- Аппликатура
- Содержание
- Факторы, определяющие удобство
- Стандартная аппликатура
- Аппликатурные соответствия
- Клавишные инструменты
- Струнные смычковые инструменты
- Ссылки
- Смотреть что такое «Аппликатура» в других словарях:
- Что такое гаммы, для чего они и как их играть?
- Зачем нужно играть гаммы
- Аппликатура
- Виды гамм
- Прямая гамма
- Расходящаяся гамма
- Гамма в терцию
- Гамма в сексту
- Гамма в дециму
- Гаммы развивают
- С какой гаммы начать
- Мажорные гаммы
- Минорные гаммы
- Гармонический минор
- Мелодический минор
- Хроматическая гамма
- Арпеджио
- Короткие арпеджио
- Длинные арпеджио
- 11 Арпеджио
- Из чего состоят 11 арпеджио:
- Двойные терции
- Как заниматься
- Также полезно играть разными штрихами
- Использовать разную динамику
Аппликатура
Аппликатура (нем. Applikatur , от лат. applico — прикладываю, прижимаю) — способ переборки пальцев на музыкальном инструменте; расстановка, постановка пальцев. Также обозначение этой расстановки в нотах с помощью цифр или иным способом.
Аппликатура часто писалась автором и указывалась в авторских текстах. Шопен, например, был пианистом, поэтому в своих фортепианных произведениях (а, как известно, он писал в основном только для фортепиано) он всегда указывал свою аппликатуру, которая часто была настолько удобной, что последующим редакторам не было необходимости предлагать свой вариант.
Содержание
Факторы, определяющие удобство
1. Очевидно, что аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Она зачастую определяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые для выразительности произведения. Одна и та же музыкальная фраза может играться различными пальцами, если она является частью разных произведений.
2. Лучше, если аппликатура указывается успешным исполнителем данного музыкального произведения, нежели автором, и именно для конкретного инструмента, так как только в этом случае можно гарантировать, что она будет удобна. Например, аппликатура одного и того же произведения может быть разной — на фортепиано, на аккордеоне и даже синтезаторе. Это зависит прежде всего от положения клавиатуры (горизонтальная, вертикальная, неподвижная или нет) и от размера клавиш.
3. Нельзя отрицать и индивидуальные особенности исполнителей. В то время как музыканту с длинными пальцами (каким, например, был Бетховен) удобно сыграть далёкие звуки соседними пальцами, другому это сделать оказывается невозможным. Поэтому идеально, когда исполнитель создаёт аппликатуру «под себя».
Стандартная аппликатура
В некоторых случаях ту или иную аппликатуру, используемую большинством исполнителей конкретного произведения, либо одного из его частей или отрывков, называют стандартной. В редких случаях (особенно в оркестровой музыке) встречаются фрагменты, где ввиду особенности нотного письма или сложности музыкального материала, принято использовать фиксированную аппликатуру, позволяющую добиться нужной совместности и слаженности исполнения. Ярчайший пример — соло альтовой группы в Симфонии №5 Дмитрия Шостаковича.
Аппликатурные соответствия
Человек, умеющий играть на фортепиано, может неправильно трактовать для себя аппликатуру в скрипичных нотах, так как нумерация пальцев на клавишных инструментах начинается с большого пальца (задействует все 5 пальцев руки), а на струнных — с указательного (задействует только 4 пальца левой руки)!
Клавишные инструменты
Фортепиано, клавесин, челеста, баян, орган, синтезатор и т.п.
- большой палец — «1»
- указательный палец — «2»
- средний палец — «3»
- безымянный палец — «4»
- мизинец — «5»
Струнные смычковые инструменты
Скрипка, альт и некоторые их родственники
- большой палец левой руки — не участвует в процессе нажатия на струну
- указательный палец — «1»
- средний палец — «2»
- безымянный палец — «3»
- мизинец — «4»
Виолончель, контрабас, их родственники и некоторые др.
- большой палец левой руки («ставка») — значок, похожий на «0» или «Φ», в зависимости от трактовки издательства
- указательный палец — «1»
- средний палец — «2»
- безымянный палец — «3»
- мизинец — «4»
Ссылки
- Аппликатура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Аппликатура — статья из Большой советской энциклопедии
Современная музыкальная нотация | |||
---|---|---|---|
Нотный стан | Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Аппликатура» в других словарях:АППЛИКАТУРА — (от лат. applicare употреблять, класть на что нибудь). Порядок размещения пальцев при игре на музыкальном инструменте. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АППЛИКАТУРА от лат. applicare, употреблять,… … Словарь иностранных слов русского языка АППЛИКАТУРА — (от лат. applico прижимаю прикладываю), способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа в нотах. Выбор аппликатуры связан с интерпретацией сочинения … Большой Энциклопедический словарь АППЛИКАТУРА — жен., лат., муз. способ переборки пальцев на музыкальном орудии; расстановка, постановка пальцев; | на скрипке: спуск всей кисти вниз по ручке (грифу). Аппликатурный, к ней относящийся; аппликатурщик муж. знаток этого дела. Апплике ср., нескл.,… … Толковый словарь Даля аппликатура — сущ., кол во синонимов: 1 • указание (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов Аппликатура — (от лат. applico прикладываю, прижимаю; англ. fingering; франц. doigte; итал. digitazione, diteggiature; нем. Fingersatz, Applikatur) способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на муз. инструменте, а также обозначение… … Музыкальная энциклопедия аппликатура — ы; ж. [итал. applicatura]. Муз. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа в нотах. Расставить аппликатуру. * * * аппликатура (от лат. applico прижимаю, прикладываю), способ… … Энциклопедический словарь Аппликатура — (нем. Applikatur, от лат. applico прикладываю, прижимаю) способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. А. называется также и обозначение этого способа в нотах. Выбор А. составляет важную сторону… … Большая советская энциклопедия Аппликатура — так называется в музыке установка пальцев на клавишных и струнных инструментах. Играть на скрипке в А. значит играть в более высокой позиции (см. это сл.), чем простая, или первая по порядку скрипичной школы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Аппликатура — ж. 1. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. 2. Цифровое обозначение в нотах такого способа расположения и порядка чередования пальцев. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой аппликатура — аппликатура, аппликатуры, аппликатуры, аппликатур, аппликатуре, аппликатурам, аппликатуру, аппликатуры, аппликатурой, аппликатурою, аппликатурами, аппликатуре, аппликатурах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов Источник Что такое гаммы, для чего они и как их играть?Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав. Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:
А это гамма Ля-минор (натуральный вид): Зачем нужно играть гаммыСколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение. Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине. Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов. Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда. Этюд что надо 71 Слишком быстро 6
АппликатураЧтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый. Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните: Виды гаммКак мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого. Прямая гаммаИтак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву. Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой. Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.
Расходящаяся гаммаСледующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:
Гамма в терциюГамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве. Гамма в секстуГамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми. Гамма в децимуГамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До. Гаммы развивают
С какой гаммы начатьРазумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей. Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы. Мажорные гаммыВ академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.
Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез… Минорные гаммыЕсли мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют. В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды. Гармонический минорВ гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так: Мелодический минорВ гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:
Хроматическая гаммаХроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:
АрпеджиоАрпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди. Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их. Короткие арпеджиоДлинные арпеджио
Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд. 11 Арпеджио11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит: Из чего состоят 11 арпеджио:Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие Арпеджио 2 — минорное трезвучие Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд Арпеджио 4 — минорный секстаккорд Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд Арпеджио 7 — доминантсептаккорд Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд Арпеджио 9 — терцквартаккорд Арпеджио 10 — секундаккорд Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд Двойные терцииДвойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму: Как заниматься
Также полезно играть разными штрихами
Использовать разную динамику
Отличная статья 71 Бесполезная статья 6 Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас. Надеюсь, статья оказалась вам полезной и теперь вы знаете, что такое гаммы и какими они бывают. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте , где много интересного! А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский Источник |