Ансамбли для гитары соло

Соло на гитаре: виды и особенности техники

Существует много способов сделать композицию ярче, насыщеннее, выразительнее. Гитарное соло – один из наиболее часто встречающихся. Сделать акцент, усилить звук, рассказать историю способен гитарист, взяв сольную партию. Жанр не самый легкий. Обучение занимает время, требует усидчивости, упорства.

Что такое соло на гитаре?

Сольная партия исполняется отдельно на основе текущей композиции. Один из инструментов отходит от базовых ритмов, переходя на непродолжительное индивидуальное исполнение. Место – обычно после второго куплета, перед третьим. Многие музыканты полагают, что соло – главная часть песни. Мнение не лишено смысла. Небольшое по времени, оно усиливает эмоцию – композиция становится более грустной, мелодичной или, наоборот, живой, динамичной.

Количество на одно произведение не ограничено. В разновидностях рока встречаются несколько переборов подряд, а в тяжелых направлениях могут отсутствовать. Итог зависит от фантазии, предпочтений, настроения музыкантов.

Считается, что видов сольного исполнения так же много, как исполнителей. Некоторое обобщение позволяет выделить несколько основных типов:

  1. Пассаж – типичен для жанра рок, исполнения в акустическом стиле. Не ограничен определенным нотным рисунком, музыкант получает полную свободу выражения чувств через инструмент. Пример можно прослушать в композициях групп Metallika, Pink Floyd (Dogs).
  2. Атональный – характерен для треш-стилей (Grindcore, блэк-метал). Назначение – усилить агрессию, свирепость, «резать» слух. Хорошо слышно в песнях Pig Destroyer, Juno Bloodlust.
  3. Мелодичный – партия строится на основании песни, несколько изменяется стиль звучания. Встречается в некоторых композициях «Кино».
Читайте также:  Красивые мелодии для блокфлейты ноты

Из чего состоит сольная партия?

В теории музыки нет четкого описания структуры сольного гитарного выступления. Просто не может быть. Исполнение партии предполагает выражение чувств, эмоций посредством гитары. Игра должна идти «от сердца», а не от сухой формальности. Поэтому правил по гитарным соло не существует. Некоторые композиции начинаются с такой части, продолжаясь три и более минут, не заканчиваясь с вступлением голоса. Придумывать собственные варианты – допускается и приветствуется.

Как научиться технике игры на соло-гитаре?

Выступать с сольной частью можно практически на любом инструменте – бас-гитара, акустика. Большинство композиций оказывались более мелодичными в акустическом варианте (Led Zeppelin, Panopticon).

Главное – четко знать, что и как передать слушателю, уметь чувствовать мелодию, ритм, передавать эмоции через музыку.

Подготовка

Научиться воспроизводить соло на гитаре можно самостоятельно в домашних условиях. Важная часть – подготовка. В первую очередь касается техники работы правой, левой руки, положения тела. Базовые принципы игры на гитаре необходимо освоить до начала обучения сольному мастерству. Большую часть информации можно получить из интернет-ресурсов. Важно смотреть и слушать, отработка движений строится на систематическом повторении. Разбор песен на схемы поможет скорее разобраться в технике игры. Многие известные соло-гитаристы были самоучками.

Несколько уроков стоит взять у профессионального преподавателя. Главное – постановка рук. Если в самом начале не освоить правильное положение, о многих виртуозных упражнениях придется забыть (пассажи, свипы, другое) – выполнение станет физически невозможным.

Играют при помощи пальцев или медиатора. С медиатором звучание становится более звонким, но требуется сноровка. Рекомендуют начинать обучение с работы пальцами.

Необходимо определиться, как играть – будет соло исполняться на бас-гитаре или акустической.

Изучение боксов, гамм, аккордов

Гамма – это сочетание семи нот, дают тональность или необходимый лад. Разделяются на боксы, аккорды, музыкальные интервалы. Впоследствии из последовательности нот получается мелодия.

Начинающему соло-гитаристу в первую очередь рекомендуется осваивать боксы, гаммы. Подробные схемы, таблицы можно взять из специальной литературы, интернета.

Внимание! Изучать информацию, воспринимать схематические изображения музыкальных композиций невозможно без базовых знаний о нотах, обозначениях. Запомнить будет просто на практике, первоначально следует, как минимум, ознакомиться с теоретической частью (символика, цифры струн, ладов, нот).

Табулатуры – нотная грамота гитаристов. Научиться пониманию табулатуры (табов) необходимо до начала обучения. Большая часть уроков, композиций, примеров записаны посредством табулатурных обозначений. Написание новых песен также потребует знания табов.

После освоения боксов переходят к практике на аккордах. Профессионалы рекомендуют закольцованные соло-композиции – One-Chord Backing Tracks. Небольшие аудио-дорожки с последовательно записанными аккордами разной тональности. Включив их на компьютере, можно пробовать играть на инструменте. Получится аккомпанемент, под который гитарист начинает солировать. Интернет содержит множество вариантов.

Отработка навыков

Развивать уровень игры простого соло на гитаре несложно:

  • четыре пальца (кроме большого) фиксируют лады на одной струне;
  • поочередно ставятся пальцы неспешным темпом;
  • после освоения быстрого темпа на первой струне переходят ко второй и так далее.

Играть соло на любой гитаре начинают с упражнений в предложенном варианте, затем переходят к обратному порядку. Так тренируется техника, прорабатываются движения. Отработка требует длительного времени. Переходить к сложным техникам можно только после обретения полной уверенности в базе. Нельзя забывать про правильное положение рук.

Правая рука – основная. Левой необходимо научиться бегло переводить пальцами по грифу. От скорости, четкости движений зависит темп игры, общее звучание, сложность проигрываемых мелодий. Немаловажную роль играет разминка – профессиональные гитаристы советуют уделять не менее двадцати минут, лучше – час. Разминочными могут быть самые простые упражнения.

Главный совет профессиональных музыкантов, как научиться играть соло на гитаре – разучивание большего количества соло-композиций.

Внимание! Нужно постоянно выучивать новые сольные мелодии, техники игры, стили.

Рекомендация поможет накопить запас музыкальных оборотов. Впоследствии выражать собственные чувства, мысли станет проще. Появится возможность сочинять новые соло.

Список простых песен, с которых стоит начать учить сольную партию

Новичкам подойдут простые по мелодичности песни. Подобрать подходящую по интересу будет просто. Например:

  • Сектор Газа «Сказочная тайга»;
  • популярная композиция от группы Сплин «Орбит без сахара»;
  • всеми любимая «Там за туманами» (Любэ);
  • Вячеслав Бутусов «Девушка по городу»;
  • «Спокойная ночь» (группа Кино).

Песни, звучание которых известно, играются легко.

Обучение сольным партиям – процесс немногим более сложный, чем освоение начальных вещей. Постоянная практика, настойчивость, усидчивость приведут к значительному уровню мастерства.

Источник

Электрогитара >Лучшие гитарные соло 1

Мы начинаем рубрику «Лучшие гитарные соло», куда войдут самые популярные соло известных музыкантов, а так же малоизвестные, но не менее красивые гитарные соло. Уроки будут в привычном формате: ноты + табулатуры + аудио (к некоторым соло так же будут добавлены диаграммы аккордов).

1. «Can’t Stop» — Red Hot Chili Peppers

2. «Get Back» — The Beatles

3. «Hotel California» — Eagles

Мелодический рифф с соло

Этот урок не для новичков, он подойдет для гитаристов среднего и высокого уровня. Если с первой частью урока справится каждый, то над второй частью, начинающейся с соло, придется попотеть. Основной рифф построен на восьмых нотах, часть перед соло содержит шестнадцатые ноты и ритмический рисунок «галоп». Перейдя к соло, Вы встретите большое разнообразие длительностей нот, а так же триоли. Уделите большое внимание отработке скоростного пассажа в медленном темпе, а потом постепенно наращивайте темп до необходимых 140 ударов.
Гитарные техники, которые встретятся Вам в этом уроке:
Палм-мьют
Вибрато
Бенды
Строй гитары: стандартный. Темп: 140 ударов.

Источник

Еще 10 великих гитарных соло

Сразу после того, как в конце марта в блоге Pedalzoo был опубликован текст про 10 самых великих гитарных соло всех времен, в адрес его автора начали поступать предложения и дополнения. Та статья была вполне сознательной, в чем-то даже провокационной попыткой объять необъятное, но соляки, упомянутые в ней, уж точно были наизусть знакомы всем любителям рок-музыки на свете.

Сегодня мы продолжаем попытки расширить границы познания и представляем вашему вниманию дополнительную подборку гитарных соло – чуть менее великих, но тем не менее столь же замечательных проявлений музыкального духа.

Cream – Crossroads

Мистер Эрик Клэптон, разумеется, был совершенно незаслуженно забыт в первой части нашего списка «великих». Клэптон и его коллеги по Cream одними из первых сформировали модель коллектива, которую чуть позже назовут «пауэр-трио» – когда каждый из членов небольшой группы, обладая незаурядными способностями в обращении со своим инструментом, демонстрирует его на каждой записи и концерте.

Записанный «живьем» кавер на классика Роберта Джонсона стал настоящим хайлайтом работы Клэптона с Cream – традиционная блюз-стилистика здесь уступает место настоящему «атакующему» рок-н-роллу, то и дело прерывающему галопирующий ритм ради соло-партий Эрика. В нескольких соло, уместившихся в эту сравнительно короткую композицию, Клептон демонстрирует все аспекты своей техники – и извлекаемое пальцами вибрато, и уникальные бенды, и игру в пентатониках параллельных тональностей.

Одновременно с выпуском альбома «Wheels of Fire», на котором разместилась «Crossroads», на стенах начали появляться надписи «Клэптон – бог». Мы склонны связывать это в первую очередь с гитарными соло из этой песни!

Queen – Brighton Rock

Сэр Брайан Мэй, этот хаерастый ангелоподобный виртуоз, способен не то, что просто сыграть драйвовую партию – да даже самостоятельно собрать гитару из кусков камина 18го века! Кстати, Мэй – один из немногих гитаристов, практически всю свою карьеру играющих на одном и том же инструменте – той самой «Red Special», созданной своими руками в 16-летнем возрасте.

Что до «Скалы Брайтон», то эта композиция в наилучшем виде демонстрирует комплексный подход Мэя к сочинению партий, буквально выныривающих одна из-под другой.

Пусть Брайан и автор таких слезливых хитов Queen, как «Who Wants to Live Forever» и «Friends Will Be Friends», наилучшим образом он мог разгуляться именно на фирменных «королевских» рокешниках, и соляки в «Brighton Rock» – самые громоподобные в всем бэк-каталоге группы.

Dire Straits – Sultans of Swing

Когда Dire Straits выпустили первый сингл, его автору, вокалисту и лидер-гитаристу коллектива Марку Нопфлеру было 29 – в этом возрасте многие из рок-музыкантов 70-х уже заканчивали карьеру. Тем не менее, уже по этой композиции, до сих пор звучащей на софт-рок-радиостанциях, было понятно, что группу ждет успех космического масштаба.

Адаптировавшие для Британии пролетарский рок Брюса Спрингстина и умело сдобрившие его прогрессив-рок-нотками, Dire Straits даже на фоне гремящего в стране панк-рока смогли найти свою нишу – и, пожалуй, первыми в Англии заиграли в стиле, который позднее назовут «стадионным роком».

Соло из «Sultans of Swing» подходит для стадионов как нельзя лучше – это звенящий, жужжащий, заполняющий все пространство поток нот, отсылающий к классической музыке, но не требующий от слушателя глубоких историко-художественных познаний. Под такое можно и подвигаться, и покайфовать, и конечно же порубить на воздушной гитаре!

Ozzy Osbourne – Mr. Crowley

Сольная карьера Оззи после его изгнания из Black Sabbath из-за потери связи с реальностью запустилась и понеслась вперед на бешеных скоростях, и все это благодаря двум особенным людям: его супруге и менеджеру Шэрон и уникальному гитаристу Рэнди Роудсу.

Рэнди, тяготившийся внутригрупповыми конфликтами первого состава Quiet Riot, пришел на прослушивание к Оззи в 1979 году – и был принят в группу еще до официального начала прослушивания: Оззи просто услышал, как он «разогревается». Следующие два с половиной года прошли в сплошном угаре, закончившимся на трагической ноте: Рэнди с друзьями ради развлечения угнали самолет, которым не умели управлять.

Однако этого краткого периода хватило, чтобы породить два культовых альбома и кучу гитарного материала, определившего звучание гитары в металле на десятилетия вперед. Соло из «Mr. Crowley» – одна из наиболее значительных и зубодробительных звуковых конструкций, родившихся из-под пальцев Роудса.

Michael Jackson – Beat It

Единственный не-рок исполнитель в этой десятке, Майкл Джексон всегда с большим уважением относился к звучанию электрогитары (вспомните хотя бы клип «Black Or White», где всего один гитарный аккорд переносит обывателя в Африку прямо вместе с диваном). Поэтому для записей соло-партий на своих хитах Майкл всегда приглашал только лучших – Слэша, Карлоса Сантану или – в нашем случае – Эдди ван Халена.

Ван Хален сыграл свою партию, ставшую классической, сходу, почти без подготовки, и бесплатно – вероятно, не предполагая, что именно это соло его авторства станет известно наиболее широкой аудитории. Что до качества самого соло, скажем только, что во время его записи усилитель в студии буквально загорелся, не выдержав силовой интенсивной подачи одного из лучших рок-н-ролльных гитаристов. Берегите уши от возгорания!

Slayer – Seasons in the Abyss

Куда же мы в топе лучших соло без представителей металлической школы. Шреддинг, тэппинг, трэш, вот это вот все. Авангардная манера к сожалению ныне уже покойного Джеффа Ханнемана, буквально взрывавшего плотный массив песен Slayer соло-вставками, часто сыгранными в других ритмах и тональностях, напоминает многим о соло в джазе как о самостоятельной сущности, обогащающей композицию, но полноценно воспринимающейся отдельно от нее.

Изначально Ханнеман был менее техничным из двух гитаристов группы, но быстро подтянул свои скилы, привнеся в музыку коллектива влияния ультра-быстрого хардкор-панка. Гитарные переклички Ханнемана и Керри Кинга стали такой же неотъемлемой частью Slayer, как кровавая тематика их песен и ультра-высокий, срывающийся на фальцет вокал Тома Арайя.

«Seasons in the Abyss» – настоящее гитарное пиршество, дающее возможность насладиться стилистикой обоих гитаристов, но все внимание здесь все-таки приковано к соло Ханнемана – лучшему за его долгую успешную карьеру «отца металла».

Rage Against the Machine – Bulls on Parade

А вот и 90-е подъехали! Автору текста о 10 величайших гитарных соло всех времен было справедливо вменено в вину то, что он оставил почти без внимания музыку наших современников, и в новом списке он вознамерился это исправить. Величайшая, пожалуй, заслуга Тома Морелло – в том, что он заставил гитару зазвучать по-настоящему в новом ключе: подготовив десятки замысловатых примочек, он каждую песню дожидался на сцене того момента, когда ему будет дано право выйти на авансцену.

Это право он использовал с таким чувством и вовлеченностью в процесс, что и после распада RATM и ее «дочки» Audioslave его продолжают приглашать в студию музыканты с самыми выдающимися послужными списками. Среди них – не только ветераны альтернативы вроде Primus и Cypress Hill, но даже и мастодонты вроде Джонни Кэша и Брюса Спрингстина.

На этом громогласном сингле свой основной группы Морелло продемонстрировал разом все свои умения, подложив под читку Зака де ля Рохи мясистые риффы, но главным образом – обеспечив въедающийся прямо в мозг соляк, для которого он сымитировал игру на диджейских вертушках, используя только 6 струн и собственные руки. Так электрогитара в XX веке еще не звучала.

Radiohead – Paranoid Android

Radiohead – далеко не та группа, которая ассоциируется у любителей рок-музыки с гитарными соло. Распространенный стереотип об этих оксфордских умниках гласит, что они скорее про атмосферу, погружение в свой внутренний космос и печальный фальцет.

И очень зря, ведь музыкальный авангардист Джонни Гринвуд, с момента основания коллектива отвечающий в нем за лидер-гитару, всегда был не прочь продемонстрировать свой уникальный подход к инструменту – особенно на ранних альбомах. В сети достаточно видео, на которых видно, как Джонни, в противовес остальным членам группы, обычно довольно спокойно ведущим себя на сцене, кружится в обнимку со своими «телекастером», лупит его смычком, использует шумовые примочки и вообще использует целый арсенал приемов, почерпнутых у главных нойз-рок-звезд от The Birthday Party до Sonic Youth.

В отличие от них, впрочем, Джонни всегда играл ярко выраженные соло-партии, занимающие в песнях Radiohead особое место, эдаких точек эмоционального взрыва. Его соло, приходящееся аккурат на середину «Paranoid Android» (и аукающееся в конце), особенно памятно тем, кто, услышав его на MTV, приобщился к культуре создания музыки из атональных шумов.

Red Hot Chili Peppers – Dani California

За свою долгую карьеру RHCP сменили уже трех гитаристов. Первый из них, Хилел Словак, скончался от героиновой зависимости еще в 80-х, до того, как группа пришла к мировому успеху. Еще один, Дэйв Наварро из Jane’s Addiction, продержался только один альбом.

Джош Клингхоффер, играющий в коллективе ныне, дорос до этой роли с позиции гитарного техника. А вот самым плодовитым гитаристом, свой манерой по-настоящему сформировавшим звучание коллектива, стал Джон Фрусчанте – именно его гитара звучит во всех знаменитых хитах RHCP, начиная аж с «Under the Bridge». Фрусчанте – гитарист с уникальной манерой игры, основанной не на скоростной технике, а скорее на ощущениях: для него гитара не инструмент, а скорее часть души.

Неудивительно, что его сольные партии, которым всегда находилось место даже в наиболее фанк-ориентированных трека группы, всегда очень эмоциональны. Больше всего «разгуляться» RHCP дали Джону на альбоме, который стал для него прощальным в работе с коллективом – двойном «Stadium Arcadium», который стал своего рода манифестом Фрусчанте, квинтэссенцией его видения гитары в рок-н-ролле.

В хитовом треке оттуда «Dani California» не одно, не два, а целых три небольших соло-куска, причем все они исполнены в разных манерах и стилистиках – прямо под стать клипу, в котором Энтони Кидис и компания переодеваются в своих кумиров различных музыкальных эпох.

Steven Wilson – Regret #9

Под конец – совсем свежий пример великолепного соло. В отличие от напыщенных распиаренных «виртуозов» вроде Джека Уайта, Стивен Уилсон никогда не ставил себя в один ряд с величайшими гитаристами всех времен, хотя его талант достоин наивысших оценок по шкале композиторского искусства и исполнительской точности. Автор десятков искусно написанных соло, помещенных на пленку еще во времена Porcupine Tree, для лучшего (so far) инструментального трека группы имени себя Уилсон уступил права на лидер-гитару партнеру по команде Гатри Говану, известному по работе с Asia и The Aristocrates.

Гован, явно вдохновлявшийся Дэвидом Гилмором и его легендарной работой над «Comfortably Numb», не подкачал – его соло искрится и переливается, как море в свете Луны, оно выжмет из вас все слезы как настоящая слезовыжималка. И пока в мире будут рождаться треки и соло-партии такого уровня, говорить о смерти рок-музыки преждевременно.

Источник

Оцените статью