- Арпеджио аккордов для бас гитары
- Мажорные арпеджио
- Аккорды на бас гитаре. Трезвучия
- Часть 1. Теория.
- Часть 2. Аккорды на бас гитаре в тесном расположении.
- Часть 3. Аккорды на бас гитаре в широком расположении.
- Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов
- Басовые струны на гитаре – что это такое
- Басы в аккордах
- Таблица с обозначением группы басовых струн
- Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах
- Басовые струны при игре перебором
- Аккорды с диезами и бемолями
- Басовые струны в аккордах с баррэ
- Что такое арпеджио на гитаре и как его играть?
- Что это такое?
- Как играть?
Арпеджио аккордов для бас гитары
На этом уроке мы познакомимся с основными формами мажорных и минорных арпеджио. Урок достаточно полно раскрывает тему, но вы должны понимать, что это всего лишь отправная точка в вашем освоении арпеджио. Овладение им важно не только для развития техники и слуха, но и для совершенствования навыка построения басовых линий на основе аккордовых последовательностей.
Далее нами будет использоваться термин «основные ноты». Основная нота — это главная нота, которая определяет звучание аккорда и по которой он называется. (Например, нота A является основной для аккордов Am, A7, A5 и.т.д.)
Арпеджио — это способ игры. При его использовании ноты играются последовательно одна за другой, причем в каждый момент времени звучит только одна нота. Звук как бы перетекает от одной ноты к другой.
Мажорные арпеджио
Сначала мы рассмотрим арпеджио на четвертой струне. Название арпеджио определяется нотой, с которой начинается игра. На приведенным ниже рисунке такой нотой является A (пятый лад струны E. см. табулатуру). Цифрами на рисунке обозначены пальцы, которыми нужно зажимать соответствующие струны (1-указательный, 2-средний, 3-безымянный, 4-мизинец, 5-большой). Черный кружок в красной рамке означает основную ноту. Ноты следует играть от самой низкой к самой высокой и обратно. Рядом с рисунком вы найдете табулатуру арпеджио и видео фрагмент, который позволит вам уловить идею.
В состав мажорных и минорных арпеджио входят три различные ноты (основная нота, терция и квинта. Подробнее об этом можно узнать, ознакомившись с интервалами). Заметьте, что основная нота находится на второй и на четвертой струне. Когда мы говорили, что арпеджио строится на четвертой струне это совсем не значит, что вы не найдете основные ноты на других струнах. Это всего лишь говорит о том, что самая низкая основная нота находится четвертой струне. Основные ноты выступают в роли ориентиров при игре арпеджио на других ладах.
Конечно, для того чтобы свободно играть арпеджио, вам понадобится знать расположение нот на грифе. (Хотя бы в начале третьей и четвертой струны.)
Источник
Аккорды на бас гитаре. Трезвучия
Думаю многие басисты рано или поздно задаются вопросом как играть аккорды на басу и заставить инструмент звучать гармонически более полно. Естественным первым шагом является попытка «пристроить» гитарные аккорды на бас гитару. Вооружившись небольшими познаниями в теории и здравым смыслом давайте посмотрим что интересного может из этого получиться.
Часть 1. Теория.
В этой части я кратко расскажу теоретический материал, который необходимо знать для лучшего понимания принципов построения аккордов на басу. Если вы уже знаете, что такое трезвучия, как они строятся, какие у трезвучия есть обращения, то можете смело пропустить эту часть и перейти ко второй. Если нет, то я рекомендую продолжать чтение. Я постарался изложить материал в максимально краткой и доступной форме без лишней «воды». Более подробно об этом написано в любом учебнике по элементарной теории музыки.
Трезвучие — простейший аккорд, состоящий из трех звуков расположенных (или которые могут быть расположены) друг за другом по терциям. Нота от которой строится трезвучие называется тоникой аккорда или примой. Второй звук или ступень трезвучия называется терцией, а третий — квинтой.
Терции в свою очередь могут быть большими (б.3) и малыми (м.3).
Давайте построим теперь несколько трезвучий. За тонику примем ноту G на третьем ладу струны E. Всего их будет четыре, по количеству сочетаний б.3 и м.3 между собой. Вот они (Пример 1):
- б.3+м.3 — мажорное трезвучие;
- м.3+б.3 — минорное трезвучие;
- б.3+б.3 — увеличенное (мажорное) трезвучие;
- м.3+м.3 — уменьшенное (минорное) трезвучие;
Пример 1. Мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия построенные от ноты G
Легко заметить, что мажорность или минорность звучания трезвучия определяется по первой терции: б.3 для мажора и м.3 для минора.
Далее мы пока не будем рассматривать увеличенное и уменьшенное трезвучие, а сфокусируемся на мажорном и минорном, как самых употребительных.
Еще один термин, понимание которого очень важно для правильного голосоведения — обращение трезвучия.
Обращение трезвучия — аккорд, состоящий из звуков основного трезвучия, но построенный не от примы, а от терции (секстаккорд) или квинты (квартсекстаккорд) .
Этого теоретического материала пока что будет достаточно, поэтому перейдем к практике.
Часть 2. Аккорды на бас гитаре в тесном расположении.
Давайте сыграем мажорное трезвучие и его обращения на бас гитаре. За тонику как и раньше примем ноту G на третьем ладу струны E. На рисунке изображены диаграммы этих аккордов и точками обозначены лады, а цифрами обозначены пальцы, которыми нужно прижимать струны. Открытая струна обозначена кружком с цифрой «0». Струны E, A, D и G обозначены горизонтальными линиями в порядке снизу вверх (Пример 2).
Пример 2. G мажорное трезвучие и его обращения
В Примере 3 показаны диаграммы минорного трезвучия и его обращений. Проанализируйте их и обратите внимание что они отличаются от мажорных только одной нотой (терцией) и как эта нота смещается на грифе влево на один лад в каждой диаграмме.
Пример 3. G минорное трезвучие и его обращения
Когда звуки трезвучия располагаются в аккорде один за другим с интервалом не больше кварты, то такое расположение называется тесным. Сыграв эти примеры на басу, вы сразу же обнаружите что аккорды в тесном расположении звучат грязно и некрасиво, поэтому они редко используются в таком виде, особенно в нижнем регистре. Тем не менее эти аппликатуры имеют практическую ценность для арпеджио и они звучат аккордом намного лучше в верхнем регистре инструмента на более тонких струнах. Поэтому их следует хорошо выучить и ориентироваться в их расположении на грифе во всех тональностях. Попробуйте сыграть их за 12 ладом на струнах A, D и G.
Часть 3. Аккорды на бас гитаре в широком расположении.
Как мы выяснили ранее, аккорды в тесном расположении звучат неплохо только в верхнем регистре и на более высоких струнах. Это значит что мы теряем басовую основу аккорда и переходим в средний и верхний регистр инструмента. Это может быть приемлемо в определенных случаях, но как нам вернуть самые нижние ноты? Можно использовать открытые струны, и найти несколько интересных аппликатур с ними, но тогда мы ограничиваем себя в тональностях! Поэтому этот способ можно рассматривать только как дополнительный.
Ответ, как это обычно бывает, лежит на поверхности — нужно найти аппликатуры в широком расположении! Широкое расположение даст нам более «прозрачное» звучание т.к. интервалы между нотами аккорда будут шире — квинта и более, нижняя нота аккорда всегда будет на струне E, что даст нам хороший фундаментальный тон, а две остальные ноты будут браться на струнах D и G.
Вот аппликатуры G мажорного трезвучия и его обращений в широком расположении (Пример 4).
Пример 4. G мажорное трезвучие и его обращения
Поскольку в основном трезвучии была задействована открытая струна, я приведу еще два примера аппликатуры этого же аккорда, но уже без открытых струн (Пример 5).
Пример 5. Основные трезвучия в закрытой позиции
Слева изображена аппликатура для C мажорного трезвучия. Она требует некоторой растяжки пальцев и поэтому может быть немного сложна для исполнения. Это зависит от размера ваших рук и мензуры инструмента. Но чем выше на грифе вы будете играть эту аппликатуру, тем она будет легче! Справа дана аппликатура для G мажорного трезвучия, но немного с другим сочетанием струн (E, A и G вместо E, D и G).
Думаю, для одного урока этой информации будет вполне достаточно и у вас появился материал над которым нужно хорошо позаниматься! Когда освоите его, попробуйте найти аппликатуры для минорных трезвучий в широком расположении. За дело!
Источник
Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов
Басовые струны на гитаре – что это такое
Басовые струны — это нижние толстые струны на гитаре, которые используются при игре. Чаще всего ими являются 4,5 и 6. Очень редко бас может исполняться и на третьей. За счёт своей оплётки (которая отсутствует у верхних – 1,2) и толщины они создают особый плотный и мощный звук.
Басы в аккордах
Чаще всего в качестве баса выступает так называемая «тоника». Это основной «фундаментальный» звук, от которого строится вся гармония. Например, у Am это будет A (открытая 5), а у Fm – F (1 лад на 6 струне). Благодаря громкому низкому звучанию они позволяют «неокрепшему» трезвучию нарастить необходимое «мясо» и прозвучать полновесно и основательно. Бас аккорда – это основа всей гармонии. Особенно важны басовые струны для аккордов при переборе, когда каждый звук «прочувствуется» по отдельности.
Таблица с обозначением группы басовых струн
Ниже приведена таблица, где подробно расписаны тоники самых популярных трезвучий и септаккордов. Что также важно, в ней указаны те басы, которые не следует извлекать в каждом конкретном случае.
Басовая струна, которая играется в аккорде (Тоника)
Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах
При исполнении арпеджио на гитаре важно помнить, что определённые струны звучат для определённых аккордов. Но также существуют ненужные, лишние звуки, которые не следует извлекать.
Проще всего убедиться, почему это так важно, просто сыграв неправильную ноту. Например, в C (до мажор) извлеките бас E (открытая 6). Сразу возникнет ощущение грязи, «корявости», неверного исполнения – дисгармонии.
Такой неверный звук получается потому, что некоторые ноты просто не входят в состав играемого аккорда. Каждая гармония состоит из определённых нот, которые мы и играем. Если нота не входит в их число – тогда и нарушается чистота звучания.
Басовые струны при игре перебором
При исполнении различных видов переборов стоит обратить внимание, как играются басовые струны у аккордов. Их следует извлекать большим пальцем сверху вниз. Получается нажим краешком подушечки пальца и быстрый «срыв». Причём не следует задевать соседнюю струну, чтобы не создавать лишних призвуков. Бас, как основа аккорда, может исполняться чуть громче, чем остальные звуки. Также на нём можно сделать акцент.
Аккорды с диезами и бемолями
Если в аккорде из таблицы присутствуют знаки альтерации (диезы и бемоли), то бас остаётся прежним, только к нему прибавляется необходимый знак. Можно привести в пример открытые аккорды, скажем D7 (бас D – открытая 4). Играя D#7, бас остаётся D, но к нему прибавляется знак диеза. Следовательно, сам аккорд «переезжает» на один лад вправо, а бас D# играется на 1 лад 4 струны.
Басовые струны в аккордах с баррэ
Иногда новичку сложно взять какой-либо аккорд с баррэ. Здесь ему на помощь приходят открытые аккорды . Но стоит помнить, что с другим вариантом взятия, возможно, поменяются и басовые струны на гитаре. В качестве примера возьмём простой аккорд Dm. Если брать его в открытой позиции (с первого лада), то в качестве баса используем ноту «ре» (открытая четвёртая). Если переместим его на пятую позицию и возьмём с баррэ, то бас уже будет на 5 струне 5 лада.
Обратный вариант, когда закрытый аккорд исполняется в открытой позиции. Фа мажор (F) – соответственно бас – 1 лад 6 струны. Но новичкам трудно брать баррэ, поэтому есть интересный вариант взятия F с малым баррэ, который поставить значительно проще, чем трезвучие с полным баррэ. В этом случае бас перемещается на 4 струну 3 лад. Стоит отметить, что открытые струны в данном варианте необходимо глушить.
Источник
Что такое арпеджио на гитаре и как его играть?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Техника игры на гитаре предусматривает несколько основных приёмов получения аккордовых звуков как при аккомпанировании солирующему музыкальному инструменту, так и для гармонического сопровождения собственной мелодической линии. Среди них особенно выделяется своей популярностью и красотой исполнение аккордов с помощью арпеджио. Далее рассмотрим подробнее, что представляет собой такой способ игры на гитаре, каковы его разновидности и какие упражнения помогут начинающим гитаристам в совершенстве овладеть техникой арпеджио.
Что это такое?
Арпеджио на гитаре обычные люди и гитаристы-самоучки называют перебором, так как музыкант при этом поочерёдно «перебирает» струны инструмента пальцами правой руки. Впрочем, это правильно подмечено – арпеджио произошло от итальянского слова «arpeggio», где «arpa» переводится как «арфа» – другой струнный музыкальный инструмент, хорошо знакомый всем. Именно на арфе основной способ игры похож на перебирание её струн пальцами обеих рук.
Выходит, что арпеджио на гитаре является способом игры, характерной особенностью которого является последовательное извлечение звуков из разных струн, имеющихся на ней.
В таком случае у начинающего гитариста может возникнуть вопрос о том, какое отношение ко всему этому имеет исполнение аккордов. Давайте будем разбираться с этим.
Аккорд, как известно, образуется за счёт одновременного звучания минимум трёх различных звуков основного звукоряда. Например, аккорд До мажор (C) получается при созвучии нот «до-ми-соль». Любые два звука из названых, извлечённых одновременно, не являются аккордом (их называют двузвучием).
Только три или большее количество звуков, имеющих разное ступенчатое значение в гамме, образуют аккордовое созвучие. Если к аккорду До мажор добавить ещё один звук, например, «си-бемоль» или чистый «си», то это тоже будет аккорд, но название его будет несколько иное – До-мажорный септаккорд (C7).
Теперь следует вернуться к арпеджио и струнам гитары. Стандартная настройка шестиструнной гитары производится на минорный лад. Большинство струн (шестая, третья, вторая и первая) образуют при их одновременном звукоизвлечении аккорд ми минор. При этом звучат такие ноты:
- ми первой октавы на 1-й струне (основной тон);
- си малой октавы на 2-й струне (квинтовый тон);
- соль малой октавы на 3-й струне (терция аккорда);
- ми большой октавы на 6-й струне (основной тон).
Пятая и четвёртая струны не являются звуками чисто минорного трезвучия (ми-соль-си). Если включить сюда звук четвёртой струны (ре малой октавы), то получится септаккорд, правда, тоже от звука «ми» и всё так же минорный (Em7). Пятая струна (ля большой октавы) ещё больше запутает первоначальный аккорд и начинающего музыканта, поэтому ограничимся лишь тем, что общий лад – ми-минорный – останется даже при одновременном звучании всех открытых струн гитары, настроенной стандартно.
А так как при игре на разных струнах гитары их звучание затухает не сразу, то полученные звуки сливаются в одно созвучие, которое и называется аккордом.
Другими словами, арпеджио – это такой способ игры аккордов, при котором звуки аккорда извлекаются последовательно, один за другим в определённом порядке, образуя в результате непрерывное созвучие (аккорд).
За время существования гитары изобретено большое количество как типовых видов арпеджио, так и полученных стихийно. Переборы расширяют границы аранжировщика и гитариста-исполнителя, дают новые возможности для вариаций и импровизаций, обогащают и украшают аккомпанемент. Их используют во всех стилях музыки, начиная с народных и заканчивая альтернативными. Играются в разных метроритмических образованиях, как в размере 4/4, так и всех других (2/4, 3/4, 3/8, 6/8 и так далее).
К основным типовым относятся следующие 4 разновидности арпеджио, на основе которых и проходят занятия для начинающих гитаристов по развитию навыков техники перебора:
- восходящее (схема P-i-m-a, где P – большой палец правой руки, i – указательный, m – средний, a – безымянный);
- нисходящее (схема P-a-m-i);
- смешанное (P-i-m-a-m-i);
- ломаное (P-i-m-i-a-i-m-i).
В представленных схемах подразумевается игра пальцев правой руки на строго им предназначенных струнах:
- большой палец (P) извлекает звуки только из басовых струн (шестой, пятой или четвёртой, что зависит от названия аккорда, который берут пальцы левой руки);
- указательный палец (i) играет только на третьей струне;
- средний палец (m) – вторая струна;
- безымянный палец (a) – первая струна.
Ниже располагаются ноты некоторых упражнений на виды арпеджио для тех учеников, которые смогут разобраться в них: восходящее арпеджио, смешанный и ломаный переборы.
Как играть?
Чтобы правильно играть перебором, нужно знать технику звукоизвлечения при таком способе.
Начинать арпеджио можно с самого начала обучения, даже если новичок ещё не знает аккорды.
Переборы прекрасно подходят для развития пальцев правой руки и овладения основными приёмами звукоизвлечения апояндо и тирандо. Поэтому игра на открытых струнах будет лучшим решением начать осваивать арпеджио.
Бас в начальных видах арпеджио, которые указаны выше, воспроизводится из шестой струны на счёт «раз» приёмом апояндо, то есть с опорой на соседнюю струну (в данном случае – на нижнюю пятую).
Далее варианты звукоизвлечения «своих» струн остальными пальцами расходятся:
- в движении пальцев (i-m-a) в восходящем переборе звукоизвлечение должно быть без опоры (тирандо), так как в случае апояндо предыдущая струна будет заглушаться пальцем, извлекающим последующий звук;
- в нисходящем арпеджио все звуки извлекаются с опорой пальцев на соседнюю струну (верхнюю);
- в смешанном и ломаном переборах лучше не обращать внимания на возможность либо невозможность применения апояндо, а извлекать звуки только тирандо.
При игре перебором важное значение для начинающих имеет ровность звуков. Чтобы играть равными долями, необходимо воспользоваться либо метрономом, настроив его на 60 ударов в минуту, либо отсчитывать счёт вслух – громко и внятно. Для восходящего и нисходящего арпеджио счёт длится до четырёх (один счёт, начиная с баса, приходится на один звук). Затем всё начинается сначала – и счёт, и арпеджио.
Для смешанного арпеджио счёт ведётся до шести, а для ломаного – до восьми.
Звуки должны быть не только ровными и чистыми, но и одинаковыми по динамике: басы немного акцентированные (глубокие и громкие), остальные звуки по громкости следует держать на среднем уровне, не выделяя ни один из них как-то особенно. На начальном этапе этого не требуется.
Что такое арпеджио на гитаре и как его играть, смотрите в видео.
Источник