Арпеджио для левой руки для фортепиано

Короткие арпеджио на фортепиано | Аппликатура

Вы уже освоили аппликатуру гамм? Мы проходили это в прошлой статье. Затем учили аккорды. Загляните сюда и узнаете, какими приемами советует проучивать аппликатуру аккордов наш педагог.

Теперь пора заняться арпеджио. Арпеджио бывают прямые и ломанные, короткие и длинные. Сегодня займемся короткими. Выучив правильные пальцы, используйте их и в ломанных. Для длинных арпеджио и септаккордов позже выделим отдельный урок.

Аппликатура коротких арпеджио

Это пальцы, которые ВСЕГДА присутствуют в аппликатуре коротких арпеджио:

в правой руке 1 2 ….. 5

в левой руке 5 ….. 2 1

А вот третий и четвертый чередуются в зависимости от тональности и обусловлены удобством положения пальцев (длинные на черных)

Аппликатура арпеджио на фортепиано имеет такую закономерность (от белых клавиш и на одних черных) : трезвучия,

Т 6 Т 6 4 правая рука 1,2,3,5 1,2,4,5 1,2,4(3),5 левая рука 5,4(3),2,1 5,4,2.1 5,3,2,1

В выборе аппликатуры коротких арпеджио следует руководиться основными принципами. Особого внимания требует четвертый палец. Всегда теряешься: третий или четвертый. Чтобы не путаться, запомните: если терция малая в тоническом трезвучии в левой руке и квартсекстаккорде в правой руке — берется четвертый палец. Секстаккорд и в правой и в левой всегда исполняется при участием четвертого пальца.

Проведите аналогию: когда Вы переходите дорогу – смотрите налево, а потом, направо. Так и при игре аккордов – сначала внимание обращено на левую руку – именно там таится соблазн взять третий палец; потом, после отдыха на секстаккорде, переключаемся на правую руку.

Когда мы с сыном учим арпеджио, поем песенку-подсказку прямо на играемый мотив : «В левой четвертый, в двух четвертый, в правой четвертый». Помогает!

Kidside рекомендует: самая удобная схема! По ней легко определить какой палец использовать в трезвучии (левая рука) и квартсептаккорде (правая рука)

Красным выделены тональности-исключения, где четвертый палец заменяет привычный третий.

Следующие уроки в нашей домашней музыкальной школе посвятим аппликатуре и методике освоения длинных арпеджио.

Источник

Арпеджио, гармоническая фигурация (часть 1)

На предыдущем занятии мы коснулись некоторых вопросов, связанных с развязкой пальцев рук, благодаря чему каждая рука может играть свою партию независимо от игры другой руки, что требуется при игре мелодических интервалов (последовательная игра двух звуков) и (или) неравномерных ритмических фигур. Мелодические интервалы используются при игре мелодий, гамм, арпеджио, басовых партий и др., к чему мы ещё вернёмся. А сейчас рассмотрим игру арпеджио левой рукой, на чём основан ещё один популярный тип аккомпанемента — гармоническая фигурация. Гармоническая фигурация применительно к игре левой рукой означает последовательное движение баса по звукам аккордов.

В самом простом случае данный тип аккомпанемента получается путём последовательной игры тонов трезвучия. Например, в случае до-мажорного трезвучия (аккорд С) нужно последовательно сыграть ноты до, ми и соль.

Одной из характеристик арпеджио является направление его движения, которое может происходить в одну или в две стороны:

  • до-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль — цикличное однонаправленное арпеджио вправо. Звено до-ми-соль.
  • до-ми-соль-ми, до-ми-соль-ми — цикличное арпеджио в две стороны, вправо и влево. Звено до-ми-соль-ми.

Циклично повторяющееся арпеджио используется для аккомпанемента, нецикличное — в солирующих партиях.

Арпеджио в низком регистре для левой руки, как правило, имеет общую направленность слева-направо. Как вы знаете, основой гармонии (здесь гармония — звучание сочетания звуков) и её фундаментом является басовый тон (самый низкий звук из всех звучащих в данный момент времени). Если меняется басовый тон, то меняется и гармония. При игре арпеджио левой рукой басовый тон меняется постоянно и здесь роль фундамента и основы выполняет его самый низкий звук. Если арпеджио играется слева-направо, то сначала появляется фундамент, а затем надстройка, что логично. Если арпеджио играется справа-налево, то возникает конфликт. Правый тон берётся на сильную долю и готовит основу для гармонии, но затем появляется тон ниже, который пытается создать свою основу на слабую долю и т.д.

Пример. Если правой рукой сыграть одновременно ноты до, ми и соль, а левой рукой взять до на октаву ниже, то получится домажорное трезвучие (С) с басовым тоном до. Если же одновременно с этим трезвучием C левая рука сыграет ноту ля, то получится ляминорный малый септаккорд (Am7). В этом случае изменение басового тона привело к изменению гармонии c весёлого настроения на задумчиво-грустное. Кстати, некоторые септаккорды интересны тем, что в них сосуществуют сразу два противоположных настроения — грусть и радость. Левое трезвучие в септаккорде Am7 ля-минорное, правое — до-мажорное. Басовый тон входит в минорное трезвучие, поэтому результирующее звучание получается минорно-нейтральным. Если левая рука одновременно с аккордом С сыграет ноту ми, то получится до-мажорный секстаккорд. Мажор останется, но звучание, естественно, изменится и не будет столь основательным, как звучание С.

При игре арпеджио правой рукой в срелднем и верхнем регистрах основа гармонии не затрагивается, благодаря чему арпеджио может логично развиваться и влево, и вправо. Для игры сложной гармонической фигурации требуется уверенная игра пальцами руки в обе стороны, над чем стоит поработать отдельно.

Упражнение 1. Привычное и непривычное арпеджио для левой руки.

Пример 1. Пример композиции с противоположными вариантами арпеджио.

Второй фрагмент в этом примере звучит непривычно, но благодаря ему появляется возможность поработать над непривычными сочетаниями пальцев для более уверенной игры сложных волнообразных арпеджио.

В четырёхдольном размере можно последний тон сыграть половинной длительностью.

Упражнение 2. Четырёхдольное арпеджио с использованием трёх тонов.

Попробуйте теперь самостоятельно придумать какую-нибудь композицию в выбранной тональности и гармонической последовательности. Если возникают сложности с сочинением мелодии, то нужно понять, что мешает этому и решить, что с этим делать и нужно ли с этим вообще что-то делать:

  • принципиально не хочется сочинять мелодии, потому что нет ничего лучше игры по нотам произведений других авторов. Тогда лучше достать ноты интересующего произведения и заняться более интересным для вас делом — его разучиванием.
  • не хочется сочинять мелодии, потому что они как-то примитивно звучат. Примитив + время + голова = успех!
  • мало практики. Больше занимаемся сочинением мелодий
  • пальцы “деревянные” и мало что получается. Красота мелодии не в количестве сыгранных нот, а в сочетании звуков. Можно сыграть всего три звука и прочувствовать их звучание.
  • Вообще непонятно, что играть. Смотрите, что играет левая рука, и нажимайте правой рукой аккордовые звуки!

Нередко сочинению мелодии мешает то, что музыкант слишком много смотрит и слишком мало слушает и думает. Вместо того, чтобы слушать и думать об услышанном он внимательно смотрит на процесс нажимания пальцами клавиш. Уделите больше внимания звучанию. Если фрагмент понравился, то запоминаем его, повторив несколько раз.

При игре на синтезаторе я часто делаю так: сначала разучиваю упражнение, а затем использую его в практической импровизации. Это позволяет увидеть практическое применение полученных навыков от игры упражнения и произвести его адаптацию. Да и занятие становится более интересным.

Пример 2. Арпеджио с использованием четырёх тонов.

Ещё одна важная характеристика арпеджио — последовательность игры тонов аккорда. В предыдущих примерах тоны игрались последовательно и без пропусков. Это относительно просто. Значительно сложнее осуществляется игра перебором. Для исполнения следующего упражнения требуется растяжка. Играется он 5 (мизинец), 4, 2 и 1 пальцами.

Упражнение 3. Перебор в пределах октавы

С практической точки зрения данный перебор не представляет ценности, так как он играется в тесном расположении тонов и звучит громоздко. Но он неплохо подходит для разработки малоподвижного безымянного пальца.

Аккомпанемент в примере 2 выглядит достаточно просто. Звено из четырёх звуков играется в неизменном виде от разных нот. За исключением одного места аккомпанемент играется компактно, и я решил не адаптировать его для более плавного ведения аккомпанемента. А вот использование перебора из упражнения 3 без адаптации приведёт к появлению разрывов в звучании и большим скачкам. Для их устранения пришлось добавить вариант с немного измененным окончанием звена и ввести низходящее арпеджио от ноты соль. Сравните исходный вариант перебора и его улучшенную, но более сложную версию.

Упражнение 4. Исходный вариант и улучшенный (повышенная сложность)

Пример с использованием этого вида перебора получился очень сложным, но при желании вы можете посмотреть его в медленном темпе и увидеть, как используются три варианта арпеджио для осуществления плавных переходов.

Пример 3. Пример гармонической фигурации в виде перебора (медленно)

Пример 3а. Пример гармонической фигурации в виде перебора (быстро)

Для получения гитарного перебора достаточно немного изменить рассмотренный выше вариант. Пальцы такие: 5-2-1-5-1-2-4-1

Упражнение 5. Гитарный перебор

Послушаем пример использования этого перебора.

Пример 4. Импровизация.

С хорошей растяжкой пальцев левой руки игра арпеджио в пределах октавы не вызывает трудностей, чего нельзя сказать об исполнении арпеджио на 1,5 октавы с переносом пальца: 5-2-1-2-1-2-1-2-5

Упражнение 6. Игра арпеджио на 1,5 октавы

Пример 5. Импровизация

Движение баса по тонам трезвучия в пределах 1,5 октавы достаточно неплохо воспринимается в качестве аккомпанемента. Если же сыграть этот пример на 2,3 октавы, то вместо аккомпанемента мы услышим обычное арпеджио. Для получения аккомпанемента в этом случае можно к исходной последовательности добавить нону. Пальцы: 5-2-1-3-2-1-3-2-1-2-3-1-2-3-1-2-5.

Упражнение 7. Гармоническая фигурация на 2,3 октавы

Построение композиции с использованием такого аккомпанемента с одной стороны достаточно сложное, а с другой простое. Сложность заключается в том, чтобы заставить левую руку играть свою партию без ошибок. Также нужно подумать над мелодией, каждый звук которой должен гармонично звучать в окружении звуков аккомпанемента. На 5-октавном синтезаторе такой аккомпанемент серьёзно ограничивает свободу перемещений правой руки и можно остановиться на исполнении простой мелодии.

Пример 6. Импровизация

Гармоническая фигурация на 1,5 и 2,3 октавы, конечно, звучит неплохо, а есть ли варианты попроще? Есть. На следующем занятии мы рассмотрим простой с точки зрения строения аккомпанемент данного типа, благодаря которому можно выйти на новый уровень в импровизации. Но для его исполнения потребуется либо очень хорошая растяжка пальцев, либо сустейн-педаль.

Источник

Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)

Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.

Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:

1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)

2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)

Книги в бумажном виде

Гамма теоретический аспект

Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:

Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.

Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).

Минорная: тон, полутон, два тона, питон, два тона (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). Чтобы сохранить структуру гамм используют знаки альтерации.

Существуют следующие гаммы:

Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):

Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :

Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):

в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)

мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)

минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).

Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):

Влияние гам на исполнителя

Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!

Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.

Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Советы по освоению гамм

Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.

Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!

Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.

Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!

Источник

Читайте также:  Колыбельная медведицы ноты для домры
Оцените статью