Аппликатура табулатура для гитары

Содержание
  1. Аппликатуры аккордов для гитары
  2. Базовая таблица аккордов:
  3. Аккорды A (Ля)
  4. Аккорды C (До)
  5. Аккорды D (Ре)
  6. Аккорды E (Ми)
  7. Аккорды F (Фа)
  8. Аккорды G (Соль)
  9. Аккорды H или B (Си)
  10. Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
  11. Левая рука: откуда берется звук?
  12. Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.
  13. Что такое табулатура для гитары
  14. Виды табулатур
  15. Интернет запись
  16. Запись через редактор табулатур
  17. Как пользоваться табами новичку
  18. Обозначение боя
  19. Перебор или арпеджио
  20. Обозначение аккордов
  21. Мелодия
  22. Как читать табы обозначения и знаки
  23. Хаммер-он (Hammer On)
  24. Пулл-офф (Pull Off)
  25. Бенд -подтяжка (Bend)
  26. Слайд (Slide)
  27. Вибрато (Vibrato )
  28. Let Ring
  29. Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
  30. Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
  31. Нота призрак (Ghost Note)
  32. Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
  33. Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
  34. Каподастр (Capo)
  35. Тэппинг (Tapping)
  36. Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
  37. Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
  38. Размер
  39. Нумерация тактов
  40. Строй гитары
  41. Программа для табулатур
  42. Советы и рекомендации
  43. Как читать табы для гитары: руководство новичкам
  44. История
  45. Разновидности гитарных табулатур
  46. Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
  47. Расположение цифр на линиях
  48. Легато: хаммер-он/пул-офф
  49. Тэппинг
  50. Глиссандо (скольжение)
  51. P.M. (palm muting)
  52. Стаккато
  53. Акцент
  54. Приглушенные струны
  55. Мёртвая нота (нота-призрак)
  56. Бенды (подтяжки струны)
  57. Вибрато
  58. Трюки рычагом
  59. Флажолеты
  60. Пик-скрейп
  61. Мелодические украшения
  62. Тремоло
  63. Редакторы для составления, чтения табов

Аппликатуры аккордов для гитары

Базовая таблица аккордов:

Аккорды A (Ля)

Аккорды C (До)

Аккорды D (Ре)

Аккорды E (Ми)

Аккорды F (Фа)

Аккорды G (Соль)

Аккорды H или B (Си)

А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.

Читайте также:  Билли джин ноты для синтезатора

Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.

Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.

Барре: тяжело в ученье – легко в бою!

Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.

Левая рука: откуда берется звук?

При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.

Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.

Читайте также:  Как делать педали для гитары

Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.

Источник

Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.

Что такое табулатура для гитары

Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.

Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.

Виды табулатур

Интернет запись

Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.

Запись через редактор табулатур

Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.

Как пользоваться табами новичку

Обозначение боя

Обычно в табах бой обозначается стрелками напротив каждого отдельного аккорда, или их групп. Обратите внимание на то, что они показывают движение с реверсом – то есть стрелка вниз обозначает удар вверх, а вверх – удар вниз. Тот же принцип работает и со струнами – то есть верхняя линия будет первой, а нижняя – шестой.

Перебор или арпеджио

Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.

Обозначение аккордов

Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.

Мелодия

Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.

Как читать табы обозначения и знаки

Хаммер-он (Hammer On)

На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.

В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.

Пулл-офф (Pull Off)

В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.

В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.

Бенд -подтяжка (Bend)

На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.

В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.

Слайд (Slide)

И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.

Вибрато (Vibrato )

На письме вибрато обозначается символами Х или

возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.

Let Ring

Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.

Глушение струны правой рукой (Palm Mute )

На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.

Не звучащие или мертвые ноты (Mute)

И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.

Нота призрак (Ghost Note)

Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.

Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)

Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.

Натуральный флажолет (Natural Harmonics)

Натуральные флажолеты, помимо того, что на письме обозначаются в скобках <>, например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].

Каподастр (Capo)

Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.

Тэппинг (Tapping)

Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.

Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах


Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре

Размер

Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.

Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.

Нумерация тактов

Такты также нумеруются в начале каждого нового.

Строй гитары

Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.

Программа для табулатур

Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.

Советы и рекомендации

Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.

Источник

Как читать табы для гитары: руководство новичкам

Что такое табы, или табулатура, для гитары? Это схематическое расположение звуков мелодии, аккордов на грифе. Принципиально отличается от нотной записи, так как не использует звуковысотную систему, а представляет собой обозначение в виде аппликатуры.

Гитарные табы состоят из следующих элементов:

  • Основа – шесть линий, это 6 струн гитары. Вверху – первая (самая тонкая), внизу – шестая (басовая).
  • Слева, в начале линий, обычно столбцом пишется слово «TAB», указывает на то, что это табулатура.
  • Цифры на линиях – это лады: на каком ладу какой струны нужно извлечь звук. Например, если «2» на 4-ой линии, значит нужно прижать 4-ую струну на 2 ладу. Лады считаются от головки грифа – порожек, потом первый, второй лад и т.д. Если цифра «0» на линии – звучит открытая струна, на ладах прижимать её не нужно.
  • Обозначения возле цифр – поясняют способ извлечения звуков (хаммер-он/пул-офф, глушение P.M., направление медиаторного штриха, бой, тэппинг и др.). Подробней о том, что это за обозначения, как читать табы для гитары – далее в статье с аудиопримерами.

Табы на гитаре подойдут для записи любого музыкального произведения в любом стиле. Будь то классика, хард-рок, блюз, кантри, панк-рок, дэт-метал, джаз – соло, аккорды, риффы при должном умении можно положить на 6 линий табулатуры, так чтобы их смогли прочитать, сыграть и другие музыканты.

Табы помогают отыскать нужные звуки гитаристам, которые плохо ориентируются в нотах. И являются хорошей альтернативой для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Однако ошибочно предполагать то, что гитарную табулутуру применяют исключительно в таких целях (только тем, кто с нотами на ВЫ, для новичков).

Ещё табы указывают точную аппликатуру – в какой позиции нужно взять аккорд, сыграть пассаж, мелодию. Что порой очень важно, особенно, при разучивании сложных произведений, соло. Ведь в силу специфики инструмента одни и те же звуки можно взять на разных струнах и, соответственно, на разных ладах. И если на руках только ноты – аппликатуру нужно продумывать самостоятельно, и не всегда это просто, однозначно. Возникают определённые сложности. Но с табами, при условии того, что они составлены корректно, такой проблемы уже не будет. Другими словами, по аппликатуре они являются «точным путеводителем».

История

Табные системы для записи музыкальных произведений – древнейшая «технология». Первые табулатуры были изобретены для органа примерно в 1300 году. Около 1470 года появилась немецкая система табов для лютни. С годами музыканты совершенствовали этот способ записи музыки.

Есть рукопись табов по итальянской системе, которая датируется 1517 годом.

А испанская табулатура 1536 года выглядит немного иначе.

Взглянув на фото древних манускриптов, можно заметить, что итальянская и испанская системы очень похожи на современную версию гитарных табов.

Разновидности гитарных табулатур

Есть три распространённых типа записи табов:

Ноты + табы. Музыка записана одновременно в двух системах: вверху нотный стан (ноты) – пять линеек, а внизу «TAB» (табулатура) – шесть линеек. Цифры в табах (на каком ладу) размещены параллельно нотам – строго соответствуют.

В такой комплексной системе множество преимуществ: наличие аппликатуры к нотной записи, есть возможность проверить свой навык чтения нот, «подсмотреть» в табулатуре, если сложно прочесть (есть сомнения – проверил по табам, эта нота или нет), гитарист получает максимум информации о том, как играть музыкальное произведение.

Табы с длительностями нот. В записи это нечто среднее между табами и нотами, если хотите «табаноты». Над цифрами указываются штили длительностей согласно нотной записи – четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д. Также как и в нотах, группы звуков объединяются рёбрами. То есть по длительностям, ритму, размерам – как в нотной записи, а по звукам – табы (на каком ладу, струне взять ноту).

Оптимально для тех, кто знает, что такое размер, такт, длительности, доли, ритмическая пульсация, но не хочет «бегать глазами» по нотному стану. И ещё такой формат определённо компактней – не нужно дублировать запись в нотах и табах. Всё по ритму и звукам вмещается на 6 линиях.

Символьные табы. Упрощённый вариант табулатуры без графических элементов – всё оформляется символами, которые можно набрать с клавиатуры компьютера. Часто используется в чатах, в сборниках табов на веб-страницах. Символьные табы сгодятся и когда произведение на слуху у исполнителя или же есть аудиозапись, которую можно прослушивать в процессе разбора табов.

Преимущество формата – для прочтения, составления не требуется специальных программ и 100%-ная независимость от нотной записи. Но есть и существенный недостаток – нет обозначения ритма, длительностей. Зачастую ориентир музыкального времени отображается только границами тактов. С обозначениями тоже бывают сложности – лиги, тэппинг, глиссандо и прочие приёмы тоже указываются буквами, символами, которые «сливаются» с цифрами, есть разные варианты записи одного и того же обозначения.

Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам

Как научиться читать табы? Ничего сложного нет, если вы уже разобрались с линейками и цифрами на соответствие ладам и струнам, осталось дело только за обозначениями. Не пугайтесь их количества. Список внушительный только с виду. Во-первых, вы будете изучать постепенно: читаете, смотрите, запоминаете на практике, когда разбираете табулатуру. Во-вторых, есть обозначения, которые редко используются и знать их назубок не обязательно; в крайнем случае, можно ещё раз ознакомиться (в помощь вам эта статья из закладок в браузере, либо какой другой источник).

По списку далее: как правильно читать обозначения и играть согласно указанным приёмам. Приводятся примеры и варианты записи для различных версий гитарной табулатуры с пояснениями для начинающих.

Расположение цифр на линиях

Если цифры вертикально, столбцом на линиях – значит, указанные звуки извлекаются одновременно щипком пальцами, ударом по струнам (медиатором, пальцем).

Так записываются аккорды на гитаре:

И интервалы:

Также в табах с аккордами наряду с их названиями ещё добавляются и гитарные сетки (схема аппликатуры, постановки пальцев на грифе).

К столбцу цифр, когда одновременно извлекать звуки, ещё добавляются обозначения – как это делать.

Стрелочки вверх и вниз, где указаны аккорды для гитары – штрих – направление ударов по струнам медиатором или пальцем.

Обратите внимание, по схеме удар вниз как бы выглядит наоборот, так как направление идёт от 6 струны, или 6-ой, нижней, линии в табах.

Стрелочки с волнистой линией – сообщают о том, что звуки аккорда нужно извлечь поочерёдно пальцем (обычно большим или указательным) или медиатором, быстро перебирая, а не одним резким ударом, щипком.

Вниз – от басовых к первой струне, вверх – от первой струны в направлении к басовым.

Если цифры последовательно на линиях табулатуры – значит нужно играть поочерёдно звуки, согласно указанному порядку.

И также для каждого звука может указываться медиаторный штрих: «скобка» – вниз, «галочка» – вверх.

И перебор на гитаре – выписывается в табах последовательно цифрами:

Иногда переборы с описанием – «let ring»: струны не приглушиваются и продолжают звучать, когда извлекается последующая нота. Но способ звукоизвлечения распространяется только на звуки, обозначенные пунктиром «let ring».

Легато: хаммер-он/пул-офф

Соединённые лигой ноты с буквой «H» – хаммер-он, или восходящее легато: делается один удар по первой ноте, потом ставится палец на указанный лад выше для извлечения второй ноты, но удар медиатором не делается. Ноты получаются залигованные – получается плавный переход от одного звука к другому в восходящем движении.

Соединённые лигой ноты с буквой «P» – пул-офф, или нисходящее легато: аналогичный приём предыдущему, но звуки лигуются от высокого к более низкому. Пальцы ставятся на гриф заранее, согласно нотам, которые нужно взять. Первых звук – удар медиатора, палец снимается, как бы слегка срывается со струны, а не убирается перпендикулярно поверхности лада. И звук плавно переходит на следующую ноту – на другом ладу, прижатым заранее другим пальцем.

Хаммер и пул в символьной версии выписывается буквами – соответственно «h» и «p».

Одна и та же нота повторяется, соединена лигой – звук продолжает звучать, согласно указанной длительности. Иногда залигованная следующая такая же нота указывается в скобках. Или цифра залигованной ноты не указывается.

Тэппинг

Буква «T» или символ «+» над цифрой – звук нужно извлекать приёмом тэппинг. Лад прижимается пальцем правой руки (указательным или средним): лёгкий удар и срыв со струны. В сложных аппликатурах добавляется обозначение – каким именно пальцем делать тэппинг.

Обычно тэппинг в связке с приёмом хаммер/пул (H/P).

Глиссандо (скольжение)

Ноты (цифры) соединены линией – глиссандо, или скольжение, слайд. После извлечения первого звука палец не отрывается от грифа, а скользит по ладам ко второй ноте, и затем извлекается вторая нота (щипком или медиатором). Есть нисходящее и восходящее глиссандо: от высокой ноты к более низкой и наоборот.

Ноты (цифры) соединены линией и лигой – глиссандо с приёмом пул/хаммер. Удар по первой ноте – переход скольжением ко второй ноте и палец ставится на указанный лад, но при этом удар по струне для извлечения второго звука не делается. Также двух видов – нисходящее и восходящее.

В символьной системе – скольжение обозначается знаком «\»:

Косая чёрточка по левую сторону от цифры – нужно выполнить скольжение по струне перед извлечением звука. Но не от конкретного лада, как при переходе от ноты к ноте, а произвольно с любого лада. За 3-4 лада до необходимого звука, а иногда больше, меньше. Указывается только направление скольжения: чёрточка вверх – восходящее – от нижних звуков к высоким (направление от первых ладов грифа к ноте); чёрточка вниз – нисходящее – от высоких звуков к низким (направление от последних ладов грифа к ноте).

Косая чёрточка по правую сторону от цифры – скольжение по струне после извлечения звука. Также как и предыдущий приём на гитаре по направлению глиссандо: «\» – вниз (в сторону первых ладов), «/» – вверх (к последним ладам).

Внимательно смотрите гитарную табулатуру – с какой стороны косая черта. Слева от цифры – глиссандо перед тем как взять ноту, а если справа – то после того как нота прозвучит. То есть обозначения похожи символьно, но звучание принципиально отличается. Не перепутайте.

P.M. (palm muting)

P.M. (приём «palm muting») отдельно, или с пунктирной линией для группы звуков – струны приглушаются ребром ладони правой руки. Обычно используется, когда электрогитара звучит с эффектом овердрайв (overdrive) или дисторшн (distortion).

В табах без нотного стана с длительностями:

В табулатуру символьного формата тоже добавляется обозначение «P.M»:

Стаккато

Точка над или под цифрой (нотой) – стаккато – играть отрывисто, коротко, чуть раньше приподымать палец с лада. Длительность ноты как бы получается условно меньше.

Если только табы:

Обратите внимание, как правильно записывается обозначение. Стаккато – когда точка над или под нотой, цифрой в табах. А если точка справа – то это указывает на увеличение длительности ноты. То есть это совсем другое обозначение.

Акцент

Значок «>» – звук нужно выделить, сыграть акцентированно; обычно акцентированная нота звучит немного громче. Такой приём возможен и с аккордами (акцентированный удар по струнам).

Приглушенные струны

Вместо цифр на линиях значок «x» – удар по приглушенной струне/струнам. Как правило, глушение выполняется пальцами правой руки: нужно положить их на струны, только касаясь, не прижимая на ладах.

И если добавляются ноты для гитары, тоже обозначение дублируется и на нотном стане.

«x» обозначается и скребок по приглушенным струнам – приём рейк (rake):

Мёртвая нота (нота-призрак)

Цифра (нота) в скобках – мёртвая нота, или нота-призрак (ghost notes) – она звучит сравнительно тише, порой на записи её едва слышно. Она как бы есть, но явно её нет, относительно других нот мелодии, штрихов (ударов медиатора). Это может быть открытая струна с предыдущего аккорда или как призвук соседней струны, или удар по открытым струнам при переходе с аккорда на аккорд. В некоторых случаях, ноты-призраки в скобках можно не играть – то есть на усмотрение исполнителя как их читать (игнорировать или нет). То есть они как вспомогательные и фактически не участвуют во фразе, мелодии.

Бенды (подтяжки струны)

Выгнутая стрелочка/стрелочки – бенд – подтяжка струны пальцем. Дополнительно указывается насколько нужно подтянуть струну, повысить ноту.

Как читать и играть бенды по табам?

«full» или «1т.» – на тон. Если, например, бенд указан от 7 лада, то струну нужно подтянуть, чтобы звучала нота, которая находится на 9 ладу. От ре бенд до ми (на тон вверх).

Если указано «1/2 т.», значит на полтона – подтянуть струну до звука соседнего лада. От ре (7 лад 3 струна) к ре# (8 лад 3 струна).

Бенды могут быть и на 1 ½ тона, 2 тона, и микробенды на ¼, 1/8 тона.

Если нужно вернуть струну к исходному звуку после подтяжки – добавляется ещё стрелочка. Стрелочка вверх (подтяжка) и стрелочка вниз (струна опускается на ладу) – бенд с возвратом (или bend/release).

Стрелочка перпендикулярно от цифры (ноты) – пребенд или обратный бенд. Струна сначала подтягивается до указанного тона (на 1 т. или ½ т.), заранее, потом извлекается звук и струна опускается.

В символьной табулатуре бенд обозначается значком «^»:

Или буквой «b»:

Вибрато

Волнистая линия над нотой – вибрато – левая рука «качает» струну, получается «дрожащий» звук. Приём используется как для отдельной ноты, так и для интервалов, пауэр-аккордов, обычных аккордов.

В символах вибрато обозначается «тильдой» – «

Зигзаг – вибрато рычагом. Струны качаются посредством лёгкого опускания приподымания рычага.

Трюки рычагом

Диагональные линии с указанием высоты тона (-1, -2 и т.д.) – трюки рычагом – повышение/понижение исходного звука, аккорда в указанной последовательности. В примере, указано, что ноту нужно понизить на тон (погрузить рычаг) и потом вернуть к исходному звучанию (вернуть рычаг в исходное положение).

Флажолеты

Цифры в скобках « » – натуральные флажолеты на 5, 7 и 12 ладу – слегка коснуться струны и быстро снять пальцы одновременно защипывая струну, или ударяя медиатором.

В символах для натуральных флажолетов используется – «NH»:

Или просто добавляется название «natural harmonics»:

Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «AH» – искусственные флажолеты (artificial harmonics). Цифра – лад, на котором прижимает струну палец левой руки, цифра в скобках – лад, над которым указательный палец правой руки слегка касается струны и в это время большой палец правой руки защипывает струну.

Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «TH» или «T» – тэппинговые флажолеты. Пальцем левой руки прижимается лад, который указан без скобок, а пальцем правой руки – лёгкий удар по ладу, указанному в скобках « ».

Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «PH», или цифры в ромбе – медиаторный флажолет. По принципу искусственного флажолета, но звук извлекается медиатором и боковая часть фаланги большого пальца правой руки касается слегка струны. Звук извлекается, в промежутке струны над звукоснимателями (не над ладами). В скобках « » фактическое звучание ноты (лад) – высота флажолета.

Например, на 2 ладу прижимаем 6 струну, а медиаторный флажолет – на две октавы выше. Значит, извлекаем звук приёмом «PH »условно в районе 26 лада (если бы он был на грифе), то есть примерно над первым звукоснимателем, недалеко от последнего лада.

Пик-скрейп

На линии «x» + волнистая линия вверх или вниз с обозначением P.S. – пик-скрейп – скольжение по басовым струнам ребром медиатора в восходящем или нисходящем направлении (в зависимости от того как расположена волнистая линия в табах).

Мелодические украшения

Маленькая цифра рядом с другой цифрой – форшлаг – мелизм, мелодическое украшение, звучит за счёт длительности основной ноты. Форшлаг может быть из нескольких звуков, трёх и более. Довольно часто он играется приёмом пул/хаммер, глиссандо, на что указывают дополнительные обозначения в табах.

«tr» – трель, мелодическое украшение – быстро чередуются звуки приёмом хаммер/пул, основной и вспомогательный (маленькая цифра в скобках).

Тремоло

Косые рёбра (одно, два, три) над нотой, интервалом или аккордом – тремоло переменным штрихом – сокращённый вариант записи. Если одно ребро – переменный штрих восьмыми согласно указанной длительности ноты, если два – 16-ыми, если три – 32-ыми.

Редакторы для составления, чтения табов

Иногда начинающие скачивают гитарные партии в файлах с интернета, но не знают, как читать табы в таком формате. Но сложного ничего нет в этой задаче – достаточно установить на компьютер специальную программу-редактор или воспользоваться специальным сайтом для того, чтобы просматривать табулатуры. Каждому расширению файла соответствует свой редактор. Например, .gpx, .gp5, .gp – для Guitar Pro. Есть и табы в универсальных форматах, которые можно открывать практически в любом редакторе при помощи функции импортирования (MIDI, MusicXML). Есть программы, которые умеют читать файлы других редакторов.

Рассмотрим наиболее распространённое ПО для составления и просмотра гитарной табулатуры:

Guitar Pro – платный редактор, огромное количество функций. Можно подключить банк звуков, чтобы инструментальные партии воспроизводились более реалистично. Для гитарных дорожек предусмотренны всевозможные эффекты и обработки – эквалайзеры, дисторшн, овердрайв и пр. Можно выбрать тип гитары – электро-, акустика со стальными, нейлоновыми струнами и т.д.

Essy Guitar Tab – бесплатный веб-сервис. Всего лишь нужно зарегистрироваться. Панель инструментов в левой части (длительности, обозначения, штрих, размер и т.д.).

В правой части верхней панели кнопки для экспортирования табулатуры в разных форматах. Есть возможности отправить гитарную партию на указанный email.

Finale – платный профессиональный нотный редактор. Подойдёт тем, кто составляет партии и для других инструментов кроме гитары.

Завершаем обзор. Теперь вы имеете представление, как записывается гитарная партия в табах, как её читать и сыграть, используя все указанные приёмы. Чем больше будете пользоваться табами – как для разучивания произведений, так и для записи своей музыки – тем быстрей их освоите. В общем, как и навык чтения. Создавайте собственную коллекцию гитарных табов, нот – обязательно пригодится!

Источник

Оцените статью