Ария ксении девичий переполох ноты

Песни из арий и оперетт — Поет Татьяна Шмыга — ноты

Сборники, песенники с нотами в pdf


Поет Татьяна Шмыга
Песни из арий и оперетт
для сопрано в сопровождении фортепиано
составитель С. Трегубов
“Музыка”, 1976г.
номер 9130

Вряд ли найдется в нашей стране любитель театра, не знакомый с искусством Татьяны Ивановны Шмыги. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как она впервые переступила порог Московского театра оперетты; теперь это всеми признанный блестящий мастер, в большой мере эталон актерского искусства советской оперетты, народная артистка, каждый выход которой па сцену — праздник.
Среди прочих качеств, делающих Шмыгу лучшей среди равных, ее отличает проникновенная музыкальность, безошибочное чувство жанра оперетты как жанра прежде всего музыкального, где именно в музыке и через музыку раскрываются характеры и судьбы людей, коллизии сюжета. У Шмыги легкое выразительное сопрано, прекрасно подчиняющееся артистке и звучащее по-разному в зависимости от содержания и вокальных особенностей партии.

Предлагаемый любителям оперетты сборник арий и песен из репертуара Татьяны Ивановны Шмыги отражает существенные этапы в творческой биографии актрисы.
Первый подлинный успех пришел к ней в 1955 году. В спектакле «Белая акация» И. Дунаевского она сыграла и спела «морскую дочку» Тоню Чумакову, живую, задорную и ласковую девчонку, умеющую любить и мужественно защищать свою любовь. В исполнении молодой актрисы, в ее голосе, речи, пластике пленяла чистота и нежность юного существа, едва вступающего п жизнь, и одновременно взрослая надежность и сила чувств. Такого в оперетте еще не было. Это было открытие Шмыги. Вскоре она вывела па сцену Московского театра оперетты целую плеяду юных героинь, которые были теснейшим образом связаны прежде всего с жизнью, а не с театральной традицией, п в каждой из них молодежь послевоенных лет узнавала частицу своих надежд, стремлений, печален и радостей.

Читайте также:  Работа над этюдом аккордеон

Одна из самых сокровенных тем в творчестве Татьяны Шмыги — тема войны, негромкого мужества простых, скромных девушек, которые оказываются такими духовно сильными и стойкими в испытаниях, доставшихся им на долю. Темой этой и ее совершенным воплощением Шмыга приобщила искусство оперетты к одной из магистральных линий всего большого советского искусства. Уже в песне Тани о березке («Весна поет» Д. Кабалевского) актриса передавала всю глубину подлинных переживаний героини, вспоминающей недавно прошедшую войну. С особенной силой и правдой прозвучала эта тема в «Севастопольском вальсе» К- Листова. Татьяна Шмыга сыграла здесь Любашу, маленькую медсестру с нелегкой судьбой, самоотверженную спасительницу раненых под Севастополем воинов, верно и нежно влюбленную в своего командира и дождавшуюся его любви. Гражданские чувства, храбрость и отвага, которые не кричат о себе, но движут каждым ее шагом, правда характера — все это сделало Любашу Толмачеву одной из самых любимых героинь и зрителя и самой актрисы. Образом Любаши, как и многими другими работами, Шмыга убедила всех в том, что оперетта, которую по-прежнему ‘иногда называют «легким жанром», способна рождать на сцене и вызывать у зрителя чувства не менее глубокие и сильные нежели драма — здесь лишь средства другие.

С музыкой композитора Юрия Милютина Татьяна Шмыга встречаюсь па своем творческом пути несколько раз; В его опереттах она создала яркие обаятельные образы Чаннты («Поцелуй Чаииты»), Глории («Цирк зажигает огни»), Маши («Фонари-фонарики»), Марфы («Девичий переполох»). Глория — одна из самых удачных работ актрисы, совершенное, испытанное мастерство ее вложено в каждый шаг героини на сцене: с блеском поет и танцует она знаменитые «Двенадцать музыкантов», кокетливо и задорно звучит песенка «Как хорошо, когда весна», в рассказе же Глории о своем детстве — детстве маленькой француженки, оставшейся сиротой во время войны, — затаенная мягкая печаль и душевная стойкость, так полюбившиеся нам в Любаше Толмачевой, Тоне Чумаковой, в Тане-березке.
Палитра Шмыги чрезвычайно разнообразна — это касается исполнения каждой роли и партии; соблюдая общий, присущий композитору стиль, она добивается свежести и новизны звучания в каждом фрагменте, обогащая образ, раздвигая рамки его привычного восприятия.

Читайте также:  Произведение для фортепиано волынка

Разнообразны и роли, сыгранные и спетые Шмыгой в зрелые годы. Капризная, прелестная и отважная кубинка Делия («Куба — любовь моя» Р. Гаджиева), которая покидает буржуазный круг, чтобы пойти вместе с любимым Раулем сражаться к «барбудос», и рядом— Долли из «Белой ночи» Т. Хренникова, образ, исполненный истинного драматизма, женщина из «общества», подошедшая к той грани, за которой —ненависть и гибель, если не понять и не принять революцию. Каждая работа Шмыги поражает и совершенством, и выверенной отточенностью — и открытиями, заставляющими с радостью убеждаться в огромных возможностях ее таланта. Блистательная Карамболина из Фиалки Монмартра И. Кальмана, дитя вольнолюбивого Парижа — наслаждение весельем и радостью жизни, ощущение себя в танце, как в своей привычной стихии, безупречность вкуса, вдохновенная красота — как непохоже это на роковую даму, единственная забота которой заворожить всех, хищно захватить в плен, а ведь мы видели довольно много таких Карамболин. И, наконец, один из самых прекрасных и поэтических образов, созданных Шмыгой на сцене оперетты, — маленькая лондонская цветочница, сильный, умный и очаровательный человек Элиза Дулитл в «Моей прекрасной леди» Ф. Лоу.

Произведения из репертуара Татьяны Шмыги очень популярны. Здесь— как везде в искусстве— возможны индивидуальные толкования, трактовки, эмоциональная окраска исполнения, идущая от чувств, видений и особого характера восприятия музыки у каждого певца. Но все фрагменты партий, исполненных Шмыгой, овеяны обаянием этой замечательной артистки, очарованием ее пения и сценической игры. Встреча с ее искусством в любой форме — праздник.
Елена Фалькович

  • Песня Тони на корабле из оперетты «Белая акация». Музыка И. Дунаевского, слова Вл. Масса и М.Червинского.
  • Песня Тани о березке из оперетты «Весна поет». Музыка Д. Кабалевского, слова Ц. Солодаря
  • Ария Ксении из оперетты «Девичий переполох». Музыка Ю. Милютина, слова М. Гальперина и В.Типота
  • Рассказ Глории из оперетты «Цирк зажигает огни». Музыка Ю. Милютина, слова Я. Зискинда
  • Песня Любаши из оперетты «Севастопольский вальс». Музыка К. Листова, слова Е. Гальпериной и Ю.Анненкова
  • Романс Долли из ошеретты «Белая ночь». Музыка Т. Хренникова, слова Е. Шатуновского
  • Ария Делай из шеретты «Куба — любовь моя». Музыка Р. Гаджиева, слова В. Есьмана и К. Крикаряна
  • Ариозо Оли из оперетты «Простая девушка». Музыка К. Хачатуряна, слова С. Ценина
  • Куплеты Адели из оперетты «Летучая мышь». Музыка И. Штрауса, русский текст Е. Геркена
  • Песня Элизы из музыкальной комедии «Моя прекрасная леди». Музыка Ф. Лоу, перевод Р. Сефа и В.Луи
  • Карамболина из оперетты «Фиалка Монмартра». Музыка И. Кальмана, русский текст С. Болоти-на и Т.Сикорской
Читайте также:  Старинный гобелен тамарин ноты для фортепиано

Источник

Ария ксении девичий переполох ноты

Оперетта Юрия Милютина в трёх действиях, четырёх картинах.
Либретто М. Гальперина и В. Типота по одноименной пьесе В. Крылова.

Первое представление состоялось 3 ноября 1945 года в Ленинграде.

Действующие лица:

воевода; Марья Никитична, его жена; Ксения, их дочь (сопрано); Матвеевна, нянька при Ксении (меццо-сопрано); Тимофей Бесомыка, скоморох; Настасья, его жена; Сенька, воеводский холоп; Иван Афанасьевич Сапун-Тюфякин, боярин из Москвы; Юрий Токмаков, дьяк при боярине (тенор); боярыня Прасковья Бухалова, вдова; Дарья, ее дочь (сопрано); Кречетов, захудалый князь; Устинья, его дочь; дворянин Глебов; Агафон, мельник (бас); Трошка, подручный мельника; первый пристав; второй пристав; подьячий.

Действие происходит в России в XVII веке.

«Девичий переполох», вторая оперетта Милютина, была создана им в 1945 году, в первые же послевоенные месяцы. Как и многие другие музыканты, композитор обратился к прошлому, к истории нашей Родины. Его привлекла пьеса драматурга В. Крылова, рассказывающая о смелой и умной девушке, не желающей мириться с законами домостроя, о том, как в дремучей допетровской Руси появлялись и боролись за свое счастье личности сильные, гордые, умеющие постоять за себя. Милютин и его либреттисты решили эту тему в веселом, комедийном ключе. В спектакле нет привычных опереточных амплуа: «голубых» героев-любовников, простака, субретки, однако по музыкальной драматургии «Девичий переполох» — именно оперетта с четкими вокальными характеристиками героев, развернутыми музыкальными финалами актов.

Музыка оперетты ярко национальна. Композитор исходит из русского фольклора, используя и лирические песенные традиции, и формы инструментальных наигрышей. Во многом оперетта перекликается с русскими комическими операми XVIII века.

Поставленная накануне праздника Великого Октября в Ленинграде, оперетта быстро завоевала повсеместную популярность. Ее премьеры состоялись в других городах Советского Союза, а также за границей — в Болгарии и Румынии.

Первое действие

Сад при доме воеводы. В глубине у частокола вышка со ступеньками. Раннее утро. Бесомыка поет веселые скоморошьи прибаутки, Настасья вовсю честит мужа. В доме воеводы суета и волнение: ждут боярина из Москвы, который должен выбрать невесту царю. А здесь, в дальнем уголке сада, со своей подружкой Дарьей гуляет дочь воеводы Ксения. Звонко разносится ее песня «Любо мне на вольной воле поутру встречать зарю». Ксения и Дарья оживленно обсуждают новость. Каждой девушке лестно стать царской невестой, но Ксения не хочет замуж за немилого, будь он хоть сам царь. «Без любви какое счастье? Не хочу я по старинке». Продолжением разговора становится их дуэт «Ой, и плохо девкам нашим». На тропинке появляется Матвеевна. Ей дан наказ караулить боярышню, так как, говорят, кто-то незнакомый бродит вокруг сада. Ксения тут же забирается на вышку посмотреть, а потом хитро спроваживает няньку, повязавшись ее платком, чтобы сойти за сенную девушку. На вышке появляется молодой незнакомец. Их дуэт «Скажи, ты друг иль ворог лютый» то задумчив, то наполняется весельем. Незнакомец говорит, что он купец, Ксения — что она сенная девка, состоит для услуг при барской дочке.

Свидание прерывает Бесомыка. Влюбленные разбегаются, а скомороха хватает ревнивая Настасья. Появляются Марья Никитична и Бухалова со слугами, и Бесомыке, чтобы не попасть в застенок, приходится открыть тайну: в купеческом платье здесь был государев дьяк. Он приехал заранее, переряженный, присмотреть, чтобы никто не припрятал дочерей от царских смотрин.

Бухалова запугивает робкую Марью Никитичну, чтобы та спрятала красавицу Ксению. Девушка и сама не хочет участвовать в смотринах — ведь она любит другого. Начинается большой финал акта — мольбы Ксении, гнев воеводы, робкие причитания матери сменяются веселыми скоморошьими припевками. Бссомыка готов помочь боярышне. И мать, вопреки воле воеводы, предлагает ей уехать в монастырь. Подвода с Бесомыкой, Матвеевной и Ксенией, переодетой в крестьянское платье, не успевает скрыться, как раздается хор, славящий московского боярина. Мимо притаившихся беглецов шествует торжественная процессия.

Второе действие

Первая картина. Парадные палаты в доме воеводы. Горько причитает Марья Никитична: «Ой, дитятко родимое мое». Она признается воеводе, что отправила Ксению в монастырь. Входят дворяне. Их квартет «О, господи-владыко, что же будет?» передает разноречивые чувства — страх, надежду, ожидание. Торжественно является боярин Сапун-Тюфякин. Юрий Токмаков нараспев читает царский указ «Ко всем князьям, боярам да дворянам», а затем велит завтра с утра доставить всех девок на воеводский двор. Там будут смотрины.

Вбегает Настасья. Ревнивая баба выследила Тимошку, видела его у монастыря с двумя женщинами. Токмаков догадывается, что воевода спрятал дочь от смотрин. Вторая же, по его расчету, — его любимая. Он решает ехать в монастырь, искать свою зазнобушку. Воевода, в страхе за Ксению, кидается к Бесомыке, умоляя выручить боярышню.

Вторая картина. Старая мельница. За окном река и противоположный берег. Лестница, ведущая наверх, большой ларь, стол, лавки. Мельник складывает и считает пустые мешки, поет веселую разудалую песню «Я на мельнице сижу, я колдую, ворожу».

Приехала с богатым подарком Бухалова, просит Агафона наворожить Токмакову, чтобы вез Дарью в Москву. Дьяк здесь, с нею. Входит Юрий и останавливается у окна, завороженный открывшейся перед ним волшебной картиной. Его мечтательная ария «Здравствуй, угол заповедный» передает тоску, тревогу о любимой. Издали доносится хор девушек «Ночь под Ивана Купала». Разворачивается фантастическое зрелище — танцы русалок, леших. Агафон начинает ворожить, но его прерывает стук в окно. Это Бесомыка привез беглянок из монастыря. Юрий прячется за ларь, Бесомыка идет к лошадям, Агафон уводит Матвеевну. Ксения, думая, что она одна, поет задумчивую арию «Слеза туманит ясны очи». Девушке чудится, что этой ночью решится ее судьба. Выходит Юрий. В большом лирическом дуэте он объясняется в любви, а Ксения признается, что она — воеводская дочь. Им нужно тотчас же венчаться, до царских смотрин! Бесомыка сейчас повезет их дальше, к Знаменскому погосту. Если Юрий успеет туда раньше и договорится с попом, они обвенчаются! Юрий спешит уехать. Беглецы тоже собираются в путь, но являются пристава: их привела все та же ревнивая Настасья, которая подслушала, как Бесомыка просил приготовить лошадей у мельницы. Приставам велено хватать всех воровских и гулящих людей. Не обращая внимания на протесты, Ксению, Матвеевну и Бесомыку хватают, связывают. Финал акта — бурный ансамбль всех присутствующих. Беглецов уводят.

Третье действие

Теплые сени в доме воеводы. В них — двери наружу, в сад и в горницы, в глубине, — запертый вход в подполье. Пристава сидят на лавках и весело поют: «У попа была собака». Подьячий приглашает сюда собравшихся на смотрины: в сенях светлее, чем в горнице. Нежно и плавно звучит девичий хор. Невесты в песне рассказывают о своей красе: «Не дурнушки мы, не старушки мы, всех суди подряд, государев сват». Боярин приказывает позвать Токмакова, но его нигде не могут найти. Подьячий начинает выкликать невест, но Сапун-Тюфякин без дьяка не может в них разобраться. Больше всего ему нравится девушка, бойко пляшущая русский танец. Узнав, что это дворовая девка, боярин сожалеет: больно хороша! Доходит очередь до Дарьи Бухаловой. Она запевает веселую плясовую песню «Ох, лебедушку просватали».

Появляется Юрий в чужой рваной одежде. Его схватили сторожевые стрельцы. Воевода велит привести воров из подполья, пристава вытаскивают Бесомыку. Тут же вмешивается Настасья, требует, чтобы показали баб, с которыми ехал Тимошка. Боярин отсылает невест с родителями, и из подполья выходят Ксения и Матвеевна. Видя красоту Ксении, боярин считает, что она годится в жены царю. Но Ксения, не растерявшись объявляет, что помолвлена с Токмаковым. Воевода, Марья Никитична и Юрий подтверждают это. Токмаков просит боярского благословения. Радостным хором заканчивается оперетта.

Источник

Оцените статью