижевского.

В 1985 году Анатолий поступил в институт им. Крупской (ныне академия искусств) на эстрадно-духовое (позже эстрадно-джазовое) заочное отделение. Через год после окончания (1992) института, заведующий кафедрой Виктор Михайлович Лебедев (народный артист РСФСР) предложил Чижевскому остаться работать на кафедре в качестве педагога ритмики, джазовой гармонии и ансамбля. На кафедре Чижевским (? Чижевским, правильно?) были разработаны и изданы методики по этим предметам под грифом института культуры, которые на сегодняшний день лежат в основе Школы Чижевского в более обогащенном варианте. Параллельно с преподаванием, на базе ДК «Водоканал» со своим другом Сергеем Дыкманом, педагогом и гитаристом, создал студию «Ритм».

После института работал в Ленинградском Джазовом училище им. М. Салтыкова-Щедрина. С 1997 по 2001 годы работал в 7 музыкальных студиях Петербурга в качестве педагога и руководителя. В 2001 году возвращается вместе с женой в ДК Проф Тех образования (ныне Дворец Молодежи), где вновь создает вокальный ансамбль «Арт-колледж».С 2005 года по настоящее время работает в Кульзомовской школе искусств в качестве композитора, аранжировщика, преподавателя, концертмейстера, а также музыкальным руководителем образцового коллектива «Арлекино» , художественным руководителем выступает заслуженный работник культуры Чижевская Людмила Владимировна (жена).

С 2008 года по настоящее время работает в Выборгском Дворце Культуры, создает музыкальную студию Fusion, где преподается инструментальная ритмика, джазовая гармония и вокал. На базе студии образовывается вокальный ансамбль Fusion, которая в течение 2-х лет стала лауреатом всероссийских и международных конкурсов, ансамбль получил звание народного коллектива, вышел с концертами на уровень Октябрьского зала. На сегодняшний день участницы ансамбля имеют свои музыкальные проекты. Кроме этого, новые пришедшие ученики студии после обучения имеют сольные проекты, и по сей день сотрудничают с Чижевским. С 2015 года Чижевский переименовывает студию Fusion в Школу Чижевского. На сегодняшний день в школе преподаются такие предметы, как инструментальная ритмика, эстрадно-джазовое сольфеджио, основы джазовой гармонии и импровизации, вокал. Все методики предметов разработаны Анатолием Чижевским.

Источник

Что нам напели «Поющие гитары» – первые во всем

Первые во всем – «Поющие гитары»: первые каверы, с текстами на русском языке, первая пластинка ВИА, даже название для музыкально коллектива «ВИА» придумано музыкантами и ушло в народ – ВИА СССР. И страшно подумать, даже то, что сегодня назвали бы «фабрикой звезд», именно они были первыми. Несколько фактов ВИА «Поющие гитары»

Малоизвестный факт: именно «Поющие гитары» впервые были названы в советской прессе «вокально-инструментальным ансамблем» и, с тех пор, являются родоначальниками жанра под названием — ВИА.

Как сегодня назвали бы, группа собрана в Ленинграде в 1966 году гитаристом эстрадного ансамбля «Дружба» Анатолием Васильевым. 5 октября 1966 года ансамбль дал первый профессиональный концерт — на сцене актового зала в Военно-механическом институте. Взлет ВИА «Поющие гитары» оказался стремительным! Уже в следующем (1967) году ансамбль записывает на фирме «Мелодия» свою первую гибкую пластинку.

Популярность коллектива растет во многом благодаря напряженному концертному графику. ВИА «Поющие гитары» отправляются в гастроли по стране, давая в год до 400 концертов-аншлагов. Кстати, в 60-80 годах считались нормальным, если ансамбль давал в день несколько концертов. В будни билеты продавались на 17-00 и 20-00 ч, а в выходные дни на 16-00, 18-00 и 21-00.

Первый состав ансамбля: Анатолий Васильев (гитара), Евгений Броневицкий (бас-гитара), Владимир Калинин (гитара), Лев Вильдавский (электроорган), Сергей Лавровский (ударные), Олег Мошкович (фортепьяно) Галина Баранова (вокал), Татьяна Калинина (вокал). В 1967 году в ансамбль приходят Эдгар Бернштейн (труба, звукорежиссёр) и Елена Фёдорова (вокал), уходит Татьяна Калинина. В 1968 году в ансамбль приходит Альгирдас Паулавичюс (клавишные), Александр Фёдоров (гитара), в 1969 — Валерий Ступаченко (вокал), Юрий Антонов (клавишные, композитор), Анатолий Чижевский (гитара). В 1970 году в ансамбль пришли новые музыканты: Григорий Клеймиц (фортепиано), Василий Борисов (гитара) и ритм-секция Юрий Иваненко (бас-гитара) и ударник Юрий Соколов.

Сильной стороной ВИА «Поющие гитары» было знание западных образцов, а также то, что музыканты крр-а-ссиво снимали «оригинал» и записывали его в русском варианте для советского слушателя. Часто исполнялись инструментальные композиции западных авторов без вокального сопровождения. Наибольшей популярностью пользовались: «Аппачи» (оригинал — The Shadows), «Был один парень» (Джанни Моранди «C`era un ragazzo che come me amava I Beatles…»), «Индейская резервация» (The Raiders, «Indian Reservation»); «Ленинград» (Джо Дассен, «La complainte de l`heure de pointe»); «Песенка велосипедистов» (Riccardo Del Turco — «Uno tranquillo»), «Синяя песня» (Нил Седака, «One way ticket»); «Люди встречаются» (Петер Поор «Fekete Vonat»); «Карлссон» (оригинал — Jeff Christie «Yellow River») и т.д и т.п.

Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижёры — Юрий Антонов, Альберт Асадуллин, Ирина Понаровская, Валентин Бадьяров, Альгирдас Паулавичюс, Григорий Клеймиц, Валерий Бровко, Галина Баранова и др.

«Поющие гитары», одними из первых советских ВИА записали на фирме «Мелодия» долгоиграющую пластинку – произошло это в 1969 году. Среди поклонников коллектива этот диск получил неофициальное название «Поющие гитары III». Правда, в продажу тираж поступил лишь весной 1971 года. Почему? Никто не знает – видимо, план в народном хозяйстве был такой…

Стоит отметить, что это был единственный полноформатный альбом ВИА «Поющие гитары», официально вышедший в СССР.

Источник

Кто помнит питерский ВИА «Калинка»?

Летом 1971 года ВИА «Поющие Гитары» покинул барабанщик Сергей Лавровский. С помощью двух своих старых приятелей — гитариста и композитора Юрия Акулова и талантливого звукорежиссера и радиоинженера Леонарда Петрова-Шварцберга – он организовал вокально-инструментальный ансамбль « Калинка ».

Сергея Лавровского и Юрия Акулова связывала давняя дружба еще со времен увлечения джазом в конце 50-х годов: Акулов был одним из первых банджистов и гитаристов знаменитого ленинградского диксиленда «The seven dixilend», а Лавровский — барабанщиком и руководителем «Джаз-октета ЛИТМО». Позже оба прошли школу профессиональной эстрады, работали в различных эстрадных коллективах. Акулов стал писать песни, которые исполнялись многими ведущими вокалистами того времени: Майей Кристалиской («Две копейки за счастье»), Валерием Ободзинским («Море глубоко»). А Сергей Лавровский в 1966 году стал одним из создателей и первым барабанщиком легендарного ленинградского ВИА «Поющие гитары». И вот опыт Лавровского, Акулова и Леонарда Петрова-Шварцберга был востребован для создания нового коллектива.

Среди знакомых музыкантов был объявлен неофициальный конкурс, в результате которого в состав нового ансамбля вошли лучшие из профессиональных питерских музыкантов: Юрий Акулов (гитара), Сергей Лавровский (барабаны), Владимир Покидов (соло-гитара, вскоре его сменил Анатолий Чижевский), Николай Подгорнов (бас-гитара, вокал), Алексей Голубев (клавиши), Валерий Тикунов (труба), Алексей Зуев (тромбон), Валерий Павлов (саксофон, вскоре его сменил Владимир Кутеев), Нина Буренкова (вокал). В то же самое время этот неофициальный конкурс позволил найти талантливых молодых вокалистов, часть из которых даже не имела музыкального образования. Так ведущий солист ансамбля Владимир Снопковский пришел из заводской самодеятельности, вокалистка Алла Виноградова — из самодеятельности Дома культуры им. Цурюпы, Александр Сморчков до этого пел и играл на соло-гитаре в любительской группе ленинградского политехнического института.

Кстати, в ансамбль прослушивалась и юная певица Ирина Понаровская, но в конце концов она предпочла работу в ВИА «Поющие Гитары».

На стадии становления ансамбля большую помощь оказали хормейстер Валентин Акульшин, ранее работавший в ансамблях «Дружба» и «Поющие Гитары», а также музыкант «Поющих гитар» Альгис Паулавичус (в дальнейшем — дирижер симфонического оркестра Петербургской филармонии).

И вот этот сплав опыта, профессионализма и юношеского задора создал базу, на которой начались поиски своего творческого лица, которое отличало бы новый ансамбль от уже существующих.

Вспоминает Сергей Лавровский: «Главный режиссер Ленконцерта Григорий Маркович Полячек дал один совет. Если вы выберите направление, как фолк-рок, сказал он, это вам пригодится на всю вашу оставшуюся жизнь. И мы последовали его совету, тем более, что приближалось празднование 50-летия образования Советского Союза. Сразу как-то появились украинская песня «Пидманула», узбекская «Кизбола», грузинская «Асигули». Из репертуара «Песняров» мы позаимствовали белорусскую песню «Спатчина». Потом пошли песни на удмуртском, казахском, абхазском и многих других языках народов СССР. Конечно, были и русские народные песни: «Вдоль по Питерской», «Валенки», «Красны девицы». То есть получилось вот такое многонациональное фольклорное направление. В этом и было наше отличие от других ансамблей. Потому что существовали уже и «Добры молодцы», и «Песняры», и «Кобза», но они работали более узко, только на своем национальном репертуаре. А мы взяли много-много разных республик – союзных и автономных. А потом, когда начались зарубежные выезды, это действительно оказалось золотой жилой. Да мне просто нравилось наше фольклорное направление…»

Юрий Акулов также тяготел к фольклору, хотя и писал свои собственные песни. Ведь он такой выдвиженец из народных, глубинных масс: он родом с Алтая, из шукшинских мест.

Многие песни были написаны самими участниками ансамбля или молодыми ленинградскими композиторами специально для «Калинки»: «Русь» Алексея Голубева на стихи Ильи Резника, «Береза» Николая Подгорнова, а также веселые песни Юрия Акулова «Холостяк» и «Совпадения» (на стихи Ильи Резника), которые были поставлены как юмористические миниатюры. И в этом проявляется еще одна творческая особенность ВИА «Калинка» — яркая зрелищность всех программ ансамбля, насыщенность юмором, тщательная сценарная разработка и режиссерское воплощение замысла на сцене — создание целостных шоу-программ (первые режиссеры «Калинки» Борис Гершт и Роберт Шагинян).

9 июня программа нового ансамбля была официально принята худсоветом Ленконцерта, а 22 июня состоялся первый концерт «Калинки». Тогда же «Калинка» записала на Ленинградском радио песни Юрия Акулова «Клен» (стихи Леонтия Шишко) и «Наташка» (на стихи Олега Жукова).

В 1972 году ВИА «Калинка» выехал на свои первые зарубежные гастроли. Госконцерт с удовольствием посылал этот ансамбль за границу, потому что, во-первых, «Калинка» исполняла многонациональный фолк-рок, то есть песни народов Советского Союза в современной обработке, во-вторых, программа ансамбля была очень зрелищна и насыщена теплым юмором, концерты «Калинки» было интересно не только слушать, но и смотреть.

Руководители Госконцерта угадали с выбором: в 1975 году вокально-инструментальный ансамбль «Калинка» получил Большую золотую медаль на фестивале прессы в ГДР. Весной следующего года ВИА «Калинка» завоевал Гран-при на фестивале «Золотой лев» в Дрездене, а также стал лауреатом фестиваля «Познаньская весна» в Польше.

В состав ансамбля тогда пришли молодая талантливая певица Валентина Удре, а также — ненашедшие себя в рок-опере «Поющих гитар» клавишник и аранжировщик Эдуард Кузинер и певец Валерий Ступаченко. По моде того времени и, разумеется, под влиянием все тех же «Поющих гитар» Эдуард Кузинер написал рок-оперу «Свадьба в Калиновке или Утро вечера мудреней». Состав ВИА «Калинка» был значительно расширен и как бы разделен на две части: концертная группа «Калинки» продолжала гастрольную деятельность, а «оперная» часть репетировала спектакль, премьера которого состоялась в 1976 году. В рок-опере приняли участие Владимир Снопковский, Владимир Дяденистов, Александр Трофимов, Елена Новичкова, Анна Литвиненко, Сергей Школяров, Владимир Макаров, Анатолий Лобачев, Александр Бутырский и другие артисты. К сожалению, спектакль оказался неконкурентоспособным и в итоге дальнейшую работу продолжил лишь концертный состав ВИА «Калинка».

В 1983 году был ликвидирован за «идеологический вред, наносимый в деле коммунистического воспитания молодёжи» и возродился в 2001 году.

Источник

Читайте также:  Как научиться гитаре 5 струн
Оцените статью
Анатолий Чижевский
200px
Анатолий Чижевский, 2015 год, Санкт-Петербург
Основная информация
Полное имя