- Что такое аранжировка и для чего она нужна?
- Что такое аранжировка?
- Зачем нужна аранжировка?
- Одна песня – разные аранжировки. Музыкальные примеры
- Пример 1
- Пример 2
- Отличие аранжировки от других способов обработки музыки
- Специфика аранжировки
- Кто такой аранжировщик и как им стать
- Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере
- Вместо заключения
- Аранжировка для гитары это все
Что такое аранжировка и для чего она нужна?
Любая композиция в первозданном виде представляет собой гармоническую последовательность аккордов или одноголосую мелодию. Чтобы превратить «сырую» музыкальную идею в полноценную песню, необходима аранжировка.
Удачная аранжировка подчеркивает достоинства композиции, акцентирует внимание слушателя на наиболее удачных композиторских решениях. Именно с ее помощью добиваются того, чтобы песня «цепляла» слушателя.
Что такое аранжировка?
Аранжировка – это обработка первоначальной музыкальной идеи и ее подготовка к исполнению музыкантами.
Классический алгоритм создания музыкальной композиции выглядит следующим образом:
- Сочинение мелодии и гармонии
- Инструментовка
- Аранжировка
- Исполнение или запись
Задача аранжировки – привести песню в порядок. Добавить новые партии, убрать лишнее, правильно расставить акценты. После этого процесса песня приобретает законченный вид. Фактически она уже готова, и ее остается либо исполнить, либо записать.
Аранжируют не только новые композиции, но и уже существующие песни.
Зачем нужна аранжировка?
«Сырое» музыкальное произведение не учитывает множество нюансов:
- Кто будет исполнять композицию;
- Какие инструменты будут задействованы;
- Где будет исполнена композиция;
- Будет ли осуществляться запись;
- Какой формат записи (live или студийная запись) и т.д.
Все эти вопросы решаются в процессе аранжировки. Одну и ту же песню один и тот же исполнитель может сыграть совершенно по-разному.
Первый пример – акустическое исполнение собственных песен рок-группами.
Второй пример – исполнение классических музыкальных произведений.
Таким образом, аранжировка нужна, чтобы исполнителю было удобно сыграть музыкальное произведение, а слушателю было удобно его слушать.
Одна песня – разные аранжировки. Музыкальные примеры
Для лучшего понимания влияния аранжировки на музыкальное произведение обратимся к музыкальным примерам.
Рассмотрим разные переложения одних и тех же песен.
Пример 1
Первым примером будет песня Виктора Цоя «Спокойная ночь».
Оригинальная запись группы «Кино» отличается задумчивостью и монотонностью исполнения.
В версии группы «Алиса» во 2 части песни меняется темп. Исполнение песни становится более агрессивным. В итоге смещаются акценты и меняется настроение.
В переложении для фортепиано сохранена оригинальная гармония, но видоизменена структура песни и добавлены новые мелодические ходы.
Пример 2
Второй пример – песня «Hurt» авторства Трента Резнора.
Вот оригинальная запись:
Песня вышла крайне жесткой с тяжелым и мрачным «послевкусием»
Та же композиция в переложении Рика Рубина и Джонни Кэша звучит намного светлее. Настроение композиции изменилось кардинальным образом.
И вариант Леоны Льюис, в котором исходный материал исполнен в духе поп-музыки 90-х с характерным фокусом на голосе вокалистки. Песня потеряла свою уникальность и звучит безлико.
Оба примера наглядно показывают, что аранжировка является важнейшей частью создания песни. Именно на этом этапе происходит окончательное оформление музыкальной идеи в готовый продукт, который будет представлен слушателю.
Отличие аранжировки от других способов обработки музыки
Важный вопрос, с которым нужно разобраться, – это отличие аранжировки от инструментовки, оркестровки и ремикса.
Разница состоит в работе с оригинальной музыкальной идеей.
Аранжировка допускает вольное обращение с исходным материалом. Считается приемлемым добавление новых мелодических линий, видоизменение гармонии, темпа и длительности композиции.
Инструментовка – это подбор музыкальных инструментов для исполнения произведения. Она допускает минимальное вмешательство в исходный материал. Партии остаются нетронутыми. Представьте, что нотные листы раздали другим музыкантам. Это и есть инструментовка.
Оркестровка – это распределение музыкального материала между инструментами одной секции оркестра. Представьте, что у вас есть партия, которую может исполнить одна труба. В оркестровке эту партию распределяют между всей секцией духовых.
Ремикс – это изменение темпа и структуры звука музыкального произведения.
ВАЖНО! О количестве инструментов
Бывает так, что большое количество инструментов портит песню. Акценты теряются, звучание перестает быть сфокусированным, а интересные мелодические ходы размазываются.
Если настроение композиции лучше всего передается одним инструментом или только голосом вокалиста, то не нужно добавлять лишние звуки.
Специфика аранжировки
Аранжировка – это творческий процесс. Важно не гоняться за уникальным техническим решением, а раскрыть сущность композиции, донести изначальную мысль автора до конечного слушателя.
Для этого нужно работать с самыми разными аспектами музыкальной композиции:
- Мелодией;
- Структурой песни;
- Звучанием инструментов;
- Балансом звукового полотна;
- Способом записи;
- Микшированием записанного материала.
Аранжировка – это сложный процесс. В современной музыкальной индустрии труд хорошего аранжировщика стоит очень дорого. От результата его работы зависит не только удовольствие слушателя, но и прибыль музыкальных корпораций и гонорары артистов.
Кто такой аранжировщик и как им стать
Аранжировщик – это человек, который доводит музыкальную идею до логического конца. Результат его труда – это готовая песня, которую осталось только записать.
Аранжировщик должен уметь играть как минимум на одном музыкальном инструменте. От него не требуется виртуозного исполнительского мастерства. Аранжировщику нужно точно осознавать области применения музыкальных инструментов и знать их возможности. Кроме того, аранжировщик должен иметь музыкальный вкус и большой запас отслушанного материала.
Можно научиться распределять партии между инструментами. Этому учат в образовательных учреждениях. Но научиться слышать песню и видеть ее идею можно только самостоятельно.
На Западе функции аранжировщика частично или полностью берет на себя музыкальный продюсер. Среди наиболее известных «серых кардиналов» музыкального мира Джордж Мартин, Тимбалэнд, Куинси Джонс и т.д.
Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере
Классический вариант аранжировки – это запись партий инструментов на нотные листы.
Такой подход требует от аранжировщика не только музыкального образования, но и колоссального опыта работы в оркестре. Нужно знать нюансы звучания и возможности каждого инструмента. Написанные партии нужно раздать музыкантам, потом собрать их вместе и оценить получившийся результат. Затем внести коррективы и повторить все заново.
С современными компьютерными программами аранжировщик может работать, не выходя из дома. Профессиональное музыкальное ПО предоставляет возможность полностью подготовить песню к записи одному человеку.
Среди наиболее популярных программ для работы с музыкой Cubase, Ableton, Logic Pro.
ВАЖНО. О подходе к работе и результате.
На самом деле неважно, как аранжировщик будет выполнять свою работу. Будет ли он работать по старинке или в секвенсоре на компьютере. Важен только результат его труда.
Вместо заключения
Если вы хотите аранжировать свои и чужие песни, то вам необходимо слушать очень много музыки. Нельзя зацикливаться на одном жанре. Иначе вы обязательно загоните себя в рамки клише и самоповторения.
Источник
Аранжировка для гитары это все
В этой статье постараюсь ответить на следующие вопросы: Почему я продаю ноты? Кто такой аранжировщик? В чем заключается его работа? Какие навыки для этого требуются? Сколько времени занимает создание одной аранжировки?
О профессии аранжировщика для гитары.
Итак, есть какая-то музыка, песня. Почти всегда её исполняет группа музыкантов. У каждого музыканта есть своя партия. Это может быть голос (вокал), партия баса, ударных, гитары, скрипок и множество других, в зависимости от состава ансамбля. И вот, вы вдруг захотели сыграть эту песню на гитаре.
Тут есть два варианта. Либо вы хотите её просто спеть под аккомпанемент гитары, либо сыграть на гитаре как самостоятельное инструментальное произведение.
Если вы хотите её просто спеть, то тут все достаточно просто. Нужно подобрать аккорды к песне, либо попросить кого-нибудь подобрать, либо найти их в интернете. После этого играем на гитаре аккорды определенным способом и поем.
Другое дело, если вы хотите сыграть её на гитаре в инструментальном варианте. Так, как играю я, например. На одной гитаре играется и партия голоса (мелодия), и партия баса, и партии гармонического с ритмическим сопровождением.
Тут все не так просто. Нужны ноты или табы для гитары этого произведения. Эти ноты кто-то должен написать. Кто-то должен объединить несколько партий песни в одну партию гитары. Самостоятельно это сделать можно только обладая хорошими знаниями в области музыкальной теории, гармонии, композиции. Имея развитый музыкальный слух. В достаточной мере владея инструментом (выше среднего уровня). Плюс имея немалый музыкальный опыт.
Этим занимаются гитаристы-аранжировщики. Это отдельная профессия такая — аранжировщик. А аранжировка, это и есть определённым образом переработанное и адаптированное (приспособленное) музыкальное произведение для исполнения одним человеком на гитаре. И набранное в нотах-табах. Аранжировка является продуктом работы аранжировщика. Конечно, определение термина «аранжировка» гораздо шире, но здесь я его использую в узком смысле, применительно к гитарной практике.
Теперь давайте подробнее рассмотрим работу аранжировщика по этапам:
Этап 1. Подбор на слух.
Подобрать по слуху главную мелодию и гармоническую схему (аккорды) песни. Также часто бывает необходимо подобрать партии вспомогательных инструментов, которые играют побочные мелодии (подголоски). Конечно, можно попытаться найти оригинальную партитуру произведения, чтобы не снимать на слух. Партитура — это партии всех инструментов и голосов в музыкальном произведении, записанные в нотах. Если удается найти, то это здорово, но чаще всего партитуры найти проблематично, и приходится все снимать своими ушами.
Этап 2. Аранжировка.
Самый главный этап. Это собственно сам процесс аранжировки. Который, в свою очередь, делится на несколько под-этапов:
Поиск удобной для гитары тональности аранжировки. Оригинальная тональность песни, почти никогда не подходит для гитарной аранжировки и нужно искать ту, которая будет удобна и хорошо звучать на гитаре. Далеко не все тональности подходят для гитары.
Определение фактуры и формы аранжировки. Фактура — это то, как объединены партии разных инструментов, в звучании одной гитары. Каким способом. На этом этапе аранжировка набрасывается «начерно». Идет подбор приемов игры, поиск средств выразительности, выстраивается общая структура.
Написание басовой линии, гармонического и ритмического заполнения, объединение их с мелодией, поиск позиций на грифе и оптимальной апликатуры (расстановки пальцев).
Сочинение вариаций для повторов. Песенная форма строится по принципу нескольких повторений куплета и припева, в которых меняются только слова, за счет чего получается разнообразие. Но жанр гитарной аранжировки является инструментальным (без слов). Поэтому разнообразие, при повторах, достигается за счет видоизменения самой музыки. Это и есть вариации. Они могут быть близкие, когда сама мелодия не меняется, а меняется лишь фактура. И далекие, когда новая мелодия полностью сочиняется аранжировщиком на основе гармонии (аккордов) из песни. Тут от аранжировщика требуются навыки композитора. Кстати, они требуются на всех этапах создания аранжировки.
Написание вступления, переходов между частями, окончания.
Этап 3. Набор готовой аранжировки в нотах и табулатуре.
После того, как аранжировка для гитары готова, её надо набрать в нотах и табах. Иногда этот этап совмещён со вторым, то есть написание аранжировки сразу совмещено с набором в нотах. Здесь от аранжировщика требуется знание правил нотной записи, умение работать в нотных и табулатурных редакторах, усидчивость и внимательность. Работа кропотливая, от нот и цифр в глазах рябит, опечатку можно сделать очень даже запросто. Поэтому нужно несколько раз перепроверить запись с инструментом в руках.
По времени, все три этапа создания аранжировки занимают от трех дней до недели, в зависимости от её сложности.
Этап 4. Отработка исполнения, запись на видео.
Но ведь написать аранжировку это только полдела. Готовую аранжировку нужно самому выучить до уверенного исполнения, записать на видео, и загрузить на YouTube чтобы её нашли слушатели и потенциальные покупатели . Это ещё один этап, который длится от недели до нескольких месяцев.
Итак, почему я продаю ноты?
Что мы имеем в итоге? Мы имеем отдельную профессию — аранжировщик для гитары. Она требует квалификации, специфических знаний, владения инструментом на высоком уровне, музыкального опыта, времени. Как и любая другая профессиональная деятельность.
Нужна ли эта профессия? Востребована ли? Несомненно. Это подтверждается стабильно высоким спросом на гитарные аранжировки. Это отличный учебный материал, как для музыкальных учебных заведений, так и для самостоятельного обучения. Это музыка для всевозможных выступлений, которую все знают и любят. В конце концов, это просто способ культурного досуга с гитарой в руках для всех желающих.
Периодически мне приходится сталкиваться с негативной реакцией на продажу своих аранжировок. Одна из причин этого явления — непонимание людьми сути работы аранжировщика для гитары. Они не понимают почему я продаю ноты, не представляют объема работы, её специфики. Может думают что я где-то нашёл ноты и потом их продаю, не знаю
Теперь вопрос: почему аранжировщик, который занимается своим делом профессионально, должен работать бесплатно? Почему после того, как он потратил на создание, отработку и запись одной аранжировки от двух недель до нескольких месяцев, должен раздавать её всем желающим?
Да, есть люди которые делают аранжировки и раздают бесплатно. Но это их хобби, а зарабатывают на жизнь они другим способом. У меня же это основная работа, и я занимаюсь этим профессионально. Естественно, если это моя основная работа, то я не могу работать бесплатно.
Каждый из нас где-нибудь работает. Каждый из нас сам выбрал где ему работать и как работать. Это право каждого. Я музыкант, и естественно зарабатываю тем, что умею делать. Я счастлив оттого, что работа у меня является и любимым делом. Я желаю каждому найти работу, которая приносила бы радость и удовлетворение.
Источник