Арпеджио для гитары до мажор

Что такое арпеджио на гитаре и как его играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Техника игры на гитаре предусматривает несколько основных приёмов получения аккордовых звуков как при аккомпанировании солирующему музыкальному инструменту, так и для гармонического сопровождения собственной мелодической линии. Среди них особенно выделяется своей популярностью и красотой исполнение аккордов с помощью арпеджио. Далее рассмотрим подробнее, что представляет собой такой способ игры на гитаре, каковы его разновидности и какие упражнения помогут начинающим гитаристам в совершенстве овладеть техникой арпеджио.

Что это такое?

Арпеджио на гитаре обычные люди и гитаристы-самоучки называют перебором, так как музыкант при этом поочерёдно «перебирает» струны инструмента пальцами правой руки. Впрочем, это правильно подмечено – арпеджио произошло от итальянского слова «arpeggio», где «arpa» переводится как «арфа» – другой струнный музыкальный инструмент, хорошо знакомый всем. Именно на арфе основной способ игры похож на перебирание её струн пальцами обеих рук.

Выходит, что арпеджио на гитаре является способом игры, характерной особенностью которого является последовательное извлечение звуков из разных струн, имеющихся на ней.

В таком случае у начинающего гитариста может возникнуть вопрос о том, какое отношение ко всему этому имеет исполнение аккордов. Давайте будем разбираться с этим.

Аккорд, как известно, образуется за счёт одновременного звучания минимум трёх различных звуков основного звукоряда. Например, аккорд До мажор (C) получается при созвучии нот «до-ми-соль». Любые два звука из названых, извлечённых одновременно, не являются аккордом (их называют двузвучием).

Только три или большее количество звуков, имеющих разное ступенчатое значение в гамме, образуют аккордовое созвучие. Если к аккорду До мажор добавить ещё один звук, например, «си-бемоль» или чистый «си», то это тоже будет аккорд, но название его будет несколько иное – До-мажорный септаккорд (C7).

Теперь следует вернуться к арпеджио и струнам гитары. Стандартная настройка шестиструнной гитары производится на минорный лад. Большинство струн (шестая, третья, вторая и первая) образуют при их одновременном звукоизвлечении аккорд ми минор. При этом звучат такие ноты:

  • ми первой октавы на 1-й струне (основной тон);
  • си малой октавы на 2-й струне (квинтовый тон);
  • соль малой октавы на 3-й струне (терция аккорда);
  • ми большой октавы на 6-й струне (основной тон).

Пятая и четвёртая струны не являются звуками чисто минорного трезвучия (ми-соль-си). Если включить сюда звук четвёртой струны (ре малой октавы), то получится септаккорд, правда, тоже от звука «ми» и всё так же минорный (Em7). Пятая струна (ля большой октавы) ещё больше запутает первоначальный аккорд и начинающего музыканта, поэтому ограничимся лишь тем, что общий лад – ми-минорный – останется даже при одновременном звучании всех открытых струн гитары, настроенной стандартно.

А так как при игре на разных струнах гитары их звучание затухает не сразу, то полученные звуки сливаются в одно созвучие, которое и называется аккордом.

Другими словами, арпеджио – это такой способ игры аккордов, при котором звуки аккорда извлекаются последовательно, один за другим в определённом порядке, образуя в результате непрерывное созвучие (аккорд).

За время существования гитары изобретено большое количество как типовых видов арпеджио, так и полученных стихийно. Переборы расширяют границы аранжировщика и гитариста-исполнителя, дают новые возможности для вариаций и импровизаций, обогащают и украшают аккомпанемент. Их используют во всех стилях музыки, начиная с народных и заканчивая альтернативными. Играются в разных метроритмических образованиях, как в размере 4/4, так и всех других (2/4, 3/4, 3/8, 6/8 и так далее).

К основным типовым относятся следующие 4 разновидности арпеджио, на основе которых и проходят занятия для начинающих гитаристов по развитию навыков техники перебора:

  1. восходящее (схема P-i-m-a, где P – большой палец правой руки, i – указательный, m – средний, a – безымянный);
  2. нисходящее (схема P-a-m-i);
  3. смешанное (P-i-m-a-m-i);
  4. ломаное (P-i-m-i-a-i-m-i).

В представленных схемах подразумевается игра пальцев правой руки на строго им предназначенных струнах:

  • большой палец (P) извлекает звуки только из басовых струн (шестой, пятой или четвёртой, что зависит от названия аккорда, который берут пальцы левой руки);
  • указательный палец (i) играет только на третьей струне;
  • средний палец (m) – вторая струна;
  • безымянный палец (a) – первая струна.

Ниже располагаются ноты некоторых упражнений на виды арпеджио для тех учеников, которые смогут разобраться в них: восходящее арпеджио, смешанный и ломаный переборы.

Как играть?

Чтобы правильно играть перебором, нужно знать технику звукоизвлечения при таком способе.

Начинать арпеджио можно с самого начала обучения, даже если новичок ещё не знает аккорды.

Переборы прекрасно подходят для развития пальцев правой руки и овладения основными приёмами звукоизвлечения апояндо и тирандо. Поэтому игра на открытых струнах будет лучшим решением начать осваивать арпеджио.

Бас в начальных видах арпеджио, которые указаны выше, воспроизводится из шестой струны на счёт «раз» приёмом апояндо, то есть с опорой на соседнюю струну (в данном случае – на нижнюю пятую).

Далее варианты звукоизвлечения «своих» струн остальными пальцами расходятся:

  • в движении пальцев (i-m-a) в восходящем переборе звукоизвлечение должно быть без опоры (тирандо), так как в случае апояндо предыдущая струна будет заглушаться пальцем, извлекающим последующий звук;
  • в нисходящем арпеджио все звуки извлекаются с опорой пальцев на соседнюю струну (верхнюю);
  • в смешанном и ломаном переборах лучше не обращать внимания на возможность либо невозможность применения апояндо, а извлекать звуки только тирандо.

При игре перебором важное значение для начинающих имеет ровность звуков. Чтобы играть равными долями, необходимо воспользоваться либо метрономом, настроив его на 60 ударов в минуту, либо отсчитывать счёт вслух – громко и внятно. Для восходящего и нисходящего арпеджио счёт длится до четырёх (один счёт, начиная с баса, приходится на один звук). Затем всё начинается сначала – и счёт, и арпеджио.

Для смешанного арпеджио счёт ведётся до шести, а для ломаного – до восьми.

Звуки должны быть не только ровными и чистыми, но и одинаковыми по динамике: басы немного акцентированные (глубокие и громкие), остальные звуки по громкости следует держать на среднем уровне, не выделяя ни один из них как-то особенно. На начальном этапе этого не требуется.

Что такое арпеджио на гитаре и как его играть, смотрите в видео.

Источник

Арпеджио аккордов на гитаре

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 10.03.2015 · Обновлено 06.07.2019

Сегодня мы рассмотрим аппликатуры арпеджио на гитаре. Все аппликатуры арпеджио будут строится на системе CAGED и для того чтобы полностью понять о чём идёт речь, обязательно ознакомьтесь с этой системой! Я не буду заострять своё внимание на теоретической части, а приведу сами аппликатуры и объясню что с ними делать.

Аппликатуры арпеджио на гитаре

Далее будут представлены основные аппликатуры арпеджио на гитаре.
Мажорные арпеджио:

Минорные арпеджио:

Мажор-септ арпеджио:

Минор-септ арпеджио:

Доминант-септ арпеджио:

Min7 b5 арпеджио:

Как использовать их в реальной жизни?

Лично я считаю, что данные аппликатуры будут «просачиваться» в вашу игру по мере того, на сколько лучше вы будите узнавать приведённые выше аппликатуры. Со временем вы начнёте интуитивно понимать, где находятся ноты арпеджио в аппликатуре любой гаммы, какие из них лучше всего подходят для конкретной ситуации, что предаст вам уверенности в вашей импровизации. Отрабатывая такой подход к изучению аккордов, вы изучите всю необходимую для вас информацию всего лишь практикуясь.

Другими словами:

  • Изучите интересующие вас арпеджио;
  • Играйте их под метроном! Начиная с небольшого темпа и постепенно увеличивая его;
  • Найдите свои отправные точки;
  • Соедините их с игрой гамм (наприм. пентатоники);
  • Импровизируйте под сопровождение (наприм. в тональности Ля-минор);

Помните! Чем больше времени вы уделяете своему инструменту, тем быстрее вы начнёте находить с ним общий язык.

Источник

Арпеджио Часть 1

В этом уроке ты узнаешь, как играть арпеджио на гитаре и как использовать их в своей импровизации.

Арпеджио – это разобранный аккорд, ноты которого играются по очереди, а не одновременно.

Арпеджио хорошо подходят для импровизации поверх прогрессий аккордов. Для этого ты отражаешь гармонию мелодии в своем соло, и из этого может получиться что-то интересное.

Важно знать, как играть все возможные арпеджио во всех возможных позициях на грифе. Это может напугать в самом начале, но со временем ты сможешь играть любые арпеджио, даже не задумываясь. В этом уроке мы начнем с базовых позиций, которые не обязательно учить за один раз.

Арпеджио поверх прогрессии II V I в тональности G мажор

Мы разучим базовые арпеджио, анализируя распространенные аккордовые прогрессии. Наиболее популярной прогрессией в джазе является II V I. В данном случае мы будем работать в тональности G мажор:

Для игры поверх этих типов аккордов нам потребуются три вида арпеджио: минорное, доминантное и мажорное. Ниже приведено арпеджио для аккорда Am7:

Красными кругами обозначена тоника аккорда. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черными кругами обозначены остальные ноты аккорда.

Отрабатывай это A минорное арпеджио, как показано ниже, до тех пор, пока оно не звучит естественно:

Ты также можешь сначала играть аккорд, а затем арпеджио. Это будет хорошим упражнением для твоего слуха:

Переходим к аккорду D7:

Отрабатывай это арпеджио, как показано ниже:

Как и в случае с минорным арпеджио, ты можешь сперва играть аккорд, а затем арпеджио из примера.

Теперь мы добрались до аккорда Gmaj7:

Gmaj 7 арпеджио

Отрабатывай это арпеджио точно так же, как и два предыдущих (начинай с тоники).

Теперь мы знаем базовые позиции этих арпеджио и можем объединить их в пассаж:

Это пример того, как можно объединять различные арпеджио. Он звучит не очень музыкально, но его необходимо играть, так как это важный шаг в процессе обучения. Взглянем на следующий пример, который начинается с другого места:

Теперь начинай импровизировать поверх данной аккордовой прогрессии, используя только вышеперечисленные арпеджио. Ты можешь начинать с любых нот и использовать любой ритмический рисунок, хотя в целях обучения лучше играть ровные фразы 8-ми нотами как в примере. Чтобы убедиться, что ты меняешь аккорды в нужном месте, можешь использовать программу Band in a Box (или же самостоятельно записать аккордовую последовательность под метроном).

Полезно знать, что все арпеджио можно транспонировать в другие тональности, перемещая их по грифу. Если ты знаешь арпеджио аккорда Am7, ты можешь использовать ту же аппликатуру для других минорных аккордов в иных тональностях. Предположим, тебе нужно найти арпеджио для аккорда Gm7. Все, что тебе нужно сделать – это перенести арпеджио аккорда Am7 на 2 лада вниз по грифу. Так, вместо того, чтобы начать играть с 5-го лада, как в случае с арпеджио аккорда Am7, мы начнем играть с 3-го. Результат на диаграмме:

Ты передвигаешь тонику на подходящую ноту струны и играешь арпеджио отсюда. Другой пример: тебе нужно найти арпеджио аккорда E7, но мы уже изучили арпеджио для аккорда D7. Вот результат:

Здесь приведены базовые арпеджио. В следующей части мы рассмотрим арпеджио во всех остальных позициях и для всех остальных аккордов.

Источник

Читайте также:  Ноты для квартета виолончелей
Оцените статью