Аппликатура гармонических миноров фортепиано

Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм

Это было домашним заданием по фортепиано на лето: выучить гаммы с аккордами и арпеджио (читайте об аппликатуре коротких арпеджио). О пальцах в аккордах читайте в статье «Аппликатура аккордов для фортепиано». Мы пока в начале пути. Гаммы сдаваться не собираются, осаду держат знатно. Аппликатура не запоминается, темп не наращивается, света в конце туннеля не видать. Хиляем потихоньку диезные мажоры, в минорах погрязли. Но я верю — прорвемся!

Какими пальцами играть гаммы?

С некоторыми все просто, а вот другие требуют особого подхода. Заинтересовалась я аппликатурой гамм, которые начинаются с черных клавиш, или вот гаммы от фа и си заковыристые, обычная аппликатура к ним не подходит.

Нашла! Вдруг кому-то еще надо. Спешу поделиться на kidside, а то куда не кинься все для гитары, а гаммы для фортепиано не в моде что ли? Аппликатура написана для двух-октавной гаммы, пальцы в скобках приходятся на тонику. Не забудьте, что минор играется двух видов: гармонический (повышается VII-я ступень) и мелодический (в восходящем движении повышаются VI, VII ступени, в обратном движении — натуральный минор).

Читайте также:  Summer memories ноты для фортепиано

Расскажу, как учит гаммы наш педагог. В первую очередь это касается большого пальца. У ребенка часто при игре первым пальцем проваливается вниз вся кисть, получается неровность в звуке и темпе. Чтобы этого избежать, проучить гамму поднимая все пальцы, в том числе и большой палец (не класть его, а именно ставить).

В идеале гамма должна играться по четыре, т.е. с акцентом на первую ноту из четверки (как бы шестнадцатыми). К этому приему нужно переходить, когда аппликатура уже выучена, ребенок не зажат и не думает над каждым пальцем. Нам очень помогла заячья считалочка от нашего преподавателя:» раз морковка, два морковка, три морковка, и капуста». Слова могут быть любыми, главное уложиться в четыре слога. Мы придумывали разные и перешли на игру по четыре гораздо легче, чем просто отсчитывая и постоянно сбиваясь. Знаем преподавателя, который считает пуговицами: пу-го-ви-ца, пу-го-ви-ца и т.д.

Аппликатура гамм для фортепиано:

  • До мажор (C-dur), Соль мажор (G-dur), Ре мажор (D-dur), Ля мажор (A-dur), Ми мажор (E-dur)
  • Ля минор (a-moll), Ми минор (e-moll), Ре минор (d-moll), До минор (c-moll), Соль минор (g-moll)

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)

Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.

Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3 (4)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)

В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца

Правая рука: 123 1234 123 1234

Левая рука: 4321 4321 321 4321

Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)

Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)

Правая рука: 21 234 123 1234 123

Левая рука: 321 4321 321 432(2)

Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321

Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)

Правая рука: 23 1234 123 1234 12

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 21 321 4321 321 432

Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)

Правая рука: 234 123 1234 123 12

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)

Правая рука: 231 231 234 123 123

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму, находится на середины клавиатуры, не спускается к краям клавиш.

Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор 🙂

Источник

Минорные гаммы

На прошлом уроке мы познакомились с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры. Сейчас же наш урок будет посвящен минорным гаммам.

Минорная гамма строится по принципу: тон- полутон – два тона – полутон – два тона. Обычно начинающим музыкантам объясняют, что мажор звучит весело, а минор – грустно, и для примера приводят песенку «На морозе девочка весело запела – горлышко у девочки сразу заболело». Становясь чуть постарше и немного позанимавшись музыкой, ученики музыкальных школ понимают, что закономерность между веселым настроением в мажоре и грустным в миноре — есть, но не совсем прямолинейная. Например, в песенке «Чунга-чанга» куплет, сам по себе достаточно веселый, звучит в миноре, а припев – в мажоре.

Встречается в миноре и шутливая, танцевальная музыка, один из классических примеров – это «Шутка» И.С. Баха.

Есть уникальный пример, когда трагическое настроение выражается в мажорной музыке: это заключительная ария в опере К. Глюка «Орфей». Как известно, Орфей отправился за Эвридикой в ад, умилостивил злых фурий, которые сторожили место упокоения блаженных теней — но получил требование не оглядываться на горячо любимую жену, пока не выведет ее из ада. Эвридика подумала, что он ее больше не любит, плакала, уговаривала, и он, оглянувшись, потерял ее навсегда. В этот момент звучит ария «Потерял я Эвридику», написанная в мажоре. Правда, средние ее разделы представляют минорные восклицания и жалобные вздохи. Конец оперы благополучный: является вестник, который позволяет Орфею и Эвридике воссоединиться.

В музыке существует три вида минора: натуральный, гармонический (с повышенной VII ступенью) и мелодический (с повышенными VI и VII при движении вверх, вниз гамма поется так же, как в натуральном миноре). Это схема предназначается для пения гамм на школьных уроках сольфеджио. В музыке натуральный минор применяется редко, чаще всего в народных песнях и их обработках, стилизациях. Гармонический минор получил свое название от слова «гармония», в самом деле, в классической гармонии доминанта всегда мажорная – с повышенной VII ступенью, а субдоминанта минорная (с натуральной VI). В результате при соединении аккордов такой лад становится наиболее подходящим, но возникает неудобство при мелодическом восходящем движении от V к I, поскольку между VI и VII в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Поэтому при восходящем движении повышаются две ступени, и VI, и VII, а при нисходящем – повышение ступеней не применяется, и гамма поется или играется, как натуральный минор.

Увеличенные секунды придают музыке восточный колорит, и в некоторых случаях особенность гармонического минора создавать в мелодическом движении увеличенные секунды — сознательно используется композиторами для создания ориентального характера. Особенно ярко это выражено в романсе Сергея Рахманинова «Не пой, красавица, при мне».

Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые звукоряды (одинаковое количество знаков). Тоники параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: минор от мажора – на малую терцию вниз, мажор от минора – на малую терцию вверх. Соответственно, тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора. Знакомство с количеством знаков и параллельными тональностями начинается уже в первом классе музыкальной школы.

Практически с первых шагов обучения учащиеся получают представление и о модуляции в параллельную тональность. В самом деле, до мажор и ля минор обладают общими звукорядами, и для того, чтобы перейти в другую тональность, нужно просто остановившись на новой тонике. В начальный период обучения изучается много народных песен, в которых часто встречается модуляция в параллельную тональность. В протяжной песне «Уж ты, поле» мелодия начинается в ля бемоль мажоре, а заканчивается в фа миноре.

Для того, чтобы определить тональность в начале и в конце песни, нужно посмотреть на последнюю ноту (это тоника) и типовые мелодические обороты в начале: в примере они обрисовывают устойчивые звуки начальной тональности (ми- бемоль, до, ля-бемоль).

Постепенно осваивая тональности во все большим количеством знаков и их параллельные, учащихся запоминают всю схему, образующую «квинтовый круг» тональностей:

Для пианистов, играющих гаммы, важно правильно выучить аппликатуру. Аппликатурные схмы приведены в учебнике Николаева «Школа игры на фортепиано». В начале обучения гамму разучивают каждой рукой отдельно. При игре нужно следить, чтобы рука была мягкой и свободной, движения — плавными и естественными. Нужно стремиться освоить движение подворота и перекладывания, ловко и незаметно, без акцента подвернуть палец или сделать перекладывание кисти в нужном месте.

Аппликатурные схемы до мажора, соль мажора, ре мажора, ля мажора и ми мажора совпадают. По этой же схеме играются ряд минорных гамм: ля минор, ре минор, соль минор, до минор, ми минор. Гаммы с большим количеством знаков нужно разучивать отдельно, но их играть в каком-то смысле легче, потому что расположение белых и черных клавиш само «подсказывает» правильную аппликатуру: понятно, что большими пальцами удобнее нажимать белые клавиши.

Разучив аппликатуру каждой рукой отдельно, нужно на небольшом диапазоне (1-2 октавы) соединить игрудвумя руками, в медленном темпе, следя за подкладываниями и перекладываниями в двух руках. Когда этот процесс дойдет до автоматизма и гамма «выграется», приступайте к игре гаммы в 4 октавы, а также расходящихся. Замечу, что, благодаря симметричной аппликатуре – а именно, одновременным подворотам и перекладываниям — в тональностях с небольших количеством знаков, расходящиеся гаммы играть легче, чем гаммы в прямом движении. Прибавляя темп, старайтесь группировать ноты по четыре, это позволит избежать акцентов на «тяжелых» больших пальцах, а также сделает гамму более стремительной. Виртуозы, достигшие хорошей беглости, могут попытаться играть гамму с акцентами через 8 нот, тогда за четыре акцента вы достигнете вершины гаммы, а остальные клавиши будут «пролетать» незаметно, и возникнет впечатление виртуозной техники, свободного владения инструментом.

В художественной музыкальной литературе за многими тональностями закреплены значения, своеобразные «амплуа», область выразительных значений. В ораториальных произведениях Баха – «Мессе» си минор, «Страстях по Матфею» и других, параллельные тональности ре мажор и си минор воплощают сферы ликующего, радостного – и трагического, пассионного. Это связано с тембрами инструментов: валторны и трубы еще не были достаточно совершенны для игры во многих тональностях, а тональность ре мажор была для них удобной. Трагическая тональность си минор впоследствии использовалась редко, Л. Ван Бетховен называл ее «черной», и один из немногих примеров использования этой тональности – «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта.

Тональность до минор благодаря знаменитым произведениям Бетховена – Восьмой «Патетической» сонате, Пятой симфонии, Третьем фортепианном концерте и других сочинениях – часто воплощает образы «рока», неумолимой судьбы. В бетховенском до миноре большое значение имеет аккордовое изложение и выразительность уменьшенного септаккорда. К такой выразительности примыкает также фа минор, близкий по количеству знаков и выразительности. В фа миноре написана 23 соната Бетховена «Апассионата».

Тональность ре минор также наделена трагической символикой благодаря знаменитой теме Командора из оперы В.А. Моцарта «Дон-Жуан». Несомненно, Моцарт мог воспринять и продолжить традиции И.С. Баха, который в ре миноре написал Токкату и фугу для органа, Хроматическую фантазию и фугу и другие сочинения. В ре миноре создана также Девятая симфония Л. Бетховена (правда, ее ораториальный финал на текст Оды Ф. Шиллера «К радости» написан в ре мажоре).

Тональность ми минор в более позднее время ассоциируется с балладным, повествовательным характером и «круговым» триольным размером, часто используется 6/8. Такова тема Пятой симфонии П.И. Чайковского.

Изучая различные музыкальные произведения, посещая симфонические концерты, прослушивая музыку в записи – вы легко дополните этот список тональностей и их выразительных значений своими собственными наблюдениями.

На следующем уроке речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Источник

Аппликатура в гаммах

0 знаков C-dur (До мажор)

0 знаков a-moll ( ля минор гармонический)

1 # G-dur (Соль мажор)

1# e-moll (ми минор гармонический)

1b F-dur (Фа мажор)

1b d-moll ( ре минор гармонический)

2# D-dur (Ре мажор)

2# h-moll (си минор гармонический)

2b B-dur (Си бемоль мажор)

2b g-moll (соль минор гармонический)

3# A-dur (Ля мажор)

3# fis-moll (фа диез минор гармонический)

3b Es-dur (Ми бемоль мажор)

3b c-moll (до минор гармонический)

4# E-dur (Ми мажор)

4# cis-moll (до диез минор гармонический)

4b As-dur (Ля бемоль мажор)

4b f-moll (фа минор гармонический)

5# H-dur (Си мажор)

5# gis-moll (соль диез минор гармонический)

5b Des-dur (Ре бемоль мажор)

5b b-moll (си бемоль минор гармонический)

6# Fis-dur (Фа диез мажор)

6b es-moll (ми бемоль минор гармонический)

Источник

Оцените статью