Аппликатура аккорда с варианты

Содержание
  1. Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары
  2. Схема аккордов на гитаре для начинающих
  3. Таблица аккордов для шестиструнной гитары
  4. Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре
  5. Принципы создания музыки
  6. В чем трудности у новичков
  7. Как читать схемы
  8. Материалы по теме
  9. Как играть аккорд Fm
  10. Как играть аккорд Am7
  11. Как играть на электрогитаре
  12. Аппликатуры аккордов для гитары
  13. Базовая таблица аккордов:
  14. Аккорды A (Ля)
  15. Аккорды C (До)
  16. Аккорды D (Ре)
  17. Аккорды E (Ми)
  18. Аккорды F (Фа)
  19. Аккорды G (Соль)
  20. Аккорды H или B (Си)
  21. Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
  22. Левая рука: откуда берется звук?
  23. Аккорд C на гитаре: До мажор во всех позициях – 32 аппликатуры
  24. Строение аккорда
  25. Аппликатуры в позициях
  26. Открытая позиция (I, II и III лад)
  27. III позиция
  28. V позиция
  29. VIII позиция
  30. X позиция
  31. XII позиция
  32. В широком расположении
  33. Построение трезвучия на трёх струнах
  34. Какие аккорды в тональности До мажор
  35. Песни в До мажоре

Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары

Что такое аппликатура аккордов для шестиструнной гитары? Это схемы, по которым пальцами зажимаются струны на грифе, чтобы получилось извлекать правильные звуки.

Схема аккордов на гитаре для начинающих

Если вам нужна простая схема аккордов на гитаре для начинающих, то вам подойдут 9 вариантов, которые изображены на картинке слева. Они открытые. Это значит, что вам не придется зажимать баре, когда вы будете их брать. Играть таким образом вам будет намного проще, если использовать именно эти схемы в начале обучения.

Для тех, кто уже освоил гитару, в середине статьи мы приведем таблицу основных аккордов и в конце дадим расширенный вариант таблицы для того, чтобы вы могли добавлять в свои песни дополнительные музыкальные краски.

Таблица аккордов для шестиструнной гитары

На этом рисунке приведены схемы и таблица аккордов для шестиструнной гитары для начинающих гитаристов с не очень большим опытом, которые используются в игре чаще всего.

Читайте также:  Научная конференция по гитаре

Если у гитары будет не 6, а 7 струн, тогда схемы будут выглядеть иначе. Это нужно помнить, так как для семиструнного инструмента используется другой строй.

Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре

Если вы немного учили сольфеджио, то знаете, что в музыке применяются буквенные обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре.

  • Ля – это A;
  • Си – H (или B, можно встретить оба варианта);
  • До – C;
  • Ре – D;
  • Ми – E;
  • Фа – F;
  • Соль – G;

От этих букв получается и общее обозначение, такое как литера А обозначает мажорный аккорд Ля. Две литеры подряд Am – минорный ля.

Если добавить маленькую букву m, после основного символа, обозначающего ноту, получится минорный аккорд, такой как Am. Соответственно запись без дополнительных букв и символов говорит о мажорном звучании.

  • A, B (H), C, D, E, F, G – это мажорные аккорды.
  • Am, Bm (Hm), Cm, Dm, Em, Fm, Gm – это минорные аккорды.
  • A7, B7 (H7), C7, D7, E7, F7, G7 – это септаккорды.

Так же используются различные цифры и знаки бемоль и диез. В популярной и рок музыке вы обычно встретите только диезы #. В этом нет ничего странного, так как на самом деле, если подойти к этому с логической точки зрения, то диез и бемоль дублируют друг друга.

Наверное, вы знакомы с очень популярным сейчас инструментом – укулеле. Так вот – этот гавайский народный инструмент имеет на 2 струны меньше и гораздо проще в обучении. Если вам сложно начать с полноценной «шестиструнки», вы можете для начала освоить гавайский укулеле. Так вам будет проще и удобнее переходить от простых мелодий к более сложным.

Принципы создания музыки

Для любого музыкального инструмента построение мелодии и создание музыки основано на одинаковых принципах. Так что, на вопрос: «Какие бывают аккорды на гитаре» можно ответить – «Точно такие же, как и на других инструментах».

Полная таблица аккордов для шестиструнной гитары показана рисунке. Для акустики и классики таблица будет одинаковой.

На самом деле вариантов бесконечное множество и зная теорию музыки вы сможете легко изобретать и модифицировать их самостоятельно. Почитайте статьи по сольфеджио на нашем сайте и приходите к нам на урок теории.

Скорее всего вам вряд ли понадобятся все обозначенные варианты. Так же стоит помнить, что все комбинации на грифе имеют одинаковые законы построения (Вы же знали, что в музыке все математически точно?).

Вы можете просто передвинуть пальцы вниз по грифу на половину тона (1 лад), зажав баре и получите следующую тональность. Ноты поменяются на всех струнах. Теми же пальцами вы будете извлекать похожие звуки, но в другой тональности.

Для того, чтобы делать это бегло и играть легко, вам нужно будет освоить баре. Освоить баре не сложно, обычно для нулевого уровня нужно около месяца времени, чтобы все стало получаться легко и красиво.

Кстати, именно по причине того, что играть музыку можно в любой тональности, в интернете можно встретить разные варианты аккордных последовательностей для разных песен. В целом, обычно, это просто разные тональности.

В чем трудности у новичков

Для новичков, которые первый раз взяли в руки гитару, сложнее всего настроить правильно все 6 струн. Но самый частый вопрос у новичков – это как читать схемы аккордов на гитаре.

Как читать схемы

Точки на картинке – это места, где нужно зажимать струну, а линии – это порожки на грифе, разделяющие лады. Самая толстая линия обозначает начало первого лада.

А струны настраиваются очень просто по нотам:

  1. Ми;
  2. Си;
  3. Соль;
  4. Ре;
  5. Ля;
  6. Ми.

Просто скачайте на свой телефон программу – тюнер и забудьте о проблеме настройки.

Если у вас возникли вопросы по обозначениям, вы можете написать нам на почту, позвонить по телефону или прийти на пробное бесплатное занятие. Уже на пробном уроке преподаватель сможет объяснить вам с нуля то, что вызывает у вас первоочередные вопросы.

В музыкальной школе Future Music мы проводим занятия для взрослых и детей любого уровня подготовки. Приходите на первый урок игры на гитаре с нуля, и мы расскажем, как зажимать и правильно играть аккорды!

Материалы по теме

Как играть аккорд Fm

Как играть аккорд Fm на гитаре. Схема четырех вариантов Фа минора.

Как играть аккорд Am7

Как играть аккорд Am7 на гитаре. Схема постановки пальцев.

Как играть на электрогитаре

Наверняка у многих из нас замирало сердце и застывало дыхание от мелодичного звучания этого невероятного инструмента. Электрогитара — достойный музыкальный инструмент, чтобы научиться на нем музицировать. Давайте узнаем как!

Источник

Аппликатуры аккордов для гитары

Базовая таблица аккордов:

Аккорды A (Ля)

Аккорды C (До)

Аккорды D (Ре)

Аккорды E (Ми)

Аккорды F (Фа)

Аккорды G (Соль)

Аккорды H или B (Си)

А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.

Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.

Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.

Барре: тяжело в ученье – легко в бою!

Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.

Левая рука: откуда берется звук?

При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.

Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.

Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.

Источник

Аккорд C на гитаре: До мажор во всех позициях – 32 аппликатуры

Как-то Боб Дилан сказал, что тональность До мажор – это сила, но также и тональность сожаления. А какие чувства, эмоции у вас вызывает До мажор? Как бы то ни было, а эта тональность, и собственно сам аккорд C, аппликатуры которого мы будем разбирать, почитаемы, уважаемы и любимы многими музыкантами. И кстати, ещё со времён венских классиков. Например, у Йозефа Гайдна 20 симфоний из 104 в До мажоре.

Далее в статье – как играть аккорд До мажор на гитаре во всех позициях: стандартные и упрощённые формы, с баррэ и без баррэ, аппликатуры с открытыми струнами, в широком расположении. Во всём этом многообразии C пригодится в любом стиле, в любой музыкальной форме. И в первую очередь, конечно же, – для того чтобы играть на гитаре любимые песни.

Итак, начинаем. От первых ладов к двенадцатому, и далее – все позиции аккорда C на гитаре, все варианты. Вы не только увидите в разных ликах великий и могучий До мажор в аккордовых сетках, но и услышите. Аудиопримеры на акустической гитаре прилагаются. И в качестве дополнения – какие есть аккорды в тональности До мажор и песни в C.

Строение аккорда

Трезвучие До мажор состоит из следующих звуков:

  • До (С) – основной тон;
  • Ми (E) – большая терция;
  • Соль (G) – малая терция от ми, или квинта от основного тона До.

На гитаре в аппликатурах С (на разных ладах), наиболее часто используемых в аккомпанементе, звуки аккорда удваиваются, а иногда и утраиваются.

Например, форма в «нулевой» позиции: удваивается до (основной тон) и ми (большая терция).

О том, как строить мажорное трезвучие от звука До (по три звука) в разных аппликатурах, поговорим во второй части этой статьи.

Аппликатуры в позициях

Открытая позиция (I, II и III лад)

«Лесенка» на первых ладах – с этой формы многие гитаристы начинают знакомиться с C, да и вообще с аккордами на гитаре в открытой позиции.

Схема в виде сетки и фото До мажора:

На всякий случай! Для тех, кто не знает обозначение – как ставить пальцы по аккордовой сетке: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

Извлекать звуки аккорда не обязательно, как в аудиопримере. Можно просто сделать удар, использовать любой бой, перебор. Как вам больше нравится.

Как как играть аккорд C:

  • 1-ая и 3-ая струна – открытые, не прижимаются. 6-ая – не звучит.
  • указательный – 2-ая струна на 1-ом ладу;
  • средний – 4-ая струна на 2-ом ладу;
  • безымянный – 5-ая струна на 3-ем ладу.

Разновидность «лесенки» чуть посложней – аккорд C до мажор с басом G (соль): звучит мощней, насыщенней в нижнем регистре.

  • на верхних 2-ой и 4-ой без изменений;
  • а 5-ую струну на 3-ем ладу нужно прижать мизинцем;
  • безымянным – бас G – 3-ий лад на 6-ой.

«Лесенка» с G (соль) на первой струне: красивый мелодический оттенок, можно использовать в связке перед переходом с аккорда С на G. К основной аппликатуре добавляем лишь мизинец: 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу.

III позиция

Аккорд до мажор – баррэ на 3 ладу. Стандартная форма, довольно распространённая. Но не совсем удобная, из-за того что нужно размещать три пальца на одном ладу и брать баррэ.

  • Указательный палец прижимает с 5-ой по 1-ую на 3-ем ладу, 6-ая не звучит.
  • На 5-ом ладу: мизинец – на 2-ой струне, безымянный – на 3-ей, средний – на 4-ой.

Упрощённая форма – на основе аппликатуры с баррэ на 3-ем ладу.

Указательный палец прижимает только 5-ую струну. 1-ая не звучит. А безымянным на 5-ладу прижимаются 2-ая, 3-ая и 4-ая. Такое мини-баррэ поначалу может показаться сложным. Но как показывает практика, сравнительно с классическим баррэ С на 3 ладу, такой вариант аппликатуры легче, удобней.

Без басовых струн – тоже упрощённая аппликатура, без баррэ.

  • На 3-ем ладу: указательным – только 1-ая струна.
  • басовые не звучат.

Аккорд до мажор на гитаре с открытыми струнами в III позиции. Оригинальный, переливчатый оттенок. Может хорошо прозвучать и на электрогитаре с эффектом овердрайв (лёгким перегрузом). И ещё преимущество этой аппликатуры – не нужно в позиции использовать баррэ.

  • указательный – 5 струна, 3-ий лад.
  • на 5-ом ладу: мизинец – на 2-ой струне, безымянный – на 4-ой.
  • 1-ая и 3-ая открытые.

V позиция

Баррэ на 5 ладу – C в форме аккорда G в открытой позиции. Вот в таком основном виде используется не так уж и часто. Довольно сложная аппликатура. Разве что, если только с каподастром играть в V позиции. Но мы рассмотрим эту форму для ознакомления – на её основе используются более простые варианты C. Которые, конечно же, мы тоже изучим.

  • Баррэ – без 6-ой на 5-ом ладу.
  • Безымянным – 6-ая струна, 8-ой лад.
  • Средним – 5-ая струна, 7-ой лад.
  • Мизинцем – 1-ая струна, 8-ой лад.

Основная форма, но без первой струны. Немного матовое звучание в отсутствие верхнего звука аккорда.

  • Мизинцем прижать 6-ую струну на 8-ом ладу.
  • Безымянным – 5-ую струну на 7-ом ладу.
  • Баррэ – указательным на 5-ом ладу, без басовых.

Без шестой струны. В басу звучит не основной звук, а терция (ми) – получается аккорд C/E.

  • Безымянным нужно прижать 5-ую струну на 7-ом ладу.
  • Мизинцем – 1-ую струну на 8-ом ладу.
  • Указательным пальцем малое баррэ на 5-ом ладу.

C/G – без 6-ой и 5-ой струны. В басу квинта (соль). Распространённая аппликатура в роке, произведениях для классической гитары. Пожалуй, один из самых ярких примеров использования аккорда – вступление баллады Stairway to Heaven группы Led Zeppelin.

С – на 8-ом и 7-ом ладу с открытой 3-ей струной. Если хотите, это небольшой лайфхак 🙂 : чтобы взять До мажор в позиции и при этом не мучиться с баррэ или какими-либо другими сложными аппликатурами.

Почти также, как и берём аккорд G (аппликатура соль мажор) в открытой позиции:

  • средним – 6-ая струна на 8-ом ладу;
  • указательным – 5-ая на 7-ом ладу и подушечкой этого же пальца полностью приглушаем 4-ую струну, она не звучит в аккорде;
  • 3-я открытая – не прижимаем, как есть; напомним по строению аккорда, что соль – квинта в трезвучии до мажор;
  • безымянный – на 2-ую струну, 8-ой лад;
  • и на 8-ом ладу 1-ая струна прижимается мизинцем.

VIII позиция

Стандартное баррэ на 8-ом ладу (форма E).

  • Указательным – баррэ на 8-ом ладу.
  • Безымянный – на 5-ую струну, 10-ый лад.
  • Мизинец – на 4-ую, 10-ый лад.
  • Средний – на 3-ую, 9-ый лад.

Упрощённый C в VIII позиции без баррэ – с соль в басу и открытой 1-ой струной. Лёгкий аккорд и звучит интересно.

  • 6-ая не звучит.
  • На 10-ый лад: мизинец – 4-ая струна, безымянный – 5-ая.
  • Средним – 3-ю струну на 9-ом ладу.
  • Указательный – на 2-ую, 8-ой лад.
  • 1-ая струна – открытая звучит, не прижимается.

С 3-ей и 1-ой открытой струной. Аппликатура похожа на предыдущую. И, конечно, не прижатые струны в сочетании со звуками аккорда в позиции создают оригинальный контраст.

Без 5-ой и 1-ой струны – аппликатура популярна у гитаристов, играющих рок, блюз, джаз. Эта схема также является упрощённой формой – без баррэ.

  • Большой палец (в сетке обозначен буквой T) зажимает 6-ую струну на 8-ом ладу и приглушивает 5-ую (но если звуки аккорда извлекаются щипком, 5-ую можно не глушить).
  • Указательный на этом же ладу (8) ставится на 2-ую струну.
  • Средний – 9-ый лад, 3-я струна.
  • Безымянный – 4-я струна на 10-ом ладу.

Без басовых – малое баррэ. Если в аранжировке требуется минимум звуков в басовом диапазоне – этот аккорд как нельзя лучше подойдёт.

  • Указательным в VIII позиции прижимаются только 1 и 2-ая струны.
  • Средний – на 3-ю струну, 9-ый лад.
  • Безымянный – на 4-ую, 10-ый лад.
  • 6-ая и 5-ая не используются в аккорде.

До мажор в VIII позиции с ми на первой струне. На вид и по ощущениям (как возьмёте на грифе) – это, конечно, сущее издевательство над пальцами 😉 Но почему эта аппликатура имеет право на существование? Она может прозвучать (и красиво!) в аккомпанементе в партии второй гитары. Кроме этого, её можно использовать как обыгровку – в связке с другими аппликатурами C в этой позиции.

X позиция

Форма D в X позиции. Если вы умеете играть ре мажор в открытой позиции, принципиально нового ничего не будет для вас в этой аппликатуре. И звучание характерное – но в верхнем регистре (всё-таки на 10-ом ладу!).

  • Баррэ не требуется. Указательный – на 4-ю струну, 10-ый лад.
  • Средний – ставится на 3-ю струну, 12-ый лад.
  • Безымянный – 12-й лад, 1-ая струна.
  • Мизинец – на 2-ю, 13-й лад.

Квинтаккорд + 1-ая открытая – вот и C в лёгкой аппликатуре. И звучит хорошо.

От основного тона до берём пауэр-аккорд. Первая – не прижимается. Басовые не звучат.

Вариант на основе формы D, но с 3-ей открытой. Постановка пальцев без сложностей, плюс к оригинальности. Можно играть перебором на фоне основной гитарной ритм-партии (например, на C в открытой позиции).

C/G – на баррэ. Если требуется соль в басу к До мажору в X позиции.

Указательным – баррэ на X ладу (без 6-ой). Остальным пальцам «поручается» – форма D.

XII позиция

Форма C из отрытой позиции повторяется в XII позиции. Но аккорд берётся приёмом баррэ.

Указательным нужно прижать 3, 2 и 1 струны, или же все струны кроме 6-ой. В двух вариантах – выберите какой удобней для вас. Остальные пальцы – в аппликатуру «лесенки», знакомой нам из открытой позиции.

С 3-ей открытой, чтобы не использовать баррэ. Она (третья струна) контрастирует, выделяется среди других звуков аккорда. А «лесенка» растягивается до 1-ой струны ;). Таким образом, можно создать интересное звучание в инструментальной аранжировке, гитарном дуэте.

C без баррэ в XII позиции. Что это значит? Просто берём До мажор как в первой позиции – постановка пальцев такая же, абсолютно. А баррэ на 12-ом ладу не прижимаем. Получается хитрая аппликатура.

C без баррэ в XII позиции с соль на первой струне. По аналогии – тоже переносим аккорд из открытой позиции, и при этом не используем баррэ.

В широком расположении

«В широком расположении» – это особый тип строения аккорда, когда звуки трезвучия отдаляются друг от друга на квинту, сексту. Такая «растянутая» структура придаёт мажорному аккорду прозрачное, торжественное звучание.

Играть нужно щипком, так как в аппликатуре, как правило, звучат только три или четыре струны. Разбирая аккордовые сетки, внимательно смотрите на обозначения – «крестиком» указано какие струны не звучат.

В VIII позиции:
Мизинцем нужно прижать 1, 2 и 3 струны. Верхний звук аккорда – ми (на 1-ой струне).

С основным звуком (до) на первой струне. Используется приём баррэ, но извлекать звуки только на обозначенных струнах.

Ещё две аппликатуры: верхний звук аккорда – соль.

В I позиции:

В V позиции:

Аппликатуры на три звука: квинта от С (до) + секста (ми):

в III позиции:

В X позиции:

Построение трезвучия на трёх струнах

Как уже и говорилось в начале статьи – основное трезвучие До мажор состоит из 3 звуков: до, ми, соль. Можно построить мажорный аккорд таким образом, чтобы его звуки находились на трёх струнах. Причём не только его основную форму, но и обращения (с терцией и квинтой в басу).

Такие аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе, чтобы внести разнообразие в звучание: для мелодических связок, переходов между частями песни, в партии второй ритм-гитары, каких-то инструментальных аранжировках, риффах.

Как играется аккорд C на 6-ой, 5-ой и 4-ой:

На 5-ой, 4-ой и 3-ой:

На 4-ой, 3-ей и 2-ой:

На 3-ей, 2-ой и 1-ой:

Если обозначить все трезвучия в позициях на грифе, мы увидим аппликатуры уже знакомых нам аккордов.

Умение видеть на ладах звуки аккорда – весьма полезный навык. Пригодится не только в аккомпанементе, но и для соло.

Какие аккорды в тональности До мажор

Аккорды в тональности До мажор – это прежде всего аккорды, построенные на ступенях мажорного лада от звука до.

  • I – C (до мажор)
  • ii – Dm (ре минор)
  • iii – Em (ми минор)
  • IV – F (фа мажор)
  • V – G (соль мажор)
  • vi – Am (ля минор)
  • vii dim – B dim (уменьшённый)

Гамма До мажор аккордами:

Именно эти аккорды, как правило, звучат в песнях, написанных в тональности До мажор. Они считаются основными относительно мажорного лада (если тоника, основной аккорд – С). Но кроме них в последовательности, конечно же, могут быть и другие аккорды. Например, не F, а Fm, не Am, а A или добавляются F#, Bb, B и др.

Песни в До мажоре

Песен в тональности До мажор огромное количество. Приведём лишь некоторые. От известных исполнителей:

  • Оранжевое настроение – Чайф
  • Ой-йо – Чайф
  • Imagine – John Lennon
  • Always Somewhere – Scorpions
  • La Bamba – Ritchie Valens
  • Let It Be – The Beatles

А ещё красивейшее произведение И.С. Баха – Прелюдия до-мажор.

Этот список вы можете продолжить самостоятельно. Либо составить свой – из песен любимых авторов. Дело вкуса.

Ещё об аккорде С с надстройками здесь.

Завершаем статью. Надеемся все изученные аппликатуры аккорда До мажор на гитаре вам пригодятся. И не только изученные… Пользуясь освоенными формами, попробуйте создать свои. Найдите свой аккорд С на гитаре с неповторимым звучанием – космическим, загадочным или просто тёплым. И не забудьте им поделиться в комментарии 😉 Фантазии и творчества!

Источник

Оцените статью