Аппликатура левой руки для аккордеона

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

Источник

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом

На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.

Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).

В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.

Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).

С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).

За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.

Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.

Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом

Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.

Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.

Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:

Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.

На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.

И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:

Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.

Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:

Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.

В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.

Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.

Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема

По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Основы игры на баяне — П. Говорушко

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

АППЛИКАТУРА

Прежде чем рассмотреть способы установления рациональной аппликатуры, необходимо остановиться на особенностях строения исполнительского аппарата.
Под особенностями строения исполнительского аппарата следует понимать как индивидуальные качества, отличающие исполнительский аппарат одного исполнителя от другого, так и общие, присущие каждому из них. Забвение индивидуальных особенностей порождает огульный подход, навязывание учащимся чисто субъективных представлений. Игнорирование общности качеств исключает возможность установления каких бы то ни было закономерностей в подборе аппликатуры.
Индивидуальные качества определяются степенью активности двигательного аппарата, перспективностью его развития, возможностями его приспособления к данному инструменту. Общие качества определяются внутренним строением двигательного аппарата: одинаковым назначением мышц, нервной системы, кровообращения. Из сравнения этих качеств видно, что общие являются постоянными, а потому и главными, а индивидуальные — временными, а потому второстепенными.

Поскольку имеются постоянные качества, на их основе возможны и постоянные, общие закономерности аппликатуры. Часто наличие таких закономерностей ставят под сомнение даже из-за простого несоответствия величины руки (кисти, пальцев) мензуре инструмента. Если мензура фортепиано рассчитана, так сказать, «на вырост» и постепенно руки учащегося приходят во все большее соответствие с ней, то мензура баяна со временем становится все более тесной. При значительном увеличении размера рук продвижение вообще может приостановиться. Отсутствие возможности подобрать инструмент с подходящей мензурой невольно заставляет выходить из, положения за счет изыскания новых аппликатурных вариантов. Соответствующая же мензура позволила бы обойтись более общей аппликатурой. Существуют и другие причины, из-за которых появляется необходимость подбора индивидуального варианта аппликатуры, но все они связаны с отклонением от норм внешнего строения и развития исполнительского аппарата баяниста.
Эти отклонения следует расценивать лишь как частные случаи, не нарушающие общих закономерностей, присущих в большой мере всем исполнителям.

Вернемся же к особенностям строения исполнительского аппарата. Ознакомление с ними невольно привлекает внимание к положению большого пальца. Наиболее интересным является то, что большой палец совершенно независим от 1-го — 4-го пальцев, не связан с ними общими мышцами: он имеет около десятка собственных мышц, обеспечивающих ему полную независимость и свободу.
Применение большого пальца правой руки несомненно увеличивает исполнительские возможности, позволяет значительно расширить репертуар баяниста. Однако при движении большого пальца к клавиатуре, в направлении, в котором 1-й — 4-й пальцы сгибаются естественно, никаких движений мышц предплечья не происходит, так как при этом длинные мышцы не подключаются. Это объясняется тем, что большому пальцу такие движения от природы не свойственны. Наиболее естественные его сгибательные движения происходят в направлении локтевой линии кисти. Сила большого пальца проявляется лишь при хватательном движении, при котором включаются мышцы, начинающиеся на предплечье. Эти обстоятельства значительно обесценивают имеющиеся достоинства большого пальца и не позволяют поставить знак равенства между ним и 1-м — 4-м пальцами. Систематической тренировкой можно добиться известных (а иногда и значительных) успехов в его приспособлении к звукоизвлечению на баяне, но природные свойства будут все же ощущаться.

Тормозит более широкое применение большого пальца и слишком малая для многих исполнителей мензура инструментов, а также, наклоненная от исполнителя клавиатура, что уменьшает «цепкость» пальцев. Наклонение верхней части инструмента к играющему дает более горизонтальное положение клавиатуры, удобное для применения большого пальца, но неприемлемое, так как оно исключает возможность применения 4-х пальцев обеих рук внизу правой и левой клавиатур. Поэтому применение большого пальца правой руки следует рассматривать не как основу, базу для развития виртуозной техники, а лишь как дополнительное средство, привлекаемое в необходимых случаях.

1-й-4-й пальцы имеют большое количество общих мышц, а 4-й и 1-й, кроме этого, и собственные мышцы, причем 4-й обладает гораздо большим их количеством. Наибольший интерес для нас представляют тыльные межкостные мышцы (четыре). Две первые тянут основные фаланги 1-го и 2-го пальцев в сторону большого (см. рис. 10 а), две последние — 2-й и 3-й пальцы в сторону мизинца (см. рис. 11, а).

Отсюда можно сделать вывод, что растяжение между 3-м и 2-м пальцами естественнее тогда, когда мы отводим 2-й палец от 3-го в сторону большого, например от ре к до или от ре к ля в правой руке (см. рис. 11,6). Растяжение между 2-м и 3-м пальцами менее естественно, когда 3-й палец отводится от 2-го в сторону мизинца (см. рис. 106). Поэтому крайне нежелательна последовательность: 2-й и 3-й палец с первого на третий ряд (до — ре, ми-бемоль — фа, фа-диез — соль-диез, ля—си) в правой клавиатуре и ре — до в левой. Эта особенность существенно влияет на аппликатуру многих гаммообразных, арпеджированных и аккордовых движений.
Рассмотрим теперь ряд вопросов, связанных с аппликатурой.

1. ГАММOOБРАЗНOЕ ДВИЖЕНИЕ
В его основе — движение мелодии по интервалам полутон и тон (не более). При этом исполнители придерживаются аппликатуры с использованием лишь 1-го, 2-го и 3-го пальцев в их строгом соответствии одноименному ряду клавиатуры. Этот принцип лежит в основе мажорных и мелодических минорных гамм и, по существу, является основным. Только неуклонное его соблюдение может воспитать у учащегося необходимую аппликатурную дисциплину. В этом отношении излишняя опека педагога наносит учащемуся только вред. Если движение мелодии гаммообразно, проставлять аппликатуру не следует, тогда учащийся и будет сознательно следовать установленному принципу. Проставлять аппликатуру следует лишь при появлении скачков, нарушающих основной принцип

Здесь достаточно обозначить аппликатуру ноты соль перед скачком на квинту вниз, так как в данном случае нарушается гаммообразное движение. Ученику же следует напомнить, что звуки, расположенные на первом ряду, берутся 1-м пальцем, на втором—2-м и на третьем — 3-м (кроме ноты соль). Это заставит учащегося действовать сознательно, а на первых уроках принесет пользу и в освоении клавиатуры.
Основным достоинством аппликатуры при гаммообразном движении является то, что она обеспечивает спокойное состояние кисти и равномерное, ритмичное движение пальцев. Необоснованное ее нарушение недопустимо. Все же бывают случаи, когда аппликатурный принцип нарушается не только при появлении скачков, но и при поступенном движении. Чаще всего эти нарушения вызываются появлением скрытых интервалов, которые образуются между вспомогательными звуками:

Мелодия движется поступенно, и, казалось бы, аппликатура должна соответствовать гаммообразному принципу (нижний вариант). Однако если посмотреть при этом на пальцы, то нетрудно убедиться, что 3-й палец с ноты ре на си и 1-й палец с до на ля будут двигаться заметно скорее, чем остальные (причиной этого является скрытый интервал терции, появляющейся через один звук). Подобные ускорения вызывают суетливые движения пальцев и приводят к неритмичности. Сравните верхний вариант аппликатуры, где пальцы двигаются ритмично, без всяких ускорений, где не требуется дополнительных движений кисти. Другой пример:

Здесь гаммообразный принцип аппликатуры также приводит к суетливости пальцев, так как скрытые интервалы (малая терция) будут исполняться одним и тем же пальцем (ля — фа-диез — 1-м, ре и си — 3-м).
Еще более суетливые движения пальцев вызывает появление скрытых интервалов больше терции:

Здесь ноты до и соль обязательно следует брать разными пальцами (3-м и 1-м), а не одним (2-м), так как при этом второй палец вынужден будет двигаться гораздо скорее, чем остальные. Это допускается лишь тогда, когда нет иного выхода, когда нормальная аппликатура исключается предыдущим или последующим движением.
Обоснованным будет исполнение скрытого интервала одним и тем же пальцем, если длительность второго звука больше, чем первого:

В таких случаях появляется дополнительное время для спокойного перенесения пальца на следующий тон скрытого интервала.
Появление скачкообразного движения совершенно нарушает гаммообразный принцип. Скачок берется такой аппликатурой, которая обеспечивает наименьшее растяжение между пальцами. В песенке «Летал голубь» (см. пример 32) скачок соль — до необходимо брать 4-м—1-м пальцами, что не требует растяжения. Исполнение же скачка 2-м—1-м пальцами требует большого растяжения между ними. Учащемуся это трудно соразмерить, и попадание на до не будет точным. Приведем еще один пример:

Если учащийся возьмет ноту ми не 4-м, а 2-м пальцем, то чаще всего он не попадет на следующее ля.
После скачка весьма важным является наиболее быстрое возвращение к гаммообразной аппликатурег При этом следует обеспечить наиболее плавный и незаметный поворот кисти, а это может иногда отдалить момент такого возвращения.

В приведенном примере обозначенная вверху аппликатура вполне обеспечивает такой плавный поворот кисти. Можно бы, казалось, играть и с аппликатурой, которая указывается в скобках, но она-то и даст резкий поворот кисти на второй группе шестнадцатых. Нижняя аппликатура, кроме резкого поворота кисти, заключает в себе скрытый скачок ля— фа, а потому и вовсе неприемлема.
Хотя уже шла речь об особенностях сочетания 2-го — 3-го пальцев, здесь необходимо остановиться на этом подробнее, так как установление наиболее рациональной аппликатуры во всех видах мелодического движения часто зависит от правильного использования этих особенностей.
Отсутствие сколько-нибудь значительного растяжения между этими пальцами (при отведении 3-го пальца от 2-го) компенсируется лишь за счет выпрямления 3-го пальца. Поэтому применение такого сочетания при больших интервалах возможно только тогда, когда их исполнение связано с выпрямлением этого пальца. Так, септима си — ля 2-м и 3-м пальцами вполне возможна, секунда же до — ре— затруднительна, так как при этом выпрямление 3-го пальца невозможно, а его растяжение в сторону 4-го минимально. Отсюда исполнение большой секунды с первого на третий ряд 2-м и 3-м пальцами крайне нежелательно. Ход на малую секунду вниз, с первого на третий ряд (до — си) этими же пальцами вполне возможен.
Нежелательно сочетание 2-го и 3-го пальцев для исполнения больших терций с первого и второго ряда (до —ми, соль — си). В начальном обучении следует избегать исполнения этими пальцами и кварты с первого ряда клавиатуры как в мелодическом, так и в гармоническом видах, кроме арпеджий. Совершенно недопустимо исполнение 2-м и 3-м пальцами квинт с первого и второго рядов, а также тритона.1 Зато легко исполняются интервалы от малой секунды до малой септимы, если нижний»- тон их расположен на третьем ряду.

2. АРПЕДЖИРОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Аппликатура мелких арпеджированных движений целиком зависит от того, как их рассматривать. В одних случаях как элемент длинного, а в других — короткого арпеджио. При легато чаще употребляется аппликатура коротких арпеджио. Стаккато позволяет применять и ту и другую аппликатуру, но преимущество будет на стороне той, которая требует меньших поворотов кисти.

3. ДВОЙНЫЕ НОТЫ
Основным принципом в подборе аппликатуры терций является наиболее продолжительное сохранение определенного парного чередования пальцев. Употребляются следующие сочетания: 1—2 и 3—4; 1—3 и 2—4; 1—4 и 2—3. Нарушение парности приводит обычно к исполнению одним пальцем двух звуков подряд, что резко меняет прием исполнения (особенно это заметно при легато) и вызывает суетливые движения пальцев на скрытых интервалах. Например:

Верхняя аппликатура обеспечивает хорошее, одинаковое легато, ритмичное движение пальцев; нижняя — нарушает легато. Скрытый скачок 2-го пальца на кварту (до — соль) делает движение суетливым, может нарушить ритм.
Так же закономерно сочетание 1—4 и 2—3 пальцев:

Чередование двух пар пальцев во всем построении, требующем одного приема исполнения, и есть основной принцип. Он, по возможности, должен выдерживаться.
Если принцип парности сохранить не удается, то преимущество будут иметь:
а) мелкие длительности перед более крупными:

Шестнадцатые ля — до как устремляющиеся в восьмые соль — си требуют хорошего легато, и потому сыграть их надо парным сочетанием 1—2 и 3—4 пальцев. Последующие восьмые и четверти могут быть взяты и другим сочетанием пальцев;
б) затакты и кульминационные моменты:

в) разрешение задержаний, окончания фраз, лиг:

Отдельно следует упомянуть об аппликатуре терций, имеющих общий звук, который при легато обязательно требует смены пальца (хотя бы на более мелких длительностях). Исполнение общего звука одним и тем же пальцем нарушает единство исполнительского приема, а также приводит к тому, что учащийся часто задерживает звук, объединяя его с одноименным последующим.

Такая аппликатура позволяет достигнуть примерно одинакового легато и исключает возможность задерживания повторяющихся звуков.
В случаях, когда соблюдение принципа парности вообще невозможно, лучшей аппликатурой нужно считать ту, которая обеспечивает смену пальца на верхнем тоне и наиболее быстро возвращает к этому принципу. При этом необходимо учитывать следующее: аппликатура терций должна обеспечивать наиболее плавное и равномерное движение кисти и пальцев. Для этого следует избегать скрытых скачков:

При такой аппликатуре движения кисти будут резкими, исполнение гаммы в быстром темпе будет затруднено.
По этой же причине нежелательно перенесение одного и того же пальца через ряд клавиатуры (с 1-го на 3-й и наоборот):

Однако и скрытые скачки и исполнение соседних звуков перенесением пальца через ряд, к сожалению, приходится иногда допускать во избежание обратного движения пальцев, которое, в частности, наличествует в аппликатуре Аз. Иванова:

При движении вверх вместо неуклонного следования в этом направлении 2-й палец идет обратно с соль на фа, а 3-й — с ля на соль. Эти же пальцы при нисходящем движении будут двигаться вверх. Получается тормоз, который ограничивает темп. Кроме того, такая аппликатура не может обеспечить сколько-нибудь удовлетворительной и одинаковой связности тонов.
Итак, лучшей будет та аппликатура, которая полностью исключает обратные движения пальцев, сводит к минимуму скрытые скачки и перенесение пальца через ряд при исполнении соседних тонов.
В гаммах терциями таким требованиям отвечает только пятипальцевая аппликатура, овладение которой имеет первостепенное значение для каждого исполнителя (см. стр. 27).
Подбирая аппликатуру секст, следует, по возможности, обеспечить ведение верхнего голоса разными пальцами. В нижнем голосе также желательна смена 1-го—2-го пальцев, там же, где это невозможно и приходится играть одним пальцем, нужно стремиться исключить скачок одного и того же пальца через ряд (с 1-го на 3-й и с 3-го на 1-й). Перенесение же одного пальца с первого на второй, со второго на третий ряд и наоборот — вполне возможно:

В октавах применяются три вида аппликатуры (без большого пальца): 1-й и 3-й пальцы на первом и втором ряду, 1-й и 4-й — на третьем; 1-й и 3-й пальцы на первом ряду, 1-й и 4-й — на втором и третьем; только 1-й и 4-й пальцы. Выбор варианта обычно зависит от величины руки. Для маленькой руки, например, применение 1-го — 3-го пальцев будет затруднительным. При этом нужно помнить, что чередование 1-го —3-го, 1-го — 4-го пальцев — это пальцевой прием игры, а исполнение октав только 1-м — 4-м пальцами — кистевой. В исполнительской практике октавы часто чередуются с аккордами, поэтому и исполняются такие октавы 1-м — 4-м пальцами:

При легато чередование пальцев в верхнем голосе необходимо.
Рациональная аппликатура трезвучий и их обращений во многих случаях требует обязательной смены пальцев на верхнем тоне аккорда.
Это особенно необходимо, когда они (верхние тоны) расположены на клавиатуре через ряд (1—3-й или 3—1-й):

Существенное значение имеет при этом упоминавшаяся особенность сочетания 2-го и 3-го пальцев. Только правильное ее использование обеспечит хорошую аппликатуру.
Подмена пальцев. Основными причинами подмены пальцев на репетированных звуках являются: обеспечение легато (исполнение повторяющихся звуков одним пальцем будет заметно отличать степень их связности от звуков, следующих поступенно, обозначенная же аппликатура позволит приблизить их связность к последним) :

достижение более плавного поворота кисти:

Подбор аппликатуры мелодического баса (левая рука) связан с принципами аппликатуры гамм, о чем сказано подробно в главе II.
Основные аппликатурные закономерности исполнения аккомпанемента выражаются в широком применении всех четырех пальцев левой руки.

Источник

Читайте также:  Radiohead creep ноты вокал
Оцените статью