10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий
Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.
В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.
Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!
1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор
| iim7 | V7 | Imaj7 | %
Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.
Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.
Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C .
2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»
| Imaj 7 vim 7 | iim 7 V 7 | iiim 7 VI 7 | iim 7 V 7
| Cmaj7 Am7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Dm7 G7
Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I’ve Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.
Список стандартов, которые используют данную прогрессию.
Moose the Mooche Pat Metheny
Shaw Nuff Barney Kessel
Cheek to Cheek George Van Eps
Mean to Me Barney Kessel
Isn’t It Romantic Tal Farlow
Long Ago and Far Away Earl Klugh
Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.
Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.
3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия
| Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7
| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7
Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.
How High the Moon Joe Pass
Tune Up Wes Montgomery
Cherokee Tal Farlow
Joy Spring Joe Pass
One Note Sambe Charlie Byrd
Solar Pat Metheny
Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия — это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.
Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.
Далее приведены два примера того, как ты можешь отрабатывать эту прогрессию.
4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7
| Imaj 7 # I °7 | iim 7 # II °7 | iiim 7 VI 7
| Cmaj7 C#°7 | Dm7 D#°7 | Em7 A7
Cherokee Tal Farlow
Have You Met Miss Jones Kenny Burrell
Joy Spring Joe Pass
But Beautiful Lenny Breau
Ain’t Misbehavin’ Django Reinhardt
Аккорд Dim7 используется для соединения аккордов Imaj7 и iim7, а также iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.
Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.
Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.
5. Прогрессия «Take the A Train»
| Imaj7 | % | II7 | % | iim7 | V7 | Imaj7 | %
| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %
Take the ‘A’ Train George Benson
The Girl from Ipanema Charlie Byrd
Desafinado Charlie Byrd
Mood Indigo Kenny Burrell
Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.
Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.
Ниже приведены два примера данной прогрессии.
6. Прогрессия от I к IV
| Imaj 7 | ( iim 7 V 7) | IVmaj 7
| Cmaj 7 | Gm 7 C 7 | Fmaj 7
Satin Doll Tal Farlow
Cherokee Tal Farlow
Joy Spring Joe Pass
Have You Met Miss Jones Kenny Burrell
There Will Never Be Another You George Benson
Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.
Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.
7. Прогрессия от IV к iv
| Imaj7 | I7 | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7
| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7 | Dm7G7 | Cmaj7
Moose the Mooche Pat Metheny
Shaw Nuff Barney Kessel
All of Me George Benson
All the Things You Are Pat Metheny
There Will Never Be Another You George Benson
Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.
Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.
Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.
8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)
Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» — это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.
Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.
9. Минорная прогрессия ii V I
Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.
Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.
Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.
10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»
Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.
Как обычно, два примера.
Для тех из вас, кто хочет знать больше о джазовых прогрессиях аккордов и музыкальной теории, я настоятельно рекомендую книгу «The Jazz Theory Book» авторства Mark Levine.
Источник
26 аккордов для гитары в джазе
Обозначение джазовых аккордов.
Все цифры, альтерации и знаки , написанные после первого значка и циф>ры, берутся в скобки, например: CI3(ts)
В английском языке нет Н — си, а есть В — си. Поэтому си-бемоль будет обозначаться В К а си — В.
Итак, мы уточнили следующее:
Большую сексту можно прибавлять к мажорному, минорному и уменьшенному трезвучию; малую и большую септиму и большую нону к мажорному, минорному, уменьшенному и увеличенному трезвучиям; малую нону — к малому мажорному септаккорду; чистую ундециму — к малому мажорному и минорному септаккорду или нонаккорду; большую терцдециму — к чистому и увеличенному ундецимаккорду, к септ- и нонаккорду:
maj — относится всегда только к септиме;
т — относится всегда только к терции;
+ —относится всегда только к квинте (если нет цифр);***
— —относится всегда только к квинте (если нет цифр).****
Источник
Джазовые аккорды на гитаре
В джазе игра аккомпанемента имеет очень важную роль. Вы очень часто будете встречаться с таким понятием, как «цифровка». Цифровка — это гармоническая последовательность, определенный набор аккордов в музыкальной композиции. Ниже приведены обозначения в джазовых аккордах.
- 7, х — септаккорд
- m, mi, min — минорный
- sus — задержание (это замена ступени, бывает sus2 или sus4)
- Ø — полууменьшенный септаккорд
- °, dim, verm — уменьшенный септаккорд
- M, maj, maj7, Δ — большой септаккорд, “мейдж”
- — , ♭- понижение ступени аккорда
- aug — увеличенный
- +, ♯ — повышение ступени аккорда
- add — добавленная ступень
- omit — пропуск ступени
Существуют также обращения аккордов
- Cm/G – до-минорный аккорд, в басу играется нота соль (минорный квартсекстаккорд)
- C/E – до-мажорный аккорд, в басу играется нота ми (мажорный секстаккорд)
- C7/G – малый до-мажорный септаккорд, в басу играется нота соль
Источник
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |