Ария лизы уж полночь близится ноты

П. Чайковский — Пиковая дама

Чайковский ноты

Сборники, песенники с нотами
для фортепиано


П. Чайковский
Пиковая дама

опера в 3-х действиях, 7 картинах
либретто М. Чайковского
по одноименной повести А. Пушкина
переложение для пения с фортепиано
«Музыка», 1972г.

Интродукция
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
1. Хор детей, нянек и прочих
2. Сцена и ариозо Германа («Чем кончилась вчера игра?»)
3. Хор гуляющих и сцена («Наконец-то, бог послал.»)
4. Квинтет и сцена («Мне страшно!»).
5. Сцена и баллада Томского («Какая ведьма эта графиня!»).
6. Заключительная сцена. Гроза

Картина вторая
7. Дуэт Лизы и Полины («Уж вечер, облаков померкнули края»)
8. Сцена, романс Полины и русская песнь с хором
9. Сцена и ариозо Гувернантки («Mesdemoiselles, что здесь у вас за шум?»)
10. Заключительная сцена («Пора уж расходиться.»)

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
11. Антракт и хор («Радостно, весело.»)
12. Сцена и ария Князя
13. Сцена («Скорее бы ее увидеть и бросить эту мысль.»)
14. Интермедия «Искренность пастушки»:
а) Хор пастухов и пастушек («Под тению густою.»)
б) Танец пастухов и пастушек. Сарабанда
в) Дуэт Прилепы и Миловзора («Мой миленький дружок.»)
г) Финал («Как ты мила, прекрасна!»)
15. Заключительная сцена («Кто, пылко и страстно любя..»)

Картина четвертая
16. Сцена и хор («Все так, как мне она сказала.»).
17. Финальная сцена («Не пугайтесь! Ради бога, не пугайтесь!»)

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Картина пятая
18. Антракт и сцена («Бедняжка! В какую пропасть я завлек ее.»)
19. Сцена («Мне страшно! Страшно!»).

Картина шестая
20. Сцена и ариозо Лизы («Уж полночь близится.»)
21. Сцена и дуэт («А если мне в ответ часы пробьют.»)

Картина седьмая
22. Хор и сцена («Будем пить и веселиться!»)
23. Песня Томского и хор игроков («Если б милые де вицы.»)
Приложение. Ария Германа из седьмой картины.

Скачать ноты


Серия вокальных пьес из опер русских композиторов
П. Чайковский
Баллада Томского

из оперы «Пиковая дама»
(«Однажды в Версале. «)
для голоса с фортепиано (баритон)
«МУЗГИЗ», 1937г.
номер м5295г

Однажды в Версале «au jеu de lа Reine «Venus moskovite» проигралась дотла.
В числе приглашенных был граф Сен-Жермен;
Следя за игрой, он слыхал, как она
Шептала в разгаре азарта:
«О боже! о боже!
О боже, я все бы могла отыграть,
Когда бы хватило поставить опять
Три карты, три карты, три карты!»

Граф, выбрав удачно минуту, когда
Покинув украдкой гостей полный зал,
Красавица молча сидела одна,
Влюбленно над ухом ее прошептал
Слова, слаще звуков Моцарта:
«Графиня, Графиня!
Графиня, ценой одного «rendez-vous»
Хотите, пожалуй, я вам назову
Три карты, три карты, три карты?»

Графиня вспылила: «Как смеете вы?!»
Но граф был не трус. И когда через день
Красавица снова явилась, увы,
Без гроша в кармане, «au jеu de lа Reine»
Она уже знала три карты.
Их смело поставив одну за другой,
Вернула свое. но какою ценой!
О карты, о карты, о карты!

Раз мужу те карты она назвала,
В другой раз их юный красавец узнал.
Но в эту же ночь, лишь осталась одна,
К ней призрак явился и грозно сказал:
«Получишь смертельный удар ты,
От третьего, кто, пылко, страстно любя,
Придет, чтобы силой узнать от тебя
Три карты, три карты, три карты,
Три карты!»

Скачать ноты

«Пиковая дама»

«Или я ужасно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле шедевр. Я испытываю в некоторых местах, например, в четвертой картине (в спальне графини) такой ужас и потрясение, что не может быть, чтобы слушатели не ощутили хоть часть того же».
Чайковский не ошибся: он действительно создал шедевр. Время, как лучший судья, развеяло эти сомнения: «Пиковая дама» — одно из высших достижений мировой музыкальной литературы. Нет, наверное, оперного театра, который не обращался к этому произведению.
Достойна удивления не только изумительная музыка, рожденная под пером гения, но и сроки ее создания. Чайковский работал над «Пиковой дамой» во Флоренции. Первые наброски были сделаны 19 января 1890 года. Всего 44 дня потребовалось композитору, чтобы создать это гениальное творение.

Пушкинские образы всегда были близки Чайковскому. Однако композитор во многом переосмыслил литературный первоисточник. Героем оперы в его стремлении к обогащению руководит не алчность, а прежде всего любовь. В крупном выигрыше видит он средство для достижения счастья. И потому Герман идет на все, чтобы выведать тайну трех беспроигрышных карт. Но судьба в образе пиковой дамы жестоко посмеялась над безумным мечтателем. Неумолимый рок становится на пути Германа и Лизы.
Гуманистическая тема, столь характерная, для всего творчества композитора, получила в опере совершенное воплощение. С невероятной силой драматизма рассказывает Чайковский о душевных порывах своих героев. По внутренней экспрессии «Пиковая дама» может сравниться, пожалуй, лишь с Шестой симфонией, написанной композитором незадолго до смерти.
Неисчерпаемо мелодическое богатство оперы. Это в равной степени относится к сольным партиям и ансамблям. Образные характеристики персонажей выписаны Чайковским с удивительной психологической тонкостью. Лирическая проникновенность переплетается с глубоким трагизмом. Этими чертами отмечена и симфоническая партитура произведения. Вообще симфоничность составляет основу музыкальной драматургии оперы.
С исключительным успехом прошла уже первая постановка «Пиковой дамы» на сцене Мариинского театра в Петербурге под управлением Э. Направника.

80 лет со дня первой постановки оперы О. Чайковского «Пиковая дама»

Источник

Ария лизы уж полночь близится ноты

_____________ТЕОРЕТИКАМ____________________
______Задание по «Евгению Онегину» Чайковского___________
I. Проследить:
1) — Развитие темы мечтаний Татьяны (1, 2, 7 картины);
2) — Проведения темы любви (2, 6 картины)
3) — Комплекс тем Ленского и Татьяны
(1 картина — ариозо Ленского,
2 картина — «Кто ты, мой ангел ли хранитель» /Наверное, удобнее начать с этой темы, а потом перейти к Ленскому. Можно и просто пройтись по картинам/,
4 картина — вступление, лирическая тема мазурки,
5 картина — тема арии Ленского и ее развитие от вступления до конца,
7 картина — «Он взором огненным» и развитие этой интонации в драматических фрагментах, эпизод Andante, b-moll и дальше: «Счастье было так возможно», «Онегин, в Вашем сердце есть»,
3а) — Родственная тема няни во 2 картине
4) — Первое признание — «Я люблю вас, Ольга» — далее в 4 картине «В вашем доме», вступление к арии и поединок в 5 картине

II. Сквозные тональности:
1) e-moll — E-dur — 1, 4, 5, 7 картины
2) Des-dur — 2, 6, 7 картины, одноименный энгармонический cis-moll — 5, 7 картины
3) d-moll — 2, 3, 5 картины
4) тональности Онегина — B-dur — 3,6 картины; F-dur — 7 картина
5) C-dur — 2 картина
6) Родственный Des-dur’у Ges-dur — 2, 6 (Гремин) картины

III. Представлять себе строение всех картин. Подробнее: 1, 2, 3, 5, 7 — особенно 2 и 5

IV. Играть наизусть
1. 1 картина: Ленский: «Прелестно здесь»
2. 2 картина: Интродукция (15 тактов)
3. 2 картина. Тема любви в E-dur
4. 2 картина. «Быть может это все пустое»
5. 3 картина: «Ах, для чего, не в силах совладать с собой»
6. 3 картина: Выход Онегина
7. 3 картина: «О Боже, как обидно, и как больно»
8. 5 картина: начало дуэли
9. 6 картина: тема Татьяны
10. 7 картина: «Онегин, я тогда моложе».

V. Проследить роль фона в каждой из картин:
1 картина. Жанрово бытовые эпизоды:
а) Сливающиеся с основной линией лирического тематизма (дуэт)
б) Соответствующие характеристики персонажей (протяжная и плясовая)
2 картина. Через образ Няни происходит или сближение с основной линией (тема Няни) или возникает контраст характерно-бытового (даже юмористического элемента) — дуэт с Няней после сцены письма. Жанрово-бытовой элемент, связанный с природой (рассвет).
3 картина. Лирико-жанровый хор — контраст.
4 картина. Фон в целом господствует и контрастирует основной линии, внутри него тоже возникает контраст (начало и середина мазурки).
5 картина. Фон почти отсутствует (намек на природу перед арией).
6 картина. См. 4 картину, но есть тема Татьяны на балу.
7 картина. Фона фактически нет.

Вопросы к экзамену по музыкальной литературе Теоретики.
(III курс, 2 семестр)

1. Творческий облик Бородина. Обзор жанров, характерные черты стиля.
2. Вторая симфония Бородина.
3. Опера Бородина «Князь Игорь». История создания; жанр, образно-стилистические сферы; оперные формы.
4. Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь до 1880 года.
5. Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь в 1880-1890-е годы.
6. Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь в 1900-е годы.
7. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Литературный источник. Особенности жанра. Основные художественные идеи.
8. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Характеристика действующих лиц. Лейтмотивная система и оперные формы.
9. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Хоровые (обрядовые) сцены. Особенности тематизма и развития.
10. «Садко» — опера-былина Римского-Корсакова. Общая композиция. Сцены в Новгороде.
11. «Садко» — опера-былина Римского-Корсакова. Сфера подводного царства. 2 картина.
12. Опера Римского-Корсакова «Царская невеста». Жанр оперы. Система образов. Лейтмотивы и оперные формы.
13. Симфонические произведения Римского-Корсакова. «Шехеразада».
14. Опера Римского-Корсакова «Золотой петушок».
15. Опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже».
16. Оперы Римского-Корсакова. Литературные источники, сюжеты, темы, жанры и идеи, оперные формы.
17. Чайковский. Характеристика творчества и обзор жанров.
18. Чайковский. Жизненный и творческий путь до 1866 года.
19. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Московский период. Критическая деятельность.
20. Чайковский. Жизненный и творческий путь 1878-1888.
21. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Последние годы.
22. Первая симфония Чайковского.
23. Программные произведения московского периода. «Ромео и Джульетта»
24. Четвёртая симфония Чайковского – его первая инструментальная драма. Особенности художественного целого и I части.
25. Четвёртая симфония Чайковского – его первая инструментальная драма. Особенности художественного целого.
Подробнее о II – IV частях.
26. Опера Чайковского «Евгений Онегин» — лирические сцены. История создания и постановки. Интерпретация пушкинских образов. Общая композиция и сквозной тематизм. Взаимодействие вокальных партий и оркестра.
27. Опера Чайковского «Евгений Онегин» — строение картин. Более подробно – о 1,2,5 картине (по выбору).
28. Пятая симфония Чайковского. Сочетание классической основы и черт программной романтической симфонии. Роль лейттемы и особенности каждой части в связи с этим.
29. Опера Чайковского «Пиковая дама». История создания. Трансформация литературного источника. Основные идеи и образы и их музыкально-симфоническое воплощение.
30. Образ Германа в «Пиковой даме» Чайковского.
31. Опера Чайковского «Пиковая дама». Симфонические принципы общей композиции и строения отдельных картин (подробнее о 1,4,5 картине – по выбору).
32. Опера Чайковского «Пиковая дама». Оперные формы в их соотношении с собственно оперными и симфоническими принципами. Разнообразные функции фона. Обращение к прошлому в либретто и в музыкальном стиле.
33. Вступления к 4,5,6 симфониям и их роль в драматургии циклов.
34. Сонатные части в 1,4,5,6 симфониях. Общее и различное.
35. Шестая симфония Чайковского. Особенности художественного целого в драматургии цикла и I части.
36. Шестая симфония Чайковского. Особенности художественного целого в драматургии цикла и во II – IV частях.
37. Романсы Чайковского.
38. Романсы Римского-Корсакова.

ПИКОВАЯ ДАМА
музыка для теоретиков

Главные темы: 1. Рок-Графиня, 2. Любовь, 3. Герман — Три карты
ПЕРВАЯ КАРТИНА
№ 1. Хор — 1 тема и тема хора мальчиков
№ 2. Сцена до ариозо — тема 3 (Герман в мыслях о любви), ариозо «Я имени ее не знаю», «Сравненья все перебирая», завершение — свет, F-dur. Второе ариозо — «Ты меня не знаешь» — As-dur — f-moll, начало с кульминации.
№ 3. Хор, 3-е ариозо e-moll, тема в оркестре как итог, дуэт с Князем («Счастливый день», «Несчастный день»), появление Лизы и Графини (см. интродукцию, т. 1)
№ 4. Квинтет и сцена, fis-moll, певучая тема, ее развитие на фоне «растягивания» т.1, реплика Елецкого «Небес чарующая прелесть» и Германа «Радуйся, приятель» — гром в отдалении.
№ 5. Сцена и баллада Томского e-moll. Тема Германа (3) — т. 1 стаккато. Внутри баллады: т. 1 вплетена в тему баллады (ср. интродукцию); возглас «О, Боже» (см. интродукцию), развитие т. 1, «Три карты, три карты, три карты». Форма баллады — aab (с развитием в оркестре т. 1 в увеличении)a.
№ 6. Заключительная сцена. Гроза [повторение фразы из баллады: «От третьего, кто пылко, страстно любя» — у Сурина и Чекалинского, потом у Германа; тема Германа], трансформация темы Летнего сада из № 1; заключение: монолог Германа: «Гром, молнья», h-moll.

ВТОРАЯ КАРТИНА
№ 7. Дуэт Лизы и Полины
№ 8. Романс Полины es-moll (- сцена № 13, антракт к 5 картине), тема — к 6 картине
№ 9. Ариозо Гувернантки «Барышням вашего круга».
№ 10. Заключительная сцена: «Смотри, я на тебя пожалуюся князю». Тема «Откуда эти слезы» — сначала у английского рожка, a-moll. Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» c-moll, средний раздел: «Вот, как вы оправдались наяву», в репризе развитие темы. Второе ариозо Лизы «О, слушай ночь». Появление Германа.
От Moderato до Moderato con moto — играть и петь наизусть
Сцена Германа и Лизы (основной раздел): форма подобна сонатной с эпизодом. Экспозиция: F-dur (тема любви) — ГП, fis-moll («Прости, небесное созданье») — ПП, C-dur («Красавица, богиня, ангел» — в оркестре) — ЗП. Появление Графини — эпизод, развитие т.1. Герман: «Могильным холодом повеяло вокруг» — «О страшный призрак, смерть, я не хочу тебя» — e-moll, ложный секундаккорд, драматическая кульминация, нисходящая мелодия с обрывом.
От «Могильным холодом» — петь и играть наизусть
Реприза — развитие темы любви, кратко — к ЗП — tutti, E-dur.

ТРЕТЬЯ КАРТИНА
№ 11. Антракт и хор. Сонатная форма в духе увертюры XVIII века (сонатная форма без разработки, D-dur — A-dur — экспозиция, D-dur — реприза, начиная со вступления хора).
№ 12. [Сурин и Чекалинский решают дразнить Германа]. Елецкий: певучая тема и речитатив. Ария трехчастная, с серединой и кодой.
№ 13. Сцена. Герман в тяжелом раздумье. Именно здесь светлая надежда и любовь уступают место отчаянию. Развитие новой темы, проникающей вглубь его мыслей переходит в темы 3 и 1. Очень гибко затрагиваются тональности: es-moll, A-dur, a-moll, h-moll, e-moll, F-dur, c-moll. Играть и петь (наизусть) — сначала до h-moll, потом после хохота Сурина и Чекалинского, до конца (только оркестр)
№ 14. Интермедия. Четырехчастный цикл с обрамлением: хор, сарабанда, дуэт, финал (менуэт) с темой дуэта и репризой первого хора. Главная тональность D-dur.
№ 15. Заключительная сцена. Тема любви с хроматическим сопровождением. Герман уже не любит [«Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты» (тема 1 в оркестре)].
«Славься сим, Екатерина» — хор D-dur (D-dur и музыка «XVIII» века играют в картине роль рефрена).

ПИКОВАЯ ДАМА
музыка для теоретиков

ЧЕТВЕРТАЯ КАРТИНА
№ 16. Сцена и хор.
Вступление — тема оплакивания Германа — главная тема картины; восходящий мотив из темы любви. Движение терциями из № 13. fis-moll, струнные. Герман (смотрит на портрет Графини): поет тему 4 картины: «Какой-то тайной силой я с нею связан роком». Герман: «Гляжу я на тебя и ненавижу», соединение тем 1 и 3, «Бежать хотел бы прочь». Хор: «Благодетельница наша» cis-moll. Лиза и Маша. Тема любви кратко, E-dur. Графиня: «Ах, постыл мне этот свет», французская тема «Король Луи XIV» (Andante sostenuto). Песенка h-moll. «Чего вы тут стоите? Вон ступайте». Графиня засыпает, РРРРР
№ 17. Финальная сцена.
Появление Германа. 1 т., 3 т., низкие деревянные духовые, кларнет — реакция Графини. «Не пугайтесь, ради Бога не пугайтесь». Графиня привстает. «Для кого вам беречь вашу тайну?» — и дальше реплика оркестра.
Ариозо Германа g-moll. Фраза кларнета превращается в фигурацию. Вариант темы интродукции (и баллады Томского). Графиня, выпрямившись, смотрит на Германа — es-moll! Герман: «Старая ведьма! Так я же заставлю тебя отвечать!». Смерть — кларнет, затихание дрожи (h-moll!), соль-мажорное трезвучие! — фа бекар — Es-dur — переход в «другое измерение».
Герман: «Полноте ребячиться!» H-dur — SII7 h-moll — трезвучие G — ложный D2 — h-moll — тема четвертой картины — fis-moll.
Входит Лиза. В оркестре — чередование темы четвертой картины и 3 т. — на ней кульминация tutti в коде.
Играть и петь наизусть из 4 картины: от «Гляжу я на тебя» до «роковой» (вкл.); от ремарки «Графиня кивает головой» до «она мертва».

ПЯТАЯ КАРТИНА
№ 18. Антракт и сцена.
Тема отпевания es-moll — барабан и труба за сценой (казарма).
Новая тема (Герман) с интонациями темы любви, но глухо и сумрачно (начинает гобой); b-moll, секвенция и модуляция — es-moll — реприза антракта с фигурацией, барабан и труба.
[Чтение и реплики Германа]. Развитие новой темы с приближением ее к теме любви (пунктирный ритм) [хор за сценой]

№ 19. Т.1 и постепенное формирование темы призрака.
Andante non tanto — приближение призрака. Призрак — целотонная гамма.

№ 20. Сцена и ариозо Лизы.
Вступление — тема этой картины (судьба Лизы), e-moll
«Уж полночь близится, а Германа все нет».
Andante cantabile — ариозо a-moll

№ 21. Сцена и дуэт. Лиза: «Так это правда! со злодеем»; Andantino con moto, A-dur — иллюзия света, счастья, любви (близко ко второй теме).
Andante — тема дуэта поворачивает в С-dur; [ее постепенное превращение в тему призрака]
Реприза первой темы дуэта, реприза темы 6 картины — fis-moll

СЕДЬМАЯ КАРТИНА
№ 22, 23 — веселая музыка в игорном доме [песенка Томского в окружении хоров]
№ 24 Заключительная сцена: игра в карты, застольная песня (ария) Германа.
1 тема, тема призрака, тема любви в f-dur, на ее фон реплики Германа;
хор «Господи, прости ему»,
тема любви в оркестре в Des-dur

Источник

Читайте также:  Земфира ноты для вокала
Оцените статью