Аренский
Замечательный русский композитор — лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры.
Скачать ноты Антона Степановича Аренского для различных музыкальных инструментов
Музыкальный инструмент | Партитура | |
---|---|---|
Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии — ноты | ||
Six pieces pour piano par A. Arensky — ноты | ||
Волки — ноты | ||
Nuit d’Egypte — ноты | ||
Она была твоя из поэмы «Год в монастыре» А. Апухтина — ноты | ||
3-me Suite (Variations) pour 2 Pianos a 4 ms — ноты | ||
Raffaello — ноты | ||
Сюита для 2-х фортепьяно — ноты | ||
Силуэты — ноты | ||
Сон на Волге — ноты | ||
Квартет a moll для двух скрипок, альта и виолончели — ноты | ||
Не зажигай огня! — ноты | ||
Suite pour orchestre par A. Arensky — ноты | ||
Наль и Дамаянти — ноты | ||
Бахчисарайский фонтан — ноты | ||
Разбитая ваза — ноты | ||
Suite pour grand Orchester tiree du ballet «Nuit d’Egypte» de A. Arensky — ноты | ||
Цветник — ноты | ||
Романс — ноты | ||
Лесной царь — ноты | ||
Квартет (a moll) для скрипки, альта и 2-х виолончелей — ноты | ||
Сборник пьес русский композиторов — ноты для арфы | Арфа | 1 |
Кантата на 10-летие священного коронования Их Императорских Величеств. Аренский — скачать ноты для Оркестр,Хор | Оркестр, Хор | 5 |
Концерт ля минор (Violin concerto in A minor). Аренский — скачать ноты для Оркестр,Скрипка | Оркестр, Скрипка | 5 |
Вариации на темы Чайковского для струнного квинтета. Аренский — скачать ноты для Альт,Виолончель,Контрабас,Скрипка | Альт, Виолончель, Контрабас, Скрипка | 5 |
Прелюдии и пьесы (Morceaux op 36 no 01-06). Часть 1. Аренский — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Прелюдии и пьесы (Morceaux op 36 no 07-12). Часть 2. Аренский — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Прелюдии и пьесы (Morceaux op 36 no 13-18). Часть 3. Аренский — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Прелюдии и пьесы (Morceaux op 36 no 19-24). Часть 4. Аренский — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Колыбельная Дамаянти из оперы «Наль и Дамаянти». Аренский — скачать ноты для Вокал,Фортепиано | Вокал, Фортепиано | 2 |
Песня певца за сценой из оперы «Рафаэль». Аренский — скачать ноты для Вокал,Фортепиано | Вокал, Фортепиано | 2 |
Каватина пустынника из оперы «Сон на Волге». Аренский — скачать ноты для Вокал,Фортепиано | Вокал, Фортепиано | 2 |
Менестрель. Аренский — скачать ноты для Вокал,Фортепиано | Вокал, Фортепиано | 2 |
Весной. Аренский — скачать ноты для Вокал,Фортепиано | Вокал, Фортепиано | 2 |
Сновидение. Аренский — скачать ноты для Вокал,Фортепиано | Вокал, Фортепиано | 2 |
МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки
Аренский: биография и произведения
Если бы музыкантам и поклонникам музыки конца прошлого и начала текущего века сказали бы, что творчество Аренского будет мало кто знать, то они бы в это не поверили. Оперы, камерная и симфоническая музыка, произведения для фортепиано и романсы, которые создал этот великий композитор ставились в лучших театрах, их исполняли великие артисты. Публика и критика хорошо принимала музыку Аренского, которые постоянно были на слуху.
Свое начальное музыкальное образование он получил еще в лоне семьи. Его отец очень любил музыку, хотя был врачом, а мать была хорошей пианисткой. Аренский продолжил свое музыкальное образование в Петербурге, в 1882 году он закончил класс композиции в консерватории. Он уже тогда проявлял свой яркий талант, хотя занимался и неровно, но обучение закончил с золотой медалью. После молодого музыканта пригласили преподавать в Московской консерватории теоретические предметы, а затем и композицию.
Аренский в Москве сблизился с Танеевым и Чайковский, который определил направление его музыкального творчества.Именно по просьбе Танеева, Чайковский передал Аренскому либретто из его уничтоженной оперы «Воевода». Композитор на его основе создал оперу «Сон на Волге», которая была поставлена в московском Большом театре в 1890 году. Оперу хорошо приняли и даже Чайковский называл ее лучшей, превосходной русской оперой. Еще одна знаменитая опера «Рафаэль» заставляла восхищаться как коллег — музыкантов, так и широкую публику.
Кроме создания музыки, Аренский в Москве продолжал работу в консерватории, создавал учебники, по которым обучались многие знаменитые музыканты. В его классе обучались Скрябин, Глиэр, Корещенко, Рахманинов и Конюс.
Вскоре, благодаря рекомендациям Балакирева, Аренский был приглашен на пост управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге. Эта была почетная должность. За шесть лет он создает мало музыкальных произведений. Активно сочинять он начинает лишь в 1901 году, когда вновь начал выступать на концертах и освободился от службы. Однако, вскоре он заболевает туберкулезом, от которого вскоре и умирает.
Исполняли музыку Аренского многие известные певцы того времени, среди которых был и Шаляпин — он пел балладу «Волки», «Детские песни», «Менестреля».
Источник
Антон Степанович Аренский. Фортепианное творчество
Антона Степановича Аренского критики характеризовали как «последнего лирика русской фортепианной музыки». Произведения для фортепиано составляют примерно половину творческого наследия композитора, и их популярность при жизни автора была довольно велика. Аренский был известен и как пианист, вдохновенный исполнитель своих сочинений. Его пианистическая манера выглядела оригинально и даже эксцентрично – сохранились свидетельства современников о «плоских и даже вытянутых пальцах», но при этом отмечалось, что рояль у него «звучал превосходно». Манера игры Аренского покоряла своей свободой и изысканностью – настолько, что многие молодые музыканты пытались перенять ее. Он не был ярким виртуозом, музыкант покорял публику изящной фразировкой, мягкостью певучего звука. Он не стремился воплощать трагедийные образы или исполнять нечто философски-углубленное – его любимой образной сферой была задушевная лиричность, и именно это привлекало публику в Аренском-пианисте. Те же черты характерны и для Аренского-композитора, творившего для фортепиано.
В фортепианном творчестве Аренского проявляется тяготение скорее к шопеновской, чем к листовской традиции. Для него характерна удивительная гибкость мелодий. Продолжал он и традиции русских композиторов, но по-своему. Например, в отличие от кучкистов, он крайне редко цитировал фольклорный материал, не стремился к этнографической точности – но русская природа его мелодий сомнений не вызывает.
У Аренского есть крупные произведения для фортепиано с оркестром – Фантазия на темы Рябинина, Концерт – и все же предпочтение композитор отдавал малым формам, что в наибольшей степени соответствовало лирической природе его творческого облика. В этом выражается и трактовка музыкальных форм и жанров. Так, в прелюдиях Аренский не стремится к выходу за пределы миниатюры, в отличие от Сергея Васильевича Рахманинова. В большинстве случаев пьесы Аренского имеют трехчастную форму, но средний раздел не вносит контраста, а развивает музыкальный материал первого раздела. Фактура пьес Аренского насыщена подголосками, полифонична. Характерной чертой его фортепианного стиля является преобладание мелкой техники, что придает пьесам особое изящество.
Среди фортепианных произведений Аренского – танцевальные и программные пьесы, прелюдии, этюды. Его этюды не только сложны, но и весьма необычны. В них нередко встречаются широкие интервалы, которые требуют растяжения соседних пальцев, особой пластичности и свободы кисти. Подобно этюдам Фредерика Шопена и Сергея Васильевича Рахманинова, этюды Аренского не являются чисто техническими пьесами – композитор поэтизирует этот жанр.
Прелюдии Аренского отличаются элегантностью «акварельной» фактуры. Они не похожи ни на прелюдии Рахманинова, перерастающие границы миниатюры, ни на страстно-импульсивные прелюдии Скрябина – их отличает лиричность, поэтичность в сочетании с уравновешенностью чувств. Борис Асафьев отмечает оригинальность этих миниатюр: «В каждой пьесе всегда наличествует какая-либо «выдумка» касательно ритмики, конструкции, колорита или орнамента».
Наряду с виртуозными сочинениями – такими, как этюды или скерцо – Аренский создавал кантиленные пьесы. Многие из них названы романсами, что подчеркивает их вокальную природу. К лучшим страницам творчества композитора принадлежит Романс фа мажор Op. 53 № 5. В духе инструментальной «песни без слов» с напевно-повествовательной мелодией и незатейливым аккомпанементом написан Экспромт си мажор Op. 25 № 1. Его скромная фактура рассчитана скорее на любительское домашнее музицирование, чем на профессиональное исполнение.
Аренский создал немало программных фортепианных пьес. Многие из них носят «пейзажные» заглавия – «Незабудка», «Лесной ручей», «В поле». В «Незабудке» в полной мере проявилось влияние Петра Ильича Чайковского: ниспадающие окончания фраз, нисходящие секвенции, некоторые черты гармонии и фактуры.
Как правило, фортепианные миниатюры Аренского объединены в циклы, и некоторые из них имеют программные названия. Один из самых интересных циклов Аренского – сюита для фортепиано в четыре руки «Силуэты». Пять пьес, входящих в нее – яркие музыкальные «портреты». В первой пьесе – «Ученый» – интеллектуальное начало в образе персонажа подчеркнуто использованием самой «ученой» формы – фуги. Тема, лишенная напевности, кажется «математически высчитанной». Суховатой суровости «Ученого» контрастирует «Кокетка» – мажорный лад, подвижный темп, изысканная напевная мелодия с обилием форшлагов и иных украшений, легкий аккомпанемент в духе вальса. В пьесе «Паяц» динамические и тембровые контрасты, синкопы и причудливые акценты прекрасно передают ужимки и прыжки персонажа. Четвертый номер – «Мечтатель» – написан в форме неделимого десятитактового периода, повторяемого дважды. Неторопливо развертывающуюся тему сопровождают фигурации. Иллюзорность, бесплотность «мира», в котором живет этот мечтательный персонаж, подчеркнута тем, что в пьесе ни разу не появляется тоника основной тональности. Завершающая цикл пьеса «Танцовщица» построена на характерной ритмической формуле испанского танца.
Фортепианные миниатюры Аренского, когда-то любимые публикой, сегодня можно услышать нечасто, и об этом остается только пожалеть. Пьесы этого композитора не поражают эффектной виртуозностью, но подкупают своей проникновенностью. Несомненно, они заслуживают внимания и исполнителей, и публики.
Источник
Аренский Антон Степанович
Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти — сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.
По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр.
Показать полностью Свернуть
В 1888—1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.
Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского.
Аренский имеет большое значение как педагог — он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского — Сергей Рахманинов, Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко.
Основные сочинения Аренского
• «Сон на Волге» (по драме Островского «Воевода»; 1888);
• «Рафаэль» («Сцены из эпохи Возрождения»; 1894);
• «Наль и Дамаянти» (по мотивам эпоса «Махабхарата»; 1903)
• «Египетские ночи» (по новелле Готье «Одна ночь Клеопатры»; 1900)
• Симфония № 1 h-moll (1883);
• Симфония № 2 A-dur (1889);
• Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885—1902);
• Вариации на тему Чайковского
• Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882);
• Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром (1899)
• Концерт для скрипки с оркестром a-moll (1901)
• Два фортепианных трио;
• Два струнных квартета;
• Многочисленные сочинения для фортепиано
• Около 50 романсов для голоса и фортепиано
Источник