Арам хачатурян концерт для фортепиано

Концерт для фортепиано с оркестром (Хачатурян) — Piano Concerto (Khachaturian)

Арам Хачатурян «s Концерт для фортепиано ре-бемоль мажор , соч. 38, был написан в 1936 году. Это было его первое произведение, принесшее ему признание на Западе, и оно сразу вошло в репертуар многих известных пианистов.

Фортепианный концерт был первым из трех концертов, которые Хачатурян написал для отдельных участников прославленного советского фортепианного трио, которое выступало вместе с 1941 по 1963 год. Другими были Концерт для скрипки Давида Ойстраха (1940) и Концерт для виолончели для Святослава Кнушевицкого (1946). ).

Концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль был написан для Льва Оборина , премьера которого состоялась в Москве 12 июля 1937 года с оркестром Московской филармонии под управлением Льва Штейнберга . Единственное фортепиано, доступное для премьеры, было пианино вертикальное, и у оркестра была всего одна репетиция. Мероприятие проходило на открытой сцене в парке «Сокольники» , и во время выступления сильный ветер снес очки Стейнбергу, так что он больше не мог видеть партитуру, и оставшееся пришлось дирижировать по памяти. Британская премьера состоялась 13 апреля 1940 года в Королевском зале в Лондоне с пианисткой Моурой Лимпани (к которой подошел после Клиффорда Керзона. отказался), проведенный Аланом Бушем . Он получил свой американский дебют 14 марта 1942 года Маро Аджемиан в Джульярдской школе в Нью-Йорке под управлением Альберта Штесселя .

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

Произведение в трех частях:

  1. Allegro ma non troppo e maestoso
  2. Анданте кон анима
  3. Блестящее аллегро

Первая часть, Allegro ma non troppo e maestoso , широко использует тему трех нот F, B и A ♭ , показанную выше.

Читайте также:  Как называются ноты для хора

Хотя используется термин « флексатон », вторая часть, Andante con anima , является одной из немногих классических пьес, в которых используется музыкальная пила , хотя этот инструмент часто не используется в выступлениях и записях концерта.

Третья часть, Allegro brillante , захватывающе завершает произведение.

Записи

Концерт был впервые записан в 1945 году Моурой Лимпани с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Анатоля Фистулари , а в следующем году снова Уильямом Капеллом с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого . Запись Kapell стала фаворитом музыкальных автоматов, и Kapell был настолько связан с работой, что его часто называли «Khachaturian Kapell». Моура Лимпани и Анатоль Фистулари снова записали произведение в середине 1950-х годов. С тех пор его записали, в частности, Лев Оборин, Оскар Левант, Питер Катин , Борис Березовский , Миндру Кац , Дора Сервириан Кун , Константин Орбелян , Алисия де Ларроча , Леонард Пеннарио , Лорин Холландер , Гинтарас Янушявичюс и Альберто Португхейс .

Произведение оценивается для 2-х флейт , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , бас-кларнета , 2-х фаготов , 4-х валторн , двух труб , трех тромбонов , тубы , литавр , ударных и струнных .

Источник

Арам хачатурян концерт для фортепиано

«Очевидно, моей творческой индивидуальности свойственна тяга к «концертности», к стилю красочно-виртуозного письма. Мне по сердцу сама задача создания произведения, в котором преобладает жизнерадостное начало свободного соревнования солиста-виртуоза с симфоническим оркестром».

Три концерта Арама Хачатуряна – для фортепиано с оркестром, скрипки с оркестром и виолончели с оркестром – занимают видное место в отечественной концертной литературе.
Два из них – скрипичный и фортепианный – сыграли большую роль в определении пути этого жанра в ХХ веке, послужив образцом для многих композиторов. Виолончельный концерт, созданный в 1968 г. и посвященный Кнушевицкому, занимает более скромное место в истории музыки, но весьма существенно дополняет представление о Хачатуряне как композиторе-симфонисте.

Концерт для фортепиано с оркестром написан в 1936 году. Он впервые был исполнен 12 июля 1937 г. в Москве, в Сокольниках выдающимся пианистом современности Львом Обориным и оркестром под управлением Л.Штейнберга. Воистину, это произведение стало значительным явлением в советской музыке. Критики писали о триумфальном шествии Концерта, который стал «подлинным праздником фортепианного творчества», одним из самых «репертуарных» произведений на концертных эстрадах мира.
Фортепианный концерт Хачатуряна – произведение новаторское. Творчески претворив особенно близкие ему традиции концертного стиля Листа, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, Хачатурян открыл новые горизонты в развитии этого жанра, в трактовке его формы, композиционного строения, характера тематизма. «Впрочем , – рассказывает сам композитор, – скромность фактуры второй части моего фортепианного концерта, прослушанного Сергеем Прокофьевым еще в процессе сочинения, вызвала его шутливое замечание: «А здесь, что же, пианист у вас будет мух ловить?»
Концерт насыщен замечательными по выразительности и красоте, разнообразными по характеру музыкальными темами, уходящими своими глубочайшими истоками к различным пластам народной музыки Востока. Мужественные и лиричные, задумчивые и шуточные, песенные и танцевальные, обаятельно нежные или огненно-темпераментные, они придают музыке жизненную образность, национальную характерность, неповторимые черты хачатуряновского стиля.
Концерт посвящен его первому исполнителю – Льву Оборину. Вот как вспоминает об этом сам пианист:
«Наше творческое содружество началось с исполнения концерта. Автор посвятил это произведение мне, что я с признательностью рассматриваю как оценку первому моему исполнению этого Концерта. Фортепианный концерт – одно из лучших сочинений Хачатуряна. Он быстро обошел эстрады нашей страны и также быстро нашел признание за рубежом. Мне кажется, трудно было назвать крупного пианиста, репертуар которого не включал бы этого произведения. Его одинаково любят и исполнители старших поколений, и молодежь.
Чем же увлекает меня эта музыка…? Да тем, пожалуй, что характерно и для всего творчества Хачатуряна: могучим темпераментом, самобытностью, яркой виртуозностью партий солирующего инструмента и оркестра. Позволю себе сказать, что Фортепианный концерт Хачатуряна – одно из немногих современных произведений этого жанра, являющихся поистине концертом, а не просто пьесой для фортепиано с оркестром. В нем есть масштабность, есть яркое острое противопоставление и соревнование солиста и коллектива…»

Хачатурян никогда не скрывал своего особого отношения к скрипке. Достаточно того, что все лучшие темы из сочинений композитора ассоциируются в основном со скрипкой или виолончелью.
Летом 1940 г. в подмосковном Доме творчества Союза композиторов «Руза», в окружении замечательной русской природы, за 2 с половиной месяца Хачатурян написал одно из лучших своих сочинений – Скрипичный концерт. «Писал я его с огромным увлечением. Музыкальные мысли переполняли меня, опережая темпы записи их на нотной бумаге» , – вспоминает композитор.
Композиция Скрипичного концерта с внешней стороны не поражает особенными новшествами. Вся сила эмоционального воздействия произведения заключена именно в тематизме произведения, в щедром и необычайно выразительном мелосе.
Осенью того же года, 16 сентября, сочинение прозвучало в Москве во время Декады советской музыки. Исполнял его тогда еще молодой, но уже всемирно известный скрипач Давид Ойстрах (ему же и посвящен концерт).
«Никогда мне не забыть праздничный вечер в только что построенном Зале имени П.И.Чайковского, где состоялась премьера… – вспоминал скрипач. – В зале среди слушателей были Прокофьев, Шостакович, Мясковский…
Хорошо помню летний день 1940 года, когда Арам Хачатурян приехал к нам на дачу. Он был так захвачен своим новым сочинением, что сразу же устремился к роялю. Играя с присущим ему пылом и вдохновением, он заворожил всех нас. Музыка искренняя, своеобразная, исполненная мелодических красот, народного колорита, остроумная, словно искрилась. Все эти черты, которыми Концерт до сих пор радует слушателей, произвели тогда незабываемое впечатление. Было ясно, что родилось новое, яркое произведение, что ему предстоит большая жизнь на концертной эстраде.
Моей скрипке суждено было положить начало этой жизни. Я получил вскоре от автора экземпляр концерта, над которым и начал работать. Премьера состоялась в 1940 году в Москве в Зале имени Чайковского. Дирижировал А.В.Гаук, со свойственным ему темпераментом и искренностью интерпретировал музыку Хачатуряна этот большой музыкант.
Высоко оценили Концерт и все любители музыки. В короткий срок он был повторен дважды, покорив всех своей праздничностью, жизненным пульсом, характерными для всего творчества Хачатуряна. Смело можно сказать, что это произведение равнодушным не оставило никого. В годы войны Скрипичный концерт Хачатуряна был уже широко известен и часто звучал по радио, своим светлым характером, жизненной энергией помогая переносить невзгоды, укрепляя веру в будущее и победу…»

Хачатуряновский концерт в интерпретации Ойстраха произвел громадное впечатление на слушателей, завоевав публику буквально «с ходу». Собственно, в день премьеры концерта и определилась судьба Скрипичного концерта. Его популярность росла день ото дня, с феноменальной скоростью. Вскоре произведение приобрело всемирную известность. Сегодня, продолжая свое победное шествие на зарубежных эстрадах, он входит в репертуар лучших скрипачей мира. Он выдержал большое количество записей на пластинки во многих странах мира.
За Скрипичный концерт Хачатурян получил Государственную премию.

Мысль о создании Виолончельного концерта зародилась у А.Хачатуряна еще во время занятий на виолончели, в годы учебы в Музыкальном училище.
Однако реализовать свою мечту композитору довелось лишь через двадцать лет, уже будучи автором широко известных Скрипичного и Фортепианного концертов.
Концерт для виолончели с оркестром был написан в 1946 году. Автор посвятил Виолончельный концерт его первому исполнителю – Святославу Кнушевицкому. Премьера состоялась осенью того же года в Большом зале консерватории. Произведение было исполнено Кнушевицким мастерски и с большим артистизмом, однако впечатление от концерта сложилось неполное. Несмотря на выразительный тематизм, яркое симфоническое развитие, богатство гармонических красок, концерт, к сожалению, не был оценен слушателями должным образом.
Виолончельный концерт Хачатуряна – лирическая поэма, проникнутая духом народной песенности. В интонационно-ритмическом развитии тем-мелодий Хачатуряном внедрены своеобразные черты народного искусства ашугов и сазандаров, что придает музыке Концерта неповторимую красоту национального колорита.
Безусловно, в композиционном смысле Виолончельный концерт Хачатуряна во многом родственен ранее написанным Фортепианному и в особенности Скрипичному. Однако в отношении стиля он ближе к симфоническим произведениям, таким, как балет «Гаяне», «Симфония с колоколом».
В целом Виолончельный концерт отвечает строгим требованиям жанра. Однако, по мнению критиков, в некоторых эпизодах произведения композитор отдал предпочтение внешней виртуозности, что несколько отяжелило сольную партию.
К числу достоинств концерта относят мелодическое богатство, мастерство симфонического развития, жизнеутверждающий лиризм. Среди исполнителей этого произведения – талантливые виолончелисты – Даниил Шафран, Карине Георгиан…

Источник

Оцените статью