Арфа гитара музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент: Арфа
Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.
В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.
Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, зарождала в душах творческие посылы, наполняла любовным пылом романтические сердца. Даже по форме этот инструмент напоминает крыло сказочной бабочки.
Историю арфы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук арфы
Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами. При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.
На протяжении нескольких сотен лет этот струнный щипковый музыкальный инструмент пользуется большой популярностью у композиторов. В. Моцарт , К. Дебюсси, Г. Гендель , С. Василенко, Р. Глиэр и др. написали концерты для арфы с оркестром. А все потому, что обладает инструмент удивительными темброво-колористическими возможностями. Арфа может имитировать игру на различных музыкальных инструментах – лютне, клавесине или гитаре , как например, у М. Глинки в « Арагонской хоте ».. Обычное количество октав – 5. С помощью педалей можно извлекать звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвёртой октавы.
Арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. Как правило, в нём 1 или 2 таких инструмента, однако бывали и исключения. Например, в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова участвует 3 арфы, в опере «Золото Рейна» Вагнера их шесть. На ней аккомпанируют другим инструментам, но часто отдают и сольные партии (балеты Чайковского « Щелкунчик », «Лебединое озеро», « Спящая красавица », «Раймонда» Глазунова ).
Фото:
Интересные факты
- Существует арфа для игры в 4 руки, на ней могут играть сразу 2 исполнителя.
- Самое долгое исполнение на арфе длилось 25 часов и 34 минуты. Юной американской арфистке Карле Сите было всего 17 лет, когда она выдержала столь длительный марафон в 2010 году, исполняя музыку разных жанров.
- В России начался промышленный выпуск арф в Ленинграде, через 3 года после окончания Второй мировой войны.
- Изображение арфы присутствовало на знамёнах Британии. Впервые её нанёс на флаг Король Шотландии и Англии Джеймс.
- По приданию, кельтский бог изобилия, играя на арфе, менял времена года.
- Жрецы древнего Египта проводили ритуалы с участием арфы.
- До XIX века арфу причисляли к чисто мужским инструментам. Однако в 1929 году на раскопках царской гробницы в Уре нашли около 70 скелетов женщин с золотыми и серебряными арфами в руках.
- Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней. Сегодня существует целое направление нетрадиционной медицины – арфотерапия, как одно из направлений виброакустической терапии.
- Среди арфистов очень много долгожителей. Например, солистка Большого театра, знаменитая арфистка В.Г. Дулова прожила 90 лет, а её коллега арфистка К.К. Сараджева почти 100 лет.
- В течение многих сотен лет (с XIII века) этот инструмент был символом Ирландии. Став Свободным государством, Ирландия не утратила своё почтение к арфе. Она есть на гербе, президентской и государственной печатях, флаге, монетах и т.д.
- Самый многочисленный ансамбль арф был собран в Асунсьон, Парагвай, 26 октября 2013 для исполнения на фестивале 2-х музыкальных произведений. Участвовало 420 арфистов из разных стран и всех возрастов, самому младшему было 8 лет, а старшему 70. Все участники прослушивались перед исполнением профессиональными арфистами и учителями.
- В Греции считали, что звуки арфы создают лестницу, соединяющую небо и землю, богов и смертных, в Египте и Сирии приписывали магические свойства и полагали, что арфа открывает двери в рай, и поэтому украшали их очень дорого: покрывали золотом или серебром, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Все народности наделяют этот инструмент необычными, волшебными свойствами. Судя по тому, как благотворно влияют эти бархатистые звуки на людей, эти версии становятся правдоподобными.
Произведения:
Конструкция
Устройство инструмента довольно простое: треугольная рамка с элегантным изгибом и ряд струн, натянутых на неё. Количество струн у современных арф варьируется от 40 до 47. Весит музыкальный инструмент около 30 кг, но это не мешает ему оставаться изысканным и утонченным.
Рамка состоит из нескольких частей:
- Резонансный корпус с закруглением книзу.
- Дека с твёрдой рейкой.
- Рама с колками для закрепления струн.
- Передний брус в виде прямой колонны.
- Основание (в некоторых моделях ножки или подставки).
У педальной арфы имеется механизм для изменения высоты звука 46 струн. Корпус изготавливается из дерева или металла. При этом украшается резьбой, позолотой, декоративными элементами. Для удобства отсчёта, ноты «до» в начале каждой октавы окрашены красным цветом, ноты «фа» – чёрным или синим.
Производители: Aoyama (Япония), Camac (Франция), Horngacher (Германия), Lyon & Healy (США), Salvi (Италия), Thurau-Harfenmanufaktur (Германия).
Разновидности
Классификация данного инструмента крайне проста, разделение существует по наличию или отсутствию педалей, а также по размерам. Различают основные виды и их категории:
- Педальная арфа. Профессиональный инструмент, который так же может быть электрический, оборудованный звукоснимателями. Отличается наличием педального механизма из 7 педалей. Вес 30-50 кг. Высота до 2-х метров.
- Леверсная арфа. Эта разновидность может быть разных размеров. Число струн колеблется от 22 до 44. Вес варьируется от 5 до 15 кг. Педальный механизм заменяют верхние рычажки-леверсы.
- Наколенная арфа, ирландская или кельтская. Лишена возможности брать басы, имеет от 12 до 22 струн. Весит не более 5 кг.
История
По поводу возникновения арфы слагают легенды и притчи. Принято считать прародителем этого инструмента деревянный лук, натянутая тетива которого издаёт звучание, а витиеватый контур напоминает изгибы арфы. Её находят на раскопках древних шумерских поселений, что говорит о том, что арфа появилась на заре эволюции человеческой расы.
Подобные инструменты всплывают в Африканских племенах, древнем Египте, Греции, Римской Империи. Их украшали драгоценностями, добавляли элементы из слоновой кости, золота, серебра. В Золотом веке на этом инструменте исполняли преимущественно церковные произведения. Музыку для них сочиняли монахи.
В странах Европы на арфах с VIII века играли бродячие артисты, они использовали инструменты небольших размеров. Крупногабаритные разновидности распространились в XVI-XVII веках. Люди старались расширить диапазон инструмента и применяли различные преобразования и дополнения. Арфу начали включать в хоровые и оркестровые выступления. Педали, позволяющие наделить её большим диапазоном, придумал Я. Хохбрукер в 1720 году, продолжив идею использования регулирующих ключей, возникшую в 1660 году. Прототип современной арфы создал Себастьян Эрар. Широкое использование этого волшебного инструмента русскими меломанами началось в XVIII веке.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Арфа
Источник
Арф-гитара
Гитарфа, она же арф-гитара, она же аглицкая harp-guitar — страннейший и удивительнийший инструмент, который, невзирая на свою редкость и специфичность, достаточно широко известен в узких кругах окологитарной общественности и, более того, является объектом фантазий многих ее представителей. В нынешнем понимании этого слова арф-гитара являет собой привычный всем нам инструмент с добавочными открытыми струнами, т.е. струнами с неизменяемой звучащей длиной.
История этого инструмента восходит к концу восемнадцатого века, когда были произведены первые относительно напоминающие арф-гитару инструменты — хотя по сути говоря, они были намного ближе малоизвестным ныне цистре, торбану и иже с ними, нежели нынешней арф-гитаре..
История арф-гитары
Один из первых инструментов, который действительно можно было бы назвать прямым предком современной арф-гитары был произведен в Англии в первой четверти девятнадцатого века. Автор его неизвестен, и все, что мы о нем знаем — то, что человек этот был с незаурядной, хотя и несколько шизоидной фантазией. Ничем другим идею создания данного инструмента объяснить нельзя — он представлял собой арфу, передний брус которой был выполнен в форме гитары и, собственно, гитарой и являлся. Роль же самого бруса, оказывающего сопротивление основным струнам, выполняла странного вида шпала, прикрепленная к феерических размеров корпусу и выполняющая также роль бриджа «гитары». О том, как и какой звук автор надеялся получить из инструмента, нам не известно — однако при наличии вышеупомянутой шпалы, глушащей все и вся, и грифа, повернутого боком к исполнителю, можно предположить, что на выходе это давало совсем феерический результат.
Вскоре после этого был произведен другой инструмент, автор которого также остался анонимным — уже сильно напоминающий нынешнюю арф-гитару. За основу был взят гитарный корпус, значительно расширенный по сравнению с привычным; справа от него уходил вверх гитарный гриф на шесть струн, головка которого соединялась с монструозного вида деревянной перемычкой (да простят меня лютье, читающие эту статью), которая, в свою очередь, крепилась к корпусу при помощи ножки от венского стула. На перемычке (вычурно-декоративной, в лучших традициях виньеток) располагались восемь колков, по количеству открытых струн. Завершал данную фантастическую конструкцию один-единственный резонатор, совсем крошечный для такой конструкции, да еще и с решеткой, выполенной в форме окна-розы Нотр-Дам де Пари.
Существовали и другие модели, вполне претендующие на роль предка арф-гитары: Креатив Джозефа Маста, датированный тысяча восемьсот двадцать седьмым годом и представляющий собой эдакую гитару для арфистов — без какого-либо намека на открытые струны, однако же с конструкцией, типичной для арфы.
Американская арф-гитара Шерра, тысяча восемьсот тридцать первого года выпуска, также без открытых струн, но с полутора метрами в высоту и располагающаяся при игре вертикально.
Специфический инструмент лондонского лютье Гросджина, сорокого года, являвший нашим глазам два гитарных грифа с мензурами, разнящимися дюймов эдак на десять.
И многие другие — включая (не могу смолчать!) феерической красоты двугрифовую типа-как-бы-арф-гитару Жозе Гольегоса с множественными завитушками, спиралями и красивостями а-ля рококо на корпусе, выставленную на лондонскую выставку в тысяча девятьсот пятьдесят первому году.
Невзирая на все вышеперечисленное, школы игры на арф-гитаре как-то не сложилось — история знает одного-двух виртуозов, специализировавшегося конкретно на ней, но те, увы, не оставили после себя почти никакого творческого наследия. Также не было и теоретических материалов — а если и были, то их уже не сыщешь.. Тому, собственно, есть одна весьма логичная причина — не стоит забывать, что сама великая и ужасная шестиструнная гитара, ныне известная всем и всюду, в те годы только начинала победное шествие по центральной Европе, и арф-гитара (как и арф-укулеле, арф-цистра и иже с ними) была лишь неким побочным ее детищем, наряду с многими другими, которых, впрочем, ожидала еще более грустная судьба.
Арф-гитара-то как раз уцелела — чудо, не иначе — и дожила до двадцатого века (причем как в Америке, так и в Европе), в котором за нее достаточно плотно взялись тогдашние прогрессивные лютье: были созданы новые конструкции, новые модификации, новые модели — из которых и состоит почти весь нынешний рынок арф-гитар.
И хотя повального увлечения ею не наблюдалось (арф-гитара была и остается диковинкой, достаточно трудной в освоении и пригодной, в основном, для сольной гитарной музыки либо для синтетического фолка с фирменными переливами арф-арпеджио. Что, согласитесь, не Битлз), арф-гитара кое-как пережила безумный двадцатый век со всеми его войнами и революциями, войдя в двадцать первый с репутацией «старого инструмента не для всех». Теперь ее производят по всему миру в стабильно достаточных количествах: в Штатах ими занимаются Уильям Итан и Крис Натсен, в Японии — целый бэнд Солманья, в Европе — Юрий Ландман (куда уж без него) и многие другие.. А предложение рождает спрос.
Устройство арф-гитары
Арф-гитары устроены по-разному: даже если исключить вышеупомянутые варианты made in XIX, вариантов ее легион. Количество струн варьируется от двенадцати (шесть ладовых, шесть открытых) до сорока с лишним (как в случае с эпохальным канадским креативом Picasso guitar за авторством Линды Манзер), в основном останавливаясь в районе полутора дюжин.
Принцип один и тот же: есть корпус, среднюю его часть занимает узенькая полосочка грифа; стало быть, правая и левая стороны открыты для дополнительных струн. В основном, они басовые и располагаются слева от грифа — хотя встречаются модификации и с теноровыми, которые, если есть, преимущественно, все же располагаются по правую сторону — в этом случае у гитары появляется намного больше общего с родными русскому сердцу гуслями, нежели с арфой.
Единого строя, как и единого стиля, у инструмента не существует — он меняется в зависимости от нужд каждого конкретного исполнителя и, более того, каждой конкретной мелодии. В случае с тэппинг-гитаристами, и на «арфовых», и на гитарных струнах используются консонирующие строи, открытые в большинстве своем. В случае же с исполнителями, брезгующими данной дьявольской техникой, мы можем говорить о дублированном октавой ниже EADGBE — в таком случае открытые струны используются для добавочного баса, что вполне себе бессмысленно и беспощадно, но таки достаточно распространено.
С появлением звукоусиления, арф-гитары начали выпускаться в электричестве (что, кстати, дало весомый результат в плане их популяризации) — благодаря этому инструмент обрел таких поклонников как Джефф Мартин из Tea Party, Джимми Пейдж (который, как известно, успел переиграть едва ли не на всех щипковых) и, значительно позже, Финн Эндрюс из the Veils, ко всей моей злости его поклонника, набирающий все больше и больше очков фавора. Кстати, именно для него вышеупомянутый датчанин Юрий Ландман создал больше дюжины электрических арф-гитар (размером с перекормленную укулеле), оснащенных подвижным бриджем на открытых струнах, что, соответственно, позволило настраивать их на разную высоту и дало новое направление в строении данного инструмента.
Кто играет на арф-гитарах
Как сообщалось ранее, ни стиля, ни школы арф-гитара не породила. Более того, если не вдаваться в губительную рефлексию о теплом арф-гитарном оттенке, можно с уверенностью заявлять, что все, играемое на ней, без потери качества легко перекладывается на две гитары — и, в самых страшных случаях, на гусли. Поэтому основными клиентами арф-гитарного фронта являются сольные гитаристы, типа Пета Метени, счастливого владельца Picasso, Каки Кинг, тэп-гитаристки номер в один мире, Энди МакКи, завоевавшего, насколько я могу судить, рунет, и, скажем, Антуана Дюфу, у которого завоевание русскогоязычного сектора еще впереди.
Собственно, инструментальная музыка — практически единственная сфера применения арф-гитары; все группы, названные и неназванные в этой статье, прекрасно обходятся во время студийных сессий без них, и прибегают к ним только на концертах. Ибо круто.
Где купить арф-гитару
Как справедливо замечает Франк Дусетт, гитарфист и автор многих статей о своем инструменте, «спросите любого арф-гитариста о самых распространенных вопросах про его инструмент, и вы, вероятнее всего, услышите в ответ «что это за хрень?!» и следующий за ним «Где мне достать такую?». Все ответы уходят в интернет, так как у нас в России этой штуки вроде как нет.
Перед покупкой неофиту стоит определиться с ответами на два вопроса: электро или акустика (читай: рок или инструменталы) и «сколько зарплат я готов на это положить».
По собственному опыту знаю, что коммерческие варианты звучат неплохо — и стоят от пятидесяти тысяч рублей. Заказывать лучше из Европы, ибо дешевле и не хуже — ну и желательно, конечно, послушать предварительно выбранный инструмент, через видео или, что лучше, через тамошних знакомых, сведущих в музыке.
Вот две полезных ссылки для покупающих: статья на сайте, посвященном арф-гитарам, по выбору оных (все на английском, конечно) http://www.harpguitars.net/luthiers/shopping/harp_guitar_shopping.htm. И другой сайт, на котором они продаются http://www.harpguitarmusic.com/instruments.htm. Там можно понять, что к чему по ценам, и заодно — какие они бывают: за отсутствием серийного производства, каждая гитара — единственная в своем роде.
Резюмируя
Инструмент — прекрасный. Инструмент — редкий. Достаточно бесполезный, однако не лишенный определенных преимуществ перед привычной гитарой в исполнительском плане. Явная будущая жертва налога на роскошь, буде коммунисты таки введут оный в России. Если покупать — то только крутым тэппинг-стайл гитаристам, ибо у прочих искушение повесить его на стенку и любоваться, не снимая, будет очень велико.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник