Апипа ноты для курая
Әйҙәгеҙ беҙҙең группала курай ноталары, һәм аккордтар менән өйрәнеүселәргә архив йыяйыҡ, бер беребеҙгә ярҙам итәйек.
Делимся нотами для мелодий на курае.
Лучшее будет опубликовано от имени группы.
Сыңрау торна
345 5___/ 234 4___/ 234 4__/ 3___2(323)1___ ://
5 3 4 5 4 3 5 0 5 3 4 345 3 1___ ://
3 33 234 4 4 3 2 2 2 1 0 1 1 1__ ://
501 232 05__ 501 232 05__//
5 3 4 5 4 3 5 0 5 3 4 345 3 1___ ://
3 33 234 4 4 3 2 2 2 1 0 1 1 1__ ://
:// — 2 ҡабат уйнар кәрәк тигәнде аңлата
___- һуҙыр кәрәк
/ — тын алырға
1*2*10(12)1 1*012105*
501*1210543 3(45)4*54345434545431*
1232123*432(121232)10 00!*1054501
1210543 3(45)4345434545431*
1* — это звук, который нужно тянуть чуть дольше остальных,
(12) — это миллизм — эти ноты нужно играть очень быстро(либо можно вообще не играть)
0! — переход на октаву выше
55534 55531 55534 55531:
1113205 1113205:
313 313 4 3313 105 :||
0050 5435 431 01333 :||
121 34 5010 2/53 234 115 ://
121 55 12344/ 43 234 115 ://
51 2321/ 01053 4345 ://
121 31 23 1234 ://
343 53 45 3453/ 343 53 4345 //
1 12 15 012-2 раза 1155 444 54 33 4 54 345 432 33 23 4 34 501
50 50 1 3 35431 33350 154543
5253 4543 2123 454
2321 0105 454 2 454
2 010 440
1 (34)3 1 0 (1210)301
1 (31013) 1! (01210) 1
1 3 0 (1012)1 (01210)3
301 (3101) 3 1 (210) (301)31
1 (31013) 4 1 205
3 0 (1012)1 (01210)3
301 (3101) 3 1 (210) (301)31
1 (31013) 4 1 205 4 5 4 3
50 (12)1 012 1 205
5 4 (345)3 1
надо начинать на переходной октаве между второй и третьей
! — это значит что нужно играть на 3 октаве
Источник
Апипа ноты для курая
13 1113 1054 555
113 001 0543 111
Карабай
11 231 501 54 31
11 35 434 5 11 3 5431
Йангали
33 33 44 34 533:
3110 50310543 333
Абыйзар койо
55534 55531 55534 55531:
1113205 1113205:
Йангали
3333 44 345 33:
3110 5013 1054 333:
Ялан егеттаре
15 431 1555 431:
0050 1131 0050 111:
Тунарак кул
1 012 105 43 111
3331 0133 4543 111
Хылыу Кыззар
013 10 501 05
0010 345 50543 134 45 3101 3343 45
0010 345 50543 134 45 3101 3343
Узан буйы
013 333 3413 444 4534 5555 5431 000
Апипа
3 1313 4 3313 105
0050 5435 431 01 333
Сывай кашка
0.1\2.1\02\1. \0.1\2.1\0 02\1. \0.1\2\5 45 0\1.2\0.5\450\5\42\1. \\
12\4\5 450\1.2\0.5\45 0\5\4 24\1. \\-2 р.
*\5 450\- считать на «раз» «и»
55\1\1\34\5 45\310\1\1\34\5..\\
05\1.21\05\4 34\5\01\2\0\54\1.\\-2 раз.
50\010\50\010\50\1210\5 01\0 — 2 раза
50\4 31\013\334\50\431\013\3 — 2 раза
5 01\4 30\1 13\10\5 01\3.1\001\0 — 2 раза
123\ 123\11\10\ 450 \45 0\554\5\\ — 2 раза
450\450\55\50\ 54\210\112\11\
01\24\55\50\54\210\112\1(1)\\ — 2 раза.
[p.s. Эти аппликатуры я не подбирал, заранее извините за найденные ошибки и замечания!]
Байбулды
1 мелодия
1\013\ 1 12\ 11\24\50\1 12\1\-2 раза
3\34\5 01\00\24\50\1 12\ — 2р
2 — мелодия
3\34\5 01\00\1\013\4501\ 0\ -2р
3\34\5 01\05\4501\ 0 01 \3 34\ 3\-2р
койден скелеты шулай
койзе тынлап ойрен ля курайында уйнала
Эйтеш
00..1\2 02 0 4. \00..1\2 02 0 4\545 0.. 54\ 2. \
2 2..124\5450\4..1..\2 10 \ 0. \
00..1\ 2..1\4 0. \4542 2. \
22//124\ 5450\4..1..\2 10\0. \\
примерно шулай калганын койгэ кушылып ойрэн ЛЯ курайында уйнала.Азамат
3* 321/2* 210/1* 210/ 5*
5012/ 3* 321/ 2* 210/1* 210/5*
50/1* 210/5* 543/4* 543/1*
3 4* 34/5* 3 4* 543/1*
«Бер kайтмаhам» С.Байегет
15434 254 2 101
1543 4
55 4 501
105 434
105 431
1232 125 42 101
345 01 501 2 101
345 0 1 3 2105 45
515 0 510 543
123 212 542 101
5 222 10121
5 222 4321
0 444 5421 05012
2 555 0 2 54 2 444
5421 0 222 4321 05012
2 555 0 2 54 2 444
5421 0 222 4321 2 3 4 5 2 5.
боронго халдат маршы
013 43 45 013
01343 4501 3
01 345 0 53 4501 545
01 345 0 53 4345 3
45010 12450
45012 420 1241 212
45012 42010120
Волшебный курай Монло курай
112101 334534
112101 22101
3450 543
3345 34
3450 543
3431
01 3 45 31 00 05
01 3 45 31 000://
333 0 555 34 4 31 333
50 44 50 33 44 31 333://
иске Урал (Байегет С.)
55 01221 2 212105
55 450121 1 1212105
55 0 012122 21210545
5 545012 111
5 545 0 5 54501 2 111 2105
5 545 0 55 4 22
5 5450 5 5450 1111 12105
МИСТИКАЛ ФОРС (Р. Биктимиров)
51 13 34 5//:
54 34 2
43 23 1
55 55 5523
44 44 4505
43 33 3544
55 531
43 54 3131
//:
43 54 314
454 314
454 3131
40 40 124 54 212 454 0 12 454 210
40 124 54 212 454 0 12 454 210
Источник
Апипа ноты для курая
Думаю будет полезно для кого-нибудь:
Карабай
11 231 501 54 31
11 35 434 5 11 3 5431
Йангали
33 33 44 34 533:
3110 50310543 333
Абыйзар койо
55534 55531 55534 55531:
1113205 1113205:
Йангали
3333 44 345 33:
3110 5013 1054 333:
Ялан егеттаре
15 431 1555 431:
0050 1131 0050 111:
Тунарак кул
1 012 105 43 111
3331 0133 4543 111
Хылыу Кыззар
013 10 501 05
0010 345 50543 134 45 3101 3343 45
0010 345 50543 134 45 3101 3343
Узан буйы
013 333 3413 444 4534 5555 5431 000
Апипа
3 1313 4 3313 105
0050 5435 431 01 333
2 Ринат Ишбулатов
Источник аппликатур — добрые и неленивые кураисты ,которые переписывают мелодию на дырки:)) Вряд ли их так много, что аппликатуры стоит искать. Лучше ноты, Ринат, хотя нот для кураистов я тоже не видел нигде в продаже. У тех,кто учится в Академии, есть учебники и ноты, но простому смертному достать их непросто.Вот такой грустный каламбур))
У меня аппликатуру Йэнгэле программа Скайп воспринимает как номер телефона с кодом Франции:)) От звонка меня удержал только мой скверный французский, да и лягушатники башкир еще со времен Наполеона ,наверно побаиваются:))
Источник
Ноты для курая
Ноты для курая запись закреплена
13 1113 1054 555
113 001 0543 111
Показать полностью.
Карабай
11 231 501 54 31
11 35 434 5 11 3 5431
Йангали
33 33 44 34 533:
3110 50310543 333
Абыйзар койо
55534 55531 55534 55531:
1113205 1113205:
Йангали
3333 44 345 33:
3110 5013 1054 333:
Ялан егеттаре
15 431 1555 431:
0050 1131 0050 111:
Тунарак кул
1 012 105 43 111
3331 0133 4543 111
Хылыу Кыззар
013 10 501 05
0010 345 50543 134 45 3101 3343 45
0010 345 50543 134 45 3101 3343
Узан буйы
013 333 3413 444 4534 5555 5431 000
Апипа
3 1313 4 3313 105
0050 5435 431 01 333
Сывай кашка
0.1\2.1\02\1. \0.1\2.1\0 02\1. \0.1\2\5 45 0\1.2\0.5\450\5\42\1. \\
12\4\5 450\1.2\0.5\45 0\5\4 24\1. \\-2 р.
*\5 450\- считать на «раз» «и»
55\1\1\34\5 45\310\1\1\34\5..\\
05\1.21\05\4 34\5\01\2\0\54\1.\\-2 раз.
50\010\50\010\50\1210\5 01\0 — 2 раза
50\4 31\013\334\50\431\013\3 — 2 раза
5 01\4 30\1 13\10\5 01\3.1\001\0 — 2 раза
3* 321/2* 210/1* 210/ 5*
5012/ 3* 321/ 2* 210/1* 210/5*
50/1* 210/5* 543/4* 543/1*
3 4* 34/5* 3 4* 543/1*
«Бер kайтмаhам» С.Байегет
15434 254 2 101
1543 4
55 4 501
105 434
105 431
1232 125 42 101
345 01 501 2 101
345 0 1 3 2105 45
515 0 510 543
123 212 542 101
5 222 10121
5 222 4321
0 444 5421 05012
2 555 0 2 54 2 444
5421 0 222 4321 05012
2 555 0 2 54 2 444
5421 0 222 4321 2 3 4 5 2 5.
боронго халдат маршы
013 43 45 013
01343 4501 3
01 345 0 53 4501 545
01 345 0 53 4345 3
45010 12450
45012 420 1241 212
45012 42010120
Волшебный курай Монло курай
112101 334534
112101 22101
3450 543
3345 34
3450 543
3431
01 3 45 31 00 05
01 3 45 31 000://
333 0 555 34 4 31 333
50 44 50 33 44 31 333://
иске Урал (Байегет С.)
55 01221 2 212105
55 450121 1 1212105
55 0 012122 21210545
5 545012 111
5 545 0 5 54501 2 111 2105
5 545 0 55 4 22
5 5450 5 5450 1111 12105
МИСТИКАЛ ФОРС (Р. Биктимиров)
51 13 34 5//:
54 34 2
43 23 1
55 55 5523
44 44 4505
43 33 3544
55 531
43 54 3131
//:
43 54 314
454 314
454 3131
40 40 124 54 212 454 0 12 454 210
40 124 54 212 454 0 12 454 210
Источник
Учебно-методическое пособие для начинающих преподавателей курая «Молодым кураистам»
учебно-методическое пособие по музыке по теме
Данное пособие предназначено для педагогов-неспециалистов и начинающих преподавателей курая. Оно также будет полезно учителям музыки, окончившим музыкальные учебные заведения по другим специальностям, и не имеющим четкого представления об особенностях игры на духовых инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch.posob_2.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ МОУ ДОД
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»
ИМЕНИ И. Х. САДЫКОВА
для начинающих преподавателей курая
педагог дополнительного образования
детского объединения «Курай»
Харизова Юлия Олеговна
- Введение 3
- Исполнительский аппарат кураиста 4
- Постановка 6
- Исполнительское дыхание 7
- Комплекс упражнений для развития дыхания 9
- Функции губ при игре на курае 14
- Функции языка при игре на курае. Атака звука и штрихи 16
- Техника пальцев и ее значение. Методы развития 19
- Литература и ресурсы 21
Важнейшим элементом воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Искусство способно пробудить в человеке его лучшие качества. Внедрение в учебный план таких предметов, как курай, способствует развитию и приобщению детей к национальной культуре, к культуре и искусству своего края. Знакомство с татарскими национальными инструментами, композиторами и народными песнями расширяет кругозор и делает детей ближе к музыке.
Данное пособие предназначено для педагогов-неспециалистов и начинающих преподавателей курая. Оно также будет полезно учителям музыки, окончившим музыкальные учебные заведения по другим специальностям, и не имеющим четкого представления об особенностях игры на духовых инструментах.
Пособие строится на взаимосвязи теоретических и практических знаний. Невозможно научить ребенка понимать принципы исполнения на инструменте, если педагог не владеет элементарными познаниями в области дыхательного и исполнительского аппарата, и постановки. Материал подобран с учетом того, что учащиеся могут продолжить свое образование на духовых инструментах в музыкальной школе. И некоторые рекомендации им будут полезны.
Целью пособия является помощь преподавателям игры на духовых инструментах, и в частности, на курае в формировании начальных навыков игры на инструменте.
- ознакомление преподавателей со структурой исполнительского аппарата;
- постановка и развитие правильного дыхания;
- формирование правильной постановки при игре на инструменте;
- развитие техники губ и языка.
Исполнительский аппарат кураиста
Искусство музыканта связано с формированием специфических мышечных навыков, применяющихся при игре на курае. У духовиков техника зависит от координированного действия:
- постановки;
- зрительно – слухового представления;
- исполнительского дыхания;
- особой работы мускул губ и лица;
- специфического движения языка;
- координации движения пальцев.
Эти компоненты неразрывно связаны между собой сложной нервно-мышечной деятельностью и составляют исполнительский аппарат музыканта.
Каждый из компонентов исполняет свою функцию. Для извлечения звука определенной высоты на любом инструменте требуется одновременно и движение языка, и определенное напряжение губных мышц, и необходимая сила выдоха, и управление механикой инструмента. Малейшее несоответствие хотя бы одного из элементов может дать неточное воспроизведение звука и отразиться на звучании инструмента.
Перед началом игры, кураист, приложив мундштучную часть инструмента к губам, производит вдох. Дыхание – своеобразное горючее музыканта-духовика, без которого он не может привести исполнение в действие. Одновременно с окончанием вдоха, играющий плотно сжимает губы, а к центральной части губ подводит кончик языка. На этом заканчивается приготовление к звукоизвлечению. Для извлечения звука необходимо язык оттолкнуть назад и выпустить воздушный столб.
Очень большое значение в развитии исполнительской техники имеет хорошо развитый внутренний слух. Исполнитель должен своим внутренним слухом ясно представлять себе высоту звука еще до начала его реального звучания. Только тогда возможна та безошибочная степень напряжения мускул лица и сила выдоха, которая обеспечит интонационную точность и качество звука.
При работе с младшими школьниками необходимо учитывать, что зрительно-слуховое представление у них или совсем не развито, или развито очень слабо. Поэтому, необходимо в план урока включать упражнения для развития слуха, прослушивать отрывки произведений. Если уроки проводятся индивидуально, можно петь упражнения в сопровождении инструмента или просить ученика повторить сыгранную фразу.
Постановка играет важную роль в исполнительском искусстве. Кураист с неправильной постановкой не сможет взять полноценное дыхание, развить технику игры на инструменте. Все компоненты постановки между собой тесно взаимосвязаны:
- кураист должен твердо стоять на двух ногах, для устойчивости выставив левую ногу немного вперед;
- осанка должна быть прямой, иначе диафрагма не будет работать в полном объеме. Что в свою очередь скажется на дыхании;
- локти отстоят от корпуса немного в стороны, чтобы не пережимать грудную клетку и не сковывать работу кистей рук;
- пальцы круглые, как — будто в руке находится яблоко. Это способствует большей беглости пальцев и плотному прикрытию игровых отверстий;
- голова держится прямо, подбородок на грудь не опускается. Тогда воздух подается в инструмент ровной устойчивой струей.
При обучении игре на курае учащегося необходимо научить не только правильно дышать, но и дать представление о работе дыхательного аппарата. Необходимо привить детям одно обязательное правило : дыхание, при игре на курае, берется только ртом . Этим обеспечивается наиболее полный вдох и хорошая работа всего дыхательного аппарата. И следить за этим нужно с первого занятия. Переучить будет очень сложно.
Грудное дыхание. В основном характеризуется изменением объема грудной клетки, главным образом за счет сокращения межреберных мускул. Активность диафрагмы незначительная. Вследствие чего объем грудной клетки изменяется в поперечном направлении. Акцент вдоха падает на среднюю часть груди.
Брюшное или диафрагмальное дыхание . Характеризуется активной деятельностью диафрагмы и нижних ребер. При вдохе диафрагма активно опускается вниз. Отличительной особенностью является легкость и свобода вдоха.
Грудно-брюшное или смешанное дыхание. Плечи не поднимаются, и шейные мышцы лишены напряжения. В этом случае диафрагма работает очень активно, и вдох получается глубоким. Этот вид дыхания является наиболее распространенным у кураистов.
Диафрагмальный вид дыхания применяется обычно при игре коротких музыкальных фраз, или в том случае, когда саксофонист располагает для вдоха малым запасом времени. Когда времени для вдоха имеется достаточно, то прибегают к более глубокому виду вдоха — грудобрюшному, что позволяет без перенапряжения исполнять довольно продолжительные музыкальные фразы.
- вдыхать следует через углы рта;
- при смене дыхания необходимо считаться с характером музыкальной фразы и стараться не нарушить целостность построения;
- силу и гибкость дыхания необходимо вырабатывать при исполнении различных динамических оттенков;
- в целях сохранения единства музыкального целого, не следует брать дыхание в середине фразы;
- нежелательно брать дыхание на каждой небольшой паузе, т. к. частое дыхание утомляет;
- никогда не следует играть на курае до полного иссякания в легких воздуха, это может повредить здоровью.
Комплекс упражнений для развития дыхания
Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:
- вдох через нос – выдох через рот;
- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
- медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
- медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей;
- выдох толчками;
- сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;
- на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж… писк комара: З-З-З… воздух, выходящий из проколотой велосипедной шины: С-С-С…
- «Погаси свечу» — интенсивный прерывистый выдох.
При выполнении упражнений, особое внимание обратить на то, чтобы плечи не поднимались, и воздухом наполнялась брюшная полость, а не грудная клетка.
Большое значение на начальном этапе занятий имеет овладение рациональным способа вдоха и выдоха во время игры. Процесс приспособления дыхательной системы к условиям игры на курае проходит небыстро и постепенно. В начале обучения главная ваша задача — научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения.
Исполнительское дыхание включает в себя две фазы: короткий, быстрый вдох через рот и продолжительный выдох. Нужно отметить, что продолжительность выдоха зависит не только от характера и строения музыкальных фраз, но и от игровых намерений музыканта.
Развитие дыхания может осуществляться двумя способами: без инструмента и в процессе игры на нем. Первый метод имеет тренировочный характер, а второй связан с игрой продолжительных звуков, специальных этюдов, медленной, кантиленной музыки.
Далее, мне хотелось бы привести ряд упражнений для развития дыхания. В основе своей они просты, и отнимут у вас всего 20-25 минут в день. Такая «гимнастика» благотворно влияет на работу дыхательной мускулатуры и на организацию техники правильного, рационального вдоха и выдоха.
Упражнение 1 — наиболее эффективное для развития «полного дыхания».
Лежа на спине, положите ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой — на нижнюю часть живота. Затем сделайте глубокий вдох таким образом, чтобы боковые и передние стенки живота выпятились вперед и в стороны, поднимая вашу ладонь. Но грудная клетка, которая контролируется другой вашей рукой, должна оставаться в покое. Освоив это упражнение в положении лежа, можно перейти к выполнению его стоя. Теперь в положении стоя положите руку на живот для контроля дыхания и сделайте медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдыхайте, снова считая до четырех. Почувствуйте, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если вы плохо ощущаете движение живота, попробуйте выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упражнение 2 способствует повышению силы и эластичности межреберных мышц.
Исходное положение — стоя. Корпус прямой, плечи развернуты, руки расслаблены. Поместив в рот мундштук (без трости), нужно взять полное дыхание. Затем, посылая воздух в мундштук, стараться удерживать грудь во вдыхательном положении. Сначала нужно выдыхать через узкую щель губ, а когда начнет сужаться грудная клетка — через широкую губную щель. В целях усложнения тренировки можно посылать воздушную струю в мундштук энергичными толчками с произношением слога «тфу». После каждого слога необходимо делать небольшую паузу, при этом нужно стараться удерживать грудную клетку во вдыхательном положении. Это упражнение следует повторить без перерыва 5 — 8 раз.
Упражнение 3 полезно для тренировки диафрагмы и мышц брюшного пресса.
Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Приседая, нужно сделать глубокий и полный вдох. Задержав дыхание на выдохе, следует встать и слегка наклониться вперед, упираясь руками в верхнюю часть бедер. В таком положении нужно энергично втянуть, а потом расслабить переднюю стенку живота.
Упражнение 4 — усложненный тип тренировки полного дыхания, которая помогает найти зону дыхательной опоры.
Его следует делать в положении лежа на спине. Для его выполнения вам понадобится какой-нибудь груз весом 1,5-2 кг и размером 40×20 (например, несколько книг). Этот груз укладывается на нижнюю часть живота. Делая глубоки вдох носом и разводя при этом руки в стороны ладонями кверху, нужно движением передней стенки живота поднять груз как можно выше. Далее на медленном выдохе следует как можно дольше задержать груз мышцами в приподнятом положении и делать медленный выдох через рот. Выдыхать воздух нужно плавно, стараясь как можно дольше не опускать грудь, как будто вдох продолжается во время выдоха.
Упражнение 5 — еще один вариант упражнения на полное дыхание.
Оно выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Можно представить, что вы как будто дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Работу межреберных мышц полезно контролировать ладонями рук.
Занятия вокалом и игра на курае имеют общие грани, в частности из-за того, что и вокалисты и музыканты – духовики используют свое дыхание в процессе звукообразования. Поэтому следующие несколько упражнений мы позаимствовали и у вокалистов, и немного адаптировал их для занятий в процессе освоения саксофона.
Упражнение 6 – «Собачка»
Чередуйте быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, которая дышит высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название «собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упражнение 7 – на развитие равномерного выдоха.
Одним из главных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Звук саксофона дрожит, качается и звучит толчками. Тренируя ровный выдох, вы закладываете основы ровного и красивого звучания инструмента. Предварительно выдохнув, сделайте резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц. медленно выдыхайте воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота (пресс) напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты
Упражнение 8 – на развитее «раскрытия» звука.
Нащупайте на гортани кадык. Проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время игры на курае. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу воздуха, что, в свою очередь, безусловно, положительно скажется на звуке инструмента (тембре). Но не надо насильно тянуть гортань вниз. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Для того чтобы вы еще легче смогли добиться этого ощущения, представьте себе, что у вас замерзли руки, и вы пытаетесь согреть их своим дыханием. Выдыхая на слоге ха-а-а-а… у вас получается теплое дыхание. Поэтому можно сказать: чтобы добиться «теплого» звука на саксофоне нужно дышать теплым воздухом.
Следует отметить, что занятие спортом, особенно плаванием, бегом, лыжами оказывает благотворное влияние на развитие дыхательной мускулатуры. При плавании, как известно, производится быстрый и глубокий вдох и относительно продолжительный выдох в воду, что во многом похоже на осуществление вдоха и выдоха при игре на курае. И еще хочу заметить, что естественней всего наше дыхание функционирует во время смеха. Поэтому больше смейтесь, но и про работу мышц не забывайте.
Функции губ при игре на курае
Губы выполняют особо важную функцию при звукоизвлечении. Они постоянно меняют свою форму и напряжение, исполняя ту или иную музыкальную фразу. Особо важную роль играют губные мышцы кураиста. Главные из этих мышц:
- собачий мускул – мышца, поднимающая углы рта;
- скуловой мускул – оттягивает угол рта вверх и в боковом направлении;
- мышцы смеха – тянут углы смеха в стороны;
- щечные мышцы – мускул трубачей. При сокращении, этот мускул прижимает щеки к зубам;
- треугольная мышца – она идет от угла рта вниз полукругом, как бы огибая подбородок. Оттягивает углы рта вниз;
- подбородочная мышца – поднимает подбородок, образуя на нем ямочки.
Исполнитель выполняет губами работу, требующую гораздо больших усилий, чем в обычной жизни. Губы кураиста должны обладать способностью выдерживать значительное и длительное напряжение. Кроме того, быстро менять степень этого напряжения в зависимости от высоты и силы извлекаемого звука. При извлечении высоких звуков, губы играющего сильно сжимаются, напрягаются. А при извлечении низких звуков, наоборот расслабляются, отверстие между губами становится шире, а выдыхаемая струя воздуха – полнее.
Под техникой губ понимается сила, выносливость, подвижность и гибкость мышц губ.
Развитие губных мышц
Этот материал будет полезен скорее для индивидуальных занятий, чем для групповых.
Под техникой губ понимается сила и гибкость мышц губ, их выносливость и подвижность. В развитии силы и подвижности губ необходима большая осторожность и постепенность. Погоня за скорыми результатами может привести к нежелательным последствиям. Поэтому, развивая выносливость губ, следует подбирать такой материал, где расширение диапазона было бы достаточно постепенным. Состоять он может из гаммообразных упражнений, и художественных произведений напевного характера. Материалом для развития подвижности губ могут служить упражнения, построенные на трезвучиях. Очень большое значение в развитии исполнительской техники имеет хорошо развитый внутренний слух. Кураист должен своим внутренним слухом ясно представить высоту звука еще до реального его звучания. Только тогда возможна та безошибочная степень напряжения мускул лица и сила выдоха, которые обеспечат интонационную точность и качество звука.
Источник