- LiveInternetLiveInternet
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Советы по аранжировке баса ( часть 1)
- Урок 4. Бас-гитара в аранжировке
- 1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)
- 2. Риффовый бас.
- 3. Рок-бас
- 4. Латиноамериканский стиль
- 5. Фанк и диско
- 6. Дублирование гитары
- Секреты аранжировки — Советы по аранжировке баса (часть 1)
- Учимся аранжировке. Соединение баса и ударных
- Советы по аранжировке баса (часть 2)
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Советы по аранжировке баса ( часть 1)
Сегодня я хотел бы поговорить об особенностях аранжировки басовой партии. А конкретнее бас-гитары.
Конечно существуют некоторые отличия между партией написанной для бас-гитары и синтезаторного база, но в целом нужно помнить, что изначально синтезаторы просто заменяли бас-гитару и функции басового инструментам практически в любом стиле остаются неизменными.
Функция бас-гитары в самом простом виде это обозначение гармонии и создание дуэт с ударными.
Некоторые очевидные советы по аранжировке баса:
1. Партия баса и ударных должна быть согласована
Басисты практически всегда стараются построить свою партию таким образом, чтобы она ритмически максимально повторяла партию ударных. Также некоторые имитируют и тембровое разнообразие ударных на басу. Например, бочка низкая нота, малый барабан нота на октаву вверх. Насколько мне известно, этой техникой в аранжировке активно пользовались Led Zeppelin. Послушайте в качестве примеров песни Nobody’s Fault By Mine и Immigrant Song, Song Remains the Same.
Этот же совет касается согласования левой руки фортепиано и партии баса. Слишком большой асинхрон создает кашу в аранжировке, особенно если партии расположены в одном диапазоне.
Источник
Урок 4. Бас-гитара в аранжировке
На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.
Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса. При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.
Бас-гитара, наряду с ударными, составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.
Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.
Как известно из курса гармонии, бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.
Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.
Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.
На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора. При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.
Как правило, большинство современных vst плагинов (если Вы пишите аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.
Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары — это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д. Расположение нот в пределах позиции
Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 — 2 =3)
В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.
Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:
1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)
Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.
В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:
Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполнения трех типов:
Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)
Арпеджированные (в джазе применяются редко, но в других стилях очень часто)
Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)
2. Риффовый бас.
Рифф — короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения. Существует несколько разновидностей риффового баса
Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)
Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b)
3. Рок-бас
Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы — поэтому бас здесь играет всегда с бочкой. Пример из песни One of Us:
4. Латиноамериканский стиль
Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой. Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +— +— +- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)
5. Фанк и диско
Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16. Синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя щелкающий звук)
Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.
6. Дублирование гитары
Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример: «metallica am i evil»
Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм-секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.
Источник
Секреты аранжировки — Советы по аранжировке баса (часть 1)
Сегодня я хотел бы поговорить об особенностях аранжировки басовой партии. А конкретнее бас-гитары.
Конечно существуют некоторые отличия между партией написанной для бас-гитары и синтезаторного база, но в целом нужно помнить, что изначально синтезаторы просто заменяли бас-гитару и функции басового инструментам практически в любом стиле остаются неизменными.
Функция бас-гитары в самом простом виде это обозначение гармонии и создание дуэт с ударными.
Некоторые очевидные советы по аранжировке баса:
1. Партия баса и ударных должна быть согласована
Басисты практически всегда стараются построить свою партию таким образом, чтобы она ритмически максимально повторяла партию ударных. Также некоторые имитируют и тембровое разнообразие ударных на басу. Например, бочка низкая нота, малый барабан нота на октаву вверх. Насколько мне известно, этой техникой в аранжировке активно пользовались Led Zeppelin. Послушайте в качестве примеров песни Nobody’s Fault By Mine и Immigrant Song, Song Remains the Same.
Этот же совет касается согласования левой руки фортепиано и партии баса. Слишком большой асинхрон создает кашу в аранжировке, особенно если партии расположены в одном диапазоне.
Особое внимание нужно обращать на согласование при использовании синкоп. Важными являются так называемые anticipation доли — слабая 3 и 8 восьмые. Если бочка акцентирует эти доли, то желательно чтобы бас также обозначал их. Иначе синкопа будет размазанной и создаст ощущение не слаженной игры.
2. Будьте осторожнее с заполнениями
Конечно если Вы пишите аранжировку для трио, где нет аккомпанирующего инструмента или есть только гитара и ударные, то вы можете попробовать расширить функцию баса и добавить сольную вставку.
Однако здесь возможно следующие недоработки:
-если Вы не басист и не гитарист, то большая вероятность того, что заполнение будет звучать искусственно.
— если в этот момент играет другой инструмент, то может появиться только дополнительная каша, а партия баса не будет рельефно читаемой в миксе
— если бас остается один с ударными, то может возникнуть провал в фактуре
Как видите, ошибиться достаточно легко.
Однако это не значит, что вы должны отказаться от развития басовой партии. Если Вы хотите сделать заполнение, то постарайтесь сделать так, чтобы оно звучало органично, как часть все партии в нижнем или среднем регистре. Проанализируйте партии известных басистов и запомните 15-20 заполнений. Этого вам хватить для генерации своих собственных.
3. Верхний регистр баса можно использовать для мелодий
Вы можете включить бас в фактуру аранжировки, как мелодический инструмент. Он очень органично звучит во многих составах и может поддержать фортепиано или гитару, а также вокал. Под верхним регистром подразумевает все что находиться выше 12 лада 1 струны (G).
При написании такой партии Вы можете не думать о согласованности с ударными. Здесь важно проследить за голосоведение и естественностью самой партии.
Для этих целей отлично использовать безладовый бас. Хорошие примеры можно найти, например, в аранжировках Л.Агутина.
При написании партитуры используйте скрипичный ключ для этого диапазона (читается на октаву ниже, как гитарный). Это более удобно и позволяет мыслить более мелодично:)
4. Если вы не понимаете, что вы делаете не пишите ниже ноты E
И классический контрабас и бас-гитары до недавнего времени прекрасно обходились без 5 струны и использование нот ниже E должно было быть обосновано.
Конечно если Ваша композиция в тональности Eb, то возможно использование данной ноты будет уместно. Но тут нужно помнить о том, что мензура бас-гитары не может математически точно соответствовать звучанию этой ноты. Поэтому ноты ниже E практически всегда звучат без интонации — то есть басист может играть даже на полтона ниже — звучать все равно будет хорошо:)
Стили в которых используются ноты супернизкого регистра это — металл, рок, сальса. В танцевальной музыки для этих целей есть саб-бас.
Ну и кроме того, не забывайте, что у басиста не всегда может быть 5 струнный бас.
Самое главное знайте, что вы делаете и при возможности не забегайте слишком низко.
Источник
Учимся аранжировке. Соединение баса и ударных
В прошлых уроках мы рассмотрели с Вами базовые приемы написания партии барабанов и бас-гитары.
Теперь поговорим о соединении этих двух инструментов в аранжировке и о взаимодействии их в ткани музыкального произведения.
Для примера возьмем простые ритмическо-гармоническую основу.
В целом можно выделить 4 способа с помощью которых соединяются бас и гитара
1.Полная идентичность
Это хрестоматийный пример взаимодействия ритм-группы.все должно звучать как один инструмент.В такой аранжировке бас всегда играет с бочкой(или наоборот.Зависит от того,что первично)
2. Бас играет рифф. Барабаны независимы от баса,но играет в той же стилистике.
Применяется в огромном количестве стилей.
3. Импровизационное изложение материала.
Игра основного рисунка с небольшими изменениями(или вставками сольных партий)
4. Разные партии
Всевозможное сочетание полиритмии,полиметрии и т.д.
Подробнее в видеоуроке.
Источник
Советы по аранжировке баса (часть 2)
5. Динамика бас- гитары
Инструменты басового диапазона редко обладают достаточно большим динамическим диапазоном и бас-гитара не исключение.
Это одна из причин по которой бас-гитара является постоянным участником ритм-секции.
Это также позволяет ей максимально эффективно сочетаться с ударной установкой.
В целом, разница между пианиссимо и фортиссимо у бас-гитары минимальна. Изменение динамики практически не влияет на тембр, хотя более тихая динамика может дать мягкий звук. Конечно у бас-гитары, как и у любого другого инструмента, который является не акустическим есть возможность просто добавить или убавить громкость на усилителе. Но это не очень музыкально, как вы понимаете, и не подходит для большинства аранжировок.
Для тихих и деликатных секций аранжировок лучше использовать прием полного отключения баса. Поскольку бас-гитара всегда очень плотно заполняет микс, то ее отключение сразу же создает необходимое разнообразие фактуры, она становится облегченной и воспринимается, как более тихая. Если же по какой-либо причине бас не может быть выключен из аранжировки, то уместно использовать его верхний диапазон, например для игры в интервал с гитарой, как это любят делать RHCP ( Достаточно послушать такие песни как Otherside или By the way, чтобы понять о чем идет речь).
6. Бас без ударных и наоборот
Как уже было сказано выше, бас-гитара это коллективный инструмент, который идеально сочетается с ударной установкой. Поэтому бас-гитара без поддержки ударных может звучать довольно странно.
Если есть необходимость в написании такой партии для вашей аранжировки, то убедитесь в том, что бас играет крупные длительности или мелодические линии. Такие партии звучат более органично без сопровождения ритм секции. Игра же грува на басу без сопровождения практически всегда будет звучать пусто.
В целом, для большинства слушателей звучание баса без сопровождения создает ощущение недосказанности, пустоты и ритмической размазанности.
В обратном случае звучание также достаточно пустое. Ударные без баса звучат недостаточно цельно и также требуют заполнения нижнего диапазона. Ударная партия без басовой линии способна создать эффект нагнетания и динамического роста, особенно если бас вступает в правильное время, то уровень динамики резко возрастает. Это один из популярных приемов в аранжировке. Солист и ударные отдельно, а затем включение баса и прочих инструментов. Такой подход создает разные уровни фактуры и обеспечивает разнообразие инструментовки.
7. Учитывайте специфику игры на басу
Существует 2 типа грувов — это так называемые Playing time и playing hits.
Первый вариант ( time) это поддержание грува не зависимо от того, что происходит в главной линии ( вокал или инструмент). То есть бас и гитара играют фигуры, которые типичны для выбранного стиля и не особо обращают внимание на то, что делают солисты. Для нотации такой аранжировки обычно пишут гармонии и стиль игры.
Второй вариант (hit) — это подчеркивание важных моментов в линии солиста. Например, синкопы, тутти или просто игра конкретного риффа — допустим для перехода между частями.
Если вы программируете бас самостоятельно, то проблем нет и вы сможете учесть момент состыковки time и hits. Однако живые музыканты очень часто пренебрегают моментами тутти, если они не сходятся с общим грувом. Поэтому, лучшим вариантом будет в партитуре указывать общую схему грува, который сопоставим с моментами hits. Для того, чтобы участники ритм-секции не увлекались импровизацией
8. Изучайте партитуры и школы игры на басу
Вам не обязательно уметь играть на басу для того, чтобы писать правильные и качественные партии.
Лучшим способом понять инструмент будет изучение его в контексте. Изучение партитур — это лучший способ научиться использовать проверенные временем приемы, а школы игры дадут более глубокое понимание специфики инструмента и позволят создать свой уникальный подход к аранжировке этого важного инструмента ритм-секции.
Источник