Ария Кончака. Бородин
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка А. Бородина Ария Кончака из оперы «Князь Игорь»
Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!
КНЯЗЬ ИГОРЬ:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.
КОНЧАК:
Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость.
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут?
Так ли? О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь? Возьми коня любого,
Возьми любой шатёр,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат.
Источник
Ария кончака низкая нота
Добрый день, уважаемые студенты)
Наконец-то добрались до более подробной классификации голосов и попробуем сравнить разных исполнителей и понять, чем же они все же отличаются и почему одни голоса нам нравятся, а другие нет.
Не секрет, что вкусы у всех разные, и одно и то же исполнение может задевать, а может оставлять равнодушными. И все же, если у певца есть профессионализм и не утеряно чувство, то такое исполнение не оставит равнодушным никого.
Очень часто ценители оперы слушают одну и ту же арию по много раз у разных исполнителей, сравнивая их, выделяя получившиеся места и огорчаясь по поводу неудавшихся. Причем нам, обычным слушателям, порой даже непонятно, что же именно такого услышали ценители, что огорчились. А иногда это понятно на каком-то интуитивном уровне даже не профессионалам. Вот с этим мы и попробуем разобраться.
Сегодня мы поговорим о басах.
Бас-профундо
Ярким представителем голоса типа Бас-профундо был Максим Дормидонтович Михайлов. До революции Максим Дормидонтович был церковным дьяконом и его голос раздавался под сводами храмов. А в советское время он стал любимым певцом Сталина.
Бас-профундо — самый низкий тип голоса (итал. profondo — глубокий). Любопытно, что такой голос способен пробиться через любой музыкальный фон. То есть заглушить его практически невозможно, все равно пробьется (полезное умение для дьякона 🙂 ). В оперных произведениях обычно используется (как самая низкая нота) нижняя До, но настоящий бас-профундо способен спустится и ниже. Вспомните предыдущую лекцию и картинку с диапазонами. Найдите самые низкие выделенные ноты — и представьте себе, насколько это низкие ноты. Крепкий, глубокий голос. Если он при этом еще и обладает объемом, звучит бархатно. Высокие ноты при этом у таких певцов звучат довольно облегченно, зато низы покоряют своей объемностью и тембральными раскатами.
Записей с тех времен немного, но общее представление об этом типе голоса можно составить по сохранившимся записям народной песни «Вдоль по Питерской» и арии хана Кончака из «Князя Игоря».
Любопытный факт. Обычно, певцы берегут голос. Ибо потерять голос — захрипеть, петь более низким голосом — практически смертельно для исполнителя. А вот Михайлов этого не боялся.
«В холодные зимы он в своей гримерке распахивал окна и дышал морозным воздухом; проходя мимо дующего от окна ледяного сквозняка, певцы и певицы старались сделать это максимально быстро. — Максим Дормидонтович, так же простудиться можно! — говорили ему. — Ничего, мне для голосу полезно, — отвечал он в своей, так до самой его смерти сохранившейся, церковной манере — низким голосом».
Не удержусь и дам еще одну его запись — Голова из «Руслана и Людмилы». Поет он ее на октаву ниже, чем весь остальной хор. Но есть мнение, что поет он в какой-то рупор, ибо не может человеческий голос так звучать.
Из западных представителей этого типа можно послушать записи Хосе Мардонеса. Надо отметить, что часто у западников техника лучше, чем у нас. И Хосе — как раз пример такого мнения, техника у него намного лучше, чем у Михайлова. К тому же, он обладатель шикарного тембра, что можно услышать на записи. И есть мнение, что «Мардонес один из наиболее крепких басов за все время, пока существует звукозапись».
«Гугеноты» Мейербер. Знаменитая Пиф-Паф:
Севильский Цирюльник, ария дона Базилио «Клевета».
Владимир Касторский. Еще один представитель русской оперы. Владимир обладал очень большим и мощным голосом. Серенада Мефистофеля «Фауст» Гуно.
Надо отметить, что при таком низком голосе без надлежащей техники мы можем не услышать отдельных слов. Именно это происходит иногда, когда приходишь в Оперу на современное исполнение. Звук такой силы слышно великолепно, но слова совершенно неразличимы, что подчас портит впечатление от прослушивания. Особенно это касается оперы на русском языке. Можно, конечно, слушать только звуки, но хочется порой услышать, и о чем поют в данный конкретный момент. В церквях это было не так важно, зато именно звуки, завораживающие звуки гудящего колокола в человеческом исполнении, были как нельзя кстати. Возможно, поэтому чаще всего обладатели такого голоса поют церковную музыку.
Центральный бас
Обладатели этого баса могут похвастаться глубоким, красивым насыщенным тембром. Им доступна кантилена — от итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение» — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность музыки, напевность её исполнения». В отличие от «высокого баса», центральные басы обычно обладают большим, сильным голосом (помните — исключения бывают всегда).
В качестве представителя этого типа голоса, предлагаю ознакомиться с пением Николая Гяурова. Он обладал мягким басом, позволяющим ему звучать лирически и насыщенно драматически. При этом Гяуров обладал прекрасным тембром, техникой, артистичностью и музыкальностью, что в совокупности делает его одним из самых лучших исполнителей. Сохранилось достаточно много записей с его участием, с ним пели такие певцы, как Джоан Сазерленд, Лучиано Паваротти, Франко Корелли.
«На земле, весь род людской» Мефистофель, «Фауст» Шарль Гуно. «Тут Гяуров использует всю мощь своего голоса, всю его красоту, но при этом выделяет в нем жесткие нотки, чтобы показать, что это поет Дьявол». Обратите внимание на артистичность. Голоса обычно все же мало, слушая, мы должны переживать вместе с героем, представлять себе его. У Николая это обычно получалось изумительно, он был великолепным актером и вполне мог бы сыграть в драматическом театре. Представьте себе этого Дьявола в роли Воланда?
А вот еще один вариант того же Мефистофеля, в исполнении Феруччо Фурланетто. Западный исполнитель, прекрасный артист, работающий над собой по сей день. У него не такой богатый тембр, как у Гяурова, но при этом Феруччо обладает мягким, приятным голосом, который, в случае необходимости, может быть жестким, если того требует роль. Для усиления образа Феруччо мог и от техники отступить, но это бывало очень редко.
На примере Феруччо Фурланетто можно рассмотреть, как меняется голос в зависимости от вложенного в него труда. При всей данности богом природы голоса, всегда есть над чем работать!
Король Филлип, «Дон Карлос» Верди, в 1986 году:
Сравните эти две записи. В более поздней — вся сила, мягкость, и великолепное форте. Актерская игра тоже выросла, что на записях очень заметно.
Тут уже есть все: и сила, и мягкость, и шикарное форте. Да и разница в актесркой игре впечатляет, будто это два разных исполнителя, хотя, конечно, нечто общее между ними есть.
Еще один замечательный представитель этого типа голоса — Марк Осипович Рейзен. Его богатейший и красивейший тембр оставался свободным и красивым до конца его карьеры, которая, по сути, совпала с датой его смерти, в возрасте 97 (!) лет.
Для знакомства лучше всего послушать уже знакомую вам арию Мефистофеля «На земле весь род людской».
А вот его исполнение, записанное, когда ему было 90 лет!
Бас певучий — высокий
Певучий бас от баса-баритона отличат скорее всего только специалисты. И все же это считается другим типом голоса, с глубиной звучания чаще больше, чем у баса-баритона. Партии друг друга они исполняют, но получается это не всегда удачно.
Одним из ярких представителей этого типа является Борис Христов. Кумиром у него был Шаляпин, и это слышно по манере исполнения Христова, есть подражательные моменты. Для исполнения Фауста «Сатана там правит бал» Борису приходилось утяжелять голос, чтобы звучать более глубоко и низко, как центральные басы. Но опытный слух услышит, что нижние ноты при этом звучат тяжело и несколько искусственно. Христов был великолепным артистом, и современный костюм не мешал воспринимать образ Мефистофеля.
А вот на следующем примере очень хорошо становится понятно, что такое — не хватает глубины голоса. Сравните это исполнение с уже прослушанным.
Севильский Цирюльник, ария дона Базилио «Клевета».
Несмотря на отличную дикцию, именно тут слышно, что там, где приходится очень быстро пропевать слова, объем теряется. На такой скорости не удается поддерживать нужный объем для партии, исполняемой обычно профундовыми басами.
Еще один представитель высокого баса (хотя специалисты тут склонны считать его пограничным между центральным басом и высоким) —Б орис Гмыря. Обладал богатейшим тембром, не самым большим и глубоким голосом, который на записи звучал более глубоко и сильно, чем в исполнении вживую. Для знакомства с ним — новая на сегодня ария:
Ария варяжского гостя. Опера Садко.
Была у меня в ранних версиях лекции еще одна запись, любительская. Но с тех пор ее удалили с сети и доступа нет. И ваша задача чуть усложнится)
Перейдем к домашнему заданию. Возможно, лекция несколько перегружена записями, но цель курса познакомить не толко с ариями, но и с вариантами исполнения этих арий. Послушайте арии, сравните между собой.
1. В лекции встречаются арии, исполненные разными певцами. В том числе — и разными типами голосов (Ария Мефистофеля, Ария Севильского цирюльника). Поробуйте найти различия и описать их своими словами — различия в дикции, в глубине звука, в тембре, в артистизме. Я понимаю, что терминами это сделать сложно, поэтому попробуйте описать своими словами. Выделите того, чье исполнение вам наиболее понравилось, и сформулируйте — почему.
2. Понравилась ли какая нибудь ария из всех предложенных больше других? Какая? Как вы думаете, почему именно она?
Источник
Ария кончака низкая нота
Добрый день, уважаемые студенты)
Наконец-то добрались до более подробной классификации голосов и попробуем сравнить разных исполнителей и понять, чем же они все же отличаются и почему одни голоса нам нравятся, а другие нет.
Не секрет, что вкусы у всех разные, и одно и то же исполнение может задевать, а может оставлять равнодушными. И все же, если у певца есть профессионализм и не утеряно чувство, то такое исполнение не оставит равнодушным никого.
Очень часто ценители оперы слушают одну и ту же арию по много раз у разных исполнителей, сравнивая их, выделяя получившиеся места и огорчаясь по поводу неудавшихся. Причем нам, обычным слушателям, порой даже непонятно, что же именно такого услышали ценители, что огорчились. А иногда это понятно на каком-то интуитивном уровне даже не профессионалам. Вот с этим мы и попробуем разобраться.
Сегодня мы поговорим о басах.
Бас-профундо
Ярким представителем голоса типа Бас-профундо был Максим Дормидонтович Михайлов. До революции Максим Дормидонтович был церковным дьяконом и его голос раздавался под сводами храмов. А в советское время он стал любимым певцом Сталина.
Бас-профундо — самый низкий тип голоса (итал. profondo — глубокий). Любопытно, что такой голос способен пробиться через любой музыкальный фон. То есть заглушить его практически невозможно, все равно пробьется (полезное умение для дьякона 🙂 ). В оперных произведениях обычно используется (как самая низкая нота) нижняя До, но настоящий бас-профундо способен спустится и ниже. Вспомните предыдущую лекцию и картинку с диапазонами. Найдите самые низкие выделенные ноты — и представьте себе, насколько это низкие ноты. Крепкий, глубокий голос. Если он при этом еще и обладает объемом, звучит бархатно. Высокие ноты при этом у таких певцов звучат довольно облегченно, зато низы покоряют своей объемностью и тембральными раскатами.
Записей с тех времен немного, но общее представление об этом типе голоса можно составить по сохранившимся записям народной песни «Вдоль по Питерской» и арии хана Кончака из «Князя Игоря».
Любопытный факт. Обычно, певцы берегут голос. Ибо потерять голос — захрипеть, петь более низким голосом — практически смертельно для исполнителя. А вот Михайлов этого не боялся.
«В холодные зимы он в своей гримерке распахивал окна и дышал морозным воздухом; проходя мимо дующего от окна ледяного сквозняка, певцы и певицы старались сделать это максимально быстро. — Максим Дормидонтович, так же простудиться можно! — говорили ему. — Ничего, мне для голосу полезно, — отвечал он в своей, так до самой его смерти сохранившейся, церковной манере — низким голосом».
Не удержусь и дам еще одну его запись — Голова из «Руслана и Людмилы». Поет он ее на октаву ниже, чем весь остальной хор. Но есть мнение, что поет он в какой-то рупор, ибо не может человеческий голос так звучать.
Из западных представителей этого типа можно послушать записи Хосе Мардонеса. Надо отметить, что часто у западников техника лучше, чем у нас. И Хосе — как раз пример такого мнения, техника у него намного лучше, чем у Михайлова. К тому же, он обладатель шикарного тембра, что можно услышать на записи. И есть мнение, что «Мардонес один из наиболее крепких басов за все время, пока существует звукозапись».
«Гугеноты» Мейербер. Знаменитая Пиф-Паф:
Севильский Цирюльник, ария дона Базилио «Клевета».
Владимир Касторский. Еще один представитель русской оперы. Владимир обладал очень большим и мощным голосом. Серенада Мефистофеля «Фауст» Гуно.
Надо отметить, что при таком низком голосе без надлежащей техники мы можем не услышать отдельных слов. Именно это происходит иногда, когда приходишь в Оперу на современное исполнение. Звук такой силы слышно великолепно, но слова совершенно неразличимы, что подчас портит впечатление от прослушивания. Особенно это касается оперы на русском языке. Можно, конечно, слушать только звуки, но хочется порой услышать, и о чем поют в данный конкретный момент. В церквях это было не так важно, зато именно звуки, завораживающие звуки гудящего колокола в человеческом исполнении, были как нельзя кстати. Возможно, поэтому чаще всего обладатели такого голоса поют церковную музыку.
Центральный бас
Обладатели этого баса могут похвастаться глубоким, красивым насыщенным тембром. Им доступна кантилена — от итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение» — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность музыки, напевность её исполнения». В отличие от «высокого баса», центральные басы обычно обладают большим, сильным голосом (помните — исключения бывают всегда).
В качестве представителя этого типа голоса, предлагаю ознакомиться с пением Николая Гяурова. Он обладал мягким басом, позволяющим ему звучать лирически и насыщенно драматически. При этом Гяуров обладал прекрасным тембром, техникой, артистичностью и музыкальностью, что в совокупности делает его одним из самых лучших исполнителей. Сохранилось достаточно много записей с его участием, с ним пели такие певцы, как Джоан Сазерленд, Лучиано Паваротти, Франко Корелли.
«На земле, весь род людской» Мефистофель, «Фауст» Шарль Гуно. «Тут Гяуров использует всю мощь своего голоса, всю его красоту, но при этом выделяет в нем жесткие нотки, чтобы показать, что это поет Дьявол». Обратите внимание на артистичность. Голоса обычно все же мало, слушая, мы должны переживать вместе с героем, представлять себе его. У Николая это обычно получалось изумительно, он был великолепным актером и вполне мог бы сыграть в драматическом театре. Представьте себе этого Дьявола в роли Воланда?
А вот еще один вариант того же Мефистофеля, в исполнении Феруччо Фурланетто. Западный исполнитель, прекрасный артист, работающий над собой по сей день. У него не такой богатый тембр, как у Гяурова, но при этом Феруччо обладает мягким, приятным голосом, который, в случае необходимости, может быть жестким, если того требует роль. Для усиления образа Феруччо мог и от техники отступить, но это бывало очень редко.
На примере Феруччо Фурланетто можно рассмотреть, как меняется голос в зависимости от вложенного в него труда. При всей данности богом природы голоса, всегда есть над чем работать!
Король Филлип, «Дон Карлос» Верди, в 1986 году:
Сравните эти две записи. В более поздней — вся сила, мягкость, и великолепное форте. Актерская игра тоже выросла, что на записях очень заметно.
Тут уже есть все: и сила, и мягкость, и шикарное форте. Да и разница в актесркой игре впечатляет, будто это два разных исполнителя, хотя, конечно, нечто общее между ними есть.
Еще один замечательный представитель этого типа голоса — Марк Осипович Рейзен. Его богатейший и красивейший тембр оставался свободным и красивым до конца его карьеры, которая, по сути, совпала с датой его смерти, в возрасте 97 (!) лет.
Для знакомства лучше всего послушать уже знакомую вам арию Мефистофеля «На земле весь род людской».
А вот его исполнение, записанное, когда ему было 90 лет!
Бас певучий — высокий
Певучий бас от баса-баритона отличат скорее всего только специалисты. И все же это считается другим типом голоса, с глубиной звучания чаще больше, чем у баса-баритона. Партии друг друга они исполняют, но получается это не всегда удачно.
Одним из ярких представителей этого типа является Борис Христов. Кумиром у него был Шаляпин, и это слышно по манере исполнения Христова, есть подражательные моменты. Для исполнения Фауста «Сатана там правит бал» Борису приходилось утяжелять голос, чтобы звучать более глубоко и низко, как центральные басы. Но опытный слух услышит, что нижние ноты при этом звучат тяжело и несколько искусственно. Христов был великолепным артистом, и современный костюм не мешал воспринимать образ Мефистофеля.
А вот на следующем примере очень хорошо становится понятно, что такое — не хватает глубины голоса. Сравните это исполнение с уже прослушанным.
Севильский Цирюльник, ария дона Базилио «Клевета».
Несмотря на отличную дикцию, именно тут слышно, что там, где приходится очень быстро пропевать слова, объем теряется. На такой скорости не удается поддерживать нужный объем для партии, исполняемой обычно профундовыми басами.
Еще один представитель высокого баса (хотя специалисты тут склонны считать его пограничным между центральным басом и высоким) —Б орис Гмыря. Обладал богатейшим тембром, не самым большим и глубоким голосом, который на записи звучал более глубоко и сильно, чем в исполнении вживую. Для знакомства с ним — новая на сегодня ария:
Ария варяжского гостя. Опера Садко.
Была у меня в ранних версиях лекции еще одна запись, любительская. Но с тех пор ее удалили с сети и доступа нет. И ваша задача чуть усложнится)
Перейдем к домашнему заданию. Возможно, лекция несколько перегружена записями, но цель курса познакомить не толко с ариями, но и с вариантами исполнения этих арий. Послушайте арии, сравните между собой.
1. В лекции встречаются арии, исполненные разными певцами. В том числе — и разными типами голосов (Ария Мефистофеля, Ария Севильского цирюльника). Поробуйте найти различия и описать их своими словами — различия в дикции, в глубине звука, в тембре, в артистизме. Я понимаю, что терминами это сделать сложно, поэтому попробуйте описать своими словами. Выделите того, чье исполнение вам наиболее понравилось, и сформулируйте — почему.
2. Понравилась ли какая нибудь ария из всех предложенных больше других? Какая? Как вы думаете, почему именно она?
Источник