Арабский танец щелкунчик фортепиано

Арабский танец балета Щелкунчик П. И. Чайковского

Недавно, слушая сюиту № 1 из музыки балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского в исполнении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки, я обратил внимание на то, что именно концертное исполнение этой сюиты позволяет в полной мере оценить всю красоту и глубину этой музыки. На сцене театра музыка отходит на второй план, на первом блистают артисты балета. Все внимание зрителя приковано именно к ним. В концертном же зале ничто не отвлекает от восприятия музыки. При исполнении балета зрителю навязывается определенное сценическое решение. В концертном зале у каждого слушателя возникает свой образ, свои ассоциации при исполнении того или иного произведения. Музыка самодостаточна, в особенности музыка, о которой идет речь.

Не буду подробно описывать всю сюиту. Остановлюсь только на «Трепаке» и «Арабском танце». В особенности меня поразил переход от безудержного, бездумного веселья в первом номере к изысканной и тонкой музыке второго. Музыковед, быть может, отметит оригинальную оркестровку «Арабского танца»: тройной состав «деревянных» духовых, тамбурин и струнные. Я же хочу остановиться на характере этой музыки и на тех ассоциациях, которые она вызывает. При первых же звуках «Арабского танца» пред нами предстает караван верблюдов, который мерно и однообразно движется по бескрайней и знойной пустыне. Неизвестно, сколько еще предстоит пройти. Дорога утомила. Погонщики верблюдов, полусонные, уныло раскачиваются в такт движения. Но вот один из них очнулся, он оглянулся: вокруг все те же однообразные барханы желто-красного песка, подсвеченного заходящим солнцем. И внезапная грусть, мечты о зелени пальм, водной глади, мечта о любимой, которой он не видел уже месяц, робкое возмущение своей судьбой пронзили погонщика. Но грусть эта сходит на нет под воздействием мерной поступи величавых животных.

Читайте также:  Баян гитара ноты для фортепиано

Слушая эту музыку, невольно проникаешься мыслью, что восточная грусть глубже и проникновеннее русского бесшабашного веселья. В целом можно отметить, что второе действие балета, представляющее собой сплошной балетный дивертисмент, за исключением отдельных номеров, овеяно духом тихой печали, столь характерной для Чайковского.

Источник

Оцените статью