- Аппликатуры аккордов для гитары
- Базовая таблица аккордов:
- Аккорды A (Ля)
- Аккорды C (До)
- Аккорды D (Ре)
- Аккорды E (Ми)
- Аккорды F (Фа)
- Аккорды G (Соль)
- Аккорды H или B (Си)
- Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
- Левая рука: откуда берется звук?
- Как играть на семиструнной гитаре?
- Настройка
- Основы игры
- Рекомендации
- Строго-минорный настрой семиструнки
- Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов
- Первая буква в названии – основной тон
- Дополнительные буквенные сокращения
- Цифры в названии аккордов
- SUS2 и SUS4
- Альтерированные надстройки
- Сокращения «add» и «no»
- Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней
- Дробные аккорды
- Таблица: как записывать и читать основные аккорды
Аппликатуры аккордов для гитары
Базовая таблица аккордов:
Аккорды A (Ля)
Аккорды C (До)
Аккорды D (Ре)
Аккорды E (Ми)
Аккорды F (Фа)
Аккорды G (Соль)
Аккорды H или B (Си)
А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.
Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.
Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.
Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.
Левая рука: откуда берется звук?
При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.
Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.
Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.
Источник
Как играть на семиструнной гитаре?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Семиструнная гитара когда-то имела большое распространение у нас в стране, а её популярность превосходила увлечённость шестиструнным классическим инструментом. В наши дни всё поменялось с точностью наоборот: семиструнку даже в музыкальных магазинах не всегда можно увидеть. Однако всегда имеются желающие научиться играть на гитаре с 7 струнами, которую называют то «русской», то «цыганской». Им в помощь — статья ниже, рассказывающая о настройке этого инструмента и основах игры на нём.
Настройка
В действительности русская и цыганская семиструнки имеют одну и ту же конструкцию, отличаясь лишь своими настройками. Русский строй — соль мажорный (G-строй), а цыганский — соль минорный (Gm-строй). Это следует рассмотреть подробней.
Аккорд струн русского строя выглядит следующим образом, если начинать от самой толстой – 7-й – струны: D-G-B-D-G-B-D.
То же самое на нотном стане и табулатуре:
Действительное звучание любой струны гитары — на октаву ниже от указанного на нотном стане. Например, седьмая струна на нотоносце обозначена нотой «ре» малой октавы, но звучит на самом деле нотой «ре» большой октавы. Немного, конечно, запутано, однако решение о такой записи было принято с целью облегчить чтение нот с листа музыкантом.
В случае, если бы запись гитарных мелодий в скрипичном ключе вести в реальном звучании, большинство партий находились бы в очень низком регистре нотоносца со множеством дополнительных линеек.
Но особенно задумываться над тем, как звучат струны, не следует. Вся нотная литература для гитары транспонирована от оригинала на октаву выше, поэтому условно можно считать, что этот инструмент звучит именно так, как написано в нотах. А в тех случаях, когда нужно будет играть мелодию с партитуры другого музыкального инструмента, звучание которого совпадает с нотацией указанной высоты, придётся самостоятельно корректировать звуки на октаву выше.
Открытые струны цыганской гитары настраиваются немного иначе: D-G-Bb-D-G-Bb-D. То есть здесь понижены на полутон вторая и пятая струны: в русском строе они были «си», в цыганском стали «си-бемоль». Тональность аккорда соль сменилась с мажора на минор.
На нотном стане и табулатуре цыганский строй семиструнки выглядит так:
Занятия по обучению или игре на семиструнной гитаре должны всегда начинаться с обязательной проверки и корректировки соответствия настройки струн инструмента на стандартные звуки. Настройку можно проводить разными способами:
- на слух, что сделать невозможно начинающим обучение;
- по камертону, настроенному на звук «ля» первой октавы;
- по другому настроенному музыкальному инструменту (фортепиано, гармошка, аккордеон, мандолина и так далее);
- по электронному тюнеру;
- с помощью компьютерной программы.
Для тех, кто решил освоить игру на семиструнке самостоятельно, самыми верными способами её настройки являются два последних: электронный тюнер из магазина по продаже музыкальных инструментов или программа-настройщик, позаимствованная в интернете бесплатно.
Принципы действия этих цифровых устройств практически одинаковые, а их интерфейс понятен будет каждому. Они улавливают звук струны, определяют его высоту и подсказывают посредством индикатора, подтянуть либо ослабить струну до нужной частоты колебания. А символы обозначения звуков у них те же, что указаны выше: D-G-B-D-G-B-D (или несколько иначе).
Настройки на слух или по другим инструментам можно производить уже после приобретения некоторого опыта игры на инструменте. При этом не нужно забывать, что гитара звучит на октаву ниже. Поэтому при настройке, например, первой струны по фортепиано следует нажимать на клавишу «ре» первой октавы, добиваясь подкруткой соответствующего колка на гитаре, чтобы первая струна звучала в унисон (одинаково) со звуком этой клавиши.
Основы игры
Обучение игре на 7-струнной гитаре имеет свою специфику, отличной от других видов гитар. Где-то оно сложней, что объясняется большим количеством струн, нежели у классической либо акустической шестиструнной гитары, а где-то, наоборот, легче, если учесть её открытый строй. Приём баррэ на семиструнке также выполнить тяжелей (струн слишком много), если сравнивать с классическим инструментом. Немало неудобств создаёт и более широкий гриф русской гитары.
Важно помнить: на русской гитаре играть следует только с использованием металлических струн. Нейлоновые звучат плохо, тихо (особенно первые две), сустейн не тот, который нужен семиструнке, и романтизм пропадает.
Для начинающих с нуля гитаристов можно порекомендовать следующий порядок изучения основ игры на инструменте.
- Освоить правильную посадку с инструментом и оптимальное расположение рук. Это можно сделать с помощью обучающей литературы — соответствующих школ и самоучителей. В них же узнать о том, что означает аппликатура и как обозначаются пальцы обеих рук и струны.
- На открытых струнах научиться действовать пальцами правой руки. То есть овладеть приёмами щипкового (безопорного) и скользящего (с опорой на соседнюю струну) ударов, несколькими простыми видами переборов, отдельной игрой большим пальцем, переменной игрой на одной струне соседними пальцами. Одновременно с этим изучать нотную грамоту, иначе учение дастся с трудом. Вот ноты и табы несколько таких упражнений:
- Изучить несколько хроматических упражнений с применением пальцев левой руки.
- Начать осваивать нетрудные гаммы в пределах двух октав в одной позиции. Учитывая открытый строй гитары, это можно делать в одной позиции. Первым таким упражнением будет гамма ре мажор:
- Играть несложные переборы (арпеджио) со сменой простых аккордов, в которых присутствуют открытые струны. Например, восходящий перебор, нисходящий и смешанный с участием баса и трёх самых тонких струн.
- Изучить несколько аккордов на примере щипкового вальсового боя. Например, аккорды C, Dm и Am. Вальсовый бой играется так: бас играет большой палец, а два аккорда друг за другом играют одновременными щипками соответствующих струн указательный, средний и безымянный пальцы правой руки.
На этом можно считать «курс гитариста с нуля» законченным. Далее всю пройденную базовую технику нужно будет совершенствовать и развивать в сочетании со сложными техническими приёмами игры на гитаре.
Рекомендации
Вот что можно порекомендовать новичкам гитары:
- изучая игру на инструменте, сразу же освойте музыкальную грамоту;
- не игнорируйте рекомендуемую профессионалами посадку с гитарой: она отработана многими поколениями исполнителей до идеала, удобна и практична, избавит от утомляемости;
- для детей лучше использовать кварт- или квинт-модели семиструнок, которые имеют меньшие размеры инструмента;
- уроки с преподавателем нужно проводить не менее 1-2 раз в неделю, а самостоятельно заниматься — ежедневно.
преподаватель игры на музыкальных инструментах
Источник
Строго-минорный настрой семиструнки
Применяемые здесь термины и обозначения см. в разделе «Немного квази-теории».
Видеофайлы аппликатур и примеры их применения в конкретных песнях см. ниже.
Скачать это «предисловие»: 7strings_pure_minor
Для меня игра на гитаре — это аккомпанемент к смысловЫм (т.е. не-плясовЫм) песням.
Когда я увидел, что для этой цели семиструнка лучше шестиструнки (с которой я начинал), я стал переходить на классическую, строго-мажорную, семиструнку.
Шестиструнка моя конструктивно была семистрункой с шестью струнами (тогда продавались только семиструнки).
Возвращая седьмую струну, я подумал: а почему, собственно, выводить на открытые струны именно первое обращение мажорного трезвучия?
Стал пробовать самые разные варианты, смотря, как преобразуются аппликатуры аккордов, оценивая преимущества и недостатки, что лично мне удобно и т.п.
Промежуточным финишем было решение иметь на первых трёх открытых струнах первое обращение минорного трезвучия, а 4-ю струну на октаву ниже 1-й.
В этом обращении мне очень нравится звук аккорда Zm2 с 2 на 3-й струне; здесь удобен Zm7 и др.; при этом неплохи возможности и по Z.
Во втором обращении Zm не очень удобен, труден Zm9, но хорош Zm6 с 6 на 4-й струне. Удобны Z, Z7+, Z9-, Z7, Z6 и Z69, легко берётся Z(m)4.
В третьем обращении Zm тоже не очень удобен, но неплохи варианты Zm6, ярок Zm7 и особенно Zm79 и др. Богаты Z, Z5+, Z6, Z7, Z79 и др.
Удобно берётся dim, удобен переход на него с соответствующего Zm6 второго обращения.
Что лучше иметь 6-ю струну на октаву ниже 3-й, а 7-ю — на октаву ниже 4-й, это выяснилось быстро.
Оставался вопрос с 5-й струной; в итоге я стал настраивать её тоже на октаву ниже 2-й:
* это даёт сочную большую терцию на открытых 4-й и 5-й струнах в аккорде B (если на открытых — Gm);
* при этом 5-я струна отлично ложится в мажорные аккорды второго и третьего обращений
* удобны басы второго обращения Z
* удобно берётся увеличенный аккорд, ярко звучит на пяти струнах, с 1-й по 5-ю.
* в Cm открытая 5-я струна даёт красивую 7-ку в басах
* удобно берётся красивый аккорд Z79- третьего обращения (и на мажорке, и на шестёрке такой взять в общем случае невозможно)
* очень удобен и красив переход с третьего обращения Z79 во второе обращение соответствующего мажорного-69.
Итак, получилось то, что я называю «строго-минорной семистрункой»:
* на первых трёх струнах первое обращение минорного трезвучия
* то же самое, но на октаву ниже, на 4-й, 5-й и 6-й струнах
* 7-я струна на октаву ниже 4-й.
В «минорных» гармониях мне удобно начинать с аккордов Bm, Cm, Dm, Gm, реже — с Am, Em, Hm и др.
В «мажорных» — с B, D#, F, G, реже — с C, D и др.
Вообще говоря, на открытых струнах не обязательно должен быть именно Gm.
Если это будет, напр., G#m, то с точки зрения поющего и аккомпанирующего, почти ничего и не изменится.
Главное, что двигаясь от 1-й струны к 7-й, проходим: большую терцию, малую терцию, кварту, большую терцию, малую терцию, кварту.
Но я придерживаюсь Gm на открытых струнах.
К слову, по аналогии со строго-мажорной семистрункой, можно было бы подумать о таком ансамбле: прима-гитара, терц-гитара и кварт-гитара, но строго-минорные.
Также интересен был бы такой ансамбль: строго-мажорная и строго-минорная семиструнки — они бы дополняли друг друга.
Источник
Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов
Буквенно-цифровая система – способ обозначения аккордов при помощи латинских букв, цифр и специальных знаков. Этим символьным набором в названии аккорда указывается вся необходимая информация о его строении. От какой ноты построен, к какому типу аккордов относится (мажорный, минорный, уменьшённый, септаккорд и т.д.), какие ступени добавлены, альтерированы (повышены или понижены).
Например, C – до мажор, Am – ля минор, E7#9 – ми мажор септаккорд с повышенной 9-ой ступенью, Bb13 – терцдецимаккорд от ноты си-бемоль и др.
Система предназначена не только для шестиструнной гитары, для фортепиано, но и для других музыкальных инструментов.
А вот так выглядит буквенно-цифровое обозначение аккордов в различных вариантах записи аккомпанемента:
Над словами песни:
Ритм-партия в виде слэш-нотации:
Аккорды дополнительно обозначены в нотах и табулатуре для гитары:
Над нотами мелодии указаны аккорды аккомпанемента:
Далее в статье: подробно изучим буквенно-цифровые обозначения, как посредством этой системы записываются названия простых и сложных аккордов.
Если вы хотите больше узнать о строении сложных аккордов с надстройками, ознакомьтесь с этой статьёй (в картинках, сетки, чтобы показать пальцовку; как построить – ноты, схемы).
Первая буква в названии – основной тон
Большой латинской буквой в названии обозначается основной тон, нота, от которой построен аккорд.
Для каждой ноты соответственно своя буква:
Для обозначения повышенных/пониженных звуков на полтона используются знаки альтерации, как и в нотах.
«Диез» (#) или «бемоль» (b) добавляется после большой буквы, обозначающей ноту.
Также для любого альтерированного звука в названии два вида записи – диезный или бемольный. В зависимости от используемой тональности (с # или b в ключе).
В некоторых странах, например в Германии, Польше, России, для обозначения ноты «си» может использоваться буква «H». А буква «B» в этом альтернативном варианте – это звук си-бемоль.
Так что, когда будете разучивать какой-либо аккомпанемент на гитаре, обязательно принимайте во внимание эту особенность.
1 вариант:
2 вариант:
Обязательно выучите наизусть ноты буквенными обозначениями. В том числе, и два варианта для нот «си» и «си-бемоль».
Дополнительные буквенные сокращения
Дополнительные буквенные сокращения указывают тип аккорда. Добавляются к латинской большой букве (основному тону).
Через запятую аналог сокращения в виде специального символа. Также распространённый вид «компактной» записи.
Названия аккордов и их обозначения:
- m, «–» – минорный
- m Ø – полууменьшенный септаккорд
- dim, ° – diminished – уменьшённое трезвучие
- aug, + – augmented – увеличенное трезвучие
- maj, Δ – major – большой септаккорд (большая септима к мажорному или минорному аккорду)
- sus – suspended – «задержанный», или аккорд с задержанием
Для обозначения мажорных аккордов (без надстроек) не используются дополнительные буквенные сокращения и спецсимволы. Они записываются только большими латинскими буквами (по основному звуку).
Например, C – до мажор, Eb – ми-бемоль мажор, A# – ля-диез мажор, F – фа мажор и т.д.
Цифры в названии аккордов
Цифры – это добавляемые ступени, надстройки. В названии аккорда выписываются после буквенного обозначения.
Расшифровка цифрового обозначения:
- 5 – чистая квинта
- 6 – большая секста
- 7 – малая септима
- maj7 – большая септима
- 9 – большая нона
- 11 – чистая ундецима
- 13 – большая терцдецима
Примеры записи: C13, Amaj7, Bm9, Eb6, Fm11
По надстройке в названии можно определить, какой это тип аккорда: 6 – секстаккорд; 7 – малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд; maj7 – большой мажорный септаккорд, m7 – малый минорный септаккорд, 9 – нонаккорд и т.д.
SUS2 и SUS4
Для задержанных аккордов цифра с приставкой «sus» указывает, какая ступень вместо терцового тона в аккорде:
- sus2 – вместо терции 2-ая ступень, большая секунда (тоника + большая секунда (2) + чистая квинта)
- sus4 – вместо терции 4-ая ступень, чистая кварта (тоника + чистая кварта (4) + квинта).
Альтерированные надстройки
Альтерированные добавляемые ступени в названии аккорда указываются с соответствующими знаками альтерации:
- #, или «+» – повышенная на полтона ступень.
- b, или «–» – пониженная на полтона ступень.
Надстройки с обозначениями:
- b5/#5 (-5/+5) – пониженная/повышенная 5-ая ступень аккорда
- b9/#9 (-9/+9) – пониженная/повышенная 9-ая ступень
- b13 – пониженная 13-ая
- #11 – повышенная 11-ая
Сокращения «add» и «no»
Если добавляемая надстройка с сокращением «add» в названии, к трезвучию (мажорному или минорному) добавляется только указанная ступень.
Например, С add9 – к до мажору добавляется только 9-ая (нона).
А вот если обозначение С9 (без add) – тогда это уже полный нонаккорд: мажорное трезвучие + 7-ая ступень (малая септима) + 9-ая (нона).
«no5» в названии – в составе аккорда опускается квинта, т.е. без 5-ой ступени.
Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней
Если в аккорде несколько надстроек, они выписываются подряд в названии после большой буквы (тоники), или после маленькой буквы «m» (в минорном аккорде).
Варианты оформления:
В строку: Cmaj9#11, F13b9, Fm9
Как индекс: E 7#9 , F #5b9 , Am 9
Две неальтерированные ступени записываются через косую черту (слеш): C6/9, D9/11
В названии большого минорного септаккорда надстройка «maj7» записывается обычно в скобках: Bm (maj7), Abm (maj7)
Если большой мажорный септаккорд с добавляемой ступенью (9, 11 или 13), в названии к тонике добавляется только приставка «maj» (имеется в виду большая септима) и надстройка. Cmaj9, Ab maj13 и др.
Дробные аккорды
Если самый низкий звук (в басу) аккорда не тоника, а другая нота, для названия используется дробный формат записи.
Такие аккорды ещё называют «дробными», «с дробью» или «аккорды с дополнительным басом».
Первая часть названия – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе. А вторая часть – через косую черту указывается нота большой латинской буквой, которая должна звучать в басу аккорда (его самый низкий звук).
Давайте в качестве примера разберём несколько названий аккордов с дробью (нотное обозначение баса через «/»):
- Am/G – Ля минор с соль в басу
- С/B – До мажор с си в басу
- E7/G# – Ми мажор септаккорд с соль-диез в басу
В аппликатурах для 6 струнной гитары басовая нота дробного аккорда обычно берётся на 6-ой, 5-ой или 4-ой струне.
Таблица: как записывать и читать основные аккорды
Таблица с информацией по каждому обозначению – список аккордов и их названия:
- 1 столбец – «Обозначение» – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе, через запятую другие варианты обозначения для аккорда.
- 2 столбец – «Название» – название аккорда (в скобках второй вариант названия)
- 3 столбец – «Строение аккорда по интервалам» – звуки аккорда в виде интервальной схемы.
В схемах (3-ем столбце) интервалы обозначены цифрами. Повышенные и пониженные ступени указаны с соответствующими знаками альтерации (b и #). 3 – большая (мажорная) терция, b3 – малая (минорная) терция, b7 – малая септима, maj7 – большая септима.
Подчёркнутые ступени (цифры в схеме с нижним подчёркиванием) можно пропустить при построении аппликатур сложных аккордов на 6 струнной гитаре.
Иногда сыграть все тона аккорда на 6 струнах довольно сложно или просто невозможно (когда аккорд состоит из 7 звуков). И в таком случае убираются ступени, без которых аккорд всё равно сохраняет свою окраску. Довольно часто пропускается квинта (5). А в аккордах с 11-ой, 13-ой ступенями – ещё и нона (9).
Например, maj9: 1 – 3 – 5 – maj7 – 9
Квинту (5) можно пропустить (цифра подчёркнута в схеме). Фактически для построения аккорда на грифе можно использовать звуки – 1 – 3 – maj7 – 9
Таблица поможет вам не только в расшифровке буквенно-цифровых обозначений, но и в построении простых и джазовых аккордов.
На сегодняшний день буквенно-цифровое обозначение аккордов – общепринятый стандарт. В джазе, блюзе, роке и других музыкальных жанрах. Для начинающих гитаристов рекомендуется к изучению в обязательном порядке. Сразу, конечно, не обязательно заучивать все какие есть аккорды. Можно начать с обозначения минорных, мажорных аккордов, септаккордов и секстаккордов. И затем уже постепенно продвигаться дальше – осваивать более сложные аккорды с надстройками.
В любом онлайн-песеннике, в табах, нотах, учебниках наверняка вы увидите аккомпанемент, записанный в буквенно-цифровой системе. Научитесь читать, понимать эти обозначения. Это несложно. И всегда пригодится – в любой гитарной практике.
Источник