Аппликатура нот для альт саксофона

Содержание
  1. Аппликатура для саксофона
  2. Основная и вспомогательная аппликатура для саксофона
  3. Аппликатура нот для альт саксофона
  4. Аппликатуры саксофона. Методический подход к освоению этапа игры на инструменте
  5. Первый этап освоения аппликатур
  6. Второй этап освоения аппликатур
  7. Технические трудности
  8. Интерактивная аппликатура саксофона
  9. Интерактивная аппликатура саксофона
  10. Преподаватель высшей категории
  11. Аппликатура саксофона
  12. Раздел 2. Аппликатура саксофона
  13. Урок 2.1 Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.
  14. Аппликатура саксофона. С чего начать?
  15. Нота соль первой октавы. Аппликатура саксофона.
  16. Нота ля первой октавы. Аппликатура саксофона.
  17. Нота си первой октавы. Аппликатура саксофона.
  18. Нота до второй октавы. Аппликатура саксофона.
  19. Разучили четыре ноты. Что теперь?
  20. Ошибки начинающих саксофонистов.
  21. Упражнения Школы на разученные ноты
  22. Урок 2.2 Ноты ми, фа первой октавы
  23. Саксофон для начинающих
  24. Аппликатура саксофона : 3 комментария
  25. Добавить комментарий Отменить ответ

Аппликатура для саксофона

В основе аппликатурной точности лежит способность саксофониста применять рациональную, то есть наибо­лее удобную, экономную аппликатуру и увязывать ее с исполняемой музыкой.

Основная и вспомогательная аппликатура для саксофона

Обычно при игре на саксофоне активно используют два вида аппликатуры — основную и вспомогательную. Под основной аппликатурой понимают такую аппликату­ру, которая в наибольшей степени отвечает требованиям качественного звукоизвлечения, естественного образо­вания хроматического звукоряда и логичного движения пальцев. К вспомогательной аппликатуре относятся те аппликатурные комбинации, которые образуются либо с помощью замены одной аппликатуры другой, отличающейся существенно от основной, либо при частичном добавлении к основной аппликатуре дополнительных клапанов и рычагов. Аппликатура саксофона имеет свои условные обозначения, которые выставляются по мере необходимости в нотном тексте (см. рис. выше).

Применение вспомогательной аппликатуры пресле­дует, по крайней мере, четыре главные цели:

  1. Облегчение игры технически сложных переходов.
  2. Корректировку звуковысотной интонации.
  3. Исполнение мелодических украшений (трелей, тремоло, форшлагов и т. п), особых эффектов (клапанного вибрато, глиссандо).
  4. Извлечение интервалов, выходящих за рамки темперированного строя (четвертьтоновой альтерации, многозвучий), нетрадиционных приемов.
Читайте также:  Как правильно по деке гитары

С самого начала занятий на саксофоне исполнителю нужно тщательно изучить, а затем и осмысленно приме­нять в игре так называемую аппликатуру одних и тех же звуков.

Например, в хроматическом переходе и при игре трели фафа-диез, особенно в быстром темпе, лучше использовать вспомогательный клапан (Tf):

Источник

Аппликатура нот для альт саксофона

Порядок расположения пальцев на клапанах инструмента называется аппликатурой. Все семейство саксофонов имеет одинаковую аппликатуру. Вначале для большей ясности графически изобразим основные клапаны в виде шести кружочков, разделенных горизонтальной чертой(на рисунке это нота «до диез»). Верхние три клапана закрываются пальцами левой руки (указательным, средним и безымянным). Нижние три клапана закрываются пальцами правой руки (указательным, средним и безымянным). Полый кружок изображает открытый клапан, черный кружок — закрытый. Для запоминания аппликатуры звуков, извлекаемых при помощи основных клапанов (т.н. рабочий диапазон саксофона), дана следующая табличка:

Буквой Т обозначается октавный клапан (нажимается большим пальцем левой руки).
фа III октавы — T,1,2,3
ми III октавы — Т,1,2,8
ре# III октавы — T,1,2
ре III октавы — Т,1
до# III октавы — Т
до III октавы — Т,Б
си II октавы — Т,А
си b II октавы — Т,А,Б,10 либо Т,А,Б’ либо Т,А,Д
ля II октавы — Т,А,Б
соль# II октавы — Т,А,Б,В,4
соль II октавы — Т,А,Б,В
фа# II октавы — Т,А,Б,В,Д
фа II октавы — Т,А,Б,В,Г
ми II октавы — Т,А,Б,В,Г,Д
ми b II октавы — Т,А,Б,В,Г,Д,Е,12
ре II октавы — Т,А,Б,В,Г,Д,Е
В первой октаве ноты от «ре первой октавы» до «до# второй» берутся также, как и от «ре второй октавы» до «до# III октавы»(представлены выше), только без октавного клапана(Т).
до# I октавы — А,Б,В,Г,Д,Е,13,5
до I октавы — А,Б,В,Г,Д,Е,13
си малой октавы — А,Б,В,Г,Д,Е,13,6
си b I октавы — А,Б,В,Г,Д,Е,13,7

АППЛИКАТУРА ВЫСОКИХ ЗВУКОВ:
Со временем выросло мастерство саксофонистов, и диапазон саксофона в верхнем регистре увеличился до ноты «ДО» четвертой октавы. Это новшество характерно для альта и тенора. Ниже приводится аппликатура высоких звуков.

Источник

Аппликатуры саксофона. Методический подход к освоению этапа игры на инструменте

Игра на саксофоне, если говорить об аппликатурах, осуществляется руками и пальцами, но для этого они должны находиться в определенном положении. Самое лучшее положение рук при игре аппликатур на саксофоне — это такое, которое дает ощущения расслабленности и естественности рукам. Если вы освободите ваши руки от напряжения и движения пальцев сведете к минимуму, то вы будете играть с большей точностью и скоростью.

Руки на инструменте располагаются таким образом, что создается ощущение, что вы держите что-то круглое. Кончики пальцев касаются кнопок подушечкой. Очень важно точно разместить подушечки пальцев в центре кнопки и не сдвигать их во время исполнения аппликатур на саксофоне.

Очень мягко и аккуратно сжимайте кнопки на клапанах инструмента. Движения пальцев должны быть быстрыми, даже если вы играете длинные звуки. Когда вы открываете клапан, то необходимо располагать пальцы максимально близко к клапанам.

Первый этап освоения аппликатур

Если классифицировать аппликатурное мышление саксофониста, то можно условно разделить его на три типа: игра по белым кнопкам, игра с применением мизинца и игра с применением ладони или боковой ее части. Для саксофонистов, которые только начали осваивать инструмент, предпочтительнее закреплять аппликатуры на практике. Те, которые играются по белым кнопкам. Эти аппликатуры считаются самыми удобными, и они формируют самое правильное положение пальцев на инструменте. В устройстве саксофона также имеется определенный механизм, который называется «октавный клапан». Он располагается рядом с большим пальцем левой руки, и его назначение — использовать его для нот второй октавы для саксофона. Без него в саксофон пришлось бы конструировать еще десяток дополнительных аппликатур. Это было бы совершенно неэргономично и неудобно.

Второй этап освоения аппликатур

Уже после освоения простых аппликатур саксофона можно приступить к изучению более трудных – с использования мизинцев. Такие аппликатуры применяются для игры нижнего регистра и некоторых отдельных нот, таких как Ми-бемоль или Ре-диез и Ля-бемоль или Соль-диез. Также в саксофоне имеется одна нота, которая не требует зажатия ни одной кнопки – нота Ре-бемоль или До-диез.

И последним этапом при изучении аппликатур саксофона можно выделить группу, которая играется с использованием боковой части правой руки и кистью левой руки. В основном это ноты, которые находятся выше Ре-бемоль или До-диез первой октавы, а также отдельно ноты Си-бемоль или Ля-диез. Ноты, которые находятся выше Ре-бемоль и До-диез первой октавы, определяются в инструменте как регистр «альтиссимо».

В саксофоне, помимо стандартных аппликатур, существуют еще и дополнительные. Такие аппликатуры на саксофоне применяются в основном для игры трелей в быстрых пассажах, а также в регистре «альтиссимо».

Технические трудности

Саксофон — инструмент с большим семейством. Помимо самых применяемых из его классификаций – сопрано, альт, тенор и бас, существует еще много других, которые применяются гораздо реже, чем эти четыре.

Конструкция всех саксофонов создана таким образом, что аппликатуры саксофона альта ничем не могут отличаться от аппликатур других саксофонов – тенора, сопрано или баритона. Это упрощает задачу для музыканта, и ему не нужно тратить дополнительные усилия для освоения аппликатур для других инструментов этого семейства.

Главной трудностью при применении аппликатур является большая разница между ощущениями при игре стандартных и дополнительных, а также при игре регистра «альтиссимо».

Большую роль также играют особенности самих инструментов семейства. На саксофоне сопрано аппликатуры намного удобнее, чем на баритоне. Хотя у последнего имеется дополнительная аппликатура ноты Ля малой октавы. Эта аппликатура есть только у этого саксофона. Игра регистра «альтиссимо» может аппликатурно отличаться у тенора от альта и сопрано от баритона.

Источник

Интерактивная аппликатура саксофона

Интерактивная аппликатура саксофона

Для просмотра аппликатуры ноты, кликните по ней на нотном стане

Интерактивная аппликатура саксофона

Разбор произведения Love me tender

Теперь каждый желающий имеет возможность заниматься музыкой онлайн в любой точке мира!

Коротко о моих занятиях:

  • Опыт преподавания – 20 лет.
  • Для детей и взрослых.
  • Занятия проходят у меня в Киеве или в Skype по всему миру.
  • Возможность ежегодного участия в отчетном концерте учеников в профессиональном концертном зале Киева.
  • Научиться играть может каждый (главное — желание).
  • Занятия индивидуальные.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • В обучение входит музыкальная грамота.
  • Первое занятие можем провести на моем саксофоне.
  • Могу помочь с выбором инструмента.

Преподаватель высшей категории

Провожу уроки по саксофону в Киеве и по всему миру в Skype. Владею игрой на саксофоне. А также, гитаре, блок-флейте, сопилке. Лауреат многочисленных конкурсов.

Я разработал авторскую методику преподавания в Skype. Которая на сегодня является уникальной и популяризируется во всем мире. Например таких как: Украина, Германия, Россия, Израиль, Финляндия, Швеция, США, Канада, Китай, Гонг-Конг. Особенно данная методика актуальна в мегаполисах и пригородах. Так как обучение труднодоступно из-за больших расстояний, которые приходится преодолевать каждый день.

Я охотно делюсь своими знаниями. А также, радуюсь победам моих учеников. Многие из моих учеников стали победителями всеукраинских и международных конкурсов. И в результате, некоторые из них стали профессиональными музыкантами!

В 1998 году, я окончил Полтавское Музыкальное Училище им. Н. Лысенко. А также, в 2003 году окончил Харьковскую Государственную Академию Культуры по специальности «Артист ансамбля, оркестра, преподаватель, дирижер духового оркестра».

А также, участвовал во многих мастер-классах и лекциях ведущих мировых саксофонистов. Например таких как, Александр Рукомойников, Юрий Василевич (Украина), Эрик Мариенталь (США).

Я работал саксофонистом в ансамблях, духовых и эстрадных оркестрах. А также, преподавателем и заведующим отделом духовых и ударных инструментов в музыкальной школе.

Регулярно гастролирую по странам Европы. Например: Литва, Польша, Германия, Франция, Италия. Это мне позволяет получить уникальный опыт и идти в ногу со временем.

Если Вы решили брать частные уроки саксофона киев , очень важно обратиться к опытному профессионалу. Ведь, давать знания качественно и доступно способен далеко не каждый специалист.

Мой девиз по жизни: «Нет ничего невозможного!».

Любимая цитата: «Прекрасное постигается путём изучения и ценой больших усилий, а дурное усваивается само собой, без труда.» Демокрит. v век до н.э.

С радостью предоставлю Вам свои услуги на высшем уровне!

Источник

Аппликатура саксофона

Аппликатура саксофона. Долгожданная и самая приятная часть обучения — реальная игра на саксофоне. Сначала общая информация:

Аппликатура, это порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Аппликатура саксофона обозначает какие клавиши (кнопки) на инструменте следует нажимать, чтобы прозвучала та или другая нота.

Некоторые ноты на саксофоне можно извлечь применяя разные сочетания клавиш. В таком случае говорят об основной (часто употребляемой) и альтернативной аппликатуре.

На рисунке ниже представлены основная и альтернативные варианты аппликатуры саксофонов сопрано, альт, тенор и баритон. Для скачивания сохраните картинку с аппликатурой либо скачайте по ссылке с Яндекс-диска под картинкой (полный размер изображения):

Аппликатура саксофонов сопрано, альт, тенор, баритон

Начнем изучение аппликатуры саксофона с отдельных нот. Разучим какие клавиши для какой ноты надо нажимать.

С этого урока играйте на саксофоне ежедневно. Перерыв в занятиях (выходной) не чаще одного дня в неделю. Длительность занятий вначале до получаса. Не перегружайтесь. Дайте мышцам, участвующим в игре окрепнуть.
На занятиях отрабатывайте упражнения из Школы игры на саксофоне. В течение нескольких месяцев доведите время занятий до часа и более — сколько позволят ваши возможности.
Каждую репетицию начинайте с длинных нот (объяснения в ходе уроков).

К этому уроку вы должны уметь:

  • выставить трость, собрать мундштук и подготовить саксофон для игры (урок 1);
  • дышать животом — быстрый вдох в живот и плавный выдох с прессом (урок 2);
  • правильно держать саксофон во время игры (урок 3);
  • управлять губами, языком и лицевыми мышцами (амбушюр) (урок 4);
  • извлекать звук из собранного мундштука и эски (урок 5);
  • и понимать, что саксофон транспонирующий инструмент — играют одни ноты, звучат другие (урок 6).

Если вы успешно прошли предыдущие 6 уроков, приступайте к освоению аппликатуры саксофона. Если вы не прошли или не усвоили предыдущие уроки, лучше вернитесь к ним.
Потому что не освоив азы наделаете ошибок, которые позже трудно будет исправить.

Раздел 2. Аппликатура саксофона

Урок 2.1 Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.

Ноты для саксофонов от сопрано до баритона записываются в скрипичном ключе и имеют одинаковый диапазон — от си-бемоль малой октавы до фа-диез третьей октавы.

Взять ноту ниже си-бемоль малой октавы на саксофоне не возможно.

Взять ноту выше фа-диез третьей октавы можно вполне. Диапазон выше фа-диез третьей октавы называется диапазоном флажолетов.

Флажолет — приём игры на музыкальных инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон.

Этот диапазон становится доступным через несколько лет игры на саксофоне. Неподготовленный музыкант взять их не сможет даже зная аппликатуру этих нот.

Таким образом, верхняя граница диапазона саксофона ничем не ограничена, кроме умения исполнителя. На саксофоне можно играть ноты ре, ми и, даже, соль четвертой октавы. Бывают мастера играющие до пятой октавы! Правда, это звучит уже как крик чайки и не известно, есть ли в такой игре практический смысл.

Но в будущем, хотя бы ноту ре четвертой октавы играть надо уметь.

Аппликатура саксофона. С чего начать?

Как правило, нотную запись начинают изучать с ноты до. Это базовая нота для тональности до-мажор, в которой нет диезов и бемолей. Поэтому с этой тональности очень удобно начинать изучение нот.

Изучить нотную запись и ознакомиться с элементарной теорией музыки можно на сайте уроки музыки. Там доходчиво рассказано что такое ноты. Как их записывать и читать.
Без этих знаний будет трудно стать полноценным саксофонистом.

У духовых инструментов есть особенность — самые низкие ноты на них берутся труднее, чем ноты повыше.

На саксофоне нота до первой октавы находится очень низко и не всегда берется начинающими музыкантами. У новичков эта нота может «хрипеть» и «булькать». Поэтому начинать изучение аппликатуры саксофона с ноты до первой октавы не будем.

С ноты до второй октавы начинать тоже не удобно. Она входит во вторую октаву, а это уже другой диапазон. Впрочем, до второй октавы разучивается уже на этом уроке. Только в конце урока.

Начнем с самой легкой ноты на саксофоне.

Нота соль первой октавы. Аппликатура саксофона.

Записывается нота соль первой октавы на второй линейке нотного стана:

Возьмите саксофон для игры как рассказано на уроке 3.
Пальцы рук расположите на соответствующих кнопках инструмента. Пока никакие кнопки не нажимайте.

На этом уроке работаем пальцами только левой руки.

Нажмите тремя пальцами левой руки — указательным, средним и безымянным — три кнопки, которые лежат под ними. Это аппликатура ноты соль первой октавы:

Техника извлечения звука разучивается на уроке 5. Извлеките звук. Должно получиться так:

Кто интересовался транспортом нот, тот обратит внимание, что когда на саксофоне альт играют ноту соль первой октавы, звучит нота си-бемоль малой октавы.

В связи с тем, что начинается практика игры на саксофоне, позвольте рекомендовать обучающую компьютерную программу «Свирелька».
Программа показывает ноты мелодии и аппликатуру для каждой ноты, а также проигрывает мелодию. Особенностью «Свирельки» является то, что темп мелодии можно изменять. Обучаемый сам устанавливает удобный для разучивания мелодии темп — сначала медленный, затем побыстрее.

Возьмите ознакомительную версию программы:

По функционалу полная и ознакомительная версии одинаковы. В полной версии добавлена возможность загружать новые ноты, а в ознакомительной мелодий для разучивания только три.

Стоимость полной версии Свирельки — не дороже одного единственного занятия с преподавателем, а программа будет вам служить все время обучения и даже после.

Кроме того, Свирелька здорово развивает чувство ритма, а это основа всей музыки.

Совет: попробуйте как удобно пользоваться программой и насколько быстрее пойдет саксофон для начинающих.

Продолжаем разучивать аппликатуру саксофона.

Нота ля первой октавы. Аппликатура саксофона.

Следующая нота ля первой октавы.
Место этой ноты на нотном стане между второй и третьей линейками:

Положение пальцев как для предыдущей ноты, но теперь нажаты только две кнопки — указательным и средним пальцами левой руки. Безымянный палец отпускаем. Аппликатура ля первой октавы на саксофоне:

Внимание! Палец, который не нажимает кнопку остается вблизи кнопки. Пальцы не топырить!

Звучит ля первой октавы:

Аппликатура саксофона для ноты ля первой октавы на Свирельке:

Переходим к следующей ноте.

Нота си первой октавы. Аппликатура саксофона.

Нота си первой октавы записывается на третьей линейке нотоносца (нотного стана).

Аппликатура ноты: отпускаем из положения как для предыдущей ноты средний палец. Нажимает свою кнопку только указательный.

Звучит си первой октавы:

Ещё раз обратим внимание — пальцы, которые не нажимают следует держать вблизи от кнопок. Не следует их подымать или убирать со своих мест. Это относится к работе пальцев обеих рук. Нормальное положение пальцев во время игры на саксофоне — лежать как можно ближе к своих кнопкам.

Аппликатура саксофона для ноты си первой октавы. Разучиваем на Свирельке:

И обещанная в начале урока нота:

Нота до второй октавы. Аппликатура саксофона.

Записывается до второй октавы между третьей и четвертой линейкой.

Играем ноту до второй октавы. Нажимает на кнопку только средний палец левой руки. Аппликатура саксофона:

Звучит нота до второй октавы:

На Свирельке нота до второй октавы саксофона:


до второй октавы Режим сакфофон на Свирельке

Обратите внимание, что на «Свирельке» показана и основная и дополнительная (альтернативная) аппликатура саксофона.
При обучении рекомендуем пользоваться основной аппликатурой. В дальнейшем альтернативная аппликатура пригодиться для быстрого перехода между нотами.
При разработке «Свирелька» имелись разные мнения по поводу транспонирования нот. Было учтено, что со «Свирелькой» будут заниматься начинающие музыканты, возможно, даже не знающие нот. Поэтому было сделано так, что программа читает ноты натурального ряда. Такие как для флейты и фортепиано.
Все ноты для саксофона на этом сайте сделаны под «Свирельку». Поэтому ноты с сайта не придется переделывать под саксофон.
Для продвинутых музыкантов, которые пользуются нотами переделанными для саксофона, в Свирельке есть режим транспонирования нот. Так что и опытные саксофонисты могут воспользоваться программой.

Разучили четыре ноты. Что теперь?

Мы прошли первые четыре ноты на саксофоне. Теперь, используя разученные ноты, перейдем к «длинным нотам». Напомним, что длинные ноты это ноты на протяжении всего выдоха. Упражнение на длинные ноты выполняют ежедневно перед игрой на саксофоне.

Во время упражнений на длинные ноты необходимо контролировать насколько ровный тон длинных нот на всем протяжении звучания.

Продолжайте выполнять упражнение на длинные ноты ежедневно. Только теперь играйте не на эске с мундштуком, как на уроке 5, а на собранном саксофоне, проигрывая четыре разученных ноты в виде следующих упражнений:

Первое упражнение: вытягиваете длинную ноту на полное дыхание сначала соль, затем ля, затем си и до.

Второе упражнение: повторяете те же ноты теперь с атакой.
С атакой должно звучать примерно так:

Ошибки начинающих саксофонистов.

  1. Незадействованные в игре пальцы непроизвольно прогибаются, скрючиваются, а мизинцы опускаются под педали клапанов. Контролируйте положение пальцев на кнопках. Держите их как можно ближе к своим кнопкам, даже когда пальцы не нажимают кнопки. Это приходится повторять снова и снова, потому что положение пальцев влияет на качество игры. Недостатки в постановке пальцев должны устраняться сразу. Так как закрепление этих недостатков потребует для исправления много усилий и времени.
  2. Неправильная атака языка. Контролируйте качество атаки. Если атака делается под трость или атака длится очень долго, получается что-то вроде этого:

плохое исполнение нот с атакой

В таком случае при атаке следует переместить язык ближе к кончику трости и двигать языком быстрее.

Язык должен находиться у самых зубов, очень близко к кончику мундштука. Язык не должен двигаться откуда-то из горла.

Делать атаки следует настолько быстро, чтобы поток воздуха не успел остановиться. Движение должно быть быстрым и точным в кончик трости.

В следующих уроках разучим разные типы атак: маркато, деташе, легато, а пока научитесь правильно быстро и точно проводить атаку на первых нотах при игре на саксофоне.

На этом урок Аппликатура саксофона завершен. Были разучены первые четыре ноты: соль, ля, си первой и до второй октавы.

Выполните упражнения из сборника Школа игры на саксофоне Александра Ривчуна.
Упражнения здесь:

Упражнения Школы на разученные ноты

Бонус тем, кто прошел урок и освоил первые ноты на саксофоне:
в конце видео-ролика Николай Годына сыграл небольшую композицию. У обучаемых всегда есть желание как только разучены первые ноты, начать играть мелодии. И это правильно.
Кто хочет повторить за Николаем вот ноты первой композиции в формате Свирельки. Загружайте их в программу и разучивайте эту простую мелодию.
Темп для разучивания установите сами. Выглядеть это будет так:

После того как отработаете упражнения из школы саксофона переходите к следующему уроку по разучиванию аппликатуры саксофона:

Урок 2.2 Ноты ми, фа первой октавы

Если остались невыясненные вопросы или пожелания, пишите в комментариях:

Саксофон для начинающих

Аппликатура саксофона : 3 комментария

Страничка *класс*. Свирельку получил спасибо. Установил. Правда ещё не разбирался. в вопрос у меня: Где можно посмотреть урок до и ре первой октавы? Спасибо.

Спасибо! Хорошая страничка. Сергей

Добавить комментарий Отменить ответ

Школа игры на саксофоне

Обучающая программа Свирелька

Научиться играть на саксофоне
поможет простая обучающая программа:


Ознакомительная версия бесплатно.
Включены три мелодии для разучивания.
Другие мелодии после регистрации.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Оставьте комментарий внизу страницы

Источник

Оцените статью