Андантино хачатурян разбор нот
Есмагамбетова Гульдана Муратовна
Карагандинский колледж искусств им.Таттимбета, Республика Казахстан
А. Хачатурян «Андантино» — работа над художественным образом.
Арам Ильич Хачатурян – великий армянский композитор, яркий и самобытный. Его музыка отличается красочным темпераментом, армянским народным колоритом, разнообразием по содержанию и жанрам. Здесь балеты и симфонические произведения, вокальные и хоровые партитуры, произведения для различных инструментов, музыка для театра и кино, а также и детская музыка.
А.Хачатурян создал множество интересных красивых произведений для фортепиано. Среди них всеми любимое произведение – «Андантино» из «Детского Альбома».
« Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Само слово «андантино» — это один из самых распространённых в музыке темпов, наряду с «аллегретто». Он соответствует по скорости спокойному шагу . В этом темпе написано много лирических по характеру произведений. В пьесе «Андантино» поражает выразительность мелодии, красота народной музыки, эмоционально-поэтическое содержание. Воображению представляется музыкальная поэтическая зарисовка, красивый горный пейзаж, воспоминание о потерянной любви, прошедшем счастье, воспоминание о весне.
Грустная минорная неторопливая мелодия. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Вторая низкая ступень и использо-вание квинт придаёт музыке восточный колорит.
Пьеса написана в 2-х частной форме. Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопиро-ванный подголосок. Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.
Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения.
В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато, выразитель-ности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контро-лировать звучание слухом.
Так же, следует обратить внимание на терции в аккомпанементе в 1 части. Работая над ровностью и мягкостью звучания, следить, чтобы рука была гибкой, мягкой, как будто «дышит».
Обязательно нужно поработать над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Её необходимо будет довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.
Форма пьесы, её строение, фразировка: Сначала определить мотивы, фразы, предложения. Охарактеризовать особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамики (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении).
Нужно составить художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, стараться проследить за развитием мелодии, найти интонационные вершинки.
Исполняя пьесу, важно дослушивать каждую фразу до конца, научиться брать дыхание перед следующим построением.
Для достижения большей яркости исполнения можно использовать метод подтекстовки.
Нужно определить главную кульминацию , которая в «Андантино» находится во 2 части пьесы. Определить единую линию развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. В дальнейшем, в исполнении необходимо нарастание эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приведёт к яркости и цельности звучания пьесы.
«Андантино»- пьеса кантиленного характера, поэтому важна роль педали как красочного средства. Посредством педали звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Нужно провести детальную работу: найти такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, продумать момент взятия и снятия, прослушать каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Можно проставить её в нотах, если в редакции она не выставлена. Провести специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. Следует сначала поучить педаль по партиям рук, затем обе руки вместе, обращая внимание на постоянный слуховой контроль, за чистотой звучания.
Научиться тому, что при каждом проигрывании пьесы, учащемуся необходимо заставлять себя слушать , слушать своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, выразительно и эмоционально, а также обращать внимание на недостатки , чтобы потом их исправить.
Для занятий дома нужно продолжить работу, начатую в классе. Ученику объяснить ещё раз художественный образ пьесы , как поработать над исполнением мелодии и аккомпанемента, продумать динамическую картину и поучиться пользоваться педалью.
Приобретение фортепианных навыков и совершенствование исполнительских приёмов для передачи образного содержания в пьесе А.И. Хачатуряна «Андантино»- вот Главная Задача!
Заключение: Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа, можно лишь непрерывно развивая музыкальность юного исполнителя, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Изучение кантиленных произведений активно воздействует на развитие разных сторон музыкального мышления ребёнка, навыков выразительной певучей игры и педализации.
Учащемуся необходимо создать атмосферу увлечённости содержанием и образами пьесы, что будет способствовать его настойчивости в работе, совершенствованию пианистической техники в стремлении ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.
1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Издательство «Дека-ВС», 2007
2. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье – М.: Музыка, 1978
4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2011.
Источник
Пьесы малой формы различного характера
А. Хачатурян. Андантино. Это одна из ярких кантиленных пьес советского детского педагогического репертуара, в которой простота фактурных средств сочетается с воплощением глубоких душевных переживаний.
Эмоциональное восприятие учеником мелодии должно быть сосредоточено на ее декламационном, с опенком импровизационности, образном строе. Так, уже первая фраза, начинающаяся со скорбной “молящей” интонации (досаль), исполняется на широком дыхании с постепенным ниспадающим движением мелодии на diminuendo. Подобными образными красками характеризуются и все последующие построения первой части пьесы. В них важно показать не только рельефное интонирование половинных нот, но и мелодическое движение восьмыми в речитативной, свободной манере.
При разучивании сопровождения ученик должен ясно услышать смены гармоний в терцовом хроматически нисходящем движении.
Во всей первой части произведения мелодия нередко испытывает на себе яркое воздействие гармонического фона. Достаточно обратить внимание ученика на характерный гармонический переход в сопровождении от малых терций к большим (такты 7—8), который обуславливает подчёркнуто выпуклое интонирование мелодической фигуры восьмыми нотами.
Во второй части пьесы повторное проведение мелодии в более высоком регистре дополняется типично фольклорным варьированием (с мелизматическими вставками) ее отдельных оборотов. Терцовая фактура сопровождения первой части обращается здесь в секстовое двухголосие, сохраняющее те же функциональные связи.
Педализация пьесы осуществляется двумя основными приемами. В первой части для сохранения чистоты звучания половинных нот мелодии следует менять педаль на каждом звуке.
Г. Свиридов. Перед сном. Это интересный и полезный дтя развития учащегося образец народно-хоровой полифонии.
В трехголосной песенной первой ее части заметно вырисовываются два оттенка настроений. Начальный повествовательно-лирический четырехтакт исполняется на сочном певучем звучании всех трех голосов. В прозрачной ткани следующего построения (такты 5—8) ведущий верхний голос, не будучи заслонен подголосками, интонируется в более мягких красках.
Для выявления учеником смысловой стороны голосоведения полезно после уяснения выразительных особенностей каждого голоса играть, соединяя их попарно, вслушиваясь в интервалы и наиболее выпуклые интонационные обороты в мелодии.
Уже в первом построении ощущаются красота звучания песенно-хоровой квинто-квартовой интервалики и линия выразительного произнесения двух крайних голосов.
Средняя часть по-иному раскрывает образ пьесы. Ее начало — мягкие, “колыбельные” обороты одноголосной мелодии (рр) со спокойным, гармонически почти неизменным сопровождением. Вторая половина — резкие “выкрики” протяжных октавных унисонов, на фоне которых проходят короткие мелодические фразы (II):
В начале репризы ненадолго появляется четырехголосие, усиливающее хоровую наполненность звучания. Пьеса завершается плавно ниспадающими мелодическими оборотами, имитирующими все замедляющееся “качание”.
В отличие от других кантиленных произведений здесь педаль используется как колористическое средство. Так, она обеспечивает интонационную выразительность и чистоту сильных долей начал построений.
И. Гуммель. Скерцо. Жизнерадостная, светлая, полная искрящегося юмора, эта пьеса очень полезна для развития мелкой пассажной техники.
Чтобы ученик ясно понял все технические задачи, стоящие перед ним, целесообразно расчленить произведение на три части. Первая часть заканчивается влш мажоре (такт 16). Середина охватывает 17—44 такты. Реприза по размеру равна экспозиционной части. Завершает пьесу укороченная кода.
Подвижную фактуру первой части ребенок усваивает сравнительно легко. Это позволяет ему сразу же войти в эмоционатьную атмосферу произведения, в гомофонной структуре которого прослушиваются два мелодических элемента — трехзвучные фигуры коротких мотивов и цепи пассажей разной длины. С начала серединной части указанные фигуры, появляясь в низком басовом регистре, исполняются при акцентировании первых звуков.
Первые технические трудности возникают у учащегося при появлении четырехтактного пассажа (такты 23—26). Даже играя его в среднем темпе, Школьник чувствует своего рода торможение при переходе нисходящего гаммообразного движения через квинтовый скачок в восходящее.
Для преодоления неровности и приобретения беглости в исполнении пассата полезно мысленно расчленить его на два равных двутактных отрезка. Плавность воспроизведения первого отрезка, завершающегося на сознательно не акцентированном соль-диезе (сильная доля), помогает путем гибкого кистевого движения незаметно перейти ко второй половине пассажа — целостному исполнению восходящей гаммы. При разучивании этого места полезно слегка притормозить темп (12):
Аналогичный способ можно использовать в работе над завершающей середину пьесы линией одноголосного движения шестнадцатыми нотами. Уже в первом трехтакте (такты 37—39) пассажа расчленение производится от вторых шестнадцатых каждого предыдущего такта к первым — в последующем.
При анализе пианистических трудностей внимание ученика должно быть направлено на необычный для всей фактуры пьесы эпизод, построенный на движении ломаными интервалами (такты 53—56). Здесь быстрая игра тормозится широкими интервалами в пассаже с “вмонтированной” в него мелодией на восьмых нотах. Такое место может быть сыграно в настоящем темпе лишь единственным (возможным для детской моторики) приемом — “вращательными’ движениями кисти к верхним звукам мелодии, исполняемым отталкиванием от клавиатуры. В этом случае мелодия будет слышна без использования пальцевого legato.
На примере “Скерцо” мы рассмотрели отдельные приемы работы нал техникой, обусловленные структурой пассажа с заложенной в ней возможностью переосмысливания средств овладения трудностями. Метрической точности и беглости исполнения пассажей способствует тут ритмически пульсирующая трехдольность аккомпанемента в партии левой руки (такты 25—32). В
•‘солирующих” пассажах, лишенных поддержки сопровождающего фона (такты 33— 44), соблюдение звуковой ровности возможно лишь при ощущении в них мелкой пульсации восьмых нот.
Б. Барток. Вечер в деревне. Национально-колористические музыкальные краски, связанные с творческим переосмыслением венгерского фольклора, мастерски сочетаются в этой пьесе с удобной пианистической фактурой.
Само строение произведения, основанное на троекратном повторении главной темы, чередующемся с контрастными эпизодами, напоминает форму рондо. Вместе с тем по характеру развития музыкального материала оно близко к куплетно-вариационному народнопесенному изложению.
Главная тема уже в самом начале выступает на широком мелодическом дыхании каждой из четырех фраз. Протяжные звучания “солирующих” половинных нот в начале фраз слышатся и на относительно сильных долях при мягко вступающем гармоническом фоне.
В исполнении мелодической линии восьмыми учащийся должен оттенять терцовые и секундовые интонации окончаний фраз, выступающие в различном ладо-гармоническом окружении. На это указывают и авторские артикуляционные обозначения, подсказывающие также возможность незаметного сдерживания темпа к окончаниям фраз (13):
Вступающий вслед за основной темой скерцозный эпизод характеризуется живым, четко организованным движением (vivo non rubato). Для выявления разнохарактерной ритмической пульсации в мелодии и сопровождении при их игре staccato рекомендуется пользоваться различными приемами звукоизвлечения Так, восьмые ноты мелодии исполняются легким пальцевым стаккато, синкопированные же аккорды сопровождения — острым отталкиванием руки сц клавиатуры.
При втором проведении темы ее ритмическая структура сжимается (переход к трехдольности), аккордовое сопровождение переносится в более низкий регистр. Это привносит в музыку новое настроение: воображение ученика рисует вечерний пейзаж.
Внезапно вновь появляется скерцозный жанровый эпизод. В ритмическом варьировании уже знакомой слуху ученика мелодии слышится характерный народный шуточный наигрыш в высоком “флейтовом” регистре. Его сопровождает сплошная линия четвертных нот фона в настороженных звучаниях стаккатных аккордов на рр.
Нельзя не обратить внимание ученика на конец эпизода. Переход к главной теме совершается в нем через резкий ладотональный сдвиг (в до-диез минор) в аккордовом сопровождении, на фоне которого, постепенно замирая, звучат короткие ниспадающие мелодические фигуры.
Завершающее проведение темы ярко динамизировано. Звучание импровизационно интонируемой мелодии в ее октавно-унисонном изложении и с более удлиненной тактовой структурой (замена двутакта трехтактом) отличается полнотой и насыщенностью. Такое удлиннение фразы за счет продления последнего звука дает возможность ученику в “дополнительном” третьем такте лучше почувствовать красоту гармонических звучаний протяжного аккордового фона.
Музыка пьесы отличается характерными фольклорными гармониями, которые, обогащают интонационный колорит мелодии. Сам Б. Барток говорил: “Мои гармонии везде приспосабливаются к специфическому характеру используемых мною мелодий независимо от того, имеют ли эти мелодии народное происхождение или были сочинены мною. Во всяком случае их лад сильно отличается от лада мелодий, обусловленных традиционными гармониями. Поэтому я могу сказать, что и мои гармонии носят национальный отпечаток”[7].
Источник