Арпеджио для фортепиано что это

Арпеджио, гармоническая фигурация (часть 1)

На предыдущем занятии мы коснулись некоторых вопросов, связанных с развязкой пальцев рук, благодаря чему каждая рука может играть свою партию независимо от игры другой руки, что требуется при игре мелодических интервалов (последовательная игра двух звуков) и (или) неравномерных ритмических фигур. Мелодические интервалы используются при игре мелодий, гамм, арпеджио, басовых партий и др., к чему мы ещё вернёмся. А сейчас рассмотрим игру арпеджио левой рукой, на чём основан ещё один популярный тип аккомпанемента — гармоническая фигурация. Гармоническая фигурация применительно к игре левой рукой означает последовательное движение баса по звукам аккордов.

В самом простом случае данный тип аккомпанемента получается путём последовательной игры тонов трезвучия. Например, в случае до-мажорного трезвучия (аккорд С) нужно последовательно сыграть ноты до, ми и соль.

Одной из характеристик арпеджио является направление его движения, которое может происходить в одну или в две стороны:

  • до-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль — цикличное однонаправленное арпеджио вправо. Звено до-ми-соль.
  • до-ми-соль-ми, до-ми-соль-ми — цикличное арпеджио в две стороны, вправо и влево. Звено до-ми-соль-ми.

Циклично повторяющееся арпеджио используется для аккомпанемента, нецикличное — в солирующих партиях.

Арпеджио в низком регистре для левой руки, как правило, имеет общую направленность слева-направо. Как вы знаете, основой гармонии (здесь гармония — звучание сочетания звуков) и её фундаментом является басовый тон (самый низкий звук из всех звучащих в данный момент времени). Если меняется басовый тон, то меняется и гармония. При игре арпеджио левой рукой басовый тон меняется постоянно и здесь роль фундамента и основы выполняет его самый низкий звук. Если арпеджио играется слева-направо, то сначала появляется фундамент, а затем надстройка, что логично. Если арпеджио играется справа-налево, то возникает конфликт. Правый тон берётся на сильную долю и готовит основу для гармонии, но затем появляется тон ниже, который пытается создать свою основу на слабую долю и т.д.

Читайте также:  Фортепиано это симфонический инструмент

Пример. Если правой рукой сыграть одновременно ноты до, ми и соль, а левой рукой взять до на октаву ниже, то получится домажорное трезвучие (С) с басовым тоном до. Если же одновременно с этим трезвучием C левая рука сыграет ноту ля, то получится ляминорный малый септаккорд (Am7). В этом случае изменение басового тона привело к изменению гармонии c весёлого настроения на задумчиво-грустное. Кстати, некоторые септаккорды интересны тем, что в них сосуществуют сразу два противоположных настроения — грусть и радость. Левое трезвучие в септаккорде Am7 ля-минорное, правое — до-мажорное. Басовый тон входит в минорное трезвучие, поэтому результирующее звучание получается минорно-нейтральным. Если левая рука одновременно с аккордом С сыграет ноту ми, то получится до-мажорный секстаккорд. Мажор останется, но звучание, естественно, изменится и не будет столь основательным, как звучание С.

При игре арпеджио правой рукой в срелднем и верхнем регистрах основа гармонии не затрагивается, благодаря чему арпеджио может логично развиваться и влево, и вправо. Для игры сложной гармонической фигурации требуется уверенная игра пальцами руки в обе стороны, над чем стоит поработать отдельно.

Упражнение 1. Привычное и непривычное арпеджио для левой руки.

Пример 1. Пример композиции с противоположными вариантами арпеджио.

Второй фрагмент в этом примере звучит непривычно, но благодаря ему появляется возможность поработать над непривычными сочетаниями пальцев для более уверенной игры сложных волнообразных арпеджио.

В четырёхдольном размере можно последний тон сыграть половинной длительностью.

Упражнение 2. Четырёхдольное арпеджио с использованием трёх тонов.

Попробуйте теперь самостоятельно придумать какую-нибудь композицию в выбранной тональности и гармонической последовательности. Если возникают сложности с сочинением мелодии, то нужно понять, что мешает этому и решить, что с этим делать и нужно ли с этим вообще что-то делать:

  • принципиально не хочется сочинять мелодии, потому что нет ничего лучше игры по нотам произведений других авторов. Тогда лучше достать ноты интересующего произведения и заняться более интересным для вас делом — его разучиванием.
  • не хочется сочинять мелодии, потому что они как-то примитивно звучат. Примитив + время + голова = успех!
  • мало практики. Больше занимаемся сочинением мелодий
  • пальцы “деревянные” и мало что получается. Красота мелодии не в количестве сыгранных нот, а в сочетании звуков. Можно сыграть всего три звука и прочувствовать их звучание.
  • Вообще непонятно, что играть. Смотрите, что играет левая рука, и нажимайте правой рукой аккордовые звуки!

Нередко сочинению мелодии мешает то, что музыкант слишком много смотрит и слишком мало слушает и думает. Вместо того, чтобы слушать и думать об услышанном он внимательно смотрит на процесс нажимания пальцами клавиш. Уделите больше внимания звучанию. Если фрагмент понравился, то запоминаем его, повторив несколько раз.

При игре на синтезаторе я часто делаю так: сначала разучиваю упражнение, а затем использую его в практической импровизации. Это позволяет увидеть практическое применение полученных навыков от игры упражнения и произвести его адаптацию. Да и занятие становится более интересным.

Пример 2. Арпеджио с использованием четырёх тонов.

Ещё одна важная характеристика арпеджио — последовательность игры тонов аккорда. В предыдущих примерах тоны игрались последовательно и без пропусков. Это относительно просто. Значительно сложнее осуществляется игра перебором. Для исполнения следующего упражнения требуется растяжка. Играется он 5 (мизинец), 4, 2 и 1 пальцами.

Упражнение 3. Перебор в пределах октавы

С практической точки зрения данный перебор не представляет ценности, так как он играется в тесном расположении тонов и звучит громоздко. Но он неплохо подходит для разработки малоподвижного безымянного пальца.

Аккомпанемент в примере 2 выглядит достаточно просто. Звено из четырёх звуков играется в неизменном виде от разных нот. За исключением одного места аккомпанемент играется компактно, и я решил не адаптировать его для более плавного ведения аккомпанемента. А вот использование перебора из упражнения 3 без адаптации приведёт к появлению разрывов в звучании и большим скачкам. Для их устранения пришлось добавить вариант с немного измененным окончанием звена и ввести низходящее арпеджио от ноты соль. Сравните исходный вариант перебора и его улучшенную, но более сложную версию.

Упражнение 4. Исходный вариант и улучшенный (повышенная сложность)

Пример с использованием этого вида перебора получился очень сложным, но при желании вы можете посмотреть его в медленном темпе и увидеть, как используются три варианта арпеджио для осуществления плавных переходов.

Пример 3. Пример гармонической фигурации в виде перебора (медленно)

Пример 3а. Пример гармонической фигурации в виде перебора (быстро)

Для получения гитарного перебора достаточно немного изменить рассмотренный выше вариант. Пальцы такие: 5-2-1-5-1-2-4-1

Упражнение 5. Гитарный перебор

Послушаем пример использования этого перебора.

Пример 4. Импровизация.

С хорошей растяжкой пальцев левой руки игра арпеджио в пределах октавы не вызывает трудностей, чего нельзя сказать об исполнении арпеджио на 1,5 октавы с переносом пальца: 5-2-1-2-1-2-1-2-5

Упражнение 6. Игра арпеджио на 1,5 октавы

Пример 5. Импровизация

Движение баса по тонам трезвучия в пределах 1,5 октавы достаточно неплохо воспринимается в качестве аккомпанемента. Если же сыграть этот пример на 2,3 октавы, то вместо аккомпанемента мы услышим обычное арпеджио. Для получения аккомпанемента в этом случае можно к исходной последовательности добавить нону. Пальцы: 5-2-1-3-2-1-3-2-1-2-3-1-2-3-1-2-5.

Упражнение 7. Гармоническая фигурация на 2,3 октавы

Построение композиции с использованием такого аккомпанемента с одной стороны достаточно сложное, а с другой простое. Сложность заключается в том, чтобы заставить левую руку играть свою партию без ошибок. Также нужно подумать над мелодией, каждый звук которой должен гармонично звучать в окружении звуков аккомпанемента. На 5-октавном синтезаторе такой аккомпанемент серьёзно ограничивает свободу перемещений правой руки и можно остановиться на исполнении простой мелодии.

Пример 6. Импровизация

Гармоническая фигурация на 1,5 и 2,3 октавы, конечно, звучит неплохо, а есть ли варианты попроще? Есть. На следующем занятии мы рассмотрим простой с точки зрения строения аккомпанемент данного типа, благодаря которому можно выйти на новый уровень в импровизации. Но для его исполнения потребуется либо очень хорошая растяжка пальцев, либо сустейн-педаль.

Источник

Арпеджио

Арпе́джио, Арпеджиату́ра (от итал. arpa — арфа, буквально означает как на арфе) — способ исполнения аккордов на фортепиано и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. Чаще всего арпеджио обозначается волнообразной линией или дугой перед аккордом.

Арпеджированные аккорды называются также «ломанными» или разбитыми, с этим выражением связаны такие звуковые группы в гармонической фигурации, которые происходят от раздробления аккордов, и в которых отдельные ноты аккорда могут подвергаться различной перестановке.

Арпеджио часто использовались в старинной фортепианной музыке около 1700 г. Венецианский композитор, певец и виртуоз-клавесинист, живший в первой половине XVIII столетия в Италии и Испании Доменико Альберти начал использовать этот приём в качестве арпеджированного аккомпанемента к басу, за что этот вид исполнения получил название басы Альберти.

В жанре чиптюн под арпеджио обычно подразумевается эффект, когда быстро сменяющиеся ноты образуют аккорд. В большинстве композиций данного жанра арпеджио уделяется особое значение. В ZX-чиптюне арпеджио обычно называют орнаментом (узором, чаще — паттерном).

Источники

  • Арпеджио // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Арпеджио в Музыкальном словаре
Современная музыкальная нотация
Нотный стан

Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные

Техника игры на струнных инструментах

Глушение ладонью · Свип · Легато · Тремоло · Тэппинг · Натуральный флажолет · Искусственный флажолет · Стаккато · Пиццикато · Вибрато · Hammer-on · Pull-off · Синкопа (музыка) · Глиссандо · Слайд-гитара · Рифф (музыка) · Гитарное соло · Арпеджио · Бенд · Слэп · Переменный штрих · Экономный штрих · Гибридный штрих · Тремоло штрих · Пропуск струн · Остинато · Дайв-бомба ·

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Арпеджио» в других словарях:

АРПЕДЖИО — (итал. arpeggio, от arpa арфа). Аккорды, в которых звуки, составляющие их, извлекаются последовательно, один за другим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРПЕДЖИО ит. arpeggio, от arpa, арфа.… … Словарь иностранных слов русского языка

АРПЕДЖИО — (правильнее арпеджо) (итальянское arpeggio, от arpeggiare играть на арфе), исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, обычно начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах … Современная энциклопедия

АРПЕДЖИО — (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio от arpa арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах … Большой Энциклопедический словарь

арпеджио́не — [нэ] и арпеджоне[нэ], нареч.; нескл., с … Русское словесное ударение

АРПЕДЖИО — (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa арфа) (муз.). 1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим. 2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд,… … Толковый словарь Ушакова

АРПЕДЖИО — ср., нескл., итал., муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

арпеджио — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

арпеджио — сущ., кол во синонимов: 1 • арпеджо (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Арпеджио — Арпеджио, Арпеджиатура (от итал. arpa арфа) так называетсяисполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе,причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знакдля А. ставится перед аккордом; иногда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АРПЕДЖИО — Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его… … Музыкальный словарь

Источник

Арпеджио — это что такое? Основные разновидности и приемы исполнения

Все те, кто занимается обучением игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, в обязательном порядке изучают прием в виде определенной последовательности нот, называемый термином «арпеджио». Но и многие обычные слушатели, далекие от понимания основных канонов музыки, с этим понятием тоже сталкиваются. Арпеджио – это один из самых интересных приемов, применяемых в музыкальном аккомпанементе, который добавляет музыке некой чувственности. Далее будут рассмотрены основные аспекты, связанные с этим приемом игры.

Арпеджио — это что такое?

Для начала посмотрим на официальную трактовку. Если исходить из определений, представленных в теории музыки, арпеджио – это разбиение аккорда на звуки, которые извлекаются не вместе, как если бы звучал цельный аккорд, а играются последовательно один за другим, быстро сменяя друг друга. Это создает эффект своеобразного перелива. И необязательно, чтобы ноты, входящие в состав такой последовательности, образовывали какой-то аккорд (он может быть произвольным).

Считается, что арпеджио – это музыкальный прием, который впервые был применен итальянским композитором Доменико Альберти, использовавшим арпеджированные последовательности для аккомпанирования басовой партии. А название такой техники происходит от слова «arpo», означающего музыкальный инструмент арфу или процесс игры на нем. А ведь так оно и есть – на арфе струнные переливы в виде быстрого последовательного перехода по определенному количеству нот встречаются наиболее часто.

Обозначение на нотном стане

При записи нот в музыкальной партитуре для обозначения арпеджио могут использоваться несколько обозначений. В самом простом случае, если длительность нот позволяет, арпеджио можно записать на нотном стане исключительно в виде их последовательности.

Однако чаще всего указывается полный аккорд, перед которым стоит вертикальная волнистая линия или полукруглый знак, который обычно применяется для залигованных нот. В случае когда предполагается исполнение арпеджио из составляющих нот нескольких аккордов, может указываться сам аккорд, а сверху над ним – латинское обозначение приема (arpeggio).

Арпеджио на фортепиано как развитие техники игры

Для пианистов арпеджио можно назвать не только приемом, вносящим новые краски в исполнение музыкального произведения, но и одной из основных методик развития техники игры, беглости пальцев и т.д.

В качестве простейшего примера посмотрим до-мажорное арпеджио. Ноты в классическом восходящем варианте имеют последовательность в виде до-ми-соль-до (через октаву) и далее. Нисходящий прием подразумевает обратную последовательность. Таким образом, нетрудно сделать вывод о том, что арпеджио условно можно разделить на восходящие и нисходящие.

Но на фортепиано играть можно двумя руками. При этом и арпеджио в любой последовательности может звучать с интервалом в октаву или две. Кроме того, отдельно выделяют и расходящиеся арпеджио, которые при достижении определенного положения на клавиатуре (чаще всего первая-вторая октава) начинают исполняться в разных направлениях (левой рукой вниз, правой вверх). При этом сначала играется восходящая последовательность, в середине – расходящаяся, далее сходящаяся до того же положения на клавиатуре, затем – снова восходящая, наконец – нисходящая до того же места, снова расходящаяся и сходящаяся, а в конце – нисходящая до точки начала.

Гитарные арпеджио

Но арпеджио тем и хороши, что укладываться в рамки какого-то одного аккорда и четкой последовательности взятия нот не нужно. Лучше всего это демонстрируют арпеджио на гитаре, которые чаще всего принято называть перебором. А вот о таком приеме слышали все.

Интересно, что гитарные арпеджио могут выступать не только в качестве аккомпанемента, но и как солирующие партии, что достаточно часто можно услышать в испанской музыке. В современном мире такой прием часто используется рок-гитаристами. Особенно сильно это заметно у таких грандов, как Yngwie Malmsteen, Steve Vai и многих других.

Любой человек, только начинающий свое обучение игре на гитаре самостоятельно, ведь в первую очередь пытается научиться именно перебору и бою. А арпеджио даже в самом простом исполнение при одном используемом фиксированном аккорде развивает технику пальцев правой руки.

В случае исполнения более сложных последовательностей подключаются и пальцы левой руки. Иногда применяется ударная техника, называемая тэппингом (tapping). А это уже не только техника передвижения пальцев по грифу.

Заключение

Остается добавить, что ценность такого приема недооценивать нельзя. Мало того что он добавляет неповторимые краски в сами музыкальные произведения, так еще и очень сильно развивает технику их исполнения на любом музыкальном инструменте. Неудивительно, что в музыкальных учебных заведениях освоению арпеджио уделяется первостепенное значение наряду с гаммами. Ну, а о музыкальной значимости этого приема говорить не приходится и вовсе. Это, как говорится, не обсуждается.

Источник

Оцените статью