Аппликатура аккордов для укулеле сопрано

Все основные аккорды для миниатюрной гитары укулеле

Укулеле. Эти небольшие изящные четырехструнные инструменты, так похожие на маленькие гитары, появились из их упрощенной португальской версии под названием кавакиньо и любви гавайцев к музыке. Популярными укулеле стали после выступлений гавайских исполнителей в США и быстро завоевали интерес музыкантов, играющих кантри, джаз и фольк-музыку. Благодаря своей простоте для новичков и необычному звуку мини-гитара стала одним из популярнейших инструментов для игры в мире.

Немного об укулеле

Существует около десяти разных видов инструмента, все они отличаются размерами и звучанием.

Тремя самыми популярными и известными в мире принято считать укулеле сопрано, –концерт и –тенор, менее распространены укулеле баритон и –контрабас.

Длина самой маленькой модели – сопрано – всего 51 сантиметр, и она считается эталоном среди инструментов данного типа.

Строение укулеле почти полностью повторяет гитару, за исключением того что у первый инструмент четырехструнный, и у него более короткий и тонкий гриф и сравнительно небольшая дека. Поэтому игра на этом инструменте заметно проще, чем на гитаре.

При правильной позе и постановке инструмента игра станет чище и удобнее. При этом неважно, как играть на укулеле, стоя или сидя – позиция инструмента остается неизменной.

Нужно взять гриф левой рукой, расположив его на сгибе кисти, чтобы было удобно зажимать лады. Сам инструмент декой упирают в согнутый локоть правой руки.

Если же музыкант левша, все происходит наоборот – инструмент придерживают за гриф правой рукой, упирая в локоть левой. Правши звуки извлекают подушечками пальцев правой руки при переборе струн, а при игре боем – ногтями пальцев той же руки при игре вниз и подушечками – при игре вверх.

Строй укулеле

Струны принято настраивать, исходя из его разновидности, жанра игры и предпочтений музыканта. Базовым строем для укулеле–сопрано принято считать GCEA, или последовательно соль-до-ми-ля.

Этот строй интересен тем, что три струны выставляют от высочайшего звука к низкому, подобно обычной гитаре. Однако четвертая струна зазвучит при игре выше второй и третьей, поскольку настраивается в одной октаве вместе с остальными.

Такая особенность будет непривычной тем, кто раньше привык к гитаре, но этот строй удобный и к нему легко приспособиться.

На нем же строятся и большинство классических аккордов для «мини-гитары». Однако можно использовать и гитарный строй в порядке: ми-си-соль-ре.

Тогда на инструменте можно брать те же аккорды что и на классической гитаре, но с меньшим количеством струн.

Аккорды

Когда будет получаться уверенно зажимать лады и играть без треска и дребезжания, то можно начать изучать базовые аккорды. Их отличие от гитарных в том, что струн меньше, и соответственно, зажимать их проще. Здесь показано большинство основных аккордов, возможных при игре в различных сочетаниях. Точки отмечают лады, где струны следует придерживать пальцами.

Если струна не отмечена точкой, то зажимать ее не надо и та звучит открыто.

Мажорные аккорды

Ниже описано, как брать мажорные аккорды для начинающих. Это три либо четыре ноты, сыгранные разом, и разница между которыми набирает четное число ладов, либо целое число тонов. Звучат они позитивно и бодро, поэтому и называются мажорными, что в переводе означает радость.

  • Для мажорного аккорда C (до) необходимо зажать третий лад четвертой струны безымянным пальцем.
  • Для мажорного аккорда F (фа) необходимо зажать первый лад второй струны указательным пальцем и второй лад первой струны безымянным.
  • Для мажорного аккорда G (соль) необходимо зажать второй лад третьей струны указательным, второй лад четвертой струны средним, и третий лад второй струны — безымянным пальцем.
  • Для мажорного аккорда A (ля) необходимо зажать первый лад третьей струны указательным пальцем и второй лад первой струны средним пальцем.
  • Для мажорного аккорда D (ре) зажимают второй лад первой, второй и третьей струн. Это можно сделать как одним указательным пальцем, тогда это будет называться «баррэ», либо тремя пальцами – средним, безымянным и мизинцем.
  • Для мажорного аккорда E (ми) необходимо зажать первый лад четвертой струны указательным пальцем, второй лад первой струны — средним пальцем, и четвертый лад третьей струны — мизинцем.

Игра боем и перебором

Игра перебором это чередование трех либо четырех пальцев, например большого, указательного, среднего и безымянного. В ходе проигрыша большим пальцем играют по четвертой струне, указательным – по третьей, средним по второй и безымянным по первой.

Это не единственный вариант игры перебором, но самый простой. Для проигрыша аккорда перебором сперва извлекается главный звук комбинации на третьей-четвертой струне, и далее оставшиеся звуки на второй и первой струнах. Игра перебором должна звучать плавно, без резких переходов и потому считается что ее изучать сложнее чем игру боем.

Тут все просто – игра происходит ударами по струнам указательным пальцем, ногтем или подушечкой, в зависимости от направления боя. Играют при этом четко, в ритм и с большей силой, чем при переборах.

Типичные ошибки при игре

Новички часто допускают ошибки, осваивая инструмент. При этом ошибок тем больше, если начинающий музыкант изучает укулеле без присмотра учителя, который мог бы его поправить. В результате ошибки закрепляются, и избавиться от них со временем сложнее.

Список типичных ошибок при игре:

  1. Неправильная поза при удержании инструмента. Начинающие исполнители, пытаясь держать «маленькую гитару», горбятся, в результате быстро утомляются и не могут чисто играть. При этом звук получается невыразительный и глуховатый.
  2. Неумение играть в ритме. Для этого учащимся пригодится метроном, в виде прибора или программы на смартфоне. Сначала стоит научиться играть в медленном ритме, а при наработке техники игры — постепенно увеличивать темп.
  3. Стремление сразу разучивать песни и частушки для укулеле. Сперва стоит выучить основные аккорды, тем более что большинство табулатур для струнных инструментов базируется на них.
  4. Отсутствие регулярности. Чтобы хорошо играть, достаточно пары занятий в неделю, но чтобы играть профессионально, стоит уделять внимание игре ежедневно хотя бы по полчаса. Без регулярного совершенствования навыки быстро притупляются.
  5. Играть на струнах укулеле гитарным медиатором. Для этого инструмента нужен свой медиатор из войлока, иначе игра приведет к быстрому износу струн.

Источник

Изучаем бои, аккорды и перебор для укулеле

Гавайская гитара – экзотичный и набирающий популярность музыкальный инструмент, на котором можно сыграть практически любую песню. Несмотря на кажущуюся простоту, многие сталкиваются с трудностями, поэтому в этой статье разберем: как играть бой на укулеле, как держать пальцы ставя основные аккорды и какие виды переборов бывают.

Данный инструмент появился в начале 15 века в «Старом свете», но получил свою популярность на гавайских островах намного позже. Укулеле в переводе с гавайского означает «скачущая блоха», по всей видимости из-за своего размера или звучания. Изготавливается она из древесины растения «Коа», которое произрастает на этих островах. Инструмент является четырех-струнным щипковым и достаточно прост в освоении, даже в сравнении с классической гитарой. Существует несколько разновидностей: сопрано, концерт, баритон и даже электрическая гавайская гитара. Плюс укулеле – это небольшой размер, что позволяет взять ее с собой на природу или на отдых. Для обучения необходимо доля терпения и усидчивости, особенно в начальной стадии, когда мелкая моторика рук и мышечная память не развиты.

Бои для укулеле

Способов играть «бой» на гавайской гитаре очень много, они, так или иначе, схожи с гитарными боями. Ввиду маленьких размеров, использовать удобнее всего указательный палец правой руки, для правши. Если вы левша – соответственно держать укулеле правой, а извлекать звук — левой. На первых этапах, могут возникнуть неудобства, в таком случае, можно использовать большой и средний палец. После того, как звуки будут извлекаться без проблем и шумов, можно перейти к изучению «глушения» струн на укулеле. Лучше, сначала не зажимать аккорды, а тренироваться играть без них. Если говорить о видах боя, то они бывают следующие:

Для всех этих схем можно пользоваться приемом «заглушка».

Четверка

Данная схема является самой просто и базовой для освоения и лучше всего изучать данный музыкальный инструмент, начиная именно с этого приема. Как играть 4 на укулеле: 8 ударов на одном аккорде, затем выполнить переход и снова бить по струнам, 8 ударов на следующем и так далее. Необходимо просто играть «вверх – вниз» четыре раза. Главное – соблюдать ритм, паузы между ударами должны быть равномерными. Сперва необходимо делать удары медленно, постепенно ускоряясь. Как только рисунок запомнился, можно начинать зажимать аккорды и пытаться воспроизводить песни. Изучив простейший бой, уже можно исполнять множество популярных песен, в том числе и «Батарейку», «Звезду по имени солнце», «Бумбокс» и множество других.

Шестерка

Как только изучена «четверка», можно переходить к более сложному бою. Шестерка имеет более сложную схему, а также требует точное соблюдение ритма. Как играть 6 на укулеле: «вверх – вверх – вниз – вниз – вверх – вниз», а затем переход. Причем, паузы между ударами здесь не одинаковые: первый и третий удар – это четверти, остальные – восьмушки. При должной выдержке можно изучить данный бой, меньше чем за час, зато он звучит намного красивее и интереснее чем простая «четверка». Используя данную схему, вы сможете сыграть большинство песен, например, такие как: «Когда твоя девушка больна» Цоя, «Лесник» — Король и Шут и другие.

Восьмерка

Из всех рассматриваемых боев, восьмерка является самым сложным. Однако, звучит он намного интереснее остальных двух. В схеме уже присутствуют шестнадцатые доли. Схема боя восьмерка на укулеле звучит так: «вверх – вверх – вниз – вверх – вниз – вниз – вверх – вниз – вверх». При регулярных ежедневных тренировках, можно изучить данный вид боя и исполнять уже более сложные композиции.

После того как будут изучены все виды боев, можно дополнять их различными приемами. Отдельного внимания заслуживают такие бои как: четверка с глушением, шестерка и восьмерка с глушением. Многие песни и композиции станут доступны для исполнения, как только вы изучите основные виды боя. Следующим шагом в изучении гавайской гитары станут – аккорды. Ведь именно они, создают мелодию и тональность музыки. Зажимают их правой или левой рукой, в зависимости от того, правша или левша гитарист.

Базовые аккорды для укулеле

Аккорды в гавайской четырехструнной гитары подобны обычным классическим гитарным. Ставятся они, путем зажимания определенных струн на различных ладах. Для начала стоит изучить наиболее распространенные и часто используемые аккорды, также пройти обучение по сольфеджио. Изучить и сыграть первые аккорды можно под руководством наставника или даже самостоятельно по самоучителю. К трем “блатным” аккордам относят: Am, Dm, E или Ре-минор, Ля-минор и Ми-мажор. Изучение их, станет первым шагом к мастерству игре на данном музыкальном инструменте.

Список аккордов широк, для начала достаточно изучить базовые, а в дальнейшем можно разобраться с логикой построения аккордов и не заучивать их наизусть. Следующим этапом является изучение аккордов с постановкой «баррэ». Стоит отметить, что на укулеле брать «баррэ» намного легче, чем на шестиструнной гитаре.

Баррэ на укулеле

Немного углубившись в теорию музыки, вы узнаете, что аккорды делятся на: минорные и мажорные.

Мажорные аккорды

Мажорные аккорды состоят из трех компонентом, это: тоника, большая терция и квинта. По-другому, они называются трезвучиями. На гавайской гитаре к ним относят такие как: C, B, F, E, G, A, D.

  • С – один из самых простых мажорных аккордов, ставится путем зажатия первой струны на 3 ладу;
  • В – вариант посложнее, чтобы поставить его необходимо зажать 1 и 2 струну на втором ладу, 3 – на третьем, 4 – на четвертом.
  • F – чтобы зажать, необходимо 2 струну зажать на первом ладу, 4 – на втором;
  • Е – 1 струна на втором ладу, 2, 3 и 4 на 4 ладу;
  • G – 1 и 3 зажимается на втором, а 2 на 3;
  • А – 3 струна на 1, в 4 на 2;
  • D – 2, 3 и 4 на 2 ладу.

Данные аккорды достаточно просты в усвоении и могут быть изучены за несколько дней. Сначала необходимо научится чисто извлекать звуки, без эффектов «дребезжания», а затем, медленно переставлять пальцы, заменяя таким образом аккорды с одного – на другой. После должных тренировок, можно ускорится.

Минорные аккорды

Данные аккорды звучат более «грустными» чем мажорные. В их число входят такие как: Am, Em, Dm, Bm. Как видно по условным обозначениям, в этих трезвучиях присутствует особая минорная терция, из-за которой и называются они таким образом.

  • Am – один из самых простых из всех, ставить палец надо на четвертой струне на 2 ладу;
  • Em – зажимаем 1 струну на втором ладу, 2 – на 3, 3 – на 4;
  • Dm – ставим палец на 2 страну на 1 ладу, 3 и 4 — на 2;
  • Bm – зажимаем 1, 2 и 3 струны на 2, 4 на 4 ладах.

Изучив бои и базовые аккорды уже с лёгкостью можно исполнять большинство песен и музыкальных композиции. Следующим шагом в освоении данного инструмента станет – изучение схем переборов.

Как играть перебором

Перебор является уже более сложным видом звукоизвлечения, так как требует не только чувство ритма, но и отличную мелкую моторику рук. Развивать координацию, технику и постановку пальцев лучше под присмотром педагога на уроках обучения игры на укулеле. Перед тем, как играть перебором необходимо изучить постановку пальцев. Каждый – должен отвечать за определённую струну, также, как и при игре на акустической шестиструнной гитаре. Большой палец – отвечает за басовую четвертую струну. Указательный палец должен дергать третью, вторую – безымянные, а самую тонкую, первую – мизинец.

При первоначальном изучении, возможно пальцы не будут работать, захочется извлекать звуки всего лишь один или двумя пальцами, однако это будет ошибкой.

Рассмотрим схему одного из переборов на примере. Один из самых популярных видов, это четверка. Схема данного вида перебора: 4 – 234123. Цифры – это обозначения струн. 4 – четвертая струна, 3 – третья и так далее. Играется данный перебор с использованием всех пальцев: большой палец дергает 4, затем небольшая пауза, средний палец дергает вторую, указательные палец, большой, мизинец, средний и снова указательный. Вначале будет сложно проконтролировать работу каждого пальца, поэтому стоит начинать в медленном темпе, и с доведением до автоматизма увеличивать скорость. Изучив и отрепетировать как следует данный перебор, вы заметите, что получается ритмичный и красивый музыкальный рисунок.

При игре важно использовать все пальцы, как указано на схеме. Ни в коем случае нельзя дергать струны одним или двумя пальцами, это войдет в привычку, а перестраиваться будет очень тяжело.

Для того, чтобы хорошо научится играть переборами стоит тренировать растяжку пальцев. Самое простое упражнение для пальцев состоит из следующего: необходимо зажать первую струну указательным пальцем, затем вторую средним и так далее до мизинца. Выходит, что звук извлекается из первой струны зажатой от первого до четвертого лада, а затем в обратном порядке. Если все хорошо получается, то зажимайте первую указательным, а мизинцем дотягивайтесь до 6 – 7 лада.

Надеемся, что данное руководство станет для вас первым шагом в изучении замечательного инструмента — укулеле. Если же у вас возникнут вопросы или сомнения — обращайтесь к нашим учителям игры на укулеле. Посетите пробное занятие и убедитесь, что научиться играть на гавайской гитаре легко!

Источник

Читайте также:  Ноты для барабанщика начинающего
Оцените статью