10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий
Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.
В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.
Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!
1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор
| iim7 | V7 | Imaj7 | %
Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.
Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.
Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C .
2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»
| Imaj 7 vim 7 | iim 7 V 7 | iiim 7 VI 7 | iim 7 V 7
| Cmaj7 Am7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Dm7 G7
Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I’ve Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.
Список стандартов, которые используют данную прогрессию.
Moose the Mooche Pat Metheny
Shaw Nuff Barney Kessel
Cheek to Cheek George Van Eps
Mean to Me Barney Kessel
Isn’t It Romantic Tal Farlow
Long Ago and Far Away Earl Klugh
Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.
Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.
3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия
| Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7
| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7
Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.
How High the Moon Joe Pass
Tune Up Wes Montgomery
Cherokee Tal Farlow
Joy Spring Joe Pass
One Note Sambe Charlie Byrd
Solar Pat Metheny
Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия — это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.
Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.
Далее приведены два примера того, как ты можешь отрабатывать эту прогрессию.
4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7
| Imaj 7 # I °7 | iim 7 # II °7 | iiim 7 VI 7
| Cmaj7 C#°7 | Dm7 D#°7 | Em7 A7
Cherokee Tal Farlow
Have You Met Miss Jones Kenny Burrell
Joy Spring Joe Pass
But Beautiful Lenny Breau
Ain’t Misbehavin’ Django Reinhardt
Аккорд Dim7 используется для соединения аккордов Imaj7 и iim7, а также iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.
Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.
Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.
5. Прогрессия «Take the A Train»
| Imaj7 | % | II7 | % | iim7 | V7 | Imaj7 | %
| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %
Take the ‘A’ Train George Benson
The Girl from Ipanema Charlie Byrd
Desafinado Charlie Byrd
Mood Indigo Kenny Burrell
Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.
Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.
Ниже приведены два примера данной прогрессии.
6. Прогрессия от I к IV
| Imaj 7 | ( iim 7 V 7) | IVmaj 7
| Cmaj 7 | Gm 7 C 7 | Fmaj 7
Satin Doll Tal Farlow
Cherokee Tal Farlow
Joy Spring Joe Pass
Have You Met Miss Jones Kenny Burrell
There Will Never Be Another You George Benson
Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.
Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.
7. Прогрессия от IV к iv
| Imaj7 | I7 | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7
| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7 | Dm7G7 | Cmaj7
Moose the Mooche Pat Metheny
Shaw Nuff Barney Kessel
All of Me George Benson
All the Things You Are Pat Metheny
There Will Never Be Another You George Benson
Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.
Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.
Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.
8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)
Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» — это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.
Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.
9. Минорная прогрессия ii V I
Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.
Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.
Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.
10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»
Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.
Как обычно, два примера.
Для тех из вас, кто хочет знать больше о джазовых прогрессиях аккордов и музыкальной теории, я настоятельно рекомендую книгу «The Jazz Theory Book» авторства Mark Levine.
Источник
Джазовые пьесы для гитары
Джазовые пьесы имеют особую нишу в гитарной музыке. Направление джазовой гитары появилось около ста лет назад. За это достаточное количество времени накопился огромный опыт джазовых традиций гитарного мастерства.
Джазовые пьесы для гитары Джанго Рейнхарда
Особой популярностью дошедшей и до наших дней пользуется джазовая пьеса для гитары от Джанго Рейнхарда «Облака»
Облака
Эта мечтательная пьеса написана во время второй мировой войны.
Джанго является композитором, но не в классическом смысле этого слова (так как он не знал нотной грамоты), а скорее всего Джанго является создателем очаровательных джазовых пьес. В названии его пьес присутствует таинственность и необыкновенность: «Ритм будущего»,«Дафна», «Запах моих снов» и другие.
Ритм будущего
Дафна
Джазовые пьесы для гитары Лауриндо Альмейда
Ещё один джазовый музыкант с мировым именем заслуживает нашего внимания это Лауриндо Альмейда, известный гитарист в своём роде являющийся изобретателем. Альмейда ввёл в состав своего джазового ансамбля акустическую гитару, оборудовав её усилителем и микрофонами.
Таким образом, внёс в звучание гитарной музыки свежесть и новые краски. Это напомнило о мелодичных и тембровых качествах классической гитары. Ведь молодые гитаристы в то время сумели позабыть классическую гитару в силу популярности электрогитары. Послушаем одну из авторских пьес Альмейды: Мими (Mimi)!
Мими
Я играл три аранжировки Лауриндо Альмейда — это «Голубая луна», «Тень твоей улыбки» и «Зелень лета».
Источник
Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре — введение
Цель уроков — научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре, основное внимание сконцентрировано на технике левой руки. Осмысленная игра требует умения анализировать гармоническую схему пьесы, расчленять текст на гармонические комплексы, понимая их взаимодействие, зная типичные формы такого взаимодействия — уметь играть последовательности на гитаре в наиболее рациональных аккордовых формах. Главный акцент сделан на аппликатурных особенностях джазовой гармонии.
Закономерности джазовой гармонии и их иллюстрации
в прогрессивных аккордовых формах
В гармонии под классом понимают группу аккордов, имеющих определенные общие признаки. Классификация септаккордов облегчает анализ гармонии и позволяет установить закономерности взаимодействия аккордов.
Таблица септаккордов
Прогрессивная аппликатура аккордов
Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении называется прогрессивными аккордовыми формами. Аккорды звучат более объемно и выпукло благодаря большему числу обертонов. В них отсутствуют удвоения, а зачастую и основные ступени, звучание приобретает большую выразительность.
Аккорды в открытой позиции
Основные аппликатуры септаккордов пяти классов, верхние с тоникой на шестой струне, нижние — с тоникой на пятой струне
Очень важно освоить аппликатуры аккордов, добиться чистого их звучания при игре, как пальцами, так и медиатором. Изучение материала бесполезно, если нет автоматизма в постановке нужного аккорда, если он звучит грязно-с призвуками от заглушенных струн. Только поначалу аппликатуры кажутся неудобными, в зависимости от анатомии руки надо тщательно подобрать положения пальцев.
Септаккорды на ступенях мажорного ряда
В джазе часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада. Семь септаккордов, построенных на ступенях мажорного ряда, называются диатонической шкалой
Нетрудно заметить, что в мажорной гамме встречаются септаккорды четырех различных классов.
Способы игры мажорной гаммы септаккордами
Игра гамм септаккордами — одна из самых важных форм развития гитариста.
Способ игры гаммы фа мажор, движение тоники идет по шестой струне. Черточка — V лад грифа
Способ игры гаммы си бемоль мажор, движение тоники идет по пятой струне.
Учить надо в медленном темпе отдельными отрезками в восходящем и нисходящем движении. Для удобства вначале можно изучить аппликатуры на определенном участке грифа, как показано ниже
Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах
В джазовом аккомпанементе часто встречаются типичные последовательности — гармонические модели. Они обозначаются в виде цифрового баса и являются формулой, применимой в любой тональности. Различают три типа моделей — 1. диатонические, 2. хроматические. 3. альтерированные.
Диатонические модели строятся на основных ступенях лада
Предлагаемые модели встречаются наиболее часто. Каждую надо выучить наизусть и играть в разных тональностях. Очень важно с первых же упражнений усвоить отрезок модели целиком, запоминая аппликатурную связь аккордов — это придает игре осмысленность.
Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах
В хроматических моделях встречается движение септаккордов по полутонам. Аппликатура одного из вариантов в тональностях фа и си-бемоль мажор в пределах октавы приведена ниже. Мелодическое движение гаммы в первом случае начинается на шестой и продолжается на пятой струне, а во втором — наоборот, вначале происходит на пятой, а потом — на шестой.
Полутоновые интервалы диатонической гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными септаккордами, хотя встречаются и другие варианты. Аппликатурные варианты нескольких моделей показаны ниже. Разучивать их надо последовательно, в постоянном темпе и различных тональностях.
Существуют также модели, основанные на квинтовом круге. В теории музыки квинтовый круг используют для наглядного показа соотношения тональностей. Строго говоря, это не круг, а спираль, на которой по часовой стрелке последовательно обозначены тональности одного лада. По этому принципу, то есть по квинтам, можно расположить септаккорды, встречающиеся на ступенях данного лада. В моделях квинтового круга могут встретиться аккорды, заимствованные из одноименной минорной тональности: в до мажоре на II ступени вместо Dm7 появится Dm7b5, что является одной из важных закономерностей диатонической гармонии. Таким образом любой диатонический аккорд, построенный на основных ступенях минорной тональности, может быть использован в одноименной мажорной тональности. Ниже приведены аппликатурные варианты наиболее типичных гармонических моделей, основанных на квинтовом круге.
Источник