Ария шамаханской царицы ноты

Ария Шемаханской царицы. Из оперы «Золотой петушок»

О произведении

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Ария Шемаханской царицы. Из оперы «Золотой петушок»», автора Римский-Корсаков Н. Ноты были изданы в 2013 году. Содержит с. 8 — 29

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Опера — целостная музыкальная история. Н.А.Римский-Корсков «Золотой петушок»

Цель урока: расширение представлений о жанре оперы как целостного музыкального произведения

З адачи урока: 1.Практическая: познакомить с особенностями оперы на примере произведения Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» 2.Развивающая : Способствовать развитию ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять, формированию умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность. 3. Воспитательная: создать условия для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся через постижение красоты звучания инструментов симфонического оркестра, воспитание культуры слушателя, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки

Тип урока : урок «открытия» нового знания .

Формируемые УУД: формирование основ музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование умения моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории», воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах, формирование умения слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Оборудование: компьютер, аудиофрагменты, иллюстративный материал, детские музыкальные инструменты

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение, ритмика и хореография

1.Организационный (этап мотивации)

Музыкальное приветствие (по мотивам фрагмента пьесы «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»

-Здравствуйте, дети, я рада вас видеть и снова вас слышать!

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Учитель. И взрослые, и дети очень любят сказки. А какие сказки любите вы? Кто их написал?

3.Постановка учебной проблемы

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Так заканчивается сказка выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. Узнать, что это за сказка и кто ее главный герой, вам поможет загадка:

Я с большой, высокой спицы
Стерегу царя границы.
Чуть опасность где видна,
Тут же я очнусь от сна,
Шевельнусь, встрепенусь,
К той сторонке обернусь
И кричу: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Я красивый, золотой!
Я Додону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто я, дети? …
(Петушок из «Сказки о Золотом Петушке» )

Сегодня на уроке мы с вами узнаем новую музыкальную историю и познакомимся с оперой « Золотой петушок»

4.Открытие нового знания

Николай Андреевич Римский- Корсаков –гениальный русский композитор — сказочник, выдающийся педагог, создавший свою школу, дирижёр. Он широко известен во всём мире. Любимый музыкальный жанр композитора – опера. Большая часть их написана на сказочные сюжеты (оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» и др.)

Опера «Золотой петушок» рассказывает нам о ленивом царе Додоне, который любил поесть и поспать. Его совсем не тревожило то, что границы страны окружили враги. Царь собирает думу, чтобы решить, что делать дальше. Но никто не дал мудрого совета. И тут появляется Звездочет и дарит царю чудо-птицу, Золотого петушка, в обмен на исполнение своего желания. Петушок, сидя на спице башни, охраняет границы государства. А однажды предупреждает о беде, и царь благословляет в бой своих бояр и сыновей, но они домой не вернулись. С большой неохотой на войну собирается сам Додон. На поле битвы он находит своих сыновей убитыми. Он решает отмстить за сыновей, но появляется шатер Шамаханской царицы. Додон, очарованный её красотой, предлагает поехать с ним. Под торжественный и грозный марш царь с Шамаханской царицей въезжают в город. Народ славит господина и рассказывает о его подвигах. Появляется Звездочёт. Царь Додон приветствует мудреца и благодарит его за чудо-птицу. Звездочет же напоминает Додону о своем желании и просит отдать приглянувшуюся ему Шамаханскую царицу. На что царь говорит: «Я, конечно, обещал, но всему же есть граница!». Додон предлагает Звездочету в замену лучшую лошадь и половину царства, но волшебник отказывается. Терпение царя лопается и он убивает Звездочета. Клятва разрывается. Прилетает Золотой петушок и заклевывает Додона до смерти. Занавес опускается под смех Шамаханской царицы. Вспомним, что такое опера.

Опера – музыкальный спектакль с участием певцов , хора и симфонического оркестра. Сольное выступление в опере называется арией.

Основой оперной выразительности Н.А. Римский-Корсаков считал пение. Важную роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины. Давайте познакомимся с музыкой Н.А. Римского- Корсакова, погрузимся в сказочный мир оперы «Золотой петушок».

Слушание: Увертюра из оперы «Золотой петушок»

Оперу «Золотой петушок» открывает клич того самого петушка. Кукареканье имитируют медные трубы. После под таинственный восточный напев кларнета и перезвон колокольчиков выходит Звездочет и произносит: «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

Слушание: «Ария Звездочёта», «Ария Шамаханской Царицы»

Придумайте танец Шамаханской Царицы

5. Первичная проверка понимания

Устное рисование «Создай костюм героя »

Какими вы представили этих героев?

6.Применение новых знаний.

Игра «Если бы я был композитором»

На доске иллюстрации с изображением Золотого Петушка, Звездочёта, Царя Додона, Шамаханской царицы и картинки с изображением инструментов оркестра

— Какой характер музыки у этих героев? С помощью каких инструментов их можно изобразить? Например:

Золотой Петушок – металлофон – воинственный.

Звездочёт – треугольник – загадочный.

Царь Дадон – фортепиано – сонный, ленивый, старый.

Шамаханская Царица – арфа – красивая, загадочная

Озвучивание теста – импровизация (при наличии музыкальных детских музыкальных инструментов)

Учитель читает начало сказки со слов: «Вот мудрец перед Додоном стал и вынул из мешка Золотого петушка…» до слов: «Царь к окошку, — ан на спице, Видит, бьётся петушок, Обратившись на восток ».

Учащиеся изображают с помощью инструментов персонажей по мере их появления при чтении текста.

7.Развитие вокально-хоровых навыков

В народе говорят: «На святой Руси петухи поют,
Будет день на святой Руси». Русский человек привык узнавать время по пению петухов – для него это были самые точные часы.

Исполнение распевки «Петушок» (словами и нотами)

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, детям спать не даёшь?

Музыкальная грамота: гамма и звукоряд.

Во многих сказках петушок – замечательный певец или учитель пения. И сегодня он познакомит нас с гаммой и звукорядом

Работа в тетради. Запишите звукоряд от ноты до целыми длительностями и пропойте его.

П о следовател ь но е д вижение зв у ков в в о с х одящем (ввер х ) и нис х одящем (вн и з) поряд к е называется звукорядом.

Зв у коряд от о д ной н о т ы до др у гой т а кой же назы в аетс я гаммой.

Композитор Георгий Струве написал «Песенку о гамме», которую мы сегодня разучим.

Игра «Где спрятались ноты?»

Придумать и написать слова, в которых «прячутся» ноты. Например, раДОсть, РЕмонт,

8. Рефлексия учебной деятельности

Сегодня на уроке мы слушали оперу…

Её написал композитор-сказочник…

Сольное выступление в опере называется…

П о следовател ь но е д вижение зв у ков в в о с х одящем (ввер х ) и нис х одящем (вн и з) поряд к е называется…

Зв у коряд от о д ной н о т ы до др у гой т а кой же назы в аетс я …

Источник

Ария Марфы. Римский-Корсаков

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка Н. Римского-Корсакова Ария Марфы из оперы «Царская невеста»

Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем.
Какой денек! так зеленью и пахнет.
Не хочешь ли теперь меня догнать?
Я побегу,
Вон прямо по дорожке.
Ну. Раз, Два, Три!
Ага! Ну, не догнал!
А ведь совсем задохлась с непривычки…
Ах, посмотри, какой же колокольчик
Я сорвала лазоревый!
А правда ли, что он звенит
В Ивановскую ночь?
Про эту ночь Петровна
Мне говорила чудеса.
Вот эта яблонька всегда в цвету.
Присесть не хочешь ли под нею?
Ох, этот сон! Ох, этот сон!
Взгляни, вон там над головой
Простерлось небо, как шатер.
Как дивно бог соткал его, соткал его,
Что ровно бархат синий.
В краях чужих, в чужих землях
Такое ль небо, как у нас?
Гляди: вон там, вон там, что злат венец,
Есть облачко высоко.
Венцы такие ж, милый мой,
На нас наденут завтра?

Источник

Речитатив и ария Кащеевны. Римский-Корсаков

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка Н. Римского-Корсакова Речитатив и ария Кащеевны из оперы «Кащей бессмертный»

Настала ночь, затихнул ветерок.
Благоуханный мрак кругом разлит.
И волны хищные сильнее плещут…
Ликуйте тризну, волны! Близок час.
Цветы, цветы, даруйте чары мне свои!
Зажги в груди огонь любви, мак красный!
Ты, белена, забвенья силу дай!
Пусть витязь, властью вашей завлечённый,
Кащея смерть искать придёт сюда.
В объятиях моих, пылая страстью,
Пусть он найдёт забвенье навсегда,
Тебя испив до дна, чарующей струёй
Налитый до краёв, мой кубок золотой!
Испив до дна мой кубок, кубок золотой.
Готов напиток мой.
Теперь точись, заветный меч,
Помощник тайных дел.
Меч мой заветный, мой друг дорогой,
Вещей Кащевне победы даёшь.
Камень горючий жужжит под тобой,
Искры сверкают, ты песню поёшь.
Сталь разогрелась о камень горюч,
Меч мой булатный остёр и могуч.
Витязя крови ты жаждешь, мой меч,
Буйную голову скосишь ты с плеч.
Витязь прекрасный, напрасна борьба,
Жребий тебе уж готовит, готовит судьба.
Меч мой заветный, мой друг дорогой,
Вещей Кащевне победы даёшь.
Камень горючий жужжит под тобой,
Искры сверкают, ты песню поёшь.
Мой меч!

Источник

Ария царя Салтана. Римский-Корсаков

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка Н. Римского-Корсакова Ария Царя Салтана из оперы «Сказка о царе Салтане»

Знал и я, бывало, радость,
Ведал ласки женской сладость:
Наградил нас бог женой,
Не сыскать другой такой,
Не сыскать другой такой.

Речи тихо ворковала!
Очи долу опускала,
И румяна, и бела,
И обычаем мила.

Думал я: коль будут дети,
Нет царя славней на свете!
И душа мы в душу с ней
Жили ровно двадцать дней.

Шёл в поход – не так её оставил:
Сто бояр, тьму челяди приставил,
Чтоб ни в чём ей не было отказу,
Берегли б царицу пуще глазу…

Ах, Гвидон! Мой нрав бедовый
И в сердцах на всё готовый:
Сам жену я не сберёг,
На погибель сам обрёк,
Сам, сам обрёк.

Каждый день я, каждый день я в этом каюсь,
Долгу ночь с тоской я, долгу ночь я маюсь,
Но былого не вернёшь,
Но былого, но былого не вернёшь,
Хоть слезами, хоть слезами изойдёшь.

Источник

Читайте также:  Включи мне ноты пожалуйста
Оцените статью