Аппликатура аккордов для балалайки народный строй

Аккорды для балалайки

Народный строй

На этом сайте собраны аппликатуры аккордов для балалайки прима в различных вариантах «Народного строя».

Пользоваться таблицей с аккордами очень просто:

  1. Найдите нужный аккорд в списке
  2. Под названием аккорда находится информация о нотах, входящих в него и список аппликатур (одна аппликатура на строку). Первая цифра в аппликатуре показывает лад, который нужно зажать на 3 струне (самая верхняя), следующая — на второй и т.д.
  3. Для каждого аккорда сгенерированы все возможные варианты аппликатур, самые удобные из них отмечены жирным шрифтом.

Разберем на примере аккорда До-мажор(C), сторой C E G (До-Ми-Соль). Один из вариантов аппликатуры «4-3-5», значит третью (самую верхнюю) струну нужно зажать на 4 ладу, вторую — на 3-ем, а первую — на 5-ом.

На сайте есть шпаргалка для мажорных и минорных аккордов строя C-E-G, вы можете её скачать (19,3 кб).

Важное замечание по поводу септаккордов!
Т.к. на балалайке всего 3 струны, а септаккорд состоит из 4 звуков, я немного жульничаю и строю его с малой септимой от основного тона, но без чистой квинты.

Важное замечание по поводу названий нот!
Аккорды, которые вы видите на этом сайте, сгенерированы алгоритмом, который не знает всех тонкостей теории музыки, и если у него есть возможность поставить D# вместо Eb — знайте, он это сделает.

Источник

Аппликатура аккордов для балалайки народный строй

Балалайка — Душечка, Душа запись закреплена

Даёшь качественный контент о балалайках и много!

1. Аккорды для балалайки (народный строй). Таблица MS Excel. Созданы Константином Белоусовым — основателем нашего сообщества. Схемы аккордов в виде таблиц. Ориентация грифа — горизонтальная.

2 и 3. Аккорды для балалайки народного (гитарного) строя До-Ми-Соль и Ре-Фа#-Ля. Документы PDF. Созданы Василием Ампилоговым. В таком формате издаются впервые. Схемы аккордов в виде рисунков. Ориентация грифа — вертикальная.

4. How to play Folk Balalaika 1.0 2017 (Как играть на балалайке народного строя). Документ PDF. Создан Олегом Левашовым. Ориентация грифа — горизонтальная.

5. Balalaika Chords (Аккорды для балалайки). Документ PDF. Создан Дмитрием Жарковским. Опубликован в сообществе Балалайка ТВ = https://vk.com/balalaikativi . В данном случае является оффтопом и примером для подражания одновременно. Схемы аккордов и фотографии аппликатур. Ориентация грифа — горизонтальная.

Все эти документы доступны для скачивания в материалах нашего сообщества = https://vk.com/docs-66966632

Вот такие балалайки! Всем гудеть!

Источник

Аппликатура аккордов для балалайки народный строй

Повтор записи с балалаечной литературой!Дополнено одним документом

1. Аккорды для балалайки (народный строй). Таблица MS Excel. Созданы Константином Белоусовым — основателем нашего сообщества. Схемы аккордов в виде таблиц. Ориентация грифа — горизонтальная.

2. Аккорды для балалайки в строе D#. Документ MS Word. Создан Сергеем Бельским. Схемы аккордов в виде таблиц.

3 и 4. Аккорды для балалайки народного (гитарного) строя До-Ми-Соль и Ре-Фа#-Ля. Документы PDF. Созданы Василием Ампилоговым. Схемы аккордов в виде рисунков. Представлены все обращения мажорных и минорных трезвучий, а также некоторых неполных септаккордов, секундовых и квартовых задержаний в пределах первых 16-ти ладов. Ориентация грифа — вертикальная.

5. How to play Folk Balalaika 1.0 2017 (Как играть на балалайке народного строя). Документ PDF. Создан Олегом Левашовым. Является первым самоучителем игры на балалайке народного строя, отличается затейливым дизайном и доходчивой подачей материала. Ориентация грифа — горизонтальная.

6. Balalaika Chords (Аккорды для балалайки). Документ PDF. Создан Дмитрием Жарковским. Опубликован в сообществе Балалайка ТВ = https://vk.com/balalaikativi . В данном случае является оффтопом и примером для подражания одновременно. Схемы аккордов и фотографии аппликатур. Ориентация грифа — горизонтальная.

Все эти документы доступны для скачивания в материалах нашего сообщества = https://vk.com/docs-66966632

Вот такие балалайки! Всем гудеть!

Источник

Урок 7 (игра аккордов)

Опубликовано Роман в 07.08.2017 07.08.2017

Игра аккордов.

Двойные ноты и аккорды представляют собой типичную балалаечную фактуру, освоение которой требует длительной и кропотливой работы. Однако не следует ограничиваться изучением только двойных нот и аккордов. Нужно продолжить работу над одноголосным материалом, добиваясь все более точных, быстрых, независимых движений пальцев левой руки и воспитывая у себя слуховые ощущением различий в характере звучания простых мелодий.

Двойные ноты.

Характерной особенностью извлечения двойных нот на балалайке является постоянное участие большого пальца левой руки в прижатии II и III струн. Давление пальца на обе струны распределяется равномерно, однако оно не должно быть слишком сильным или слабым. Если прижимать струны к грифу с чрезмерной силой, это приведет к зажатости руки, если недостаточно плотно — к погрешностям в звучании. Особую трудность представляет собой движение большого пальца при переходе с лада на лад. Как правило, оно должно осуществляться без снятия пальца со струны, плавно. При этом учащиеся допускают следующие ошибки: раньше времени отпускают струны, результатом чего является шорох полуприжатых струн или звучание открытых; продолжают с силой давить на струны во время скольжения, что часто приводит к излишнему напряжению руки, а также к неоправданному эффекту глиссандо. В момент скольжения большой палец должен слегка ослабить давление на струны, но не раньше, чем будет полностью выдержана длительность предыдущего звука. Движение большого пальца при игре двойными нотами осуществляется не только за счет его самостоятельных усилий, но во взаимосвязи с движениями кисти, предплечья и плеча.

Аккорды.

При извлечении аккордов расположение пальцев левой руки на грифе несколько иное, чем при игре двойных нот. Большой палец прижимает только III струну, а I и II струны прижимаются к грифу указательным, средним, безымянным и мизинцем. Задача большого пальца облегчается, так как он прижимает только одну струну, но координация движений остальных пальцев усложняется. Кроме того, игра аккордов требует, как правило, большей растяжки пальцев, при которой часто возникают излишние напряжения в левой руке. Особую сложность представляет собой извлечение последовательностей аккордов, исполняемых легато. В этой связи большое значение приобретает правильный подбор аппликатуры. При игре аккордов следует избегать перекрещивания, то есть перестановки пальцев со струны на струну; необходимо подобрать аппликатуру таким образом, чтобы пальцы находились по возможности на одних и тех же струнах. В аккордах, содержащих звук ми первой октавы, возможно извлечение этого звука как на II, так и на III открытых струнах, в зависимости от удобства игры. Однако для правильного голосоведения лучше оставлять постоянно открытой какую-либо одну из струн ми.

Использованная литература:

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

Источник

Балалайка. Руководство пользователя


Всё про балалайку

Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым.

В разных областях России существуют различные способы народных настроек балалайки. Самые популярные разновидности — гитарный (русский), балалаечный и минорный строй. Помимо народных настроек есть стандартный академический строй для профессиональных музыкантов — квартовый (андреевский) E E A. Всего известно более десяти способов настройки балалайки. Особенность настройки традиционной балалайки состоит в следующем: высота настройки инструмента может быть разной, главное — соблюдать положенные интервалы.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.

Варианты гитарного строя:

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя:

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар.

Примеры редких настроек:

1. Минорный — D F A / A C F
2. Разлад — D E G
3. Обратный — E G С

Настройка парных струн

Некоторые музыканты используют в своей практике многострунные модели балалаек: 4-, 5- и 6-струнные. Для таких балалаек с парными (двойными) струнами существуют два варианта настройки. Вариант 1 — парные струны настраиваются в унисон друг к другу. Вариант 2 — парные струн настраиваются в октаву между собой. Выбирая второй вариант следует установить одну из парных струн более крупного диаметра.

Кобылка — подставка под струны

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

Струны для балалайки

Академическая балалайка: используются наборы из двух синтетических струн (нейлон или карбон) и одной стальной струны. Допустимы отклонения в диаметрах струн в пределах 0,01-0,03 мм — это зависит от требований самого исполнителя и акустических особенностей балалайки. Некоторые исполнители производят специальную подшлифовку синтетических струн. Ориентир по диаметрам струн 1.0-1.0-0.3 мм.

Традиционная балалайка: используются металлические струны. Выбор диаметра струн зависит от типа настройки инструмента. Для аккордовых настроек (гитарный, минорный, скрипочный и др.) требуются струны трёх разных диаметров. Для двухголосых настроек (балалаечный, цыганский и др.) требуются струны двух разных диаметров. Ориентир по диаметрам струн .014-.012-.010 дюймов.

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Различные способы настройки балалайки требуют разных наборов струн. Аккордовые настройки (мажорные, минорные) требуют трёх разных диаметров струн. Двухголосые настройки (квартовые, квинтовые и др.) требуют двух разных диаметров струн. Характерная закономерность такова: чем ниже строй балалайки, тем больше диаметры струн. Например, популярный вариант гитарного строя C E G (до-ми-соль) требует набора струн относительно большого диаметра (например .016-.013-.011 дюймов). И наоборот, чем выше строй балалайки, тем меньше диаметр. При несоблюдении этих простых правил, исполнитель может испытывать значительные неудобства при игре, а инструмент может терять яркость звучания. Отметим, что часть исполнителей используют все струны одного диаметра для всех типов настройки — это характерно для крестьянской музыки. Некоторые исполнители выбирают струны отталкиваясь от своей манеры игры, например, при мягком звукоизвлечении используют относительно тонкие диаметры струн.

Уход за струнами для балалайки

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту «плавающего» неуверенного строя и тусклого звучания.

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.

Внутренние элементы конструкции балалайки обозначены в различных профессиональных изданиях, посвящённых изготовлению щипковых музыкальных инструментов — в справочниках, учебниках, методических пособиях и т.д.

Особенности ухода за балалайкой


Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово «балалайка» имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением «говорить, болтать» (в восточнославянских диалектах также – «шутить»), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках.

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века.

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016

Источник

Читайте также:  Лучше нету того цвету когда яблоня цветет ноты для баяна
Оцените статью