Дуэт Наташи и князя. Даргомыжский
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка А. Даргомыжского Дуэт Наташи и Князя из оперы «Русалка»
Нет, не рассеет дум тяжелых,
Не облегчит кручины сердца
Веселый хоровод!
И совесть мучает, и страх меня берет
Поведать тайну ей.
Наташа
Ты все задумчив, Князь!
Не ласков ты со мной;
Уж не сердит ли?
Князь
Нет, сердиться я причины не имею!
Наташа
Так, стало, горе есть,
Его скрываешь ты?
Ах, не по-прежнему,
Нет, не по-прежнему
Меня ты любишь!
Бывало, издали уже спешишь ко мне
С веселою душою,
Меня улыбкой ясной подаришь,
Обнимешь ласковой рукою
И мною светлый взор свой веселишь.
Сегодня скучен, уныл и мрачен ты,
Как будто вовсе разлюбил меня.
Ах, ты поведай мне печаль свою,
Хочу делить с тобой я горе.
Ты мне поведай свою кручину!
Хочу грустить я, хочу грустить я с тобой одною грустью,
Ты мне поведай лишь печаль свою.
Князь
К чему притворствовать напрасно!
В душе ношу я печаль глубокую.
Увы, не можешь ты ее
И ласками любовными рассеять.
Да, в сердце я ношу тяжелую печаль,
Ах, нет, не можешь ты ее мне облегчить.
(в сторону)
Зачем мне медлить? Чем скорей, тем лучше!
Чем скорей, тем лучше!
Мой милый друг, ты знаешь,
Что на свете нет блаженства прочного…
Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство —
Ничто беды не может миновать.
Наташа
Я слов твоих еще не понимаю,
Но, но уж мне страшно!
Князь
И мы, не правда ли, мой друг,
Мы были счастливы;
Мы насладились любовью
Чистой, неземной.
Наташа
Меня пугаешь ты.
Нам горе угрожает?
(энергично)
Постой! Уж не разлука ли?
Князь
Так, ты угадала, —
Разлука нам судьбою суждена!
Наташа
(в испуге)
Кто, кто нас разлучит?
Нет, нет. Не может быть, не может быть! Нет!
Разве я за тобою вслед
И в далекий край не властна идти?
Разве я не могу тебе
На войне служить?
Разве я не раба твоя?
Лишь позволил бы умереть с тобой!
Не страшат меня казни лютые, —
Только б видела я тебя!
Князь
Нет! Не война угрожает мне,
И не в дальний путь снаряжаюсь я,
Край родимый оставить свой
Мне не для чего.
Долг другой,
Долг священный призывает меня!
Наташа
(робко)
А, постой! Теперь я понимаю все.
Ты женишься?
(с яростью)
Ты женишься?
(Наташа закрывает лицо руками, потом медленно опускает их и остается неподвижною.)
Князь
Что ж делать? Судьбе должны мы покоряться.
Суди сама, ведь мы не вольны
Жен себе по сердцу брать,
Должно нам всегда расчетом
Волю сердца покорять.
Не кручинься, бог и время
Исцелят печаль твою.
На, возьми, мой друг, на память
Этот девичий наряд.
Я хочу своей рукою
На тебя его надеть.
(Надевает ей на голову повязку. Вынимает мешок с деньгами и кладет на скамейку.)
А это отдашь отцу,
Давно обещанный подарок.
Дай обнять тебя в последний раз!
(Целует ее и хочет удалиться. Она, как будто опомнясь, быстрым движением останавливает его.)
Наташа
Постой! Постой!
Тебе сказать хотела. Не помню что.
Наташа
Для тебя на все готова. Ах, нет, не то!
Нельзя, чтобы навеки, в самом деле,
Ты мог меня покинуть. Нет, нет,
Все не то.
(вполголоса и в большом волнении)
Да, вспомнила. Я скоро
Матерью должна назваться.
Князь
Несчастная! Спокойна будь, мой друг, и береги себя.
Я не оставлю вас и скоро, может быть,
Приеду навестить. Прости.
Источник
Ариозо наташи бывало издали уже спешишь ноты
____________НОТЫ________________
(предварительный список, окончательный список к зачету см. ниже)
МУЗЫКА
Русская музыка XVIII века. Общий обзор.
Пашкевич оперы «Скупой», «Санктпетербургский гостиный двор».
Фомин «Орфей».
Бортнянский. Хоровые концерты.
Березовский «Не отвержи мене»
Верстовский опера «Аскольдова могила»
Алябьев, Варламов, Гурилев — романсы
[Алябьев: Соловей, Вечерний звон, Зимняя дорога, Иртыш, Два ворона, Я вижу образ твой, Деревенский сторож,
Варламов: Красный сарафан; На заре ты ее не буди; Горный вершины; Рано, рано, цветик, ты в поле распустился; Что мне жить и тужить; Ангел, Внутренняя музыка, Давно ль под волшебные звуки,
Гурилев: Давно ль под волшебные звуки, Матушка-голубушка, Вьется ласточка сизокрылая, Разлука, Домик-крошечка, Колокольчик, Вам не понять моей печали]
Глинка
«Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»,
«Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде».
Романсы.
Даргомыжский
«Русалка», «Каменный гость»,
Романсы.
Балакирев
Увертюра на три русские темы, «Тамара», «Исламей», романсы
Мусоргский
«Картинки с выставки»,
«Песни и пляски смерти», «Детская», отдельные песни,
«Борис Годунов», «Хованщина».
Литература о музыке:
(Подборка электронной литературы по 3-му курсу https://yadi.sk/d/_J37GlyjiRuv3)
ГЛИНКА
Глинка М. И. Записки / Ред. и вступ. ст. В. Богданова-Березовского. Л., 1953. (https://yadi.sk/i/67-JiaPjayA4a)
Глинка М. И. Заметки об инструментовке. М., 1954.
Глинка М. И. Литературное наследие. В 2-х тт. Т. 2 Письма и документы / Под ред. В. Богданова-Березовского. Л., 1953.
Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. (https://yadi.sk/d/FIG9CT8LayBgv)
Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. Л., 1984.
Асафьев Б. В. М. И. Глинка. М., 1950.
Цуккерман В. А., «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке, М., 1957.
Тышко С.В., Мамаев С.Г. Странствия Глинки. Ч. 1-2. — Киев, 2000-2002
Серов А. Н. Опыты технической критики над музыкою М. И. Глинки. Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя». // Статьи о музыке. Вып. 4 1859-1860. М., 1988. С. 186-192.
Левашева О. М. И. Глинка. В 2-х тт. М.: Музыка, 1987-1988.
Михаил Иванович Глинка [Альбом] / Сост. А. Розанов. М.: Музыка, 1987.
ДАРГОМЫЖСКИЙ
Серов А. Н. «Русалка». Опера А. С. Даргомыжского. М., 1953.
Пекелис М. С. Даргомыжский и его окружение. В 3-х тт. М.: Музыка, 1966, 1973, 1983.
БАЛАКИРЕВ
Кандинский A., Симфонические произведения Балакирева, М., 1960.
Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка. Т. 1-2. М., 1970-71.
МУСОРГСКИЙ
Мусоргский М. П. Письма. М.: Музыка, 1981.
[Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества / Сост. А. Орлова. М., 1963].
Головинский Г.Л., Сабинина М.Д. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1998.
Добровенский Р. Рыцарь бедный [роман-биография о Мусоргском]. Рига: Лиесма, 1986.
А также:
Стасов В. В. Искусство XIX века // Избр. соч. в 3-х тт. Живопись, архитектура, музыка. т. III. М.: Искусство, 1952 (http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1901_iskusstvo_19_..)
Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым / Предисл. и комментарии В. Каренина ; Вступ. статья Г. Л. Киселева. М.: Музгиз, 1935.
Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / под ред. А. Н. Римского-Корсакова и А. В. Оссовского. М., 1955.
Асафьев о Мусоргском. См. Асафьев Б. В. Избранные труды, том 2.
В. В. Стасов о Мусоргском
В. В. Стасов о Бородине
(Статьи Стасова можно найти, например, здесь: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/)
Дополнительно:
Одоевский В. Ф. «Последний квартет Бетховена», «Иоганн Себастьян Бах».
Серов А. Н. Тематизм увертюры Бетховена «Леонора» [№ 3]. Этюд о Бетховене // Статьи о музыке. Вып. 5 1860-1862. М., 1989. С. 177-192.
Серов А. Н. Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл // Избранные статьи. Т. 1. / Под ред. Г. Хубова. М.-Л., 1950)
Пушкин А.С. — вообще-то художественную прозу и поэзию надо прочитать всю.
Обратить особое внимание: «Русалка», «Каменный гость», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Золотой петушок» и др. (!),
поэзия: М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков.
Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Н. К. Кольцов, А. Н. Плещеев, А. К. Толстой.
и другие русские поэты
Лермонтов. «Демон»
«Слово о полку Игореве»
Достоевский Ф. М. Пушкинская речь [Пушкин (очерк)].
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре
____________СООБЩЕНИЯ________________
Возможные темы для сообщений
Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков — реформаторы русского стихосложения.
Опера Пашкевича «Санкт-Петербургский гостиный двор».
Хандошкин. Творческий облик.
Судьба и творчества Березовского.
Князь Владимир Федорович Одоевский и его роль в истории русской культуры.
Верстовский и его опера «Аскольдова могила».
Алябьев. Жизнь и творчество.
Серов. Статья «Опыты технической критики над музыкою М. И. Глинки. Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя»»
БОРТНЯНСКИЙ Хоровые концерты
БЕРЕЗОВСКИЙ «Не отвержи мене»
ПАШКЕВИЧ
Опера «Скупой»
«Санктпетербургский гостиный двор»
АЛЯБЬЕВ, ВАРЛАМОВ, ГУРИЛЕВ романсы
ГЛИНКА. «Иван Сусанин»
УВЕРТЮРА — тема медленного вступления (терцет из Эпилога), ГП (финал 3-го действия), ПП (песня Вани из 3-го действия).
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 1 ИНТРОДУКЦИЯ — тема протяжной и плясовой песен, переход от интродукции к следующему номеру
№ 2 КАВАТИНА И РОНДО АНТОНИДЫ — две темы соответственно каватины и рондо.
№ 3 СЦЕНА И ХОР — начало, хор «Хороша у нас река»
№ 4 СЦЕНА, ТЕРЦЕТ И ХОР — терцет «Не томи родимый», маршевая тема «Не впервые русским людям»
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 5 ПОЛЬСКИЙ — начало
№ 6 КРАКОВЯК — начало
№ 7 ВАЛЬС — начало
№ 8 МАЗУРКА — начало
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 9 АНТРАКТ — тема романса Антониды и тема из оркестровой постлюдии сцены с поляками
№ 10 ПЕСНЯ ВАНИ — начало
№ 13 КВАРТЕТ — начало речитатив, тема «Не розан сверкает росой», молитва, тема «Время гостей встречать»
№ 14 СЦЕНА С ПОЛЯКАМИ — знать очень подробно. Начало, появление поляков, реплики поляков и пять ответов Сусанина, ариозо Антониды «Ах, отец, куда идешь ты», ариозо Сусанина «Ты не кручинься, дитятко мое», оркестровая постлюдия.
№ 15 СВАДЕБНЫЙ ХОР — начало
№ 16 РОМАНС АНТОНИДЫ — начало и оркестровая постлюдия
№ 17 ФИНАЛ — только начало.
ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 18 АНТРАКТ
№ 21 СЦЕНА И ХОР — начало, реплики поляков и два ответа Сусанина
№ 22 АРИЯ СУСАНИНА — начало речитатив, тема «Ты взойдешь моя заря», посмотреть середину, репризу и коду.
№ 23 РЕЧИТАТИВ И ФИНАЛ — очень подробно. Начало — все оркестровые реплики с темами из других номеров (темы: «Не розан сверкает росой» из № 13, «Время гостей встречать» из № 13, Рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из № 2, речитатив «Не заметет снежком мой след» из начала № 14, «Не впервые русским людям» из № 4, тема песни Вани из № 10). Тема «Ах ты бурная ночь», оркестровый эпизод метели (с мелькающей темой рондо Антониды), пробуждение поляков, три ответа Сусанина.
ЭПИЛОГ
№ 24 АНТРАКТ
№ 25 ХОР И ТЕРЦЕТ — Тема хора «Славься», тема трио «Ах, не мне бедному»
№ 26 ХОР — тема «Славься».
ГЛИНКА. «Руслан и Людмила»
Увертюра (ГП и ПП, гамма Черномора в коде)
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 1 ИНТРОДУКЦИЯ — знать подробно. Темы: самое начало, реплика Баяна «Дела давно минувших дней», первая песня Баяна «За благом вслед идут печали», реплика Ратмира «Лейте полнее кубок златой», реплика хора «Светлому князю и здравье и слава», вторая песня Баяна «Есть пустынный край», минорный вариант основной темы у хора «Меркнут светила так пред луной», реплика хора «Да здравствует чета младая», бесконечный канон в самом конце интродукции.
№ 2 КАВАТИНА ЛЮДМИЛЫ — начало, реплика хора «Не тужи, дитя родимое», три обращения к женихам.
№ 3 ФИНАЛ — начало, хор «Лель таинственный», сцена похищения Людмилы — гамма Черномора, канон «Какое чудное мгновенье», тема у Ратмира «О витязи, скорей во чисто поле».
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 5 БАЛЛАДА ФИННА — от основной темы: «Умчалась года половина»
№ 6 СЦЕНА И РОНДО ФАРЛАФА — начало, тема Наины, тема рондо «Близок уж час торжества моего»
№ 7 АРИЯ РУСЛАНА — оркестровое вступление, речитатив «О, поле, поле», медленный раздел «Времен от вечной темноты», оркестровая интерлюдия, быстрый раздел — ГП «Дай, Перун булатный меч» и ПП «О, Людмила, Лель сулил нам радость».
№ 10 ФИНАЛ (РАССКАЗ ГОЛОВЫ) — начало.
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 12 ПЕРСИДСКИЙ ХОР — начало, посмотреть вариации.
№ 13 СЦЕНА И КАВАТИНА ГОРИСЛАВЫ — основной раздел
№ 14 АРИЯ РАТМИРА — начало, тема английского рожка, быстрый раздел «Чудный сон живой любви».
ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 18 СЦЕНА И АРИЯ ЛЮДМИЛЫ — начало, «Вдали от милого в неволе», центральный раздел — ария «Ах, ты, доля-долюшка», посмотреть также середину. Хорики волшебных дев — посмотреть.
№ 19 МАРШ ЧЕРНОМОРА — начало
№ 20 ТАНЦЫ — посмотреть
№ 21 ХОР «Погибнет» — начало
№ 22 ФИНАЛ — тема кларнета и ариозо Руслана «О жизни отрада»
ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ
№ 27 ФИНАЛ — хор «Ах ты, свет, Людмила», хор «Не проснется птичка утром», пробуждение Людмилы «Радость, счастье ясное», хор «Слава великим богам».
Романсы до Глинки:
Алябьев: Соловей, Вечерний звон, Зимняя дорога, Два ворона (Я вижу образ твой, Деревенский сторож)
Варламов: Красный сарафан; На заре ты ее не буди; Горный вершины; Ангел,
Гурилев: Домик-крошечка, Колокольчик
ГЛИНКА. РОМАНСЫ.
для исполнителей
(в скобках — для общего знакомства, без скобок — узнавать начало)
«Не искушай меня без нужды»
(«Бедный певец»)
(«Не называй ее небесной»)
«Я здесь, Инезилья»
«Ночной смотр»
(«Сомнение»)
(«В крови горит огонь желанья»)
(«Где наша роза»)
(«Ночной зефир»)
«Я помню чудное мгновенье»
Из «Прощания с Петербургом»
№ 5 «Колыбельная песня»
№ 6 «Попутная песня»
№ 13 «Жаворонок»
№ 11 «К Молли»
№ 12 «Прощальная песня»
«Как сладко с тобою мне быть»
(«Ты скоро меня позабудешь»)
(«Песнь Маргариты»)
«Адель»
«Мери»
«Финский залив»
«Не говори, что сердцу больно»
ОРКЕСТРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ
«Камаринская» — подробно
«Арагонская хота» — медленное вступление, ГП и ПП
«Вальс-фантазия» — начало.
«Ночь в Мадриде» — иметь общее представление.
ДАРГОМЫЖСКИЙ
«Русалка»
1 действие — подробно.
№ 1 Ария Мельника
№ 2 Терцет Наташи, Мельника и Князя — начало, ариозо Наташи «Ах, прошло то время золотое», ариозо Наташи «Ласковым ты словом»,
№ 4 Дуэт Наташи и Князя — начало, ариозо Наташи «Бывало издали уже спешишь», оркестровая тема на словах Князя «Мой милый друг, ты знаешь. «, ариозо Наташи «Разве я за тобою вслед», реплика Наташи «А, постой, теперь я понимаю все», ариозо Князя «Суди сама, ведь мы не вольны», окончание дуэта от слов Наташи «Постой, тебе сказать хотела» до конца.
№ 5 Дуэт Наташи и Мельника — начало, реплика Наташи «Не верю, не может быть», ариозо Наташи «Скажи, родимый, как могла его я прогневить», ариозо Наташи «Видишь ли, князья не вольны», ариозо Наташи «О Боже, он уехал».
№ 6 Финал — начало, ариозо Мельника «Так вот что должен теперь я слышать», реплика Мельника «Стыдилась бы хоть при народе», заключительное ариозо Наташи «Днепра царица, предаюсь могучей власти».
Из 2 действия
Финал — Песня Наташи «По камушкам, по желту песочку» (цифра 106)
Вторая картина 3 действия — подробно
№ 15 Хор русалок — три темы
№ 16 Каватина Князя — вступление и речитатив, основной раздел
№ 17 Дуэт Князя и Мельника — вступление, 1 ариозо Мельника «Я продал мельницу бесам запечным», 2 ариозо Мельника «Ты помнишь когда она кинулась в реку», 3 ариозо Мельника «Да, стар и шаловлив я стал», реплика Мельника «Зачем же, Князь, вечор ты не приехал к нам».
Песни
«Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «Я вас любил», «Вертоград», «И скучно и грустно», «Мне грустно», «Мельник».
МУСОРГСКИЙ «Борис Годунов»
ПРОЛОГ, КАРТИНА 1
Оркестровое вступление
Тема пристава
Хор «На кого ты нас покидаешь»
«Митюх, а Митюх, чего орем»
Монолог Щелкалова
Хор Калик перехожих «Слава Тебе, Творцу Всевышнему»
КАРТИНА 2
Начало (колокольный перезвон)
Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
Монолог Бориса: начало «Скорбит душа», «О праведник, о мой отец державный», «Теперь поклонимся почиющим властителям Руссии»
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ, КАРТИНА 1
Начало (тема Пимена),
Сон Григория («Мне снилось: лестница крутая»)
Начало рассказа о царях (Тема царского величия: «Помысли, сын, ты о царях великих»)
Лейтмотив царевича (проводится в этой картине несколько раз, можно найти на словах Пимена «Он был бы твой ровесник и царствовал» — мажорный вариант, или в конце картины на словах Григория «»Никто не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца» — минорный вариант).
Отдельно знать последнюю реплику Григория «Борис, Борис, все пред тобой трепещет»
КАРТИНА 2
Оркестровое вступление (три темы — первая тема «Как во городе было во Казани», вторая тема «Старцы смиренные», третья тема — измененный лейтмотив царевича)
Песня шинкарки «Поимала я сиза селезня»
Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»
Песня Варлаама «Как едет ён»
Появление приставов, реплика Варлаама и Мисаила «Старцы смиренные, иноки честные»
Чтение Варлаамом приказа на теме «как едет ён»
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ (основная, вторая редакция)
Начало — плач Ксении
Диалог Бориса с детьми: Тема семейного счастья «Дитя мое, моя голубка, беседой теплою», тема Феодора «Вот видишь, вот Москва, вот Новгород», тема смерти «Когда нибудь, и скоро может быть, тебе все это царство достанется».
Монолог Бориса.
1 раздел. Темы: начало «Достиг я высшей власти», тема «Напрасно мне кудесники сулят», тема семейного счастья «В семье своей я мнил найти отраду».
2 раздел. Тема «Тяжка десница грозного судии»
3 раздел. Тема кошмара «И даже сон бежит»
Тема Шуйского «Есть вести, и вести важные для царства твоего»
Тема царевича на словах Шуйского «Димитрия воскреснувшее имя»
Тема кошмара «Уф тяжело, дай дух переведу», тема курантов.
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ, КАРТИНА 2
Начало сцены у фонтана (измененный лейтмотив царевича)
Дуэт Самозванца и Марины Мнишек «О, царевич, умоляю».
ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ, СЦЕНА У СОБОРА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Начало,
Песня Юродивого «Месяц едет, котенок плачет»
Хор «Кормилец, батюшка», «Хлеба, хлеба дай голодным»
Диалог Бориса и Юродивого
Песня Юродивого «Лейтесь, лейтесь слезы горькие»
СЦЕНА В ГРАНОВИТОЙ ПАЛАТЕ
Тема кошмара «Ой душно, душно, свету»
Тема Феодора
Монолог Бориса:
1 раздел. Тема смерти «Прощай мой сын, умираю», тема мук совести «Не спрашивай, каким путем я царство приобрел», тема Феодора «Ты царствовать по праву будешь». Тема «Не вверяйся наветам бояр крамольных», Тема семейного счастья «Сестру свою, царевну, береги»
2 раздел. Тема «С горней неприступной высоты», тема «Силы небесные, стражи трона Предвечного».
3 раздел. «Звон, погребальный звон», хор «Плачьте, плачьте, людие».
Смерть Бориса, тема «Напрасно мне кудесники сулят».
СЦЕНА ПОД КРОМАМИ
Начало
Хор «Расходилась, разгулялась», «Ой ты, сила-силушка».
Лейтмотив царевича «За нами в славный бой, на родину святую».
Источник