Аппликатура нот для кларнета

Аппликатура кларнета

Изучение аппликатуры разделено на три звена, что соответствует постепенному овладению материалом. Первое звено включает диапазон от ми малой до си-бемоль первой октавы, здесь фактически закладываются основы игры на кларнете. Этот материал рассчитан на полтора-два месяца. Изучение аппликатуры начинается с ноты фа первой октавы. Обосновано это тем, что с самого начала будущий исполнитель учится правильно держать кларнет двумя руками. К тому же сама фа мажорная тональность наиболее удобна для обучения последовательному движению пальцев.

Диапазон второго звена начинается от ноты си первой октавы. Его аппликатура при открытом клапане дуодецимы фактически повторяет первую. При изучении материала главное внимание уделяется интонационной чистоте, развитию мускулатуры губ, усвоению правильной артикуляции. Некоторые упражнения этого звена специально написаны на дуодецимную аппликатуру. Материал рассчитан на две-три недели.

Прохождение тренировочного материала первого и второго звена подготовит ученика к более свободной работе с отверстиями и клапанами кларнета, восприятию интонационной чистоты, овладению интервалами ля, си, си бемоль первой и до второй октавы, почти исключая мышечное напряжение.

Третье звено начинается с ноты ля первой октавы. При прохождении упражнений этого раздела необходимо обратить внимание на работу мизинцев и безымянных пальцев.

Источник

Кларнет

(ит.— clarinetto, фр.— clarinette, нем.— Klarinette, англ.— clarinet)

Название инструмента происходит от латинского слова clarus — ясный (звук). К дальним предшественникам кларнета принадлежат известные еще с древних веков различные народные музыкальные инструменты,

имевшие трубку цилиндрической формы и одинарный язычок (трость).

Европейскими предками кларнета можно считать итальянскую лаунеду (launedda), испанскую альбогейю (albogyea), английский пибгорн (pibcorn), а также карельский лиру, латышский ганурагс, литовскую бирбине. Но непосредственным предшественником кларнета был инструмент, имевший широкое распространение в Средние века в центральной Европе и особенно во Франции — шалюмо (chalumeau). Он представлял собой деревянную трубку цилиндрической формы с одинарным надрезным язычком и 9 игровыми отверстиями. Во второй половине XVIII в. получил название цампонь (zampogne). Этот инструмент имел цилиндрический ствол без раструба, 7 игровых отверстий и особую камеру в верхней части, где помещалась трость. Диапазон инструмента составлял октаву (от фа малой до фа первой).

Преобразование шалюмо в кларнет осуществилось около 1700 г. выдающимся немецким инструментальным мастером Иоганном Христофором Деннером из Нюрнберга. Прежде всего Деннер убрал камеру, скрывавшую трость, и тем самым обеспечил непосредственное соприкосновение трости с губами исполнителя. Надрезной язычок он заменил отдельной камышовой пластинкой, которая навязывалась на мундштук. Появилась свобода звукоизвлечения, а также возможность управления звуком и интонацией. С целью расширения ограниченного диапазона шалюмо Деннер осуществил реконструкцию системы игровых отверстий, разместив их в порядке, диктуемом акустическими особенностями нового инструмента. Так впервые возникло неравномерное расположение игровых отверстий, составившее основу кларнетного грифа. С помощью десяти игровых отверстий можно было извлекать звуки фа, соль, ля, си малой октавы, и до, ре ми, фа, соль первой октавы. В верхней части ствола инструмента Деннер сконструировал два клапана — для ля и для си первой октавы. При этом с открытым клапаном си значительно облегчается передувание на дуодециму, а также расширяется диапазон инструмента (от фа малой — до ля—си второй октавы).

Таким образом возник двухклапанный кларнет, технически подвижный инструмент (особенно в верхнем регистре). В нижнем регистре звук его имел певучий характер мрачноватого оттенка, в верхнем — резкий, пронзительный.

На протяжении XVIII столетия кларнет усовершенствовался весьма интенсивно и к 70-м годам достиг своей классической формы. Сын И. X. Деннера — И. Деннер сконструировал октавный клапан, или клапан дуодецимы, увеличил длину инструмента, в результате чего изменился его основной тон которым стал звук ми, как и в современном кларнете. В дальнейшем некоторые усовершенствования внесли Б. Фриц из Брауншвейга и К. Лефевр из Парижа.

В то время изготавливались кларнеты различных размеров и строев, но пропорции отдельных частей инструмента строго соблюдались. Мундштук инструмента был маленьким, с узким каналом и имел удлиненную форму. Основным материалом для изготовления тростей служил камыш, встречались также трости из сосны, ели и даже из рыбьей кости. Наиболее употребительными строями классического пяти-шести клапанного кларнета были: си-бемоль, до, ля и фа (малого кларнета). Во время исполнения кларнетисты держали инструмент тростью вверх, и лишь впоследствии немецкие исполнители стали соприкасаться с тростью нижней губой (повернули мундштук тростью вниз). Инструменты обладали широкими выразительными возможностями (особенно в верхнем регистре): певучим тембром, динамическим разнообразием и большой подвижностью. Их использовали в своем творчестве Гайдн, Моцарт, Бетховен.

В начале XIX в. число клапанов на кларнете возросло до тринадцати. Кроме того, они получили более удобное расположение, а игровые отверстия стали сверлиться с большей точностью, что значительно улучшило чистоту интонации.. Теперь инструмент мог использоваться в различных тональностях, что избавило исполнителей от применения в оркестровой практике кларнетов многих строев. В это же время окончательно было изменено положение мундштука: трость стала прижиматься нижней губой исполнителя.

В середине XIX в. в кларнете была использована новая конструкция клапанного механизма, изобретенная Т. Бёмом. По сравнению со старой системой кларнет конструкции Бёма имеет несколько удлиненное и расширенное к концу нижнее колено, немного укороченное верхнее колено, более удлиненный бочонок и более объемный мундштук с удлиненным верхним срезом и широкой тростевой площадкой. На нижнем колене инструмента имеется большое количество клапанов для мизинцев правой и левой руки, которые дают возможность воспроизводить звуки ми, фа, фа-диез малой октавы, а с применением клапана дуодецимы — си первой, до и до- диез второй октавы. Однако в Германии эта система распространения не получила, а патент на изобретение был приобретен Францией, где кларнеты новой (француз¬ской) системы стали быстро распространяться.

Кларнет новой системы имел более широкую, конусообразную к раструбу мензуру и цилиндрический, более глубокий канал мундштука. Эти конструктивные особенности потребовали и иной трости. Трость кларнета новой системы менее упруга, а ее «язычок» несколько длиннее и шире, чем у трости кларнета старой системы.

Совершенствовалась и старая (немецкая) система. В ее усовершенствовании принимали участие не только немецкие музыканты. Так, профессор Московской консерватории С. В. Розанов в 1905 г. ввел на кларнете приспособление для трели си-до- диез малой октавы (с клапаном дуодецимы — фа-диез — соль-диез второй октавы), добавил клапан для мизинца правой руки, который позволил извлекать легато и тремоло между звуками фа-диез малой — до-диез первой октавы (с клапаном дуо-децимы — до-диез — соль-диез второй октавы).

Тем не менее, французские кларнеты, обладающие более совершенным клапанным механизмом и чистотой интонации, постепенно стали вытеснять кларнеты немецкой системы. Поиски лучших систем кларнета продолжаются и в наше время. В ГДР, например, несколько лет назад был создан инструмент с «французским» клапанным механизмом, но с «немецким» сверлением ствола и мундштуком. В результате получился кларнет, обладающий красивым, полным, интонационно-чистым звуком. К недостаткам этой конструкции следует отнести увеличение веса инструмента, возникшее из-за удлинения ствола.

Кларнет современный представляет собой цилиндрическую трубку длиной 590—680 мм, изготовленную из дерева (гренадиллового либо эбенового) или из пластмассы. Состоит из пяти частей: мундштука с тростью (одинарным язычком), бочонка, верхней части (верхнего колена), нижней части (нижнего колена) и раструба. Хроматический звукоряд от ми малой до си-бемоль первой октавы извлекается при помощи последовательного открывания отверстий, начиная от устья. Звуки от си первой до до третьей октавы получаются при помощи той же аппликатуры с применением клапана дуодецимы. Более высокие звуки извлекаются ’ путем сложных аппликатурных комбинаций. Кларнет — инструмент транспонирующий, нотируется в скрипичном ключе. Инструмент строя си-бемоль звучит большой секундой, строя ля — малой терцией ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 82).

Из всех духовых инструментов кларнет обладает наибольшим разнообразием выразительных средств. По технике на легато он не уступает флейте. Возможна пре¬дельная беглость при исполнении диатонических и хроматических гамм при любой динамике. Стаккатная техника несколько уступает флейте. Исполнимы почти любые трели, исключение составляют звуки выше фа третьей октавы и еще несколько трудноисполнимых трелей. Тремоло возможно как на одном, так и на разных звуках. Трудноисполнимы тремоло, у которых нижний звук извлекается без клапана дуоде¬цимы, а верхний с этим клапаном.

Разновидности кларнета.

Малый кларнет (ит.— clarinetto piccolo, petite clarinette, нем.— kleine Klarinette, англ.— high clarinet). Отличается от основного инструмента лишь меньшим размером. Появился в первой половине XVIII в. и далее совершенствовался вместе с кларнетом. Обладая громким звуком, малый кларнет получил широкое распространение в военно-духовых оркестрах. Аппликатура малого кларнета идентична аппликатуре кларнета. Инструмент транспонирующий (в строе ми-бемоль, реже в строе ре). Йотируется в скрипичном ключе. Малый кларнет строя ми-бемоль звучит на малую терцию, строя ре — на большую секунду выше написанного. Диапазон и характеристика звучания малого кларнета (по письму, см. пример 83). Технические возможности те же, что у кларнета. Малый кларнет строя ми-бемоль изредка применяется в духовом оркестре, а инструмент строя ре столь же редко — в симфоническом.

Бассетгорн (ит.— corno di bassetto, фр.— cor de basset, нем.— Alt-klarinette, Bassetthorn, англ.— baset-horn, alto clarinet), альтовый кларнет. Приобрел большую популярность в XVIII в. Ствол инструмента вначале имел изогнутую форму и завершался большим медным раструбом. В конце XVIII в. Т. Лютц из Пресбурга и братья Штадлеры из Вены сконструировали бассетгорн из двух прямых колен. В конце XIX в. он принял прямую форму с изогнутым металлическим раструбом.

Современный бассетгорн представляет собой деревянную трубку длиной 750— 900 мм. К верхнему ее концу прикреплена изогнутая металлическая трубка, в которую вставляется клювовидный мундштук с тростью, к нижнему — металлический раструб, загнутый вверх.

Аппликатура бассетгорна сходна с аппликатурой кларнета. Различие состоит лишь в том, что у бассетгорна имеются четыре дополнительных клапана, которые позволяют продлить хроматический звукоряд вниз. Инструмент транспонирующий (в строе фа, реже в строе ми-бемоль). Йотируется в скрипичном ключе. Бассетгорн строя фа звучит на чистую квинту, строя ми-бемоль — на большую сексту ниже написанного. Диапазон бассетгорна: до малой — фа третьей октавы. Звуки сред¬него и нижнего регистра обладают приятным мягким тембром, в верхнем регистре звучание менее полное, а от соль второй октавы и выше приобретает напряженный характер. В настоящее время этот инструмент почти не используется.

Бас-кларнет (ит.—clarinetto basso, фр.— clarinette basse, нем.— Bassklari- nette, англ.— bass clarinet). По конструкции сходен с бассетгорном. Был изобретен в 1772 г. парижским мастером Ж. Лотом. В следующем году Г. Грензер из Дрездена создал его новый вариант. С этого времени бас-кларнет стал использоваться в музыкальной практике. Инструмент строя си-бемоль был вдвое длиннее кларнета, имел более широкую мензуру и звучал октавой ниже. Значительно реже использовались бас-кларнеты в строях ля и до. Форма первых инструментов была сходна с формой фагота. В середине XIX в. появились бас-кларнеты прямой формы с 19 игровыми отверстиями, сохранившие свой вид до настоящего времени. Аппликатура современного инструмента полностью совпадает с аппликатурой бассетгорна.

Бас-кларнет строя си-бемоль — инструмент транспонирующий, звучит большой ноной ниже написанного. Йотируется в скрипичном, иногда в басовом ключе (в этом случае он звучит большой секундой ниже написанного). Диапазон и характеристика регистров басового кларнета (по письму, см. пример 84).

Вследствие своих тембровых особенностей и в целях продления диапазона основного инструмента бас-кларнет в оркестровой практике используется преимущественно в нижнем регистре. Его техническая подвижность значительно меньшая по сравнению с кларнетом. В настоящее время инструмент часто используется в симфонических оркестрах и в духовых оркестрах большого состава.

Источник

Методика, статьи

Многие кларнетисты — исполнители в своей исполнительской практике сталкивались с определёнными трудностями звуковысотного интонирования в верхних регистрах инструмента. Зачастую это происходит из-за конструктивных особенностей кларнетов того или иного завода изготовителя. В исправлении этих недостатков и должны послужить аппликатурные комбинации данного пособия.

Но прежде хотелось бы разобраться в определении диапазонов современного кларнета. Нужно отметить, что в разнообразной литературе, посвящённой кларнету, вопрос о регистрах, трактуется по-разному, причём это относится как к классификации регистров, так и к их звуковым объёмам.

Мне кажется, что при определении границ регистров у современного кларнета следует исходить из акустических особенностей самого инструмента, где октавное передувание, свойственное другим духовым инструментам, у кларнета заменено передуванием на дуодециму, тем самым расширяя границы регистров.

Весь диапазон современного кларнета поделён на четыре регистра: нижний, средний, высокий и высший.

· Нижний регистр кларнета (имеющий так же названия шалюмо и медиум) охватывает диапазон от Ми малой до Си бемоль первой октавы, хотя в специальной литературе существует несколько мнений в определении верхней границы нижнего регистра: у Бермана она определяется звуком Ре первой октавы , у Римского-Корсакова — звуком До и т. д. Нелогично выделение и отрезка верхней части этого диапазона в средний или промежуточный регистр, так как эти четыре — пять звуков относятся к наименее удачным в тембральном и динамическом отношениях. Нижний регистр обладает сочной, бархатистой и драматически — напряжённой звучностью.

· Средний регистр кларнета (а так же кларино или клерон) определяется границами от Си первой до До третьей октавы. Особенностью его является то, что все звуки входящие в него исполняются с помощью передувания звуков нижнего регистра, при полном сохранении аппликатуры, вверх на чистую дуодециму, т. е. квинту через октаву. Все звуки входящие в этот регистр обладают мягким, серебристым звуком.

· Высокий регистр кларнета (по мнению французского кларнетиста и композитора Г.Э. Клозе — егу) начинается с До диез и заканчивается Соль — третьей октавы. Эти звуки построены на аппликатуре с использованием пятых обертонов. Они звучат более резко и напряжённо, хотя в сольной и оркестровой литературе этот регистр кларнета используется достаточно часто.

· Высший регистр кларнета являясь продолжением высокого включает в себя крайние верхние звуки: Соль диез третьей — Ре, Ре диез четвёртой октавы. Они отличаются наибольшей резкостью, пронзительностью и силой звучания. В исполнительской практике применяются довольно редко, обычно с целью достижения характерных, красочных эффектов.

Аппликатура высокого и высшего регистров кларнета требует более сложной координации пальцевых движений. Сравнительная сложность аппликатуры самых высоких звуков кларнета в процессе их извлечения дополняется трудностями амбушюрного порядка, так как играющему необходимо не только чётко координировать сложные движения пальцев, но и заметно усиливать напряжение губ и дыхания.

Теперь хотелось бы поподробнее остановиться на аппликатуре высоких звуков при игре на кларнете:

1. Извлекается как Ми второй октавы, приподняв с первого отверстия указательный палец левой руки.

2. Извлекается как Фа диез первой октавы с открытым клапаном дуодецимы.

3. Извлекается как До третьей октавы с открытием указательным пальцем правой руки двух нижних боковых трельных клапанов верхнего колена.

4. Извлекается как Ре второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на клапан Соль диез первой октавы.

5. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

1. Извлекается как Фа второй октавы, приподняв с первого отверстия указательный палец левой руки.

2. Извлекается как Си второй октавы с одновременным нажатием на клапан Соль диез первой октавы.

3. Извлекается как Соль первой октавы с открытым клапаном дуодецимы.

4. Извлекается как До второй октавы с открытием звуковых отверстий под указательным пальцем левой руки и безымянным правой.

5. Извлекается как Ми второй октавы, приподняв указательный палец левой руки со звукового отверстия и открыв клапан Соль диез первой октавы.

6. Извлекается как Ре второй октавы открыв звуковые отверстия под указательным пальцем левой руки и клапаном Ля первой октавы.

7. Извлекается как До второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

8. Извлекается как Фа второй октавы открыв звуковое отверстие большим пальцем левой руки.

1. Извлекается как Фа диез второй октавы с приподнятым со звукового отверстия указательным пальцем левой руки.

2. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и одновременно нажав трельный клапан безымянным пальцем правой руки.

3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы открыв звуковые отверстия указательным пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой.

4. Извлекается как До третьей октавы с одновременным нажатием указательным пальцем правой руки второго сверху бокового трельного клапана верхнего колена.

5. Извлекается с помощью открытия клапана дуодецимы и клапана Соль диез первой октавы.

6. Извлекается как Ми второй октавы с одновременным открытием первого звукового отверстия верхнего колена указательным пальцем и нажатием на клапан Ля первой октавы.

7. Извлекается как Фа диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

8. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки и нажатием трельного клапана безымянным пальцем правой.

1. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

2. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

3. Извлекается как Соль первой октавы с открытым клапаном дуодецимы и верхним, боковым трельным клапаном верхнего колена указательным пальцем правой руки.

4. Извлекается с помощью открытых клапанов дуодецимы и Ля первой октавы.

5. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

6. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

1. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

2. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

3. Извлекается Ми бемоль второй октавы с одновременным нажатием мизинца левой руки на клапан До диез первой октавы ( Соль диез второй октавы).

4. Извлекается как Соль второй октавы с открытием первого сверху бокового трельного клапана верхнего колена.

5. Извлекается как Ля второй октавы передувая на более высокий обертон.

6. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на нижний боковой трельный клапан указательным пальцем правой.

7. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки и нажатием на нижний трельный клапан указательным пальцем правой.

1. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

2. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки.

4. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки.

1. Извлекается как Си второй октавы и открытым нижним боковым трельным клапаном указательным пальцем правой руки.

2. Извлекается как Фа второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки.

3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой.

4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой.

5. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

6. Извлекается как До второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

7. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на нижний боковой трельный клапан верхнего колена указательным пальцем правой руки.

8. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и средним пальцами левой руки.

9. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и средним и безымянным пальцами правой.

1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и средним и безымянным пальцами правой руки, а также с открытием клапана До диез первой октавы ( Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки.

2. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и безымянным пальцами правой.

4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и безымянным пальцами правой.

5. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой.

1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой.

2. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой.

3. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и передувая на более высокий обертон.

4. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой.

5. Извлекается с помощью открытия клапана Ми бемоль второй октавы и закрывая одно звуковое отверстие безымянным пальцем левой руки.

6. Извлекается как Ре второй октавы с открытием звуковых отверстий под указательным и средним пальцами правой руки и большим пальцем левой.

1. Извлекается как До второй октавы с открытием звуковых отверстий под большим и указательным пальцами левой руки.

2. Извлекается как Си первой октавы с открытием звуковых отверстий под большим и указательным пальцами левой руки и одновременным открытием клапана Ля первой октавы.

3. Извлекается как Ре второй октавы с открытием звуковых отверстий под большим пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой с одновременным открытием мизинцем левой руки клапана Соль диез второй октавы ( До диез первой октавы).

4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и клапаном Соль диез второй октавы ( До диез первой октавы).

5. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

6. Извлекается как Соль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под большим и указательным пальцами левой руки и двумя нижними боковыми трельными клапанами указательным пальцем правой руки.

1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под безымянным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

2. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами правой руки.

3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами правой руки с одновременным открытием клапана До диез первой октавы ( Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки.

4. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки с одновременным нажатием на клапан Соль диез ( Ля бемоль) первой октавы указательным пальцем.

5. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки.

1. Извлекается как Фа диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки.

2. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки и открытием трельного клапана Фа диез второй октавы безымянным пальцем правой руки.

3. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и указательным и безымянным пальцами правой руки с одновременным нажатием на трельный клапан Ми бемоль первой октавы ( Си бемоль второй октавы) безымянным пальцем левой руки.

4. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и указательным и безымянным пальцами правой с одновременным открыванием нижнего трельного клапана верхнего колена указательным пальцем правой руки.

5. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и средним и безымянным пальцами правой с открытым клапаном До диез первой октавы ( Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки.

6. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под безымянным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

1. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки.

2. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки.

3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным пальцем правой.

4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой руки.

5. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательными пальцами обеих рук.

1. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

2. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой.

3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

Источник:

Категория: Методические статьи | Добавил: tagmuscol (08.03.2010) | Автор: Гержев В.Н. E W Просмотров: 9501 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: /

Всего комментариев: 0
—> —> —> —> —>

[29.04.2021] [Конкурсы]
Студенты ПЦК «Инструменты народного оркестра» – Лауреаты Всероссийских конкурсов
[26.04.2021] [Конкурсы]
И снова победы
[24.04.2021] [Концерты]
Отчетный концерт отделения струнных инструментов
[18.04.2021] [Концерты]
Отчетный концерт специальности «Инструменты народного оркестра»
[16.04.2021] [Концерты]
Отчетный концерт отделения духовых и ударных инструментов
[15.04.2021] [К сведению]
С любовью к народной песне
[15.04.2021] [Концерты]
Отчетный концерт специальности «Сольное и хоровое народное пение»
[14.04.2021] [Концерты]
Отчетный концерт отделения эстрадного пения
[13.04.2021] [Концерты]
Отчётный концерт специальности «Инструменты эстрадного оркестра»
[13.04.2021] [Концерты]
Отчетный концерт академического хора
[12.04.2021] [Конкурсы]
«Наследие Рахманинова» Международный конкурс пианистов
[12.04.2021] [К сведению]
День открытых дверей
[11.04.2021] [Концерты]
Отчетный концерт отделения «Вокальное искусство»
[09.04.2021] [Концерты]
Отчетный концерт специальности «Фортепиано»
[04.04.2021] [Конкурсы]
«Очередные победы хоровых дирижеров Таганрогского музыкального колледжа»
[31.03.2021] [Конкурсы]
Победа в XVI Всероссийской предметной олимпиаде по литературе.
[15.02.2021] [Конкурсы]
Наши пианисты — лучшие
[08.02.2021] [Конкурсы]
Дирижёрские будни
[05.02.2021] [Концерты]
Вечер скрипичной музыки
[31.12.2020] [Приказы ТМК]
Приказ по ГБПОУ РО «Таганрогский музыкальный колледж» № 252/2 от 29.12.2020 Об утверждении состава государственных экзаменационных комиссий

ГБПОУ РО «Таганрогский музыкальный колледж»© 1960 — 2021

Источник

Читайте также:  Популярные ноты для фортепиано 2021
Оцените статью