- Распределить термины по группам. объяснить их лексическое значение. арьергат, графика, эскиз, аккорд, диспозиция, муляж, гравюра, портитура, лингвистика, соната, гарнизон, суффикс, барельеф, фортификация, сказуемое демаскировка, дивизия, витраж, оранжеровка, одажио, панно, орнамент, фреска, скерцо, ассимиляция, полигон. , !
- Ответы
- Родной (русский) язык. План урока для 8А. Тема «Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов». (05.12.20)
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Анатолия Иосифовича Яковлева
- Мы рады приветствовать вас на официальном сайте гимназии!
- Вход на сайт для учителей
- 8 «В» класс
- Родной русский язык / Литература на родном языке
Распределить термины по группам. объяснить их лексическое значение.
арьергат, графика, эскиз, аккорд, диспозиция, муляж, гравюра, портитура, лингвистика, соната, гарнизон, суффикс, барельеф, фортификация, сказуемое демаскировка, дивизия, витраж, оранжеровка, одажио, панно, орнамент, фреска, скерцо, ассимиляция, полигон.
, !
Ответы
наступило рождество. утром, когда я проснулась, под ёлкой я обнаружила коробку с подарками. моей радости не было приделов. когда я открыла коробку, я увидела там замечательную настольную игру о которой я так долго мечтала. я побежала скорее будить своих родителей, что бы их за столь чудесный подарок. когда я зашла к ним в комнату, я тихонечко подкралась к маме и шепнула ей на ушко «». когда мои родители проснулись, мы стали всей семьёй дружно играть в настольную игру. мы решили, что каждое рождество мы будем проводить вместе. с тех пор на каждое рождество мы играем в настольную игру. это стало нашей хоть и не столь важной, но семейной традицией.
когда не приедешь к бабушке, она растраивается.
когда ни приедешь к бабушке, она всегда говорит, что надо мыть руки перед едой.
чтобы не пойти на урок нужна уважительная причина.
куда не ездила лена?
в отличии от языка, язык — всегда результат коллективной творческой деятельности. выступает в форме языка, однако не всякий язык сразу становится национальным языком. национальные языки, как правило, формируются в эпоху капитализма.
Источник
Родной (русский) язык. План урока для 8А. Тема «Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов». (05.12.20)
специалист в области арт-терапии
Родной (русский) язык, 8А класс
Тема: Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов.
Добрый день, учащиеся 8А!
Задание 1. Запишите эпиграф в тетрадь.
« Вернейший способ узнать человека ‒ его умственное развитие,
его моральный облик,
его характер ‒ прислушаться к тому,
Задание 2. Орфографический и пунктуационный практикум.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
О человеке с которым трудно договорит_ся с которым (не) возможно зан_маться общим делом говорят с ним каши не свар_шь. Это вар_жение связа (н/нн) о с древним р_туально-обрядовым назначением каши и проце (с/сс) ом её пр_готовления. Совмес (?)ное пр_готовление обрядовой еды св_детельствовало о желани_ уча (?)ствовать в делах всей общины вклад_вать свою долю в общий котёл. Человек (не) желающий уча (?)ствовать в общем обрядовом действе считался чужим и (не) надёжным. Отсюда осуждение сохранившееся в форме и содержании фраз_ологизма .
Задание 3. Вспомним! (Устно)
— Что такое лексика?
Проверь себя: словарный состав языка.
— Как называется наука, которая изучает словарный состав языка? Проверь себя: лексикология.
— Что такое лексические нормы?
Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным.
Задание 4. Теоретический материал.
Прочитайте статью в электронной версии учебника (с. 54-56) « Нормы употребления терминов ».
Задание 5. Закрепление. Распределите термины по тематическим группам. Устно объясните их лексическое значение. Проверьте себя по словарю.
Арьергард, графика, эскиз, аккорд, диспозиция, муляж, гравюра, партитура, лингвистика, соната, гарнизон, суффикс, барельеф, фортификация, сказуемое, демаскировка, дивизия, витраж, аранжировка, адажио, панно, орнамент, фреска, скерцо, ассимиляция, полигон.
Задание 6. Запишите термины, которые содержат приведенные интернациональные приставки. Устно объясните лексические значения этих слов.
А- (отрицание), архи- (высшая степень признака), гипер- (превышение нормы), гипо- (ниже нормы), дис-/диз- (отрицание, противопоставление, разделение), интер- (положение между двумя явлениями), пан- (охватывающий всё), ре- (возобновление, повторение действия), транс- (движение через экстра- (усиление)
— Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?
— С какими понятиями познакомились?
Выполните задание 1, 2 на Учи.ру.
Домашнее задание будет продублировано в ГИС «ЭО».
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Анатолия Иосифовича Яковлева
Мы рады приветствовать вас
на официальном сайте гимназии!
- Вы здесь:
- Главная
- Дистанционное обучение
- 8 «В» класс
- Родной русский язык / Литература на родном языке
Вход на сайт для учителей
8 «В» класс
Родной русский язык / Литература на родном языке
задание в электронном журнале
Допишите окончания, согласовывая сказуемое с подлежащим.
- Молодежь города принимал.. активное участие в восстановлении храма.
- Установлен.. три новых олимпийских рекорда.
- На совещание прибыл.. тридцать один сотрудник.
- Множество бабочек, пчел и стрекоз слетел..сь на цветущий луг.
- Несколько моих одноклассников принимал.. участие городской олимпиаде.
- Большинство этих картин написан. в прошлом году.
- На протяжении многих веков крестьянство борол..сь с помещиками.
- Часть документов хран..тся в архиве.
- Большинство проголосовал.. за утверждение бюджета.
- Несколько тетрадей лежал.. на столе.
Спишите слова, обозначьте ударение.
Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.
Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.
Найдите и исправьте ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Сморщившиеся от холодного дыхания осени листья кленов, лежащих на нашем дворе, шелестели под ногами.
Спускаясь с южного склона холма, туристам пришлось сделать остановку.
Вскоре выехали на покрытую лужайку крупным песком.
Прочитайте рассказ А.Аверченко «Экзаменационная задача»
Решите задачу, о которой говорится в рассказе.
Составьте по нему викторину из 5-6 вопросов.
К какому жанру литературы вы отнесли бы данное произведение?
О каком историческом явлении идет речь?
Можно ли назвать князя Репнина храбрым и смелым?
Какой эпитет употребляет автор по отношению к князю? Согласны ли вы с этим определением? ( дайте развернутый ответ)
* В отрывках из публицистических и художественных текстов найдите и выпишите термины, использованные в переносном значении. Укажите их прямое и переносное значение. К каким областям знаний они принадлежат? Как изменились их лексические значения?
1. Если бы я не побывал во Пскове, в моей жизни, в моём духовном сознании остался бы некий вакуум, пропасть (М. Жилкина)
2. Кругом одна химия- снова подала голос баба Лиза, с ловкостью фокусника сворачивая своими морщинистыми негнущимися пальцами замысловатые кренделя из теста (Т. Тронина).
3. Бациллы стяжательства, торговой психологии. неопределённость положения, длящаяся месяцами разрушить любой воинский коллектив и превратить его в толпу(В. Баранец).
4. Эффективным катализатором строительства новых аэропортов являются массовые мероприятия (Т. Гирова).
5. Культура это буфер между господином и хамом (М. Пришвин).
6. Сказочная симфония сверкающих красок переливалась, отсвечивала, клубилась и струилась, приковывая взгляд своим почти гипнотическим очарованием (И. Ефремов).
7. И не отточишь / Никаких лопат, / Чтоб все пласты поднять вот эти снова, / Где происходит медленный распад | Неуловимых элементов слова (Л. Мартынов).
8. Приходит страшнейшая из амортизаций | амортизация сердца и души (В. Маяковский).
* Приведите свой пример подобного употребления терминологической лексики.
1. Найдите и запишите значение слова «термин»
2. Распределите термины по тематическим группам. Объясните их лексическое значение. Проверьте себя по словарю.
Арьергард, графика, эскиз, аккорд, диспозиция, муляж, гравюра, партитура, лингвистика, соната, гарнизон, суффикс, барельеф, фортификация, сказуемое, демаскировка, дивизия, витраж, аранжировка, адажио, панно, орнамент, фреска, скерцо, ассимиляция, полигон
3. К данным словам подберите (по возможности) синонимы и антонимы.
Выполняем задания по родному русскому и родной литературе с прошлых уроков, закрываем долги. Сдаем тетради на очной неделе!
Скоро Новый год, а потом Рождество, два светлых праздника.
Прочитайте отрывок из книги И.Шмелева «Лето Господне» — глава «Рождество».
Найдите приметы этого светлого праздника, которые описаны в главе «Рождество».
Чтобы праздник был более ярким и запоминающимся, принес все самое хорошее и доброе, можно сочинить сказку про Рождество, или историю, рассказ? Сделать это можно самому!
Попробуйте самостоятельно сочинить сказку (рассказ, историю), о чем (о ком) она? Какие персонажи, события? Какая ваша рождественская сказка (история, рассказ)?
Посмотреть фильм «Пиковая дама». Найти сходства и различия между фильмом и произведением Пушкина.
Составить небольшую викторину по данному произведению.
Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка.
Акцентологические нормы – это раздел языковедения, который изучает систему правильного расставления ударений в словах и в словосочетаниях.
Без вины виноватые
Не мечите бисера перед свиньями
Не хочу учиться, хочу жениться
По вольности дворянской
Убояться бездны премудрости
Честный человек должен быть совершенно честный человек
- Почему Фонвизин уделяет большое внимание проблеме воспитания и образования? Актуальна ли эта проблема сегодня? Дайте развернутый ответ (не менее 10 предложений)
Прочитайте эпиграмму А. П. Сумарокова, 1759
Котора лучше жизнь: в златой ли птичке клетке,
Иль на зеленой ветке?
Которые стихи приятнее текут?
Не те ль, которые приятностью влекут
И, шествуя в свободе,
В прекрасной простоте,
А не в сияющей притворной красоте,
Последуя природе,
Без бремени одежд, в прелестной наготе,
Не зная ни пустого звука,
Ни несогласна стука?
А к этому большой потребен смысл и труд.
Иль те, которые хоть разуму и дивны,
Но естеству противны?
Пузырь всегда пузырь, хоть пуст, хотя надут.
Письменно ответьте на вопросы: что такое эпиграмма?
1.Из скольких строк состоит?
3.Рифма (привести примеры)
5.Тема, основная мысль.
8.Если бы я решил написать эпиграмму, то посвятил бы ее…
Работы отправляем на электронную почту! Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
День сдачи работ 20. 11
18.09.2020
Проект «Известные советско-российские лингвисты»
1. Фамилия, имя, отчество
2. Какие открытия, достижения были сделаны в области лингвистики.
3. Примеры книг, монографий, написанных этим ученым.
Форма работы любая — презентация, сообщение, портрет+рассказ. Сдаем на очной неделе.
28.05.2020 Родной русский
Поздравляю всех с наступющими летними каникулами! Благодарю за проделанную работу!
У кого нет долгов — без задания, остальные -досдают работы.
До встречи в новом учебном году! Будьте здоровы!
21.05.2020 Родная литература
«Книга, о которой хочу рассказать (посоветовать)» — мини-отзыв для одноклассников.
Сдаем долги!
14.05.2020 Родной русский
Тескт. Виды абзацев.
Давайте вспомним основные признаки текста. Это смысловая целостность, информативность,связность.
Материал для справки.
1. Способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать различную информацию (факты, подтекст).
2. Расположение предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли; определенная структурная организованность текста, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка.
3. Полное (с точки зрения автора) раскрытие замысла; завершенность и стилевое единство.
Многим из вас знакомо имя одного из самых известных русских пейзажистов Архипа Ивановича Куинджи. Его ученик, Николай Кностантинович Рерих, говорил о своем учителе:» Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединённа, и только ближайшие его ученики знали глубину души его.»
Посмотрите небольшой видео фрагмент, который позволит вам прознакомиться с жизнью и творчеством А.И.Куинджи
4. Восстановите последовательность предложений в тексте, используя справочную информацию, докажите, что перед вами текст.
В тетрадь записать номера предложений в нужной последовательности.
- А. И. Куинджи принялся спасать насекомое.
- Друзья знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи в своих воспоминаниях приводят историю бабочки, которая случайно влетела в мастерскую живописца и осенним утром примёрзла к стеклу.
- Пробуя освободиться, она так сильно обтрепала крыло, что не моглa больше летать…
- И вот бабочка вновь полетела, и художник был очень рад это- он не ставил перед собой иной задачи — он хотел только вернуть бабочке возможность летать.
- Из собственных волос смастерил он каркас крыла, а между волосами вклеил вырезанные из тонкой бумаги заплатки, которые мастерски раскрасил, скопировав рисунок с другого крыла.
Выделите в тексте синонимы, которые автор использует, говоря о А. И. Куинджи?
5. Что такое абзац?
Это единица текста, значимая с точки зрения композиции и стиля, выделяемая графическими средствами — отступом.
В одном из предложений абзаца обычно указывается его тема. Такое предложение называют тематическим.
Предложение, в котором формулируется главная мысль абзаца, называется концептуальным.
Тематические и концептуальные предложения располагаются в начале или в конце абзаца.
Прочитайте фрагмент статьи А.Н.Толстого «Родина». Найдите в тексте тематические и концептуальные предложения.
В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! Что видел я хорошего от нее, что она мне дала?»
Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим.
Тогда и счастливый и несчастный собираются у своего гнезда. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. И все, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не оценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесенной снегом избы, — поразительно дорого нам. Человеческие лица, ставшие такими серьезными, и глаза всех такими похожими на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор русского языка — все это наше, родное, и мы, живущие в это лихолетье, хранители и сторожа родины нашей.
08.05.2020
В рамках единого классного часа, посвященного 75-летию победы в ВОв, предлагаю познакомиться с материалом, рассказывающим о наградах Великой победы, о партизанском движении
про Сталинградскую битву
а также перейдя по этой ссылке на сайт (пройдя регистрацию) вы сможете поучаствовать в викторине, посвященной ВОв.
*Запомните логины и пароли для этого сайта, они пригодятся вам для работы по другим предметам
07.05.2020 Литература на родном языке.
Прочитайте рассказ Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»
Рассказ. «Не пускайте Рыжую на озеро»
Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.
Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.
Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.
Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.
Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.
Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером. Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось. Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.
Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.
Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.
То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.
Клевать у нас переставало.
Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.
Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом.
– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.
– Заслушаешься, – коротко отвечал я.
А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.
– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.
А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.
Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.
В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– Кто завтра в поход?
И тут же устроила запись. Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.
Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– Рыжуха, сделай доброе дело, а?
Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.
– Не езди с нами в поход.
Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.
– Не поедешь? Не езди, будь другом.
– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.
Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.
Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.
Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.
Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.
За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.
– Моя,– отвечает Светка.
– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?
Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.
Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.
Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
– Больше не увидимся!
И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.
Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.
В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
А ещё через пять лет произошла вот такая история.
В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.
И что же я вижу в первые минуты спектакля?
На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– Тише!– шипит на меня Наташа.
– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.
– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!
– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.
Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
После спектакля Наташа говорит:
– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!
– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах.
– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!
Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.
После прочтения рассказа ответьте на вопросы:
- Сформулировать тему рассказа (о чём рассказ?)
- Какова основная мысль рассказа? (сформулировать)
- Система образов героев? Назвать героев рассказа, кто они?
- Каков характер главных героев?
- Назовите главные эпизоды (о чём они?)
- Над каким жизненным вопросом задумывается автор (какова главная проблема?)
- О чём вы задумались, когда прочитали рассказ?
30.04.2020 Родной русский
Работы отправляем только на почту! Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Продолжаем разговор о традициях русского речевого общения.
1. Прочитайте два фрагмента из произведения В.П.Аксенова «Звездный билет». В каком из них описана ситуация, когда один из героев делает другому комплимент. Что становится поводом для комплимента в каждом случае?
Ситуация 1
– Хочу в суровые условия, – шепчет Галка, – в палатку. Рыбой питаться хочу! Мне надоело здесь.
– Ладно, – говорит Димка, – берем тебя с собой. Только не хныкать потом. А в театральный ты все-таки поступишь. В Ленинграде. В конце концов, театральный – это не медицинский. Готовиться особенно не нужно. Глазки, фигурка – это у тебя есть. Вполне достаточно для поступления.
– Смотрите, он сделал мне комплимент! – восклицает Галя. – Слышите, ребята, Димка сделал мне комплимент! Спасибо тебе, суровый Дима.
Ситуация 2. Братья разговаривают о плане путешествия.
– План в общих чертах такой, – говорит Димка. – Сначала мы едем на Рижское взморье. Отдохнем там немного – должны же мы, черт возьми, хоть немного отдохнуть! – а потом двинемся пешком по побережью в Ленинград. По дороге наймемся поработать в какой-нибудь рыболовецкий колхоз. Мне один малый говорил, что там можно заработать кучу денег. А потом дальше. Посмотрим Таллин и к августу будем в Ленинграде. Там отдадим Галку в театральный институт, а сами…
– А сами составим новый план.
– Отличный у вас план, – говорю я, – точный, детальный, все в нем предусмотрено. Кончаются деньги, появляется рыболовецкий колхоз. Вы забрасываете невод и вытаскиваете золотую рыбку. Чего тебе надобно, Димче? Прекрасный план!
* Как вы считаете, почему в каждом случае мы ощущаем ироничное отношение героев , произносящих комплимент? подтвердите свои слова примерами из текста.
* Что бы вы сказали в том случае, если бы хотели сделать комплимент без иронии в каждой из описываемых ситуаций?
* какая ныне устаревшая форма обращения используетсяво второй ситуации?
* Часто ли вы говорите комплименты друзьям, близким? Что для вас может стать поводом для комплимента. Кратко опишите ситуацию, приведите пример комплимента.
Найдите примеры комплиментов, используя учебник литературы 7 класса. Указывайте автора, название произведения, героев — кто и кому говорит комплимент.
На портале «Грамота.ру» найдите информацию о правописании и употреблении слова «комплимент». Запишите в тетрадь
В традиции русского речевого общения считается нескромным говорить о своих положительных качествах, достоинствах. Как вы думаете, почему? Подтвердите свой ответ пословицами. На какую тему будут подобраны пословицы? Запишите развернутый ответ на данный вопрос.
23.04.2020 Литература на родном языке
Найдите и прочитайте рассказ М.Зощенко «История болезни», либо прослушайте аудиорассказ https://www.youtube.com/watch?time_continue=62&v=jsyqFcPtqVU&feature=emb_logo
История создания рассказа Рассказ «История болезни» был написан Зощенко в 1936 г. и напечатан в журнале «Крокодил» № 28, а также в сборнике «Рассказы 1937-1938».
Ответьте на вопросы:
1. Как вы думете, рассказ вымышленный или реальный?
2. На что нацелена сатира М.Зощенко?
3. Какова основная проблематика рассказа?
4.Кто главный герой? К чему он стремится?
5. Особенности речи героев рассказа. Как их это характеризует?
6. В чем комизм ситуации, рассказанной М.Зощенко?
7. Прочитайте самостоятельно рассказ М.Зощенко (на выбор), напишите краткий отзыв.
16.04.2020 Родной русский
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о… Впрочем, обо всем по порядку.
В класс, входит опоздавший ученик и , обращаясь к учителю, говорит:
-Привет! Проходи в класс, займи своё место.
Вопрос: как вы можете оценить данный диалог? какие ошибки были допущены?
Наше путешествие сегодня будет посвящено очень важной и полезной теме.
Итак, тема сегодняшнего урока- путешествия: «Традиции русского речевого общения».
Задание 1: «Размышляй-ка». Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.
Задание 2. Найдите и запишите 3 поговорки о речевой вежливости.
Задание 3, Вспомните и запишите обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях.
Задание 4. В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.
Задание 5. написать поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в нем как можно больше этикетных формул.
Задание 6 (по желанию) Подготовить историю какого-либо этикетного выражения (слова).
Подводем итог:
Тенденции обогащения русского языка отражают высокий уровень научного, интеллектуального, культурного развития народа. А своеобразием русского языкового общения является его эмоциональность, подчеркивающая доброжелательное отношение к собеседнику. Традиции русского фольклора также оказывают заметное влияние на культуру речи.
Традиции русской речевой культуры постоянно развиваются, совершенствуются, несут в себе следующие функции:
*Обобщают достижения культуры народа, сохраняют достижения прошлого, объединяют и воспитывают носителей языка.
*Является зеркальным отражением системы ценностей русского народа, его национального характера, исторических событий.
*Является хранителем сокровищ культуры, памятников художественной и научной литературы, фольклора, словарей, правил русского языка.
*Передает из поколения в поколение морально-этические ценности народа.
Таким образом, язык влияет на развитие общества, формирует национальное сознание, обогащая и сохраняя богатство и уникальность русской национальной речевой культуры, традиции общения.
09.04.2020
письменно ответьте на вопросы:
1. Что за беда случилась? В каком году?
2. Зачем трое детей пошли из села?
3. Как звали младшего брата?
4. Что было в кринке у матери для детей?
5. Какие прозвища были у братьев? Почему у младшего прозвища не было?
6.Дошли ли дети до пункт назначения?
7. Что случилось с младшим?
8.Вспоминает ли мать младшего сына? Сколько лет прошло с тех пор?
9. Какие собаки были у соседей?
10. Почему Петенька ушел от братьев?
11. Определите тему и основную мысль рассказа.
12. Найдите художественно-изобразительные средства, с помощью которых автор передает особенности героев.
13. Чему учит произведение? (развернутый ответ, 5-7 предложений)
* Работы желательно отправлять в печатном виде
26.03.2020 Литература на родном языке
Посмотреть «Литературную страничку. Н.Заболоцкий»
Прочитать стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Ответить на вопрос: «что есть красота И почему её обожествляют люди?»
Что для вас значит красота? в чем проблема внешней и внутренней красоты?
Составьте и запишите небольшое рассуждение по данному вопросу.
Найдите интересные факты о творчестве Н.Заболоцкого
работы отправлять на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
19.03.2020
Упражнение № 1
Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).
Упражнение № 2
Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.
1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.
13.02.2020
Сочинение — размышление «Литературный герой, на которого хочется быть похожим».
Источник