Аппликатура диатонических ладов для гитары

Натуральные лады в музыке

Во второй части статьи об основах теории музыки мы познакомились с понятием лада и тональности. Узнали, что такое звукоряд и гамма, рассмотрели два самых распространенных лада: мажорный и минорный. В этой статье речь пойдет о других разновидностях ладов, также применяемых в современной музыке. Они имеют свои отличительные черты и нюансы звучания.

Виды натуральных ладов

Натуральный (диатонический) лад — это семиступенный звукоряд, имеющий структуру мажорной гаммы, тоникой которого является одна из ее ступеней.

Теперь разберемся, что это значит. За основу основ возьмем мажорную гамму. Напомню ее формулу: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 . Для удобства возьмем тональность До мажор (C). Гамма будет выглядеть следующим образом: C D E F G A B. Теперь, если принимать поочередно за тонику каждую ступень этой гаммы, мы получим эти самые натуральные лады:

  1. C D E F G A B — ионийский лад или натуральный мажор;
  2. D E F G A B C — дорийский лад;
  3. E F G A B C D — фригийский лад;
  4. F G A B C D E — лидийский лад;
  5. G A B C D E F — миксолидийский лад;
  6. A B C D E F G — эолийский лад или натуральный минор;
  7. B C D E F G A — локрийский лад.

Формулы этих ладов приведем в таблице:

Название лада Формула
Ионийский б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
Дорийский б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Фригийский м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Лидийский б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2
Миксолидийский б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Эолийский б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Локрийский м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2
Читайте также:  Активная бас гитара ibanez

Все эти лады по характеру звучания будут являться либо мажорными либо минорными, кроме локрийского лада. Если основа лада — мажорное трезвучие, то лад будет мажорным, а если минорное , то минорным. Исключение — локрийский лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие.

Аппликатуры всех натуральных ладов на грифе гитары представлены на рисунке. Сверху располагаются мажорные лады, а снизу минорные. А локрийский стоит отдельно.

Характерные ступени

Давайте же теперь разберемся, какие именно ноты придают тому или иному ладу свое характерное и узнаваемое звучание. Для каждого лада эти ноты свои. Начнем, пожалуй, с мажорных. Приведенные ниже производные, отличаются от натурального мажора всего одной ступенью, которая и будет характерной.

  • Лидийский мажор — лидийская кварта или четвертая повышенная ступень;
  • Миксолидийский мажор — миксолидийская септима или седьмая пониженная ступень.
  • Дорийский минор — дорийская секста (вторая ступень, повышенная относительно эолийского);
  • Фригийский минор — фригийская секунда (вторая ступень, пониженная относительно эолийского).

Ну а для локрийского лада, главная «фишка» это уменьшенное трезвучие в основе.

Параллельные тональности

Вы наверно уже заметили, что примеры диатонических ладов, указанные в начале статьи, все имеют одинаковый набор нот, только меняется тоника. Если взять какой-либо мажорный лад, то ему будет соответствовать минорный с таким же набором звуков. Такие тональности называются параллельными.

Параллельные тональности — парные тональности мажора и минора, имеющие одинаковый набор нот.

Чтобы определить какая тональность будет параллельной для мажора, нужно отсчитать от ее тоники малую терцию вниз (или 3 лада влево).

  • Эолийский параллелен ионийскому;
  • лидийский — дорийскому;
  • фригийский — миксолидийскому.

Источник

Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов:

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2. Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3. Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4. Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5. Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6. Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Отличный(как и все остальные)урок!

Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?

все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать

вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.

В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:

иди-учи матчасть патом бирись за лады

И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?

Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон

Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.

Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.

Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.

Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.

Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .

У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?

Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.

Соль диез это 4й лад шестой струны

Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.

Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .

Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.

А просто с нуля — это по CAGED системе.

И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.

Источник

Создаем мелодию. Часть 3 – диатонические лады.

Диатонические лады
Сегодня я расскажу, как много красок кроется в семи нотах.

Будет очень классно, если у вас есть музыкальный инструмент – пианино, миди-клавиатура, гитара, да хоть баян. Если же нет, сойдет какой-нибудь софт, где можно писать музыку.

Ниже я покажу 7 диатонических ладов.

Диатонический лад – лад, который может быть построен на ступенях натурального мажора.

Желательно, чтобы в каждом ладу вы наиграли/насочиняли по несколько мелодий для того, чтобы понять их, «достать» из них характерные им эмоциональные оттенки.

Ионийский мажор (натуральный мажор)
Итак, садимся за музыкальный инструмент, или открываем пиано ролл вашей DAW, гитар про или что у вас есть, и вспоминаем предыдущий материал, где мы знакомились с ионийским ладом (натуральным мажором). Вот его строение:


А так звучит мелодия, написанная в этом ладу (из предыдущей статьи):

m3.mp3
Как можно охарактеризовать настроение, передаваемое этой мелодией? Твердое, уверенное – вот первые образы, возникшие голове. Попробуйте наиграть/сочинить свою мелодию в ДО-мажоре, руководствуясь материалом прошлой статьи, и прочувствовать настроение ионийского лада, «достать» из него те или иные характерные ему эмоциональные оттенки.

Готово? Ок, идем дальше. Вспомним, как располагаются ноты ДО-мажорной гаммы на клавиатуре пианино:


А что, если принять за тонику третью ступень, ноту МИ? Тогда мы получим другой лад – фригийский минор .

Фригийский минор
Его устройство таково: полутон | тон | тон | тон | полутон | тон | тон .


Как изменится настроение? Ведь ноты мы оставили те же, поменяли лишь тонику. Давайте сыграем сначала восходящую и нисходящую последовательность звуков фригийского минора, а затем послушаем мелодию в этом ладу:

frygian_minor.mp3
А изменилось оно глобально – вместо уверенности и твердости появилась легкая грусть, холод . Да, этот лад имеет холодное звучание из-за малой секунды между первой и второй ступенью.

Попробуйте сыграть/сочинить что-либо и в этом ладу.

***
Так образуются все производные от натурального мажора лады. И почти все они имеют два «настроения» (наклонения):

* Мажор – просветленное, радостное
* Минор – помраченное, грустное

Кстати говоря, мажор и минор – не значит «веселый» и «грустный». На самом деле «мажор» означает «большой», а минор – «малый» (что, в принципе, логично).

Дорийский минор
Теперь примем за тонику вторую ступень натурального мажора, и получим дорийский минор .


Так он устроен: тон | полутон | тон | тон | тон | полутон | тон .

Послушаем, как он звучит:

dorian_minor.mp3
Не смотря на то, что это минорный лад, в нем слышится некая «просветленность» из-за того, что между 5-й и 6-й ступенью расстояние в 1 тон.

Лидийский мажор
Он образуется от четвертой ступени натурального мажора, и имеет структуру:

тон | тон | тон | полутон | тон | тон | полутон


Звучит он так:

lydian_major.mp3
Имеет ярко выраженное мечтательное настроение из-за того, что начинается с трех тонов – таким образом, между тоникой и 4-й ступенью образуется увеличенная кварта (или, как ее еще называют, тритон). Сама по себе звучит она страшно, настолько страшно, что в средневековье была какое-то время запрещена. Однако в лидийском ладу она дает совсем другой эмоциональный окрас.

Миксолидийский мажор
Образуется от 5-й ступени натурального мажора, и имеет такое строение:

тон | тон | полутон | тон | тон | полутон | тон


От натурального мажора он отличается лишь пониженной 7-й ступенью – т.е. тут между 7-й ступенью и тоникой расстояние 1 тон, а не полутон.

myxolidanian_major.mp3
Если ионийский лад больше выражает твердость и уверенность, чем радость, миксолидийский наоборот – больше выражает радость, чем уверенность.

Эолийский минор (натуральный минор)
Строится от 6-й ступени натурального мажора и имеет структуру:

тон | полутон | тон | тон | полутон | тон | тон


aeolian_minor.mp3
Есть в нем грусть, лиричность – в самый раз под музыку в натуральном миноре рассказывать какие-нибудь поучительные истории с плохим концом )

Локрийский лад
Он строится от 7-й ступени натурального мажора:


Строение его таково: полутон | тон | тон | полутон | тон | тон | тон

В отличие от остальных диатонических ладов локрийский лад не имеет ни мажорного, ни минорного наклонения, т.к. его 1, 3 и 5 ступени образуют уменьшенное трезвучие (о трезвучиях расскажу ниже).

lokrian.mp3
По настроению он чем-то похож на фригийский лад из-за пониженной 2-й ступени. Однако не передает ощущение легкости, некого печального величия из-за пониженной 5-й ступени. Она окрашивает его в тяжелые, мрачные тона.

Параллельные лады
Каждый мажорный лад имеет параллельный минорный, тоника которого расположена терцией ниже. Вот эти лады:

* Ионийский мажор – Ионийский минор
* Лидийский мажор – Дорийский минор
* Миксолидийский мажор – Фригийский минор

Немного о трезвучиях (забегая вперед)
Хм… Да, забегу вперед – как вообще понять, мажорный лад, или минорный? И что такое трезвучие?

Википедия нам говорит:

Трезвучие – аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Что такое аккорд? Опять же, Википедия дает удобное определение:

Аккоорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых одновременно.

Надо обратить внимание на то, какое трезвучие будет образовывать 1, 3 и 5 ступень лада – мажорное или минорное.

* Если между 1й и 3й ступенью малая терция , а между 3й и 5й – большая , получится минорное трезвучие :

m3-b3.mp3
Тогда и лад будет минорный.

* Если же наоборот – между 1й и 3й ступенью большая терция , а между 3й и 5й малая , выйдет мажорное трезвучие :

b3-m3.mp3
В таком случае лад будет мажорным.

Также есть уменьшенное трезвучие , состоящее из двух малых терций:

m3-m3.mp3
И увеличенное трезвучие , состоящее из двух больших терций:

b3-b3.mp3
Для наглядности я сделал таблицу с трезвучиями.

Эпилог
Сегодня мы познакомились с 7 диатоническими ладами:

1. Ионийский мажор (натуральный мажор)
2. Дорийский минор
3. Фригийский минор
4. Лидийский мажор
5. Миксолидийский мажор
6. Эолийский минор (натуральный минор)
7. Локрийский лад (без мажорного или минорного наклонения)

* Почти все диатонические лады имеют мажорную или минорную наклоненность.
* Каждый лад имеет свой эмоциональный оттенок.
* Каждый мажорный лад имеет параллельный себе минорный лад.
* Определить наклоненность лада можно, определив, какое трезвучие образует его 1, 3 и 5 ступени.

На этом тему завершаю. В следующей статье поговорим о третьем «ките» музыки – основах гармонии…

Источник

Оцените статью