Ключ (итал. chiave, от лат. clavis — ключ) в музыкальной нотации — знак, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане. Относительно этой, ключевой, ноты рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце.
Различают три основных типа ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», символ каждого из которых представляет собой несколько изменённое изображение рукописных латинских букв G, F и C соответственно.
Один и тот же ля-минорный аккорд в скрипичном, альтовом, скрипичном со сдвигом на октаву, теноровом и басовом ключах.
Содержание
[править] Использование ключей
На пяти линейках нотного стана (и между ними) можно разместить 11 различных по высоте нот. Используя добавочные линейки, количество записываемых нот можно довести до 20 и более. С другой стороны, общий диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав (например, на фортепиано — 52 ноты), но диапазон каждого из голосов или инструментов, как правило, гораздо у́же, и ноты удобнее располагать так, чтобы середина диапазона соответствовала центру нотного стана. Следовательно, необходим знак, показывающий используемый диапазон нот для данного голоса (тесситуру).
Центральный элемент ключа указывает на расположение его основной ноты на линейке. В некоторых случаях над или под ключом размещается цифра 8, обозначающая сдвиг вверх или вниз на октаву.
[править] Ключ «соль»
Произошёл от латинской буквы G, обозначающей ноту «соль». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы.
[править] Скрипичный ключ
Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую линейку нотного стана.
В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.
[править] Старофранцузский ключ
Использовался во Франции в XVII—XVIII вв. (период барокко) в музыке для скрипки и флейты. Другие названия — французский ключ, французский скрипичный ключ. Помещает «соль» первой октавы на первую строку нотоносца.
Этот ключ определяет самую высокую тесситуру среди остальных ключей.
[править] Ключ «фа»
Произошёл от латинской буквы F, обозначающей ноту «фа». Завитушка и две точки (произошедшие от двух перекладинок буквы F) окружают линейку, на которую помещается нота «фа» малой октавы. Обычно понятия «ключ „фа»» и «басовый ключ» используются как синонимы, но в истории существовали и другие ключи «фа».
[править] Басовый ключ
Второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.
Партия контрабаса, записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже.
[править] Баритоновый ключ
Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана.
[править] Басопрофундовый ключ
Басопрофундовый, или большой басовый ключ — самый низкий ключ, помещает «фа» малой октавы на верхнюю линейку. В основном применяется в старинной музыкальной литературе и сейчас уже вышел из использования.
[править] Ключ «до»
Произошёл от латинской буквы C, обозначающей ноту «до». Средняя часть ключа между двумя завитками определяет расположение «до» первой октавы.
[править] Альтовый ключ
Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии.
[править] Теноровый ключ
Помещает «до» первой октавы на четвёртую линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве).
[править] Меццо-сопрановый ключ
Меццо-сопрановый ключ помещает «до» первой октавы на вторую линейку;
[править] Сопрановый (дискантовый) ключ
Сопрановый , или дискантовый ключ — на первую линейку;
[править] Баритоновый ключ
Баритоновый «до» — на пятую линейку. Ноты в этом ключе совпадают с нотами в баритоновом ключе «фа».
[править] Октавное перемещение ключей
При прибавлении сверху или снизу индексов 8 — октавное перемещение и 15 — двухоктавное перемещение, автоматически вся записываемая музыка переносится на октаву (или две) вверх/вниз.
Источник
Скрипичный ключ. Рисунок для детей карандашом на нотном стане для срисовки
Любые рисунки на музыкальную тематику используются не только по прямому назначению, например, для иллюстрации учебных пособий, но и для украшения записных книжек, личных дневников. Наиболее ярким примером трансформаций таких изображений является скрипичный ключ.
Понимая основные этапы создания его контура, юный художник сможет доработать картинку, адаптировав под стилистику места, где ее планируется размещать (например, если рисунком планируется украсить записную книжку, скрипичный ключ часто рисуют в сердечках).
Пошаговое обучение рисованию скрипичного ключа и нот
Для создания рисунка, состоящего из скрипичного ключа и нот, ребенку понадобится:
Листы плотной бумаги или тонкого белого картона. Недостаточная плотность используемой рабочей плоскости может привести к размазыванию линий в ходе работы, а также нарушению целостности бумаги, зачастую происходящей из-за использования ластика.
Набор простых карандашей, различающихся между собой твердостью стержня. Мягким карандашом рекомендуется заполнять внутреннюю часть изображенных объектов, накладывать тени или штриховку; твердый карандаш нужен для прорисовки контура или тонких второстепенных линий; карандаш средней твердости следует использовать при изображении побочных объектов, четкость контура которых не имеет особого смысла.
Набор цветных карандашей, фломастеров или маркеров. Если ребенок предпочитает рисовать в цвете.
Большой ластик из качественной резины. Маленькие ластики неудобны в использовании, а некачественный материал может спровоцировать оставление разводов на рабочей плоскости после удаления ошибочно нарисованных линий.
Трафареты. Особенно актуальны трафареты будут, если ребенок не имел ранее опыта рисования нот и скрипичного ключа или даже не представляет, как они выглядят.
Скрипичный ключ (рисунок редко создают обособленным, без второстепенных объектов в композиции) и ноты проще всего рисовать так:
Используемый лист бумаги рекомендуется расположить горизонтально. В противном случае изображаемые объекты не удастся прорисовать детально, что негативно скажется на внешнем виде итоговой композиции.
На глаз определить середину листа бумаги, а затем вдоль длины рабочей плоскости в срединной части нарисовать линию, плавно изогнутую в 2-х местах.
Под основной кривой изобразить еще 4 линии, в точности повторяющие изгибы первой. Пространство между кривыми рекомендуется делать одинаковым, так как это поможет художнику в дальнейшей работе лучше ориентироваться на рабочей плоскости.
Ближе к левому краю нарисованного нотного стана изобразить вертикальную линию, нижняя часть которой должна быть закручена в спираль. На крайней точке спирали нарисовать небольшой круг, который затем нужно закрасить.
Из верхней крайней точки вертикали вывести петлю (верхняя часть цифры «8»).
Придать ноте объем можно с помощью многократной прорисовки контуров.
Соединить крайнюю точку верхней области фигуры с нижней, нарисовав слева от основного контура полукруг, изогнутый влево. Несколько раз обвести контур для придания объема изображению.
Из крайней нижней точки полукруга вывести вправо часть круга, конец которого необходимо расположить в области второй снизу линии нотного стана, слева от основной вертикали. Придать объем изображению, прорисовав несколько раз контур получившегося скрипичного ключа.
Отступить от скрипичного ключа вправо 3-5 см, в зависимости от масштаба изображения, после чего из второй сверху линии нотного стана вывести вертикаль, крайняя точка которой должна располагаться на третьей сверху кривой. Снизу пририсовать деформированный круг небольшого размера, по форме напоминающий каплю. Придать рисунку объем и закрасить нижнюю окружность.
Способом, описанным в п. 9, изобразить еще одну ноту на расстоянии 2-4 см от первой так, чтобы ее верхняя точка располагалась на первой кривой, а нижняя – на последней.
Соединить верхние точки ранее изображенных нот 2 параллельными диагоналями.
Закрасить расстояние между соединительными прямыми.
Отступить от первой ноты 3-4 см и нарисовать на нижней линии полукруг, изогнутый влево, крайние точки которого должны располагаться на вертикали, доходящей до второй сверху кривой нотного стана.
Из верхней точки вертикали вывести короткую кривую линию вправо, изогнув ее вверх.
Скрипичный ключ рисунок вместе с нотами на стане.
Придать объем рисунку, прорисовав несколько раз его контур.
По итогу проделанной работы ребенок нарисует скрипичный ключа, а также ноты «ре» и «ми».
Как нарисовать скрипичный ключ на нотном стане
Скрипичный ключ (рисунок может создаваться как в черно-белых оттенках, так и цветным) можно нарисовать двумя способами, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Если ребенок только начинается заниматься творчеством, ему следует предложить воспользоваться обоими методами в рамках одного занятия изобразительным искусством.
Попробовав, юный художник самостоятельно определит, какой из способов наиболее удобен для использования, а со временем сможет самостоятельно скорректировать его, подстроив под свои умения. Скрипичный ключ – рисунок, созданный классическим способом, предполагает организацию рабочего процесса в соответствии с нижеприведенным алгоритмом.
Он такой:
Используемую рабочую плоскость расположить горизонтальной, чтобы была возможность детально прорисовать необходимый объект.
Начиная с центра, расчертить лист бумаги горизонтальными линиями (5 штук), параллельными друг другу, расположив их на расстоянии не менее 4 см друг от друга.
Отметить исходную точку, перечеркнув короткой диагональю вторую линию сверху. Направление линии – из левого нижнего угла в правый верхний.
Из намеченной области вывести окружность, расположив ее между самой нижней линией и третьей снизу. Не рекомендуется рисовать окружность излишне деформированной в стороны или чересчур маленькой. В противном случае скрипичный ключ получится нереалистичным, а общая композиция неаккуратной.
Особенность нарисованной окружности состоит в том, что ее крайние точки не должны соприкасаться. Конец круга следует закрутить в спираль, а на втором витке направить контур левее вверх.
Достигнув уровня верхней линии, контур скрипичного ключа необходимо развернуть в правую сторону, после чего продолжить прорисовывать его вниз. При пересечении линий в данном случае должна получиться петля.
На завершающем этапе слегка наклонной или вертикальной линией необходимо вывести контур вниз, как бы рассекая таким образом скрипичный ключ посередине. Крайняя нижняя точка прямой должна располагаться на 3-4 см ниже пятой линии. Под последней линией нотного стана необходимо завернуть прямую в крюк, состоящий из одного небольшого полукруга.
Чтобы ребенок быстро научился рисовать скрипичный ключ таким образом, профессиональные художники рекомендуют родителям или педагогам, обучающим малыша, несколько раз подряд детально объяснить принцип работы.
Убедившись, что юный творец усвоил базовые принципы, необходимо дать ему возможность самостоятельно повторить рисунок (со стороны взрослого допускаются единичные комментарии, касающиеся основных составляющих частей скрипичного ключа, например, «крюк», «прямая» и так далее).
Второй способ («зеркальный»), с помощью которого можно нарисовать скрипичный ключ, выглядит так:
Расположив используемый лист бумаги горизонтально, расчертить его пять параллельными прямыми. Расстояние между линиями должно быть не менее 3-4 см, в зависимости от масштаба изображения.
В области первой снизу линии изобразить небольшой крюк, крайняя точка которого должна продолжаться вертикальной или слегка диагональной прямой, направленной вверх.
Дойдя до верхней границы нотного стана, нарисовать вертикальную восьмерку, крайние точки которой не должны замыкаться между собой.
Между третьей и первой прямой необходимо изобразить окружность, продолжая прорисовывать контур скрипичного ключа.
Сделать нарисованный объект объемнее, несколько раз прорисовав его контур.
Скрипичный ключ, нарисованный вторым способом, несмотря на видимую простоту своего создания, лучше всего получается у тех, кто уже овладел классическим методом, или имеет представление о том, как именно должно выглядеть итоговое изображение.
Скрипичный ключ с сердечками
Скрипичный ключ (рисунок, который планируется использовать для украшения записной книжки, личного дневника или скетч бука) можно украсить сердечками, изменив таким образом не только сам внешний вид изображения, но и его восприятие. Такие картинки обычно создают девочки, отличающиеся от своих сверстниц мягким характером и романтической натурой.
Учитывая распространенность таких видов рисунков, неудивительно, что современные юные художницы, стремясь выделиться, используют различные методы создания рассматриваемых изображений.
Одним из самых простых способов нарисовать скрипичный ключ с сердечками является нижеприведенный:
На глаз определить центр рабочей плоскости.
Посредине листа нарисовать вертикальную линию, минимально нажимая при этом на карандаш.
Из верхней крайней точки прорисованной линии вывести к левой границе рабочей плоскости полукруг, изогнутый влево. Крайняя точка полукруга должна располагаться на уровне примерно 5-7 см от верха вертикали.
Не доводя контур полукруга до основной вертикали, заострить угол, после чего изобразить петлю, направленную вверх, крайняя точка которой должна располагаться на центральной линии.
Обвести контуры изображенных элементов, сгладив таким образом места их переходов.
Прорисовать петлю несколько раз, после чего вывести образовывающую линию вниз в направлении так, будто бы планируется нарисовать восьмерку.
После пересечения крайней нижней точки полукруга с основной вертикалью, контур скрипичного ключа рекомендуется продолжить кривой, закрученной в спираль. Получившаяся спираль должна пересекать основную вертикальную линию, но не пересекаться со своим контуром, расположенным слева от основной прямой.
Прорисовать повторно нижнюю часть скрипичного ключа, сделав ее более объемной.
Основную вертикаль удлинить, после чего загнуть контур влево и закрутить в спираль. На конце спирали необходимо нарисовать небольшой круг.
Стереть производные линии.
Внутри небольшой петли, расположенной сверху, продублировать контур, отступив от основного контура 1 см.
Контур кривой, расположенной слева от центра скрипичного ключа, также раздвоить, придав таким образом объемность картинке.
Верхнюю часть фигуры детализировать, прорисовав полукруг, расположенный справа от основной прямой.
Закрасить расстояние между производными линиями контура, затемнив участки пересечения линий.
От верхней петли, расположенной справа от оси скрипичного ключа, отступить 2 см влево, и, не доходя до центральной оси, нарисовать небольшую снежнику, с помощью пересечения 4 линий.
Отступить аналогичное расстояние по направлению в правый нижний угол, после чего изобразить небольшое ровное сердце.
Под нижней петлей, расположенной справа от оси скрипичного ключа, нарисовать снежинку способом, описанным в п. 15.
Используя алгоритм прорисовки снежинок, описанный в п.15, изобразить мелкие объекты в области изгибов контура справа от осевой производной линии скрипичного ключа.
Вкруг мелких деталей поставить 5-7 точек, как бы обозначающих их контур.
С помощью маленьких окружностей или снежинок заполнить пространство вокруг основной фигуры.
Обвести контур фигу черным маркером или мягким карандашом (использование цветных карандашей, фломастеров или красок в данном случае неоправданно, скорее всего негативно скажется на общем внешнем виде итогового изображения), предварительно стерев ластиком производные линии.
Важно часть вертикальной оси рисунка оставить тонкой для грамотного распределения акцентов.
Рисунки по клеточкам
Скрипичный ключ, как и другие рисунки, вне зависимости от их тематики, можно нарисовать по клеточкам. В создании таких изображений допустимо пользоваться готовыми алгоритмами или самостоятельно вырисовывать острые контуры ключевого объекта композиции.
Наиболее простыми способами, воспользоваться которыми сможет даже ребенок, не имеющий опыта работы в изобразительном искусстве, являются:
Пример рисунка скрипичного ключа
Готовый алгоритм его создания по клеточкам
1. Найти исходную точку, отступив 2 кл. от верхнего края и 11 кл. от левого.
3. Продублировать основной контур фигуры, а затем раскрасить расстояние между основным и побочным контуром скрипичного ключа.
1. Найти исходную точку для прорисовки первой части композиции. Для это необходимо отступить 12 кл. сверху и 7 кл. от правой границы используемого листа бумаги.
6. Вернуться к исходной точке и продолжить рисовать по схеме: 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 4 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 3 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 3 кл. вправо.
7. Закрасить пространство между двумя контурами.
Нарисованный в разных стилях скрипичный ключ, выглядит как несколько абсолютно непохожих друг на друга рисунков. Если изображение создается ребенком, имеющим представление о предназначении ключа и нот, допустимо давать ему возможность выполнять задание в любой, наиболее предпочтительной для него стилистике.
Если у юного художника нет представления о том, каким должен быть итог его работы, начинать учиться рисовать ноты ему рекомендуется с классического алгоритма, подразумевающего постепенное усложнение задачи.