- Анатолий Васильев (музыкант) — биография, информация, личная жизнь
- Анатолий Николаевич Васильев
- Проницательная музыкальность: в Петербурге простились с легендой ВИА
- На Серафимовском кладбище города проводили в последний путь Анатолия Васильева основателя ансамбля «Поющие гитары», который скончался на году жизни.
- В Петербурге прошел концерт в поддержку основателя «Поющих гитар»
Анатолий Васильев (музыкант) — биография, информация, личная жизнь
Анатолий Николаевич Васильев
Анатолий Николаевич Васильев. Родился 20 октября 1935 года в Ленинграде — умер 4 января 2017 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский музыкант, композитор, актер. Основатель ВИА «Поющие гитары».
Анатолий Васильев родился 20 октября 1935 года в Ленинграде.
В 1942-1952 годах учился в ленинградской средней школе №84.
Начал заниматься музыкой в самодеятельности, рано овладел баяном и народными струнными инструментами. Но любимой музыкой всегда был джаз — увлекался фильмами «Веселые ребята», «Серенада солнечной долины», собирал записи Л. Утесова, Глена Миллера, Гарри Джеймса.
С 1953 года, еще студентом техникума, Анатолий Васильев вместе со Станиславом Пожлаковым и Геннадием Гольштейном играет в небольшом джазовом оркестре, получившем в Ленинграде прозвище «Оркестр Носика». Молодые ребята играли на танцах модные песенки, выступали в студенческой среде с джазовыми мелодиями, подобранные на слух с передачи «Music USA» «Голоса Америки».
После техникума Васильев работает в артели музрадио по ремонту музыкальных инструментов, где у него впервые появляется возможность собрать свой небольшой джазовый ансамбль. В небольшой тогда джазовой тусовке Ленинграда Васильев знакомится с Иосифом Владимировичем Ванштейном — авторитетным джазменом и два года работает с его джаз-оркестром.
В 1957 Васильев переходит в Ленэстраду. После Фестиваля молодежи и студентов на эстраде начинает звучать новая музыка. В популярнейшем ленинградском ансамбле «Дружба» первый басист и гитарист ансамбля — студент-иностранец возвращаются к себе на родину, и молодой Васильев получает приглашение от Александра Броневицкого руководителя ансамбля.
В «Дружбе» Анатолий Васильев начинает профессионально играть на электрогитаре. Ритм-н-блюзовое гитара — новая школа для Васильева, с гастролей в Германии он привозит свой первый профессиональный инструмент.
Когда в 1963 году из-за досадного случая всех музыкантов «Дружбы» уволили «за прогул», Васильев некоторое время работал в оркестре п/у Бадхена, потом в оркестре Радиокомитета. Как один из первых гитаристов страны Васильев был приглашен на запись музыки к фильму «Я шагаю по Москве» — это была первая запись электрогитары в советском кино.
В 1964 году Анатолий Васильев вернулся в «Дружбу», где и проработал до 1966 года.
музыкант Анатолий Васильев
Под впечатлением новой музыки — биг-бита, и новых выразительных возможностей электроинструментов в 1966 году Васильев уходит из «Дружбы» чтобы создать новый вокально-инструментальный ансамбль, который вскоре получит название «Поющие гитары».
В это время Васильев со своими музыкантами — единомышленниками делает обработки западных хитов, перекладывает советскую песенную классику на новые молодежные ритмы и начинает писать собственную музыку.
В ансамбль «Поющие гитары» приглашались как профессиональные музыканты, так и самоучки. Группа дала путевку в жизнь таким известным артистам, как Ирина Понаровская, Юрий Антонов, Валентин Бадьяров, Альберт Асадуллин.
Основным репертуаром легендарного коллектива были рок-н-рольные и биг-битовые гитарные обработки известных в то время эстрадных мелодий, исполняемых группами «Битлз», «Шедоуз», «Тремелос», «Вентурес». Кроме этого были русские народные песни, патриотические, песни популярных зарубежных исполнителей, переработанные, с аранжировкой Анатолия Васильева и текстом советских авторов.
Первый ВИА страны сразу приобретает огромную популярность у молодежи. С этим периодом работы Анатолия Васильева связано становление самого жанра ВИА в стране.
В 1975 году Васильев решается на уникальный эксперимент: совместно с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным ставит силами своего коллектива рок-оперу «Орфей и Эвридика». Театрализация музыкального действияч приобретает все большее значение для Васильева. После успеха и мирового признания первой советской рок-оперы, выпускаются — «Фламандская легенда» и «Гонки».
ВИА «Поющие гитары»
В 1985 году Анатолий Васильев оставляет «Поющие гитары». Пять лет работает в «Театре на Фонтанке», принимает участие в работе над спектаклями «Звучала музыка в саду», «Какая музыка была, какая музыка звучала», «Сирано де Бержерак».
В начале 1990-х Анатолий Васильев, как и многие хорошие музыканты тогда, переходит на денежную работу в ресторан.
Позднее Анатолий Васильев работал в домашней студии, охотно делился воспоминаниями и внимательно следил за работой своих бывших музыкантов.
Поющие гитары — Люди встречаются
Главные хиты ВИА «Поющие гитары»:
«Синяя песня» (сл. А. Азизов) — была переработкой музыкальной композиции One Way Ticket (To the Blues), исполненной известным американским пианистом и певцом Нилом Седакой в 1959 году. В его исполнении эта песня особо замечена не была, а вот в перепевке «Поющих гитар» стала суперпопулярной.
«Нет тебя прекрасней» была написана Юрием Антоновым в то время, когда он входил в состав ВИА «Поющие гитары» и осталась подарком группе после его ухода из коллектива.
«Сумерки» — музыку к песне написал руководитель группы Анатолий Васильев, слова Кима Рыжова, исполнял Евгений Броневицкий (1970).
«Люди встречаются. » — обработка венгерской песни Яноша Кооша, который исполнил Юрий Антонов, будучи в составе «Поющих гитар».
«Соловей» — обработка чилийской народной песни. Слова к новой версии написал Я. Голяков (1972).
«Апачи» — была записана в 1960 году группой The Shadows, а в 1968 в обработке А. Васильева появилась в репертуаре «Поющих гитар».
«Песенка велосипедистов» (гр. «Тремелос»), записанная в 1968 году на слова П. Ватника, стала общенародным шлягером.
«Карлсон» (Толстый Карлсон) на стихи И. Резника.
«Воскресенье» («Самый лучший день») явилась переработкой Beautiful Sunday Daniel Boone.
«Ты уходишь, как поезд» (сл. Е. Евтушенко) была включена в вышедший в 1968 году фильм «Любить».
«Цыганочка» — музыкальная обработка А. Васильева мелодии The Shadows – Man Of Mystery вошла в знаменитый фильм Глеба Панфилова «Начало».
«Неприметная красота» — стала всенародным шлягером, песню в ансамбле исполняла восходящая звезда эстрады Ирина Понаровская.
«Ленинград» в обработке А. Васильева — стала визитной карточкой группы, с ней знаменитый коллектив начинал свои выступления, и е. же заканчивал.
«Если любишь ты» — песня, написанная Юрием Антоновым в период работы в группе.
В 1997 году — через 30 лет — участники ансамбля собрались для создания юбилейной программы. Зрительный зал Петербургского «Гигант-холла» не смог вместить всех желающих. Вечер вылился в настоящий триумф, собрались поклонники «Поющих Гитар».
Анатолий Васильев умер 4 января 2017 года в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь Анатолия Васильева:
Подробности частной жизни не известны.
Фильмография Анатолия Васильева:
1965 — Семь советских песен (документальный) — гитарист в составе ансамбля «Дружба» («Песня остаётся с человеком»)
1967 — Личная жизнь Кузяева Валентина — музыкант «Поющих гитар» (нет в титрах)
1994 — «Поющие гитары», или Двадцать лет спустя (документальный)
1998 — «Поющие гитары» и театр «Рок-опера» (документальный)
2004 — Поющие гитары (документальный)
2008 — Культурный слой. Империя Ленконцерта (документальный)
2008 — Культурный слой. Орфей и Эвридика (документальный)
Вокал Анатолия Васильева в кино:
1968 — Любить. (A iubi. ) — вокализ
Работы Анатолия Васильева в кино как композитора:
1969 — Поющие гитары (короткометражный)
1975 — Поющие гитары (короткометражный)
последнее обновление информации: 12.02.2021
Источник
Проницательная музыкальность: в Петербурге простились с легендой ВИА
- Проницательная музыкальность: в Петербурге простились с легендой ВИА
- Без нарушений: в Сирии подводят итоги президентских выборов
- Откуда берутся запрещенные вещества в анализах трезвых водителей
- Почему в России так резко подорожали продукты
- «Неделями пил с утра до вечера»: третий муж тяжело переживал развод с Прокловой
- Актер Соловьёв отказался от сыновей и просит лишить его родительских прав
- «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
- Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
- В ЛНР завели уголовное дело в отношении Романа Протасевича
- «Я его вижу каждый день»: Раиса Рязанова тяжело переживает смерть сына
- Как Кристина Орбакайте отметит юбилей
- Молочный шоколад из российских магазинов проверили на качество: результаты экспертизы
- Раскормлены запрещенными антибиотиками: какая марка провалила экспертизу
- Американские эксперты предупредили Байдена о «ловушке Путина»
- В Приморье сняли на видео встречу семьи леопардов с неизвестным зверем
- Борис Моисеев перестал выходить из дома
- Настрадавшийся после развода британец нашел свое счастье в сибирской деревне
- В чем опасность энергосберегающих лампочек?
- Молниеносная реакция петербуржца спасла жизнь его сыну
На Серафимовском кладбище города проводили в последний путь Анатолия Васильева основателя ансамбля «Поющие гитары», который скончался на году жизни.
Анатолий Васильев легендарный советский музыкант, гитарист, благодаря которому в СССР появился сам жанр ВИА, а отечественная эстрада начала приближаться к западным стандартам.
Именно благодаря Васильеву была поставлена первая в СССР «Орфей и Эвридика», а кинозрители услышал игру на электрогитаре. Также он участвовал в записи музыки к фильму «Я шагаю по Москве».
Он родился в Ленинграде в 1935 году и уже в 18 лет играл в джазовом оркестре. Потом был знаменитый ансамбль «Дружба», увлечение Beatles, и в Васильев решает, что можно сделать так же, как на Западе, где одни и те же люди и играют, и поют на сцене. Первому в Союзе ВИА ансамблю название придумывают не сами музыканты, а поклонники. У «Поющих гитар» сразу ошеломительный успех.
Сам Васильев с удовольствием вспоминал, как на одном из первых концертов в Текстильном институте он с музыкантами не мог попасть внутрь: толпу перед входом в итоге пришлось обливать из брандспойта. И вскоре уже никто не удивлялся, когда «Поющие гитары» собирали аншлаг на стадионе имени Кирова 110 тысяч зрителей.
Сергей Дронов, музыкант: «Самое главное достоинство руководителя Васильева, что он не мешал коллективу творить. Саша Фёдоров, Женька приносили песни. Он понимал, что они моложе и несут ту струю, которая понравится другим людям. И это умение не мешать, а наоборот, помочь большое ценное качество руководителя, никогда не орать, людей не унижать».
И сегодня никто не может понять, как ему все удавалось: как можно было утвердить репертуар почти целиком из западных композиций? Как он отказывался от патриотических советских песен и при этом продолжал работать? Как находил таланты в «Поющих гитарах» в разное время пели чуть ли не все будущие звезды: Асадуллин, Антонов, Понаровская. Проницательный, интеллигентный, очень требовательный он сам, кажется, не стремился ни к богатству, ни к славе.
Корреспондент НТВ Алексей Кобылков расскажет о жизни легенды. Подробнее в репортаже.
Источник
В Петербурге прошел концерт в поддержку основателя «Поющих гитар»
— В 1966 году мы — Анатолий Васильев, Лев Вильдавский, Сергей Лавровский, я — собрались и стали «мозговать», как создать группу, — рассказал Евгений Броневицкий. — Москва не сразу строилась, как говорится, курочка по зернышку… Но со временем на сцену вышел ВИА «Поющие гитары» и до сих пор работает, в следующем году собираемся отметить 50-летие. Через «Поющие гитары» прошли Юрий Антонов, Ирочка Понаровская, наша звездочка, Юрий Чванов, Галина Баранова, Альберт Асадуллин, Виталий Псарев…
Анатолий Васильев был пионером в этом жанре. Мы это помним и уважаем его. Поэтому решили организовать концерт и собранные от продажи билетов средства передать ему. Из-за болезни Анатолий Николаевич не выходит из квартиры 17 лет. Осенью ему исполнится 80 лет. Нам хочется помочь ему морально и материально. Все артисты согласились работать без гонорара.
Установили телемост: зрители видели Анатолия Васильева на экране, а он смотрел концерт из дома. Шла трансляция и в интернете. Выступали Эдита Пьеха, Александр Розенбаум, Альберт Асадуллин, Сергей Новожилов, Виталий Псарев, Анатолий Тукиш, Северина, Андрей Косинский и «Поющие гитары». Каждый артист сказал: «Я счастлив, что участвую сегодня в этом концерте!».
Вспоминали «добрые семидесятые». Виталий Псарев рассказал, как в 1975 году его приняли в «Поющие гитары», какой бешеный успех имел ВИА, когда появилась зонг-опера «Орфей и Эвридика», даже конная милиция дежурила у дворцов спорта. Альберт Асадуллин считает Анатолия Васильева своим учителем, крестным отцом в музыке. Андрей Косинский поведал, что много раз лазил по водосточной трубе в ДК имени Крупской, чтобы попасть на концерт «Поющих гитар». Анатолий Тукиш признался:
— Жаль, я не работал в «Поющих гитарах»! Но никогда не забуду, как мы на танцах в Великих Луках «медлячок» «Сумерки» танцевали.
Александр Розенбаум рассказал корреспонденту «РГ»:
— Я работал в «Поющих гитарах», недолгое время, правда, — в 1982-83 годах, когда ушел из ансамбля «Шестеро молодых». Выступал в массовке в «Орфее и Эвридике». Были планы на большую работу: я написал одноактную оперу, мы хотели ее поставить, но не случилось. Потом я ушел на сольную сцену. «Поющие гитары» для меня — святое место, там все мои друзья, родные люди. И первая моя песня прозвучала в этом ансамбле. Я был студентом второго или третьего курса медицинского института, шел 1970 год, «Поющие гитары» исполняли мою песню, называлась она «Землянам», а я стоял в кулисах, ни жив ни мертв от счастья. На авторский гонорар (набегало рублей 12) я угощал однокурсников пышками. Так что путевку в профессиональную жизнь мне дали «Поющие гитары». Я сорвался сейчас с гастролей только для того, чтобы поддержать «Поющих…», Анатолия Николаевича, повидать друзей.
Владимир Васильев (клавишные, гитара, вокал, в музыкальной среде его зовут «Царь») припомнил историю из прошлого:
— Когда мы репетировали спектакль «Орфей и Эвридика», Анатолий Васильев придумал такую штуку: он сидел за пультом и, чтобы привлечь внимание гитаристов на сцене, как-то общаться с нами, использовал фонарик. У него был старый фонарик (кажется, немецкий трофейный), в котором были меняющиеся фильтры — красные, желтые, зеленые стеклышки. Договорились: если пойдет красный свет — это Володе Васильеву, желтый — Семе Шнейдеру, зеленый — Валере Бровко. Были условные сигналы, например, мигнет фонарик два раза красным — нужно бас-гитару сделать потише. Такая «азбука Морзе»! Естественно, во время спектакля от волнения Анатолий Николаевич забывал, кому какие фильтры и сколько сигналов подать. И из зала шла настоящая световая лихорадка! Это было так искренне и весело. Он сам потом смеялся и понял, что нужно довериться музыкантам и уже ни на что не обращать внимания во время спектакля. И отказался от фонарика.
К разговору подключился народный артист РФ Сергей Новожилов:
— «Поющие гитары» — лучший период в моей жизни. Создав коллектив, Анатолий Васильев, человек с тонким вкусом и хорошим чутьем, пригласил в свою программу чтеца. Первым был Владимир Азель, лауреат конкурса чтецов произведений Лермонтова. 1 июня 1968 года в Нижнем Новгороде я впервые вышел на сцену с «Поющими гитарами». Работал с ними до 1972 года, с небольшими перерывами, иногда меня заменял замечательный конферансье Григорий Баскин. Концерты в Москве, на лучших площадках, аншлаги бесконечные, невероятный успех. Гастроли по стране. Представьте, в Алма-Ате во Дворце культуры имени Ленина зал на четыре тысячи мест и три концерта в день! Ребята могли передохнуть, пока я читал стихи. Причем работали они за копейки: за сольный концерт получали всего 18 рублей! А у меня выходило 14 рублей, и Толя Васильев говорил: «Ну ты у нас высокооплачиваемый артист!».
Наш коллектив всегда отличался от тех, что возникали уже после. Именно у нас учились знаменитые «Песняры», приглашали к себе на просмотр, советовались с Анатолием Николаевичем. Основатель «Песняров» Мулявин ушел из жизни народным артистом Белоруссии и Советского Союза, а у Васильева нет ни одного звания, даже — заслуженного работника культуры. Обидно!
Певица Северина передала Анатолию Васильеву медаль «Наше наследие» имени Георгия Свиридова — за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. Эта награда учреждена общероссийским общественным движением «Россия Православная». По просьбе организации артисты и зрители подписали ходатайство о предоставлении Анатолию Васильеву звания «народный артист России».
Каждый артист, выходивший на сцену «Колизея», получил в подарок авторский диск Анатолия Васильева с его автографом.
Анатолий Васильев — выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, в прошлом известный джазмен, в 1957-1965 годах — гитарист ансамбля «Дружба» под управлением Александра Броневицкого. Решил приблизить советскую эстраду к западным стандартам. Будущих участников ВИА «Поющие гитары» отбирал среди выпускников музыкальных училищ и из числа самодеятельных музыкантов.
В 1975 году благодаря Васильеву состоялась премьера первой советской зонг-оперы «Орфей и Эвридика» (музыка Александра Журбина, либретто Юрия Димитрина). Спектакль имел головокружительный успех и был сыгран около двух тысяч раз.
Источник