Арпеджио для правой руки для фортепиано

Короткие арпеджио на фортепиано | Аппликатура

Вы уже освоили аппликатуру гамм? Мы проходили это в прошлой статье. Затем учили аккорды. Загляните сюда и узнаете, какими приемами советует проучивать аппликатуру аккордов наш педагог.

Теперь пора заняться арпеджио. Арпеджио бывают прямые и ломанные, короткие и длинные. Сегодня займемся короткими. Выучив правильные пальцы, используйте их и в ломанных. Для длинных арпеджио и септаккордов позже выделим отдельный урок.

Аппликатура коротких арпеджио

Это пальцы, которые ВСЕГДА присутствуют в аппликатуре коротких арпеджио:

в правой руке 1 2 ….. 5

в левой руке 5 ….. 2 1

А вот третий и четвертый чередуются в зависимости от тональности и обусловлены удобством положения пальцев (длинные на черных)

Аппликатура арпеджио на фортепиано имеет такую закономерность (от белых клавиш и на одних черных) : трезвучия,

Т 6 Т 6 4 правая рука 1,2,3,5 1,2,4,5 1,2,4(3),5 левая рука 5,4(3),2,1 5,4,2.1 5,3,2,1

В выборе аппликатуры коротких арпеджио следует руководиться основными принципами. Особого внимания требует четвертый палец. Всегда теряешься: третий или четвертый. Чтобы не путаться, запомните: если терция малая в тоническом трезвучии в левой руке и квартсекстаккорде в правой руке — берется четвертый палец. Секстаккорд и в правой и в левой всегда исполняется при участием четвертого пальца.

Проведите аналогию: когда Вы переходите дорогу – смотрите налево, а потом, направо. Так и при игре аккордов – сначала внимание обращено на левую руку – именно там таится соблазн взять третий палец; потом, после отдыха на секстаккорде, переключаемся на правую руку.

Когда мы с сыном учим арпеджио, поем песенку-подсказку прямо на играемый мотив : «В левой четвертый, в двух четвертый, в правой четвертый». Помогает!

Kidside рекомендует: самая удобная схема! По ней легко определить какой палец использовать в трезвучии (левая рука) и квартсептаккорде (правая рука)

Красным выделены тональности-исключения, где четвертый палец заменяет привычный третий.

Следующие уроки в нашей домашней музыкальной школе посвятим аппликатуре и методике освоения длинных арпеджио.

Источник

Арпеджио, гармоническая фигурация (часть 1)

На предыдущем занятии мы коснулись некоторых вопросов, связанных с развязкой пальцев рук, благодаря чему каждая рука может играть свою партию независимо от игры другой руки, что требуется при игре мелодических интервалов (последовательная игра двух звуков) и (или) неравномерных ритмических фигур. Мелодические интервалы используются при игре мелодий, гамм, арпеджио, басовых партий и др., к чему мы ещё вернёмся. А сейчас рассмотрим игру арпеджио левой рукой, на чём основан ещё один популярный тип аккомпанемента — гармоническая фигурация. Гармоническая фигурация применительно к игре левой рукой означает последовательное движение баса по звукам аккордов.

В самом простом случае данный тип аккомпанемента получается путём последовательной игры тонов трезвучия. Например, в случае до-мажорного трезвучия (аккорд С) нужно последовательно сыграть ноты до, ми и соль.

Одной из характеристик арпеджио является направление его движения, которое может происходить в одну или в две стороны:

  • до-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль — цикличное однонаправленное арпеджио вправо. Звено до-ми-соль.
  • до-ми-соль-ми, до-ми-соль-ми — цикличное арпеджио в две стороны, вправо и влево. Звено до-ми-соль-ми.

Циклично повторяющееся арпеджио используется для аккомпанемента, нецикличное — в солирующих партиях.

Арпеджио в низком регистре для левой руки, как правило, имеет общую направленность слева-направо. Как вы знаете, основой гармонии (здесь гармония — звучание сочетания звуков) и её фундаментом является басовый тон (самый низкий звук из всех звучащих в данный момент времени). Если меняется басовый тон, то меняется и гармония. При игре арпеджио левой рукой басовый тон меняется постоянно и здесь роль фундамента и основы выполняет его самый низкий звук. Если арпеджио играется слева-направо, то сначала появляется фундамент, а затем надстройка, что логично. Если арпеджио играется справа-налево, то возникает конфликт. Правый тон берётся на сильную долю и готовит основу для гармонии, но затем появляется тон ниже, который пытается создать свою основу на слабую долю и т.д.

Пример. Если правой рукой сыграть одновременно ноты до, ми и соль, а левой рукой взять до на октаву ниже, то получится домажорное трезвучие (С) с басовым тоном до. Если же одновременно с этим трезвучием C левая рука сыграет ноту ля, то получится ляминорный малый септаккорд (Am7). В этом случае изменение басового тона привело к изменению гармонии c весёлого настроения на задумчиво-грустное. Кстати, некоторые септаккорды интересны тем, что в них сосуществуют сразу два противоположных настроения — грусть и радость. Левое трезвучие в септаккорде Am7 ля-минорное, правое — до-мажорное. Басовый тон входит в минорное трезвучие, поэтому результирующее звучание получается минорно-нейтральным. Если левая рука одновременно с аккордом С сыграет ноту ми, то получится до-мажорный секстаккорд. Мажор останется, но звучание, естественно, изменится и не будет столь основательным, как звучание С.

При игре арпеджио правой рукой в срелднем и верхнем регистрах основа гармонии не затрагивается, благодаря чему арпеджио может логично развиваться и влево, и вправо. Для игры сложной гармонической фигурации требуется уверенная игра пальцами руки в обе стороны, над чем стоит поработать отдельно.

Упражнение 1. Привычное и непривычное арпеджио для левой руки.

Пример 1. Пример композиции с противоположными вариантами арпеджио.

Второй фрагмент в этом примере звучит непривычно, но благодаря ему появляется возможность поработать над непривычными сочетаниями пальцев для более уверенной игры сложных волнообразных арпеджио.

В четырёхдольном размере можно последний тон сыграть половинной длительностью.

Упражнение 2. Четырёхдольное арпеджио с использованием трёх тонов.

Попробуйте теперь самостоятельно придумать какую-нибудь композицию в выбранной тональности и гармонической последовательности. Если возникают сложности с сочинением мелодии, то нужно понять, что мешает этому и решить, что с этим делать и нужно ли с этим вообще что-то делать:

  • принципиально не хочется сочинять мелодии, потому что нет ничего лучше игры по нотам произведений других авторов. Тогда лучше достать ноты интересующего произведения и заняться более интересным для вас делом — его разучиванием.
  • не хочется сочинять мелодии, потому что они как-то примитивно звучат. Примитив + время + голова = успех!
  • мало практики. Больше занимаемся сочинением мелодий
  • пальцы “деревянные” и мало что получается. Красота мелодии не в количестве сыгранных нот, а в сочетании звуков. Можно сыграть всего три звука и прочувствовать их звучание.
  • Вообще непонятно, что играть. Смотрите, что играет левая рука, и нажимайте правой рукой аккордовые звуки!

Нередко сочинению мелодии мешает то, что музыкант слишком много смотрит и слишком мало слушает и думает. Вместо того, чтобы слушать и думать об услышанном он внимательно смотрит на процесс нажимания пальцами клавиш. Уделите больше внимания звучанию. Если фрагмент понравился, то запоминаем его, повторив несколько раз.

При игре на синтезаторе я часто делаю так: сначала разучиваю упражнение, а затем использую его в практической импровизации. Это позволяет увидеть практическое применение полученных навыков от игры упражнения и произвести его адаптацию. Да и занятие становится более интересным.

Пример 2. Арпеджио с использованием четырёх тонов.

Ещё одна важная характеристика арпеджио — последовательность игры тонов аккорда. В предыдущих примерах тоны игрались последовательно и без пропусков. Это относительно просто. Значительно сложнее осуществляется игра перебором. Для исполнения следующего упражнения требуется растяжка. Играется он 5 (мизинец), 4, 2 и 1 пальцами.

Упражнение 3. Перебор в пределах октавы

С практической точки зрения данный перебор не представляет ценности, так как он играется в тесном расположении тонов и звучит громоздко. Но он неплохо подходит для разработки малоподвижного безымянного пальца.

Аккомпанемент в примере 2 выглядит достаточно просто. Звено из четырёх звуков играется в неизменном виде от разных нот. За исключением одного места аккомпанемент играется компактно, и я решил не адаптировать его для более плавного ведения аккомпанемента. А вот использование перебора из упражнения 3 без адаптации приведёт к появлению разрывов в звучании и большим скачкам. Для их устранения пришлось добавить вариант с немного измененным окончанием звена и ввести низходящее арпеджио от ноты соль. Сравните исходный вариант перебора и его улучшенную, но более сложную версию.

Упражнение 4. Исходный вариант и улучшенный (повышенная сложность)

Пример с использованием этого вида перебора получился очень сложным, но при желании вы можете посмотреть его в медленном темпе и увидеть, как используются три варианта арпеджио для осуществления плавных переходов.

Пример 3. Пример гармонической фигурации в виде перебора (медленно)

Пример 3а. Пример гармонической фигурации в виде перебора (быстро)

Для получения гитарного перебора достаточно немного изменить рассмотренный выше вариант. Пальцы такие: 5-2-1-5-1-2-4-1

Упражнение 5. Гитарный перебор

Послушаем пример использования этого перебора.

Пример 4. Импровизация.

С хорошей растяжкой пальцев левой руки игра арпеджио в пределах октавы не вызывает трудностей, чего нельзя сказать об исполнении арпеджио на 1,5 октавы с переносом пальца: 5-2-1-2-1-2-1-2-5

Упражнение 6. Игра арпеджио на 1,5 октавы

Пример 5. Импровизация

Движение баса по тонам трезвучия в пределах 1,5 октавы достаточно неплохо воспринимается в качестве аккомпанемента. Если же сыграть этот пример на 2,3 октавы, то вместо аккомпанемента мы услышим обычное арпеджио. Для получения аккомпанемента в этом случае можно к исходной последовательности добавить нону. Пальцы: 5-2-1-3-2-1-3-2-1-2-3-1-2-3-1-2-5.

Упражнение 7. Гармоническая фигурация на 2,3 октавы

Построение композиции с использованием такого аккомпанемента с одной стороны достаточно сложное, а с другой простое. Сложность заключается в том, чтобы заставить левую руку играть свою партию без ошибок. Также нужно подумать над мелодией, каждый звук которой должен гармонично звучать в окружении звуков аккомпанемента. На 5-октавном синтезаторе такой аккомпанемент серьёзно ограничивает свободу перемещений правой руки и можно остановиться на исполнении простой мелодии.

Пример 6. Импровизация

Гармоническая фигурация на 1,5 и 2,3 октавы, конечно, звучит неплохо, а есть ли варианты попроще? Есть. На следующем занятии мы рассмотрим простой с точки зрения строения аккомпанемент данного типа, благодаря которому можно выйти на новый уровень в импровизации. Но для его исполнения потребуется либо очень хорошая растяжка пальцев, либо сустейн-педаль.

Источник

(32) Арпеджио, движение «колесом», «шпагат»

Игра арпеджио технически сложна. Арпеджио – это «поломанные аккорды»; ноты

«аккордов», исполненные последовательно. Арпеджио сложны, потому что для их исполнения требуется сочетать много (36) Движений рук, например, игру ровными (плоскими) пальцами, тяговое усилие, вытягивание, движение «колесом» (см. ниже), глиссандо, «шпагат» (см. ниже), ПСн, ПСв. Для тех, кто играет пальцами исключительно в согнутом положении, арпеджио станут великим испытанием. Большие расстояния между нотами затрудняют точное попадание.

Так же как и гаммы, арпеджио играют в технике ПСв. Применение техники ПСв для игры арпеджио иллюстрирует преимущества техники гораздо лучше, чем применение ее для игры гамм. Сама техника более полезна именно для арпеджио, а не для гамм, потому что большой палец невозможно подтянуть под руку, чтобы добраться до следующей позиции, ибо расстояние слишком велико. Для преодоления длинных расстояний и попадания при этом в ноты необходимы новые движения.

Стандартная аппликатура для арпеджио CEGCEG . . C это 123123 . . для правой руки и 5421421. . . .1 для восходящей левой руки (для нисходящей руки порядок будет обратным). См. Майкл Аарон, «Обучение игре на фортепиано для взрослых, Книга вторая – аппликатуры для игры арпеджио и гамм» (Michael Aaron, Adult Piano Course, Book Two for fingerings of all arps and scales). Поскольку арпеджио представляют собой скачки через несколько нот, большинство исполнителей, стремясь добраться до нужных клавиш, широко расправляют пальцы. Однако делать это на быстрых арпеджио нельзя, потому что, расправив пальцы, вы замедляете их движения, напрягаетесь и устаете. Вместо этого вам нужно перемещать руку, применяя движение «колесо» и выполняя расщепление пальцев (как если бы они садились на шпагат).

Движение «колесо» особенно полезно тем, у кого маленькие руки. Поместите левую ладонь на клавиши, пальцы раздвинуты, как спицы колеса. Кончики мизинца и большого пальца находятся по разные формы воображаемого полукруга. Теперь поместите мизинец над C3 параллельно; кисть повернута так, чтобы большой палец был ближе к вам. Затем переместите руку к крышке инструмента, чтобы мизинец коснулся ее; кисть все это время не собрана. Если 4-й палец слишком длинный и первым касается крышки, поверните руку так, чтобы мизинец коснулся крышки, но при этом находился как можно ближе к C3. Теперь поверните кисть, как колесо против часовой стрелки (если смотреть сверху), чтобы каждый последующий палец касался крышки (проводить по крышке пальцами не нужно), пока не доберетесь до большого пальца. Это движение осуществляется в горизонтальной плоскости. Для выполнения этого движения требуется гибкое запястье.

Если размах пальцев вашей кисти одна октава, то, выполняя движение «колесо», вы уверенно сможете покрыть почти две октавы! Дополнительные сантиметры выигрываются за счет того, что центральные три пальца длиннее мизинца и большого пальца, а окружность полукруга больше его диаметра.

Теперь повторите движение с кистью в вертикальном положении, пальцы указывают вниз. Начните с положения мизинец в вертикальном положении и опустите руку, чтобы сыграть C3. Затем закрутите кисть вверх до C4; каждый палец будет «играть» ноту, к которой прикасается. Когда настанет очередь большого пальца, охват движения составит почти в два раза больше обычного. Только что мы узнали три вещи: (1) как «делать колесо» рукой, (2) это движение обеспечивает досягаемость без каких-либо скачков, и (3) движение может использоваться для «воспроизведения» нот без перемещения пальцев.

При выполнении «колеса» положение кисти среднее между вертикальным и горизонтальным, а пальцы находятся в положении пирамиды [(4) Согнутые и «плоские» пальцы, Паралич пальцев в согнутом положении] или слегка согнуты. Хотя выполнение «колеса» само по себе усиливает падение на клавиши, для воспроизведения нот пальцы необходимо перемещать. Выполняя «колесо» в горизонтальной плоскости, вы задействуете только медленное боковое движение запястья. «Колесо» в вертикальной плоскости использует гораздо более быстрые движения вращения предплечья.

Охват можно расширить, используя «расщепление пальцев» (Фрейзер). Второй и третий пальцы правой руки образуют букву «V», которая помещается на край плоской поверхности, т.е. на поверхности находится только два этих пальца, остальная часть кисти вынесена за край. Расправьте «V» так широко, как можете (но чтобы это не создавало дискомфорта). Затем поверните руку от плеча до кисти и кисть на 90 градусов по часовой стрелке (супинация), чтобы пальцы касались поверхности боковыми сторонами. Теперь можно расправить пальцы еще шире, это называется расщеплением. Это работает с любой парой пальцев. Выполняя «колесо», вы увеличиваете досягаемость почти в два раза, а добавив расщепление – более чем в два раза. Чтобы подтвердить сказанное, повторите «колесо» , но с добавлением расщепления.

Нахождение пальцев в «плоских» позициях [(4) Согнутые и «плоские» пальцы, Паралич пальцев в согнутом положении] более всего подходит для воспроизведения арпеджио, поскольку это позволяет играть большими передними подушками пальцев. Это значительно уменьшает шанс пропустить узкие черные клавиши. Если вы играете на черных клавишах согнутыми пальцами, исполнение арпеджио станет для вас очень непростой задачей.

Поэтому, чтобы с легкостью дотягиваться до нот, играть быстрые арпеджио без напряжения в растягивающихся мышцах, нужно использовать комбинацию ПСв, плоских положений, движения «колесо» и расщепление пальцев. Комфортное выполнение такого сложного комплекса движений обеспечивается пружинящим и гибким запястьем и вращением предплечья. Как в случае с любым сложным движением, начинайте осваивать его по частям, после чего сводите отдельные элементы воедино.

Источник

Читайте также:  Аккордеон самоучитель для детей
Оцените статью