Ариозо матери новиков ноты для хора

Е. Бадикила. Авторские переложения для детских хоров ДМШ и ДШИ

Каждый преподаватель хоровых дисциплин рано или поздно сталкивается с таким понятием, как аранжировка хоровой партии.
Аранжировка — это переложение авторского текста оригинала для другого состава исполнителей.
В данном сборнике представлены авторские переложения для детского хора ДМШ и ДШИ.
Хоровые партии набраны в программе Sibelius (редактор нотных партитур), так же представлены оригиналы пьес с оригинальным изложением мелодии и аккомпанементом. Все переложения уже были использованы на практике (на концертах внутри школы, конкурсах) и получили одобрительную оценку коллег.

Цель данной работы: помощь молодым преподавателям в обновлении и расширении учебного нотного материала.

  • Развитие музыкально-творческих способностей детей;
  • Расширение музыкального кругозора учащихся;
  • Развитие эмоциональности.

Как показывает практика, репертуар для хора многообразен, но не всегда удобен для исполнения младшими школьниками в ДМШ и ДШИ. Зачастую младший хор не может спеть произведение из-за сложных скачков, неудобного диапазона, таким образом, репертуарный список произведений сокращается. Благодаря аранжировкам, репертуар для хора можно не только сохранить, но и расширить.

Работа над переложением для детского хора требует от преподавателя наличия многих умений и навыков, тщательного изучения состава исполнителей. Следует учитывать возможности детских голосов, их рабочий диапазон и степень выносливости, необходимо обращать внимание на выбор тональности, осторожно относиться к скачкам в мелодии.

Например, в оригинальном изложении произведения С. Баневича «Лети, лети, воздушный змей!» используется много широких интервалов в мелодии, хор их должен спеть в быстром темпе. При подготовке партий я столкнулась с этой проблемой. Учащиеся младших, средних классов попросту не смогут с этим справиться. Мною было принято решение уйти от широких интервальных скачков, в хоровом переложении вы сможете увидеть, как это было преодолено.

Читайте также:  Аккорд или бмв е60

Не стоит забывать о выборе тональности. Следует помнить о том, что учащийся должен уметь не только исполнять свою партию голосом, но и в процессе разучивания мелодии играть на фортепиано. Произведение А. Новикова «Ариозо матери» написано в тональности ми-бемоль минор. Для младших школьников разучивание партии в тональности с большим количеством ключевых знаков составляет большую сложность, поэтому для переложения была выбрана тональность ми минор. Учащиеся ловко исполняли свои партии на фортепиано и сольфеджировали без особого труда.

Песня «Волшебник» композитора Мераба Парцхаладзе в оригинальной версии написана в одноголосном изложении. Для подготовки учащихся к работе с трехголосием я решила проработать именно это произведение. В данном переложении каждый голос очень удобен для интонированная, что делает работу с учащимися весьма продуктивной.

При работе с детским хором над образом произведения мы зачастую сталкиваемся с ограничением динамических оттенков. Эту проблему можно решить с помощью увеличения количества голосов. Дописанные хоровые голоса должны быть мелодически ясными, доступными для быстрого выучивания. Голосоведение должно быть правильным с гармонической точки зрения и обусловлено ладовыми тяготениями (например, не принято разрешать септиму аккорда наверх). Иногда допускается написание голоса, стоящего на месте и не имеющего мелодического развёртывания, когда он является, по сути, аккордовым звуком. Это применяется обычно в низких хоровых партиях.

«Баллада о солдате» В. Соловьёва-Седого была исполнена к 70-летию Победы. Тогда в составе хора была недостаточно сильная альтовая группа. Эта партия была разработана специально для моего состава. Также я разделила партию сопрано на две. Это был первый опыт трёхголосного исполнения для данного состава хора. Тем самым, зная, сильные и слабые стороны своих учащихся на данный момент, я вышла из затруднительного положения. Знакомое всем произведение заиграло новыми красками.

«С добрым утром, милая земля» — хоровое произведение нижегородского композитора Н. Миронова. В оригинале произведение написано для учащихся старших классов школы. Состав моего хора не смог бы справится с предложенной автором партитурой. Вопрос, который не заставит себя ждать: «А для чего же тогда брать данное произведение?». Отвечу так: мы с хором готовились к конкурсному году, решили поучаствовать в нескольких хоровых мероприятиях. Один из запланированных конкурсов отличался требованием: исполнить произведение нижегородского композитора. В руки мне попал сборник Николая Миронова. Произведение автора мне очень понравилось. Первый и второй куплет в оригинале написаны достаточно легко для исполнения, а вот третий куплет заставил задуматься. Сложности четырехголосия в последнем куплете я заменила на оригинальную мелодию с элементами вокализа и попевок в альтовой партии, тем самым добавив эффект «эхо» данному произведению.

Любая аранжировка — весьма творческая работа для педагога, которая позволяет решить ему сразу несколько задач: предусмотреть в переложении особенности своего хорового коллектива, что позволяет подать исполнение произведения в наиболее выигрышном варианте, облегчить или избежать находящиеся в нотном тексте интонационные сложности, поэтапно освоить с учащимися работу над хоровым многоголосием, придав новое звучание известному песенному материалу.

Хочется надеяться на то, что мой опыт работы вызовет интерес у коллег.

Источник

Ноты, Аккорды — Анатолий Новиков — Песни

Композитор А. Новиков
ноты для фортепиано в pdf


Эстрадные песни советских композиторов
Верность
песня для голоса с фортепиано
музыка А.Новикова, слова Вл.Харитонова
«МУЗГИЗ», 1953г.
номер м23648г


Анатолий Новиков
Вечер песни
Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
«Советский композитор», 1971г.
номер с1690к

ОТ РЕДАКЦИИ
Пропаганда советской песни требует гибких и разнообразных форм. Поэтому, не случайно, на подмостках клубов, дворцов культуры, филармоний часто устраиваются «Вечера советской песни» и, как разновидность их,— авторские концерты, организованные иногда как концерт-лекция.
Наше издательство адресует этот сборник всем, кто любит песню, певцам-профессионалам и любителям, устроителям концертов. В сборнике представлены наиболее популярные произведения лауреата Государственных премий. Народного артиста СССР композитора Анатолия Григорьевича Новикова. И каждый исполнитель —тенор или баритон, сопрано или меццо-сопрано—найдет здесь свой репертуар.
Что же касается составления программы, ее порядка, формы сопровождения, вступительного слова о композиторе.—все это мы оставляем на вкус и инициативу устроителей концертов.

Поет баритон
ЛЕНИНА ПОМНИТ ЗЕМЛЯ Слова Л. Ошанина
БАЛЛАДА О РУССКИХ МАЛЬЧИШКАХ Слова Л. Ошанина
ДЖОН РИД ИДЕТ ПО ПЕТРОГРАДУ Слова М.Вершинина
НЕЗРИМОГО ФРОНТА СОЛДАТЫ Слова П. Градова
ПЕРВАЯ СОЛДАТСКАЯ ВЕСНА Слова Э.Михайлова
ЮНОСТЬ, СКАЖИ МНЕ. Слова В.Харитонова
НЕ ТРЕВОЖЬСЯ Слова В. Харитонова
Поет меццо-сопрано
МАТЬ. Ариозо из кантаты Слова Г. Рублева
БЕЛАЯ БЕРЕЗА Слова С. Васильева
ОСЕННИЙ ЛИСТ Слова В. Харитонова
ДОРОГИ ДАЛЬНИЕ Слова М. Львовского
УХОДИТ ЛЕТО Слова П. Черняева
ДРУГУ. Слова Дины Терещенко
НОЧНОЙ ЗВЕЗДОЙ Слова Э.Михайлова
Поет тенор
РОССИЯ. Слова С. Алымова
ДОРОГИ. Слова Л. Ошанина
ПОЧЕМУ? Слова Л. Ошанина
ЧЕЙ-ТО СЫН. Слова М. Мацюка
ХОРОШИ КОЛХОЗНЫЕ ПОКОСЫ Слова А. Фатьянова
ЗИМНЯЯ ВСТРЕЧА Слова В. Харитонова
Поет сопрано
ПИСЬМО К МАМЕ Слова С. Острового
ВЕРНУЛОСЬ ВСЕ Слова Л.Ошанина
НА КАТКЕ Слова Л. Ошанина
ЗВЕНИТ ГИТАРА Слова Л. Ошанина
ВЕРНОСТЬ. Слова В. Харитонова
ЗВЕЗДАМ НАВСТРЕЧУ Слова В. Харитонова

Скачать ноты

Анатолий Новиков
Нам нужен мир
поэма для чтеца, солистов, смешанного хора и оркестра
на слова Г.Рублева
«Музыка», 1977г.
номер 9563 dpi

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


А.Новиков
Песни о Москве
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
«Советский композитор», 1980г.
номер с4931к

ХОРОША ТЫ, МОСКВА. Слова С. Алымова
СЛАВА НОВОЙ МОСКВЕ. Слова С. Васильева
ЖИВИ, МОСКВА, И ЗДРАВСТВУЙ. Слова Ю. Каменецкого
У КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ. Слова А. Пришельца
У МАВЗОЛЕЯ. Слова Р. Селянина
ЗАСТАВА ИЛЬИЧА. Слова Я. Шведова
НА ПОДСТУПАХ К МОСКВЕ. Слова Л. Ошанина
ПОДМОСКОВЬЕ. Слова С. Васильева
ПЕСНЯ МОСКОВСКИХ СТУДЕНТОВ. Слова Л. Ошанина
В МОСКВУ ЗА ПЕСНЯМИ. Слова В. Харитонова
НАД МОСКВОЙ ЗАРЯ ЗАНИМАЛАСЯ. Обработка А. Новикова. Слова народные

Скачать ноты


Хоровые произведения
А.Новиков
Русские народные песни

в обработке для хора без сопровождении и в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1981г.
номер 11430

  • Всю-то я вселенную проехал
  • Травушка
  • В деревне было Ольховке
  • Рябинушка
  • Эй, ухнем!
  • А дождь хлещет
  • Солдатские напевы. Сюита на темы старых русских солдатских песен:
    • 1. Стрелочки
    • 2. Во кузнице
    • 3. Уж ты поле
    • 4. Старичок
    • 5. Барыня

Скачать ноты для хора

Спасибо Анне за сборник!


Анатолий Новиков
Песни
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано
Том 1
«Советский композитор», 1980г.
номер с4817к

Имя АНАТОЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА НОВИКОВА принадлежит к числу тех славных имен, без которых немыслима история нашей музыки, ее сегодняшний день. Мы по праву называем его не только ветераном советской песни, ее ровесником, но и одним из ее основоположников.
Можно смело сказать, что творчество Анатолия Новикова воплощает в себе то лучшее, чем славится ныне повсеместно советская песня: высокую гражданственность, демократичность, любовь к родной земле, подлинную народность и вместе с тем актуальность, верность передовым идеалам эпохи. Именно эти драгоценные качества в сочетании с мелодической красотой и глубокой человечностью, чистотой и искренностью чувства принесли многим песням этого композитора прочное и заслуженное признание, любовь миллионов людей.

Вся долгая и насыщенная биография Новикова является блестящим подтверждением сказанного. С первых лет Советской власти, он всегда был и остается поныне художником-борцом, стремящимся сделать свое творчество активным фактором строительства нового мира, формирования духовного облика советского человека, глашатаем передовых идей нашего времени.
Творческий путь композитора тесно сплетается с тем героическим путем, который прошла наша родина со времени Великого Октября. По существу само творчество Новикова обязано своим рождением тому очистительному ветру, который принесла революция. Первые его сочинения — хоровой «Гимн освобожденной России», песни «Набат» и «Коммунар»— были созданы молодым еще автором в годы гражданской войны. Вслед за ними — в 1924 году — он написал и свои первые военные песни, предназначенные для хора курсантов артиллерийских курсов Красной Армии, с которой особенно тесно связана его музыкантская судьба. Позже, окончив консерваторию, Новиков долгое время возглавлял хор и оркестр Центрального Дома Красной Армии, руководил армейской самодеятельностью, а главное, писал о воинах и для воинов. Примечательно, что и первый значительный успех принесли Новикову произведения на революционную тему — музыка к поэме «Дума про Опанаса» Э. Багрицкого и «Песня про Котовского», а также первая его сольная песня «Отъезд партизан» (на слова Якова Шведова).
Сейчас уже трудно поверить, что такие новиковские жемчужины, как «Вася-Василек» и «Самовары-самопалы» на стихи С. Алымова появились на свет еще в довоенную пору—. так тесно связаны они в нашем сознании с событиями Великой Отечественной войны. Они стали родоначальниками принципиально нового типа солдатской песни, полной доброго юмора и боевого задора. Есть все основания говорить о том, что песни эти становились тогда бесценным вкладом в боевой арсенал нашей Родины, и они стали мощным оружием в годы Великой Отечественной войны, вселяя в защитников Отчизны веру в победу, вдохновляя их на ратные подвиги. А в годы битвы с фашизмом к ним присоединились еще десятки других новиковских песен — строевых, лирических, шуточных. Словом, не случайно в пору суровых испытаний песни Новикова выдержали проверку огнем и железом, именно в эти годы популярность композитора стала поистине всенародной.

Необычайно активна и плодотворна композиторская деятельность нашего маститого музыканта и в послевоенные десятилетия. Одной из ведущих, центральных тем его творчества является тема борьбы за мир, и здесь Новиков подарил нам немало великолепных образцов песенного искусства. Достаточно назвать хотя бы написанный им еще в 1947 году и сразу же облетевший всю планету «Гимн демократической молодежи» на стихи Л. Ошанина, ставший настоящей музыкальной эмблемой защитников мира. Позже композитор посвятил этой теме еще немало произведений, и среди них поэму «Нам нужен мир», на стихи Г. Рублева.
Бесконечно разнообразен и богат мир новиковских песен, которые знают, любят и поют как профессиональные исполнители, так и все, кому адресует он свое творчество. Перу его принадлежат массовые песни широкого дыхания, и песни лирического склада, и прекрасные песни в народном духе. Заслуженным признанием пользуется также работа композитора в музыкальном театре. Его оперетты «Левша», «Когда ты со мной», «Особое задание», «Черная береза», «Василий Теркин» поставлены на десятках сцен страны.

Всё, чем живет наш народ, что волнует современников, находит отражение в произведениях Анатолия Новикова, которые стали частью музыкальной летописи нашего великого времени. И что бы ни писал он, чему ни посвящал бы свое вдохновение, его творчество всегда отмечено высокой требовательностью к себе, безупречным вкусом, неповторимой индивидуальностью. Его музыке органически чужда всякая погоня за модой, стремление подделаться под требования какой-то части аудитории. Напротив — она призвана воспитывать и вести людей вперед, и прекрасно выполняет эту высокую миссию.
Песни Анатолия Новикова — это песни о нас и о нашем времени. И в этих песнях отчетливо отражается облик их автора — человека огромного общественного темперамента и- глубокой идейной принципиальности, неиссякаемой душевной молодости. Художник-коммунист Новиков отдает немало времени, сил и энергии общественной деятельности. Композитор был одним из основателей Союза композиторов РСФСР, первым председателем Всероссийского хорового общества, он и сегодня входит в руководство нашей композиторской организации. Анатолий Новиков всегда на переднем крае борьбы за передовое, оптимистическое искусство — искусство, которое он вновь и вновь обогащает яркими, талантливыми произведениями.
Т. Хренников

  • ЛЕНИНА ПОМНИТ ЗЕМЛЯ. Слова Л. Ошанина
  • БАЛЛАДА О РУССКИХ МАЛЬЧИШКАХ. Слова Л.Ошанина
  • ПЕСНЯ РУССКОГО СЕРДЦА. Слова Л. Ошанина
  • ХОРОШИ КОЛХОЗНЫЕ ПОКОСЫ. Слова А. Фатьянова
  • ПЕСНЯ О ЧАПАЕВЕ. Слова С. Болотина
  • СМУГЛЯНКА. Слова Я. Шведова
  • АРИОЗО МАТЕРИ. Слова Г. Рублева
  • ДОРОГИ ДАЛЬНИЕ. Слова М. Львовского
  • ПЕСНЯ ВЕТЕРАНОВ МАГНИТКИ. Слова Д.Терещенко
  • ЮНОСТЬ, СКАЖИ МНЕ. Слова В. Харитонова
  • ИЗ ЦЕЛИННОГО КРАЯ. Слова М. Вершинина
  • БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ. Слова П. Градова
  • В ТАЕЖНОЙ СТОРОНЕ. Слова П. Градова
  • ВАЛЬС ДРУЖБЫ. Слова В. Харитонова
  • СКАЖИ, СЫНОК. Слова Л. Ошанина
  • БЕЛАЯ БЕРЕЗА. Слова С.Васильева
  • С ТОБОЙ ОСТАЁТСЯ. Слова В. Харитонова
  • РОМАНС ВЕРЫ. Из оперетты «Чемпионка». Слова В. Винникова
  • А НОЧЬ ТАКАЯ БЕЛАЯ. Слова П. Градова
  • ЗИМНЯЯ ВСТРЕЧА. Слова В. Харитонова
  • НЕ ТРЕВОЖЬСЯ. Слова В. Харитонова
  • НА КАТКЕ. Слова Л. Ошанина
  • ДРУГУ. Слова Д.Терещенко
  • ПРОПЕЛ ГУДОК ЗАВОДСКОЙ. Слова П. Градова
  • СЫГРАЙ ПРО ОЧИ КАРИЕ. Слова В. Винникова и В. Крахта
  • В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. Слова В. Харитонова
  • ПРИ ДОЛИНЕ КУСТ КАЛИНЫ. Слова А. Софронова

Скачать песни

Источник

Оцените статью