Литургия архиерейского чина
Последование архиерейской службы включает последование архиерейского чина, изложенное специально для клироса. Важную роль играют практические рекомендации, позволяющие регенту вовремя начать и закончить пение отдельных эпизодов службы с архиереем. Публикация содержит также эпизоды хиротонии и последование освящения храма. В конце книги имеется нотное приложение с особо яркими песнопениями архиерейской службы. Для всех интересующихся православным богослужением.
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Архиерейское богослужение с нотами
Устав всенощного бдения для хора:
На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:
1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);
2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.
Можно тропарь повторить два раза.
3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.
4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.
Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.
Далее вся Всенощная идет обычным чином.
После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).
Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).
По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:
– тропарь или величание праздника (не спеша);
– “Утверждение на тя надеющихся. ”;
– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).
Устав Божественной литургии для хора:
Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.
Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.
Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.
Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.
Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.
Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.
Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.
Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.
1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.
Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.
После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.
На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).
Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.
Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.
Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).
Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:
Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.
После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Архиерей: “В первых помяни, Господи. ”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи. ”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина . приносящаго . и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.
Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.
Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).
Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.
Источник
Архиерейское богослужение.
Клирос ⇒ Архиерейское богослужение.
Сообщение Татоша » 08 май 2012, 18:41
Сообщение Герда » 08 май 2012, 18:48
Сообщение Факел » 08 май 2012, 18:51
Сообщение Герда » 08 май 2012, 18:53
Татоша: то еще есть особенности на всенощной, кроме окончания?
Сообщение Jane » 08 май 2012, 18:59
Да, у него удобные пособия!
Девочки, а освящение храма архиерейским чином? Никто не сталкивался? Что там особенного?
К нам всё обещают пожловать, освятить. А у меня хор как назло — кто на сессиях, кто вообще сменил ПМЖ, кто заболел. Вообщем взяли новеньких, учим, опять частенько двухголосие звучит .
А нас особо зараннее прадупреждать не будут. Вот мне уже и ужастики снятся порой — архиерейская служба и мы в терцию сквирчим.
Сообщение Герда » 08 май 2012, 19:12
Jane, освящение идет как обычно, а литургия потом с архиерейскими наворотами
Добавлено спустя 11 минут 2 секунды:
Сообщение Татоша » 08 май 2012, 19:38
Источник
Архиерейское богослужение с нотами
Здесь будут находиться нотные сборники и отдельные простые песнопения для клиросов с небольшим составом исполнителей.
ССЫЛКИ НА НОТЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Сборники Литургии , Всенощного бдения и других песнопений
2-6. АНТИФОНЫ 1,2 и БЛАЖЕННЫ
7-9. ТРИСВЯТОЕ.
10-15. ХЕРУВИМСКИЕ.
16-23. МИЛОСТЬ МИРА
24-32. ДОСТОЙНО ЕСТЬ
33. О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ
34. ЗАДОСТОЙНИКИ
35. Херувимская Старинного напева
36. Антифоны Монаха Пахомия Констамонит
37. МИЛОСТЬ МИРА Синявская
38.ХЕРУВИМСКАЯ Бортнянский
39. ХЕРУВИМСКАЯ Лапаев
40. ДОСТОЙНО ЕСТЬ Киевского распева
41. ТЕЛО ХРИСТОВО, знаменный
42. Сборник «Литургия» для народного хора
43. Псалом 33
44. Песнопения Божественной Литургии для детей. Нотное видеопособие.
45. Видехом свет истинный, обиход
46. Царице моя преблагая
47. Не имамы иныя помощи.
48. Многая лета, обиход
Источник
Последование Божественной литургии и молебна с нотами учебного обихода
Данный сборник может быть использован как удобное пособие при совершении богослужения в православных храмах, а также в качестве учебного материала при подготовке регентов и церковных певчих, на занятиях в воскресных школах и специальных духовных учебных заведениях. Пособие позволяет петь и читать последовательно всю Литургию и Молебен в одной тональности, без сокращений и обращения к другим источникам. За основу взят текст Божественной литургии, который заменен там, где это возможно, нотами учебного обихода. К общему последованию Божественной литургии, с целью более удобного применения на клиросе, добавлены богослужебные тропари, кондаки и прокимны. Учитывая недостаток теноров в хорах, к некоторым партитурам добавлена третья женская партия (гармонический альт), которая может звучать одновременно с теноровой или полностью ее заменить. Особенностью данного сборника является простота и последовательность изложения богослужения. В этом принципиальное отличие настоящего пособия от иных аналогичных изданий, в которых отсутствует часть текстов, песнопения размещены в произвольном порядке и даны в разных тональностях. Любой человек с минимальной музыкальной подготовкой, не обладающий глубоким знанием богослужебного устава, с помощью этого пособия может успешно провести Литургию на клиросе, пользуясь простым, понятным и последовательным изложением богослужения. Для хоровых коллективов, хормейстеров, регентов, преподавателей духовных учебных заведений и всех интересующихся православной хоровой музыкой.
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Источник