Аппликатура аккордов для баяна

Баянная аппликатура

Баян — самый молодой инструмент, техника игры на котором находится на стадии становления: постоянно расширяется репертуар, требующий выполнения новых технических задач, появляются новые приёмы игры.

Необходимое условие успешного исполнения произведения — подбор аппликатуры. За последнее время принципы подбора аппликатуры на баяне претерпели существенные изменения: традиционная (трёхпалая) заменилась на позиционную (пятипальцевую) систему, при применении которой используются все пальцы, причём позиционная аппликатура отличается не только применением первого пальца, но и чередованием пальцев: пальцы идут друг за другом, что не противоречит анатомическому строению руки. В традиционной аппликатуре пальцы идут вразнобой (2-4-3-4), что неудобно и противоречит физиологии. По этому поводу ведутся дискуссии, преподаватели—баянисты разделились на два «лагеря»: появились сторонники традиционной системы и приверженцы позиционной системы. Кто прав, кто не прав, может показать практика. Кому пришлось сравнить данные системы при игре на баяне, тот пришёл к тому, что позиционная система более удобна, при игре легче добиться автоматизма, да и исполнители высшего уровня уже не пользуются традиционной системой. Если проследить игру на других инструментах (фортепиано, скрипка, аккордеон, гусли, домра, балалайка),то можно сделать вывод, что везде применяется позиционный принцип игры.

Проследим по методическим пособиям, школам игры на баяне, самоучителям разных авторов, какие изменения претерпела аппликатура.

В «Прогрессивной школе игры на баяне» Ю. Акимова показано, что первый палец должен находиться за грифом, в нотном тексте указывается традиционная аппликатура. Выделено три основные позиции правой руки на клавиатуре. Первая позиция: 2, 3, 4пальцы располагаются по рядам клавиш в хроматической последовательности. Вторая позиция: при игре аккордов, интервалов, арпеджио, применяется и при использовании первого пальца. Третья позиция: при игре аккордов в широком расположении и полифонической фактуры. Второй палец помещается в третьем ряду, а пятый — в первом ряду. В «Школе игры на баяне» А.Е.Онегина сказано, что при игре на баяне большой палец правой руки применяется при исполнении пятизвучных аккордов и больших растяжках пальцев, в связи с этим применение большого пальца может осуществляться на позднем этапе обучения.
Для определения этого положения руки пальцы нужно поставить таким образом: второй— на клавишу до, третий — на ми, четвёртый— на ре. Второе положение руки: локоть опущен вниз и отведён в сторону. Такое положение удобно для исполнения арпеджированных пассажей, октав и аккордов. Для определения такого положения руки можно взять ля-мажорное трезвучие с добавлением основного тона.

Читайте также:  День ли царит до мажор ноты

В данном издании говорится, что устройство правого грифа баяна рассчитано на исполнение произведений с использованием преимущественно четырёх пальцев правой руки, большой палец скользит по внутренней стороне грифа параллельно указательному. Это позволяет хорошо ощущать клавиатуру, находить нужные клавиши. Большой палец, находясь за грифом, участвует в яркой, эмоциональной и тонкой нюансировке: незначительное изменение силы давления большого пальца на гриф раскрашивает динамику произведения.

Выделены факторы, влияющие на выбор традиционной или позиционной аппликатуры для исполнения произведения:

—музыкальные способности учащегося;
—степень технической подготовленности;
—особенности и физическое состояние (в смысле утомляемости) обеих рук;

Общие моменты, где использование большого пальца на клавиатуре желательно:
—в произведениях полифонического и подголосочного склада;
—для исполнения на легато последовательности из двойных нот;
—при исполнении широких аккордов и больших скачков;
—чтобы избежать перемены положения руки там, где большой палец может
сохранить стабильность положения руки;

Автор говорит о том, что нужно научиться сочетать четырёхпальцевую и пятипальцевую аппликатуру, не исключает возможности применения большого пальца на клавиатуре. В данном пособии есть раздел, содержащий упражнения, гаммы двойными нотами, арпеджио для игры пятипальцевой аппликатурой.
В«Начальной школе игры на баяне» П.И.Говорушко аппликатура рассматривается как способ развития исполнительской техники. «Одним из таких путей является применение более рациональной аппликатуры, нахождение её новых, оптимальных вариантов, исключение из практики как устаревших положений, так и не подтвердивших свою результативность аппликатурных нововведений». В общих чертах это сводится к упорядочению системы подкладывания и перекладывания пальцев и ограничению их необоснованных перемещений, более полному подчинению принципа их чередования закономерностям деятельности мышечного аппарата.

В данном источнике говорится о том, что традиционная система противоречит закономерностям деятельности мышечного аппарата, но и при игре позиционной аппликатурой двукратное подкладывание первого пальца является труднопреодолимым порогом. Автор пришёл к компромиссу, изменил аппликатуру так, что осталось одно подкладывание, второе заменено использованием четвёртого пальца. П. И. Говорушко советует преподавателю: для воспитания у учащихся аппликатурных навыков выявлять закономерности применения аппликатуры и добиваться их прочного усвоения. Исключать перенесение одних и тех же пальцев на далеко расположенные клавиши, преодолевать скачки в мелодии пальцами, не занятыми исполнением предшествующих звуков, по возможности за счёт естественного растяжения мышц, без дополнительного передвижения всей кисти, по возможности применять одни и те же пальцы на повторяющихся нотах в отдельных мелодических построениях. Данные рекомендации можно выполнить лишь при использовании позиционной аппликатуры. В«Самоучителе игры на баяне» О.Ф.Агафонова, П.П.Лондонова, Ю. В. Соловьёва описывается традиционная система игры на баяне, о применении первого пальца речи не идёт.
В«Самоучителе игры на баяне» А.П.Басурманова также описана традиционная система игры на баяне, однако затронут вопрос о применении первого пальца. Клавиатура и гриф стандартного баяна приспособлены к четырёхпальцевой системе игры, при которой большой палец находится за грифом. Поэтому нужно, прежде всего, овладеть игрой четырьмя пальцами и соответствующей постановкой руки. Позже, когда баянист начинает играть сложные произведения и ему «не хватает пальцев», он осваивает вторую постановку руки, при которой большой палец находится над клавиатурой, то есть в положении, удобном для его применения в игре. Однако из-за неприспособленности грифа и клавиатуры большой палец применяется и при этой новой постановке только в необходимых случаях. В самоучителе дана постановка руки, удобная для игры четырьмя пальцами, так как нотный материал несложный. Для желающих даны упражнения для развития первого пальца.

В «Школе игры на баяне» Ю.Т.Акимова наряду с традиционной системой даётся представление о применении большого пальца на клавиатуре. Автор считает, что вынесение первого пальца на клавиатуру связано с определёнными трудностями: нарушается контакт руки с клавишами, ориентация на клавиатуре, правая рука выключается из процесса управления мехом, положение баяна менее устойчиво. Задача преподавателя состоит в том, чтобы привить учащемуся навыки целесообразного сочетания аппликатурных систем, использования преимуществ четырёх- и пятипальцевой аппликатуры.

Первый палец рекомендуется вводить после усвоения правил посадки и постановки, получения навыков ощущения клавиатуры. В противовес сказанному автор говорит, что при игре на выборной клавиатуре «традиционной» аппликатурой кисть предельно поворачивается вверх, в запястье левой руки могут возникнуть болевые ощущения. «Поэтому для исполнения гамм в выборной клавиатуре рекомендуется иной, более рациональный принцип сочетания „традиционной“ и позиционной аппликатуры».
Стативкин Г.Т. в пособии «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» предлагает последовательность изучения гамм в своеобразном комплексе, что создаёт благоприятное условие для унификации аппликатурных позиций в работе над гаммами, образуется система аппликатурно-позиционных блоков.

«Достигаемые при этом навыки не только упрощают и облегчают учебные процессы, но, что не менее важно, влекут за собой значительное повышение качества слухового контроля, так как стандартизация двигательных навыков при активном участии музыкального слуха и памяти может довольно легко (и незаметно) привести ученика к овладению всеми родственными тональностями». Из приведённых схем гаммообразных последовательностей можно заметить, что все их виды укладываются в две основные позиции как на правой, так и на противоположной (выборной) клавиатуре баяна. Каждая из этих позиций имеет ограниченное число разновидностей, из которых можно составить четыре универсальных упражнения, заключающих весь объём исполнительских трудностей, характерных для данного вида баянной техники.

В учебном пособии Петра Серотюка «Хочу быть баянистом» рассмотрен принцип интонационных моделей, с которым связано «развитие аппликатурных навыков на основе позиционной игры» . В начале каждого раздела проставлены ладовая попевка и варианты аппликатуры. Ученик сам «изобретает» несколько вариантов аппликатуры и с помощью преподавателя выбирает оптимальный. Это позволяет выработке аппликатурной дисциплины, развитию гибкости мышления, двигательной памяти, индивидуальной исполнительской техники и формированию постановки руки.

В«Современной школе игры набаяне» В.А.Семёнова есть раздел, посвящённый позиционной игре. Автор Школы говорит о том, что для успешного овладения позиционной игрой нужно подготовить к игре первый палец. «Сначала необходимо освоить лёгкий удар первым пальцем правой руки по клавише». Поворотом кисти от клавиатуры нужно приподнять первый палец над клавишами (замах), при этом первый палец выпрямляется. Теперь производится собственно удар по клавише за счёт поворота кисти.

Этот навык необходим для качественного звукоизвлечения в гаммообразных последовательностях. При нажиме клавиши не нужен замах, достаточно предварительного её касания. Способом нажима играем медленные мелодии. Наследующем этапе нужно научиться играть одноголосные последовательности в позициях на трёх, четырёх и пяти клавишах (начинать нужно с упражнений в виде арпеджио на клавишах, расположенных на одном ряду). В.А.Семёнов рекомендует сразу формировать постановку руки с выносом первого пальца на клавиатуру.

Источник

Основы игры на баяне — П. Говорушко

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

АППЛИКАТУРА

Прежде чем рассмотреть способы установления рациональной аппликатуры, необходимо остановиться на особенностях строения исполнительского аппарата.
Под особенностями строения исполнительского аппарата следует понимать как индивидуальные качества, отличающие исполнительский аппарат одного исполнителя от другого, так и общие, присущие каждому из них. Забвение индивидуальных особенностей порождает огульный подход, навязывание учащимся чисто субъективных представлений. Игнорирование общности качеств исключает возможность установления каких бы то ни было закономерностей в подборе аппликатуры.
Индивидуальные качества определяются степенью активности двигательного аппарата, перспективностью его развития, возможностями его приспособления к данному инструменту. Общие качества определяются внутренним строением двигательного аппарата: одинаковым назначением мышц, нервной системы, кровообращения. Из сравнения этих качеств видно, что общие являются постоянными, а потому и главными, а индивидуальные — временными, а потому второстепенными.

Поскольку имеются постоянные качества, на их основе возможны и постоянные, общие закономерности аппликатуры. Часто наличие таких закономерностей ставят под сомнение даже из-за простого несоответствия величины руки (кисти, пальцев) мензуре инструмента. Если мензура фортепиано рассчитана, так сказать, «на вырост» и постепенно руки учащегося приходят во все большее соответствие с ней, то мензура баяна со временем становится все более тесной. При значительном увеличении размера рук продвижение вообще может приостановиться. Отсутствие возможности подобрать инструмент с подходящей мензурой невольно заставляет выходить из, положения за счет изыскания новых аппликатурных вариантов. Соответствующая же мензура позволила бы обойтись более общей аппликатурой. Существуют и другие причины, из-за которых появляется необходимость подбора индивидуального варианта аппликатуры, но все они связаны с отклонением от норм внешнего строения и развития исполнительского аппарата баяниста.
Эти отклонения следует расценивать лишь как частные случаи, не нарушающие общих закономерностей, присущих в большой мере всем исполнителям.

Вернемся же к особенностям строения исполнительского аппарата. Ознакомление с ними невольно привлекает внимание к положению большого пальца. Наиболее интересным является то, что большой палец совершенно независим от 1-го — 4-го пальцев, не связан с ними общими мышцами: он имеет около десятка собственных мышц, обеспечивающих ему полную независимость и свободу.
Применение большого пальца правой руки несомненно увеличивает исполнительские возможности, позволяет значительно расширить репертуар баяниста. Однако при движении большого пальца к клавиатуре, в направлении, в котором 1-й — 4-й пальцы сгибаются естественно, никаких движений мышц предплечья не происходит, так как при этом длинные мышцы не подключаются. Это объясняется тем, что большому пальцу такие движения от природы не свойственны. Наиболее естественные его сгибательные движения происходят в направлении локтевой линии кисти. Сила большого пальца проявляется лишь при хватательном движении, при котором включаются мышцы, начинающиеся на предплечье. Эти обстоятельства значительно обесценивают имеющиеся достоинства большого пальца и не позволяют поставить знак равенства между ним и 1-м — 4-м пальцами. Систематической тренировкой можно добиться известных (а иногда и значительных) успехов в его приспособлении к звукоизвлечению на баяне, но природные свойства будут все же ощущаться.

Тормозит более широкое применение большого пальца и слишком малая для многих исполнителей мензура инструментов, а также, наклоненная от исполнителя клавиатура, что уменьшает «цепкость» пальцев. Наклонение верхней части инструмента к играющему дает более горизонтальное положение клавиатуры, удобное для применения большого пальца, но неприемлемое, так как оно исключает возможность применения 4-х пальцев обеих рук внизу правой и левой клавиатур. Поэтому применение большого пальца правой руки следует рассматривать не как основу, базу для развития виртуозной техники, а лишь как дополнительное средство, привлекаемое в необходимых случаях.

1-й-4-й пальцы имеют большое количество общих мышц, а 4-й и 1-й, кроме этого, и собственные мышцы, причем 4-й обладает гораздо большим их количеством. Наибольший интерес для нас представляют тыльные межкостные мышцы (четыре). Две первые тянут основные фаланги 1-го и 2-го пальцев в сторону большого (см. рис. 10 а), две последние — 2-й и 3-й пальцы в сторону мизинца (см. рис. 11, а).

Отсюда можно сделать вывод, что растяжение между 3-м и 2-м пальцами естественнее тогда, когда мы отводим 2-й палец от 3-го в сторону большого, например от ре к до или от ре к ля в правой руке (см. рис. 11,6). Растяжение между 2-м и 3-м пальцами менее естественно, когда 3-й палец отводится от 2-го в сторону мизинца (см. рис. 106). Поэтому крайне нежелательна последовательность: 2-й и 3-й палец с первого на третий ряд (до — ре, ми-бемоль — фа, фа-диез — соль-диез, ля—си) в правой клавиатуре и ре — до в левой. Эта особенность существенно влияет на аппликатуру многих гаммообразных, арпеджированных и аккордовых движений.
Рассмотрим теперь ряд вопросов, связанных с аппликатурой.

1. ГАММOOБРАЗНOЕ ДВИЖЕНИЕ
В его основе — движение мелодии по интервалам полутон и тон (не более). При этом исполнители придерживаются аппликатуры с использованием лишь 1-го, 2-го и 3-го пальцев в их строгом соответствии одноименному ряду клавиатуры. Этот принцип лежит в основе мажорных и мелодических минорных гамм и, по существу, является основным. Только неуклонное его соблюдение может воспитать у учащегося необходимую аппликатурную дисциплину. В этом отношении излишняя опека педагога наносит учащемуся только вред. Если движение мелодии гаммообразно, проставлять аппликатуру не следует, тогда учащийся и будет сознательно следовать установленному принципу. Проставлять аппликатуру следует лишь при появлении скачков, нарушающих основной принцип

Здесь достаточно обозначить аппликатуру ноты соль перед скачком на квинту вниз, так как в данном случае нарушается гаммообразное движение. Ученику же следует напомнить, что звуки, расположенные на первом ряду, берутся 1-м пальцем, на втором—2-м и на третьем — 3-м (кроме ноты соль). Это заставит учащегося действовать сознательно, а на первых уроках принесет пользу и в освоении клавиатуры.
Основным достоинством аппликатуры при гаммообразном движении является то, что она обеспечивает спокойное состояние кисти и равномерное, ритмичное движение пальцев. Необоснованное ее нарушение недопустимо. Все же бывают случаи, когда аппликатурный принцип нарушается не только при появлении скачков, но и при поступенном движении. Чаще всего эти нарушения вызываются появлением скрытых интервалов, которые образуются между вспомогательными звуками:

Мелодия движется поступенно, и, казалось бы, аппликатура должна соответствовать гаммообразному принципу (нижний вариант). Однако если посмотреть при этом на пальцы, то нетрудно убедиться, что 3-й палец с ноты ре на си и 1-й палец с до на ля будут двигаться заметно скорее, чем остальные (причиной этого является скрытый интервал терции, появляющейся через один звук). Подобные ускорения вызывают суетливые движения пальцев и приводят к неритмичности. Сравните верхний вариант аппликатуры, где пальцы двигаются ритмично, без всяких ускорений, где не требуется дополнительных движений кисти. Другой пример:

Здесь гаммообразный принцип аппликатуры также приводит к суетливости пальцев, так как скрытые интервалы (малая терция) будут исполняться одним и тем же пальцем (ля — фа-диез — 1-м, ре и си — 3-м).
Еще более суетливые движения пальцев вызывает появление скрытых интервалов больше терции:

Здесь ноты до и соль обязательно следует брать разными пальцами (3-м и 1-м), а не одним (2-м), так как при этом второй палец вынужден будет двигаться гораздо скорее, чем остальные. Это допускается лишь тогда, когда нет иного выхода, когда нормальная аппликатура исключается предыдущим или последующим движением.
Обоснованным будет исполнение скрытого интервала одним и тем же пальцем, если длительность второго звука больше, чем первого:

В таких случаях появляется дополнительное время для спокойного перенесения пальца на следующий тон скрытого интервала.
Появление скачкообразного движения совершенно нарушает гаммообразный принцип. Скачок берется такой аппликатурой, которая обеспечивает наименьшее растяжение между пальцами. В песенке «Летал голубь» (см. пример 32) скачок соль — до необходимо брать 4-м—1-м пальцами, что не требует растяжения. Исполнение же скачка 2-м—1-м пальцами требует большого растяжения между ними. Учащемуся это трудно соразмерить, и попадание на до не будет точным. Приведем еще один пример:

Если учащийся возьмет ноту ми не 4-м, а 2-м пальцем, то чаще всего он не попадет на следующее ля.
После скачка весьма важным является наиболее быстрое возвращение к гаммообразной аппликатурег При этом следует обеспечить наиболее плавный и незаметный поворот кисти, а это может иногда отдалить момент такого возвращения.

В приведенном примере обозначенная вверху аппликатура вполне обеспечивает такой плавный поворот кисти. Можно бы, казалось, играть и с аппликатурой, которая указывается в скобках, но она-то и даст резкий поворот кисти на второй группе шестнадцатых. Нижняя аппликатура, кроме резкого поворота кисти, заключает в себе скрытый скачок ля— фа, а потому и вовсе неприемлема.
Хотя уже шла речь об особенностях сочетания 2-го — 3-го пальцев, здесь необходимо остановиться на этом подробнее, так как установление наиболее рациональной аппликатуры во всех видах мелодического движения часто зависит от правильного использования этих особенностей.
Отсутствие сколько-нибудь значительного растяжения между этими пальцами (при отведении 3-го пальца от 2-го) компенсируется лишь за счет выпрямления 3-го пальца. Поэтому применение такого сочетания при больших интервалах возможно только тогда, когда их исполнение связано с выпрямлением этого пальца. Так, септима си — ля 2-м и 3-м пальцами вполне возможна, секунда же до — ре— затруднительна, так как при этом выпрямление 3-го пальца невозможно, а его растяжение в сторону 4-го минимально. Отсюда исполнение большой секунды с первого на третий ряд 2-м и 3-м пальцами крайне нежелательно. Ход на малую секунду вниз, с первого на третий ряд (до — си) этими же пальцами вполне возможен.
Нежелательно сочетание 2-го и 3-го пальцев для исполнения больших терций с первого и второго ряда (до —ми, соль — си). В начальном обучении следует избегать исполнения этими пальцами и кварты с первого ряда клавиатуры как в мелодическом, так и в гармоническом видах, кроме арпеджий. Совершенно недопустимо исполнение 2-м и 3-м пальцами квинт с первого и второго рядов, а также тритона.1 Зато легко исполняются интервалы от малой секунды до малой септимы, если нижний»- тон их расположен на третьем ряду.

2. АРПЕДЖИРОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Аппликатура мелких арпеджированных движений целиком зависит от того, как их рассматривать. В одних случаях как элемент длинного, а в других — короткого арпеджио. При легато чаще употребляется аппликатура коротких арпеджио. Стаккато позволяет применять и ту и другую аппликатуру, но преимущество будет на стороне той, которая требует меньших поворотов кисти.

3. ДВОЙНЫЕ НОТЫ
Основным принципом в подборе аппликатуры терций является наиболее продолжительное сохранение определенного парного чередования пальцев. Употребляются следующие сочетания: 1—2 и 3—4; 1—3 и 2—4; 1—4 и 2—3. Нарушение парности приводит обычно к исполнению одним пальцем двух звуков подряд, что резко меняет прием исполнения (особенно это заметно при легато) и вызывает суетливые движения пальцев на скрытых интервалах. Например:

Верхняя аппликатура обеспечивает хорошее, одинаковое легато, ритмичное движение пальцев; нижняя — нарушает легато. Скрытый скачок 2-го пальца на кварту (до — соль) делает движение суетливым, может нарушить ритм.
Так же закономерно сочетание 1—4 и 2—3 пальцев:

Чередование двух пар пальцев во всем построении, требующем одного приема исполнения, и есть основной принцип. Он, по возможности, должен выдерживаться.
Если принцип парности сохранить не удается, то преимущество будут иметь:
а) мелкие длительности перед более крупными:

Шестнадцатые ля — до как устремляющиеся в восьмые соль — си требуют хорошего легато, и потому сыграть их надо парным сочетанием 1—2 и 3—4 пальцев. Последующие восьмые и четверти могут быть взяты и другим сочетанием пальцев;
б) затакты и кульминационные моменты:

в) разрешение задержаний, окончания фраз, лиг:

Отдельно следует упомянуть об аппликатуре терций, имеющих общий звук, который при легато обязательно требует смены пальца (хотя бы на более мелких длительностях). Исполнение общего звука одним и тем же пальцем нарушает единство исполнительского приема, а также приводит к тому, что учащийся часто задерживает звук, объединяя его с одноименным последующим.

Такая аппликатура позволяет достигнуть примерно одинакового легато и исключает возможность задерживания повторяющихся звуков.
В случаях, когда соблюдение принципа парности вообще невозможно, лучшей аппликатурой нужно считать ту, которая обеспечивает смену пальца на верхнем тоне и наиболее быстро возвращает к этому принципу. При этом необходимо учитывать следующее: аппликатура терций должна обеспечивать наиболее плавное и равномерное движение кисти и пальцев. Для этого следует избегать скрытых скачков:

При такой аппликатуре движения кисти будут резкими, исполнение гаммы в быстром темпе будет затруднено.
По этой же причине нежелательно перенесение одного и того же пальца через ряд клавиатуры (с 1-го на 3-й и наоборот):

Однако и скрытые скачки и исполнение соседних звуков перенесением пальца через ряд, к сожалению, приходится иногда допускать во избежание обратного движения пальцев, которое, в частности, наличествует в аппликатуре Аз. Иванова:

При движении вверх вместо неуклонного следования в этом направлении 2-й палец идет обратно с соль на фа, а 3-й — с ля на соль. Эти же пальцы при нисходящем движении будут двигаться вверх. Получается тормоз, который ограничивает темп. Кроме того, такая аппликатура не может обеспечить сколько-нибудь удовлетворительной и одинаковой связности тонов.
Итак, лучшей будет та аппликатура, которая полностью исключает обратные движения пальцев, сводит к минимуму скрытые скачки и перенесение пальца через ряд при исполнении соседних тонов.
В гаммах терциями таким требованиям отвечает только пятипальцевая аппликатура, овладение которой имеет первостепенное значение для каждого исполнителя (см. стр. 27).
Подбирая аппликатуру секст, следует, по возможности, обеспечить ведение верхнего голоса разными пальцами. В нижнем голосе также желательна смена 1-го—2-го пальцев, там же, где это невозможно и приходится играть одним пальцем, нужно стремиться исключить скачок одного и того же пальца через ряд (с 1-го на 3-й и с 3-го на 1-й). Перенесение же одного пальца с первого на второй, со второго на третий ряд и наоборот — вполне возможно:

В октавах применяются три вида аппликатуры (без большого пальца): 1-й и 3-й пальцы на первом и втором ряду, 1-й и 4-й — на третьем; 1-й и 3-й пальцы на первом ряду, 1-й и 4-й — на втором и третьем; только 1-й и 4-й пальцы. Выбор варианта обычно зависит от величины руки. Для маленькой руки, например, применение 1-го — 3-го пальцев будет затруднительным. При этом нужно помнить, что чередование 1-го —3-го, 1-го — 4-го пальцев — это пальцевой прием игры, а исполнение октав только 1-м — 4-м пальцами — кистевой. В исполнительской практике октавы часто чередуются с аккордами, поэтому и исполняются такие октавы 1-м — 4-м пальцами:

При легато чередование пальцев в верхнем голосе необходимо.
Рациональная аппликатура трезвучий и их обращений во многих случаях требует обязательной смены пальцев на верхнем тоне аккорда.
Это особенно необходимо, когда они (верхние тоны) расположены на клавиатуре через ряд (1—3-й или 3—1-й):

Существенное значение имеет при этом упоминавшаяся особенность сочетания 2-го и 3-го пальцев. Только правильное ее использование обеспечит хорошую аппликатуру.
Подмена пальцев. Основными причинами подмены пальцев на репетированных звуках являются: обеспечение легато (исполнение повторяющихся звуков одним пальцем будет заметно отличать степень их связности от звуков, следующих поступенно, обозначенная же аппликатура позволит приблизить их связность к последним) :

достижение более плавного поворота кисти:

Подбор аппликатуры мелодического баса (левая рука) связан с принципами аппликатуры гамм, о чем сказано подробно в главе II.
Основные аппликатурные закономерности исполнения аккомпанемента выражаются в широком применении всех четырех пальцев левой руки.

Источник

Оцените статью